Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6 Спрос и предложение

Цель: Освоить самые важнейшие элементы рынка: спрос, предложение и их взаимодействие. Раскрыть суть рыночного механизма, закон спроса и закон предложения, факторы влияющие на них. Объяснить студентам зависимость и противоречивость спроса и предложения. А также понять важность рыночного равновесия, последствия нарушения рыночного равновесия.

 

План лекции: 1. Спрос, закон спроса, факторы влияющие на спрос.

2. Предложение, закон предложения,

факторы влияющие на предложение.

3. Рыночное равновесие.

 

Тезисы лекции:

Рыночный механизм – это механизм конкурентного взаимодействия потребителей и производителей на основе спроса и предложения для решения трех следующих проблем: что производить? как производить? и для кого производить? Где главным арбитром является прибыль. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночной экономики. Рынок как особая форма связей между производителями и потребителями предполагает определенную сбалансированность между производством и потреблением.

Спрос – это форма проявления потребностей на рынке, подкрепленная денежным обеспечением, т. е. платежеспособная потребность. В стоимостном выражении спрос выступает как сумма цен этих товаров. Между рыночной ценой товара и величиной спроса всегда существует определенное соотношение называемое графиком или линией (кривой) спроса

Кривая спроса (ДД)

Вертикальная ось – цены, горизонтальная ось – это величина спроса

Как видно, цене Р соответствует величина спроса Q;

Р Р соответствует Q Q

Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него. По закону спроса потребители покупают больше количества товаров, когда цена на него снижается. Если же цены на товары растут, то спрос на него уменьшается.

Кривая спроса не стоит на одном месте время от времени она сдвигается. Перемещение графика кривой вправо (ДД) означает повышение спроса на товар, а перемещение влево (ДД) – сокращение спроса.

Изменения в спросе.

Закон спроса имеет двойственный характер. С одной стороны, между ценой и объемом покупки (продажи) товара существует обратная зависимость. Чем выше цена, тем меньшее количество товаров приобретают покупатели. И наоборот чем ниже цена объем продаж возрастает. С другой стороны, по мере насыщения рынка, даже при снижении цен, наблюдается постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар. Удовлетворение потребностей приводит к снижению спроса. Теоретически вполне возможно существование, не подчиняющихся закону спроса. Объем продаж этих товаров возрастает при увеличении цены. Данные товары называют товарами Гиффена.

Рыночный спрос формируется под влиянием целого ряда факторов: уровня цен, денежного дохода населения, размеров рынка, накопленного имущества, числа покупателей и др. Зависимость объема от определяющих его факторов называется функцией спроса. Величина спроса может быть определена по следующей формуле:

 

Q = F (Ц х Д х В х Н)

 

Где, Q – величина спроса на данный товар;

Ц – цены данных и сопряженных товаров;

Д - денежные доходы населения;

В - вкусы и предпочтения потребителей;

Н - накопленное имущество;

F – функция зависимости спроса от формирующих его факторов.

 

Величина спроса на товар прямо пропорционально уровню денежного дохода населения и обратно пропорциональна уровню цен. Если неценовые детерминаты величины спроса предположить неизменными, то функциональную зависимость спроса от цены можно выразить следующей формулой Q = F (Ц)

(Неценовые детерминаты – неценовые факторы оказывающие влияние на величину спроса).

На состояние спроса влияют многочисленные факторы экономического характера:

- новизна, редкость, ценность, полезность, экономичность в эксплуатации;

- национального;

- регионального, т.е. в связи с природно – климатическими условиями;

- поведенческого (мода, степень случайности покупки);

- демографического (особый спрос женщин, мужчин, детей и различных половозрастных групп);

- профессионального: различия по вкусам и предпочтениям в виду разницы уровня образования, родов занятий и видов деятельности;

- религиозного, психологического и др. характера.

Свойство спроса количественно изменяться под влиянием изменения цен принято называть его эластичностью. Существует три ее альтернативных варианта.

Если, небольшое снижение цены на какую-либо продукцию вызывает существенное увеличение спроса на эту продукцию и общий рост денежной выручки то такой спрос называется эластичным.

Если, процентная величина снижения цены дает такое же увеличение спроса и общая денежная выручка остается неизмененной, то такой спрос называется спросом единичной эластичности.

Если, процент увеличения снижения спроса меньше, чем изменения цены, то такой спрос называется неэластичным.

Существует коэффициент эластичности спроса «Е»

Е 1 – спрос эластичен, Е 1 (допустим 0,5) то спрос неэластичен. % Q

Коэффициент эластичности определяется следующим образом. Е=-------------

где, Е - коэффициент эластичности спроса

% Q – процент объема спроса; %Р – процент снижения цен.

Данная формула показывает процентное изменение величины спроса на на каждое процентное изменения цены.

Для разных товарных групп эластичность спроса неодинакова. Коэффициент эластичности может зависеть от степени удовлетворения спроса на данный и другие товары, от наличие на рынке аналогичных товаров. Товары первой необходимости и медикаменты относятся к группе товаров неэластичного спроса.

Свойства эластичности

 

  Изменение цены
  увеличение уменьшение
Е 1 выручка падает выручка растет
Е 1 неизменна неизменна
Е 1 растет падает

 

 

Предложение – это совокупность товаров с определенными ценами, предлагаемых товаропроизводителями к продаже на рынке. Предложение формирует спрос через ассортимент произведенных товаров и через их цены; в свою очередь спрос определяет объем и структуру товарного предложения, так как воспроизводится только то, что признается потребителями. Между рыночной ценой и количеством товаров, всегда существует определенное соотношение, именуемое графиком или линией (кривой) предложения (SS). В противоположность падающей кривой спроса, с юга – запада на севера - восток.

Кривая предложения

График показывает зависимость объема выпускаемой продукции (Q) от рыночной цены (Р). При Р продукция равна Q, при более высоких ценах Р и Р она растет до Q и Q; Цене Р Р соответствует объем предложения Q Q, т.е., чем выше цена товара, тем большее количество товара готовы должны произвести, т.е. тем прибыльней его производства.

Изменения в предложении.

Увеличение величины предложения смещает линию вправо (SS), а уменьшение влево вправо (SS).

На кривую предложения влияют такие факторы как: характер применяемой технологий производства, налоги и дотации, цены на данный товар и цены аналогичных товаров, ожидание изменения цен, числа продавцов, природно – климатические условия и др. издержки производства.

Функциональная зависимость объема предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Она определяется по следующей формуле.

 

Q = F (Ц х Т х Н х П)

 

Где, Q – объем предложения данного товара;

Ц – цены данного и сопряженных товаров;

Т – характер применяемой технологий производства;

Н - налоги и дотации;

П - природно – климатические условия.

Закон предложения заключается в том, что между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость. Закон предложения, как и закон спроса имеет двойственный характер. С одной стороны, спрос воздействует на предложение путем изменения цен, с другой стороны возможны ситуации, когда предложение новых товаров и услуг ведет к формированию спроса на них. Согласно закону предложения, производители предлагают к продаже больше количество товаров по высшей цене, чем по низкой. И наоборот, по мере расширения пре6дложения товаров цена н них снижается. Допустим, что неценовые детерминаты величины предложения остаются неизменными, а цены на товары меняются, тогда зависимость предложения от цены примет следующий вид: Q = F (Ц)

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение рыночной цены характеризует эластичность предложения.

Е 1. %Q

Коэффициент эластичности предложения рассчитывается поформуле

Е------- %P

 

 

Где, Е - коэффициент эластичности предложения;

%Q – процент роста объема предложения;

%P - процент увеличения цен.

Противоположным эластичности спроса представляет графического изображения эластичности предложения.

«А» - изображает единичную эластичность предложения

«В» - эластичное, «С» - неэластичное предложение.

Эластичность предложения.

Коэффициент эластичности предложения показывает, как изменяется предполагаемое количество товара, если рыночная цена поднимается или спустится на определенный процент.Спрос и предложение между собой взаимосвязаны и противоречивы. Теория общего равновесия показывает, каким образом рыночное хозяйство практически обеспечивает равновесия в экономике. Рыночное равновесие достигается на основе индивидуальных действии каждого отдельного человека, и отдельного предприятия, направленных на максимум своей собственной выгоды. Под рыночным равновесием понимается состояние рынка и уровень цены при равенстве спроса и предложения.

Теперь, имея некоторое представление о кривых спроса и предложения, можно их изобразить на совместном графике.

Кривые спроса и предложения.

Как видно, Е – находится на пересечении кривых спроса и предложения. В точке равновесия рыночная цена носит название равновесной цены.

Равновесная цена – это цена взаимного удовлетворение спроса и предложения, при которых нет ни товарных излишек, ни их дефицита.

Нарушение рыночного равновесия отражает возникновение диспропорций в экономике, появление несбалансированности в движений общественных потребностей и производства, что закономерно приводит к различным негативным социально – экономическим последствиям.

Дефицит и избыток кривых спроса и предложения.

 

На конкурентном рынке равновесие находится в точке Е. В этих условиях величины спроса и объемы предложений совпадают: Q = Q = Q

Допустим теперь, что рыночная цена составляет Р. В этом случае совокупное предложение (Q) будет меньше совокупного спроса (Q); потребители будут стараться покрыть неудовлетворенный спрос закупками по более высоким ценам – рыночная цена будет повышаться. Если рыночная цена достигнет Р, то предложение (Q) превысит спрос (Q). Тогда производители начнут продавать товар по более низким ценам – рыночная цена понизиться. Если цены выше равновесной, то возникает затоваривание. Когда цена ниже равновесной, то спрос превышает предложение и возникает дефицит. Этот процесс будет продолжаться до тех пор. Пока не установится равновесие между спросом и предложением.

В теоретических исследованиях представителей различных школ экономической мысли рассматриваются различные варианты формирования равновесных цен:

1. по основной массе товаров, выброшенных на рынок;

2. на основе субъективных оценок покупателей и продавцов;

3. на основе объективных оценок – взаимовлияния цен и объемов спроса и предложения;

4. на основе межотраслевой конкуренции и перелива ресурсов и капиталов из менее выгодной сферы в более выгодную сферу производства.

 

Илюстративный материал: (графики, формулы)

Литература:

1.П.Самуэльсон. Экономика. Пер.с англ. М., Прогресс, 1964 Гл.4

2. Жунусов Б.А. Комягин Б.И. Байжомартов У.С. Мамбетов У.

Общая экономическая теория Алматы 1994.,

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер.с англ.М. Дело ЛТД, 1995 Гл.13

4. Основы экономической теории Под.ред. В.Д. Камаева. М, 1997

5. Осипова Г. Основы экономической теории. Алматы 2002.,

6. Симкина А. Общая экономическая теория Питер 2002.,

7. Под.ред. Булатова Экономика Учебник по курсу Москва 1997.1.

8.Мамедов О.Ю. Современная экономика. «Феникс» Ростов - на – Дону 2001

 

Контрольные вопросы (обратная связь):

1.Рыночный механизм: что это такое?

2.Каким образом встречные субъективные оценки продавцов и покупателей приводят к появлению равновесной цены?

3.Спрос и предложение. В каком случае их взаимодействие приводит к дефициту денег?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5 Рынок: виды, структура, модели | Тема 7. Конкуренция и монополия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.