Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I Сложное предложение как синтаксическая единица. Различие подходов к определению сложного предложения




СИНТАКСИС СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

доц. Цуккерман А.С.

л. - 32 часа (на год)

сем. - 13+13 часов

 

Требования:

1) Тетрадь для лаб. Раб. (13 занятий)

2) К/р.

 

Литература:

1. Уч-к. 3-частный «СРЯ»

2. А.Н. Гвоздев «СРЯ» ч.2

3. «СРЯ. Теория и практика анализа…» под ред. Дибровой

4. Крючков, Максимов «СРЯ. Синтаксис сл. Пр.»

5. В.А. Белошапкова «Синтаксис сл.пр.»

6. Грамматика 70, Грамматика 80.

7. Методичка

 

 

ЛЕКЦИЯ №1: «Сложное предложение: общий вопрос»

 

Сложное предложение имеет неоднозначную природу, что приводило к различным его трактовкам: так существовало две точки зрения в русской лингвистике на сложное предложение.

 

Сторонники 1-ой точки зрения (Пешковский, Шахматов) полагали, что сложное предложение по своей сути не отличается от простого, поскольку в основе его определения лежит понятие предикативности, поэтому не следует выделять СП как отдельную синтаксическую единицу, тем более, что термин предложение в обоих случаях, по их мнению, вносит путаницу. Поэтому они предлагали заменить термин СП термином сложное целое или термином сочетание предложений. В чём-то это т.зр. нашла своё отражение в Русской грамматике, где СП определяется как соединение предложений.

 

Сторонники 2-ой т.зр. (Богородицкий, Абакумов, Поспелов и большинство авторов современных учебников) обращали внимание на то, что единицы, составляющие СП, не могут быть уподоблены целиком простому предложению, т.к.

1) компоненты СП не обладают интонационной завершённость кроме последнего,

2) часто не обладают также и смысловой завершённостью, т.е. приобретают свои свойства, приспосабливаясь к характеру целого (Богородицкий сравнил их с морфемами, т.е. приобретают смысл, когда находятся в слове).

Поэтому эти составляющие было предложено называть не простыми предложениями, а предикативными единицами. Т.О., СП противопоставлено простому, как монопредикативное и полипредикативное.

 

Т.о. сложное предложение в современной лингвистике рассматривается как самостоятельная синтаксическая единица, поэтому может быть соотнесено с другими синтаксическими единицами.

 

Сложное предложение и словосочетание

По мнению В.В. Белошапковой, сложное предложение изоморфно (т.е подобно по строению) словосочетанию, потому что обе единицы

 

1) имеют отношение к понятию синтаксической связи и структурной схемы.

2) И сл/соч. и СП не могут быть однокомпонентными.

3) По Белошапковой, и сл/соч. и СП могут быть построены на основе сочинительной, и подчинит. связи.

4) И сл/соч. и СП м.б. минимального состава, и усложнённого типа.

 

Сложное предложение и простое предложение

Естественно, что более всего точек соприкосновения имеет СП с простым.

 

Сходства:

1) коммуникативная завершённость

2) интонационная оформленность

 

Различия:

1) по составляющим компонентам (у простого: из словоформ и словосочетаний они образуют качественно новое образование, а сложное предложение из предикативные единиц)

2) по интонационному оформлению (у простого: интонационно завершено, у сложного: последняя предикативная единица)

3) по грамматическому значению (у простого: отношение предикативности, сложного – отношение между предикативными единицами)

4) кол-во обозначаемых ситуаций (пропозиций) (простое неосложнённое – одна; в сложном – две и более)

5) средства выражения грамм. значения (у простого: флексиями, формообр. суфф-ми, частицами; в сложном – союзы, союзные слова, элементы строения ПЕ [предикативных ед-ц], порядок следования ПЕ и интонация)

 

Т.о., сложное предложение м.б. определено как структурно-смысловое и интонационное единство двух или более ПЕ. (уч-ки Леканта и Валгиной)

 

По Белошапковой, СП – объединение ПЕ на основе синтаксической связи, построенное по той или иной структурной схеме и предназначенное для функционирования в качестве одной коммуникативной единицы. При этом структурная схема понимается как отвлечённый образец, по которому строятся минимальные синтаксические конструкции.

К конструктивным характеристикам структурной схемы относятся:

1) синт-ая связь,

2) ср-ва выр-я связи

3) характеристики ПЕ, обязательные для данной структурной схемы,

4) порядок следования ПЕ.

 

ПРИМЕР:

 


1Так много камнейброшено в меня, 2что ни один из них уже нестрашен.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.