Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика UNIDO




Научно-техническая эффективность исследований

В каждой развитой стране должен существовать нормативно-правовой механизм определения и общественного признания научно-технического развития. Это важнейшая стратегическая задача, от которой зависит будущее состояние экономики страны. В настоящее время это особенно значимо в связи с резким повышением темпов научно-технического прогресса, расширением областей техники и технологии.

Результаты научно-технической деятельности существенно зависят от качества планирования и управления. Выбор приоритетных направлений развития науки, техники и технологии на несколько лет приостановит прогресс в других областях. Если первоначальный выбор окажется ошибочным, то экономические потери могут оказаться очень большими. Отсюда вытекает значимость методов, принципов и механизма установления приоритетов. Эта задача решается на всех уровнях управления экономикой: правительства, министерств, регионов, предприятий, банков и т. д.

Формализованные оценки позволяют отбирать предпочтительные проекты. Они вырабатываются исходя из целей инвестиционной деятельности. В их составе могут быть допустимый объем кредитования, наличие дополнительных эффектов, минимально допустимая прибыль и т.д.

Технология работы с инвестициями требует не останавливаться на стадии оценок, а обеспечивать при необходимости улучшение, сопровождение, контроль и консультирование. Для этого мало быть банковским работником, требуется соответствующая профессиональная подготовка.

Каждый проект должен начинаться с четко поставленной цели, по отношению к которой в последующем может оцениваться успех проекта. Окончательный успех любого нововведения в конечном счете определит рынок. Формализованные правила оценки и отбора нововведений на этапе финансовой поддержки осуществляются, но для того, чтобы получить более точную количественную оценку, а для опоры на выработанные правила оценки последствий сложных проблем.

Отбор проектов - одна из управленческих задач, где проявляется приоритетность направлений вложения средств. Процедура отбора может быть разделена на три этапа: предварительную оценку проекта, комплексную экспертизу, подготовку заключения.

На предварительной стадии отбираются проекты и программы, которые практически реализуемы и имеют экономический эффект. На этой стадии учитывают соответствие проекта целям, деятельности инвестора, дополнительный общественный и социальный эффект у заявителя, принадлежность новой получаемой собственности, привлекаемые при выполнении проекта ресурсы, отраслевую ориентацию. Особыми учитываемыми признаками могут быть характер и уровень риска достижения успеха, связь с другими научно-техническими программами, наличие налоговых льгот, влияние на экспортно-импортные связи страны. Комплексная экспертиза предполагает:

· оценку участников проекта (компетентность, практический опыт руководителей, качество проведенного маркетинга, деловой опыт компании, потенциальный капитал у исполнителя проекта, мероприятия по защите от финансового риска, объемы работ в компании, соответствие имеющимся мощностям, наличие квалифицированного персонала);

· оценку текущего и перспективного рынка товаров и услуг для результата выполняемого проекта (положение на рынке, выявление потенциальной емкости, перспективы конкуренции, вероятность коммерческого успеха, вероятный объем продаж, ценообразование, воздействие на существующие товары);

· оценку используемых научно-технических и технологических разработок (уникальность, патентная защищенность, наличие сырья и материалов, общая техническая оценка прогрессивности, вероятность технического успеха, воздействие на другие проекты);

· оценку финансовых потоков (оценка стартовых и общих затрат, распределение средств по этапам проекта и элементам расходов, длительность периода возврата средств, финансовый риск, рентабельность, механизм возврата средств, гарантии);

· оценку экологических и социальных последствий.

Заключение по проекту предполагает вывод о целесообразности его выполнения.

В качестве формализованного набора критериев отдельного проекта можно использовать:

1.Соответствие целям компании, образу компании, представлениям о допустимом риске, представлениям о времени внедрения.

2.Рыночную потребность:

• предлагаемое производство;

• вероятность коммерческого успеха;

• ожидаемый объем продаж;

• воздействие на существующие товары;

• предполагаемые затраты и цены;

• начальные затраты;

• поведение конкурентов;

• каналы распределения.

3. Научно-техническую проработанность:

• вероятность технического риска;

• патентную чистоту;

• профессионализм фирмы;

• соответствие стратегии научно-технического развития.

4.Финансовую оценку:

• движение затрат и капиталов;

• смежные расходы;

• прибыльность.

5. Производственные возможности:

• наличие оборудования;

• наличие кадров;

• наличие ресурсов;

• безопасность производства;

• необходимую кооперацию.

6. Экономическую характеристику:

• структуру используемых энергоресурсов;

• количество и виды выбросов;

• способы утилизации;

• расходы на экологическую защиту.

Для успеха инновационно-инвестиционной деятельности мало обладать умением формализованной оценки проектов. Необходим ряд дополнительных ориентиров в деятельности.

1.Необходимо в полной мере осознать интересы предприятия - потребителя.

2.Ориентироваться не на собственный экономический рост, а на улучшение экономического состояния предприятия - потребителя инноваций.

3.Необходимо постоянно расширять свою базу и способствовать ее распространению.

4.Инновационно-инвестиционная деятельность должна стать специализированной.

5.Инновационно-инвестиционная деятельность должна проводиться в «сообществе специалистов». С одной стороны, общение позволяет поддерживать уровень своих знаний, а с другой - способствует развитию софинансирования и взаимного страхования.

Конкурсный отбор проектов становится наиболее распространенной формой выделения инвестиций. При его проведении организатор или заказчик публикует подробную информацию о требуемой технологии, оборудовании, исследовании. Каждый из потенциальных поставщиков нововведения готовит подробное предложение, включающее технические, экономические и юридические элементы.

Одной из основных задач государства, руководителя и предпринимателя является повышение эффективности производства за счет осуществления новых комбинаций тех или иных факторов, которых до того не существовало. Потребность в экономической оценке инвестиционных проектов возникает на всех стадиях. Для этого привлекаются система технико-экономических показателей и соответствующие методические правила.

Наукоемкие нововведения необходимы отдельному предприятию, так как их отсутствие влечет не сохранение, а падение экономического состояния. Нововведения позволяют поддерживать состояние оборудования, повышать качество продукции, удерживать объем сбыта продукции. Предприятие часто ухудшает свое экономическое состояние главным образом не из-за отказа от нововведений, а оттого, что конкуренты это делают раньше.

Если не делать нововведений или делать плохо, то произойдут:

• снижение объемов производства;

• сокращение ассортимента продукции;

• рост удельных расходов на эксплуатацию;

• потеря рабочих мест;

• переход потребления на экспортные товары;

• уменьшение доли производительного сектора в стране;

• сокращение прибыли предприятий;

• снижение налоговых поступлений в государственный бюджет.

При формировании и выполнении проекта необходимо преодолеть следующие трудности: мобилизацию и координацию разнообразных ресурсов, оптимальное управление взаимодействием ресурсов, компенсация неблагоприятных событий. Все эти проблемы могут быть успешно решены только при условии оперативного информационного обеспечения руководства проектом.

Основные риски возникают уже при подготовке проекта, когда переговоры ведут не те, кому следует. Все проекты, связанные с научными исследованиями и конструкторскими разработками, требуют вовлечения большого числа участников и взаимодействий со сторонними заказчиками, поставщиками, экспертами, финансирующими организациями и т. д. Каждый участник имеет свои интересы, ожидания в проекте.

Проект должен быть наблюдаем и управляем. Наблюдаемость подразумевает, что выделены некоторые характеристики, по которым можно проконтролировать ход выполнения проекта. Эти характеристики могут быть легко определены, постоянно контролироваться. Управляемость проекта предполагает наличие механизмов своевременного влияния на ход проекта со стороны руководителей проекта и руководства предприятия. Реализуется управляемость через периодические совещания, постоянную оценку выполнения плановых сроков и расходов, контроль за субподрядными работами, прогнозирование расходов, оценку риска, контроль качества.

Большинство проектов слишком велики, чтобы быть полностью управляемыми и наблюдаемыми. Возникает необходимость разделения проекта на этапы, задачи и единицы. Структуризация проекта оказывается залогом его успешности. Собственно планирование проекта становится само по себе одной из его структурных частей. Любая спешка на этом этапе может оказаться чрезвычайно убыточной впоследствии. До окончания структуризации проекта не должно осуществляться никаких безвозвратных действий.

Каждое нововведение выводит на рынок новый товар (продукт, технологию), который может быть использован для более эффективного, чем прежде, производства или использования. Основой мотивации для фирм, вкладывающих средства в исследования, является перспектива получения монопольной ренты в случае успешного патентования нововведения. За счет этой ренты покрываются затраты, связанные с разработкой и осуществлением нововведений. Однако монополия автоматически теряется при появлении следующих нововведений, которые ведут к моральному старению существовавших до этого промежуточных товаров. Продолжительность периода между двумя последовательными успешными нововведениями является случайной величиной в силу стохастической природы инновационного процесса. Патент остается действительным все последующее время, однако его использование становится экономически менее выгодным.

Разработка нововведения требует определенной последовательности организационных мероприятий (проектирование инновационного решения):

•исследование (рыночные исследования, исследование производственных возможностей);

•выработка концепции нововведения;

•параметрический и функционально-стоимостный анализ (анализ концепции нововведения, рыночного потенциала, альтернативных мероприятий, обеспеченности производства, объема продаж);

•оценка (оценка внутренних расходов, видов нового продукта, объемов реализации);

•разработка баланса доходов и расходов;

•планирование (планирование основного производства, вспомогательных мероприятий, контроля производства и качества);

•планирование финансовых потоков доходов и расходов.

Формы внедрения нововведений привязываются к их виду. Разделяют эволюционные и радикальные нововведения. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют шесть групп нововведений:

· сохранение и обновление существующих функций,

· перегруппировку составных частей системы с целью улучшения ее функционирования,

· изменение элементов системы с целью их приспособления,

· изменение базовых свойств системы,

· изменение концепции деятельности,

· изменение результатов системы.

Выделяют двухэтапный процесс распространения нововведений. На первом этапе одна-две организации (ранние новаторы) внедряют новшество, опираясь на научные разработки, на втором - масса организаций (поздние новаторы) внедряет новшество, учитывая опыт первых.

Не любое нововведение укладывается в стратегию развития предприятия. Для оценки такого соответствия используют оценку по шести группам критериев [9]:

1.Соответствие целям предприятия (образу компании, представлениям о допустимом риске, о разумном времени внедрения).

2.Рыночные критерии (вероятность коммерческого успеха, ожидаемый рост продаж, воздействие на существующие продукты, предполагаемые затраты и доходы, поведение конкурентов, начальные затраты, источники дополнительных средств).

3.Научно-технические критерии (согласованность с общей стратегией научных исследований, вероятность технического успеха, патентная чистота, наличие научно-технических ресурсов).

4.Финансовые критерии (влияние на другие проекты, движение затрат и доходов во времени).

5.Производственные критерии (издержки производства, безопасность производства, необходимая кооперация, потребные производственные мощности).

6.Экологические критерии (дополнительное воздействие на окружающую среду, расходы на утилизацию отходов, дополнительное энергопотребление).

Виды проектов:

А — проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежных аналогов;

Б — проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке;

В — проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с более низким уровнем цен;

Г — проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом на внутреннем рынке.

При экономической оценке нововведения возникают методические трудности. Возможными вариантами определения составляющих затрат могут быть:

•ориентация на аналогичные расходы других фирм;

•параметрический расчет расходов через предполагаемое изменение характерного результирующего параметра;

•расчет затрат через детализированные составляющие;

•оценка затрат через нормативную долю расходов от требуемого роста реализации или прибыли.

Для технико-экономического обоснования проектных решений используются различные методики, наиболее известными из которых являются следующие:

Каждый инвестиционный проект описывается потоками доходов и реальных расходов, разность которых формируют денежный поток проекта. В качестве доходов учитываются поступления от продажи продукции; имущества и запасов, остающихся к концу срока действия проекта; от экономии на производственных расходах. В качестве расходов принимаются расходы на приобретение объекта инвестиций и сопутствующие инвестиции в сопряженные производства; расходы на транспортировку и установку оборудования; расходы на увеличение оборотных средств, исключая прирост кредиторской задолженности за товарные поставки; производственные расходы на материалы, сырье и энергию, заработную плату; расходы на ремонт и обслуживание оборудования; расходы на социальное страхование, на выплату сборов, пошлин, налогов; на маркетинговую деятельность.

Выбор методов обоснования инвестиционного проекта зависит от того, характеризуется ли проект значительной динамикой доходов и расходов по периодам реализации или проект можно охарактеризовать среднегодовыми показателями затрат и результатов. В первом случае используются динамические методы, во втором — статические.

К динамическим критериям относятся:

• чистая приведенная стоимость;

• внутренняя норма доходности;

• метод модифицированной внутренней нормы доходности;

• метод индекса рентабельности;

• метод динамического срока окупаемости.

Чистая приведенная стоимость NPV (Net Present Value) — разность между дисконтированными к началу проекта будущими денежными потоками и инвестиционными расходами:

(6.11)

где I0 — инвестиционные расходы, осуществляемые в начальный момент времени t = 0; Ct — денежный поток в t-й период; r — расчетный процент (норма доходности, альтернативные издержки капитала) — совпадает с процентной ставкой на совершенном рынке капиталов, либо формируется на основе средневзвешенной стоимости капитала, либо определяется требованиями инвестора с учетом доходности альтернативных издержек капитала.

Правила выбора по критерию NPV гласят:

• если оценка NPV отдельного инвестиционного проекта меньше 0, то его не следует реализовывать;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.