Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобразите, как нужно произвести исправления ст. 20

Ответы

5-7615

Итоги остатков на начало месяца (табл. 12) по дебету и кре­диту равны, поскольку для открытия счетов был использован ба­ланс, в котором итог актива равен итогу пассива (101 = 101).

Итоги оборотов за месяц по дебету и кредиту равны, так как каждая сумма записывается дважды по дебету одного счета и кредиту другого (38 = 38). Эти суммы должны также совпадать с итогом журнала регистрации хозяйственных операций. Если это­го совпадения нет, значит, какая-то операция пропущена или допущена ошибка.

Итоги остатков на конец месяца по дебету и кредиту равны, поскольку получены на основе начальных остатков и оборотов. Они используются для составления нового баланса (табл. 12).

Таблица 12. Бухгалтерский баланс (ден. ед.)

Актив Сумма Пассив Сумма
«Материалы» (10)   «Уставный капитал» (80)  
«Расчетный счет» (51)   «Расчеты с поставщиками» (60)  
«Касса» (50)   «Расчеты с персоналом по оплате труда» (70)  
Баланс   Баланс  

Контрольные вопросы

1. Дайте определение счета бухгалтерского учета.

2. Почему каждому синтетическому счету присваивается номер (шифр)?

3. Какие формы счетов применяются в бухгалтерском учете?

4. По каким признакам определяется активность счетов бухгалтерского учета?

5. По каким признакам определяется пассивность счетов?

6. Дайте характеристику активно-пассивным счетам.

7. Каков последовательный порядок записей на активных счетах?

8. Что означает дебет и кредит для активных счетов?

9. Каков порядок записей на пассивных счетах?

10. Что означает дебет и кредит для пассивных счетов?

11. Приведите формулы определения Ск активных и пассивных счетов.

12. Дайте определение метода двойной записи.

13. Что представляет собой корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка?

14. Охарактеризуйте содержание простых и сложных проводок (на примере).

15. Каково контрольное значение и информационное обеспечение метода двой­ной записи?

16. На какие виды подразделяются бухгалтерские счета?

17. Дайте характеристику синтетических и аналитических счетов.

18. Дайте понятие синтетического и аналитического учета.

19. Какова взаимосвязь при записях хозяйственных операций между синтетиче­скими и аналитическими счетами?

20. Охарактеризуйте взаимосвязь и отличие между счетами и балансом.

21. Каковы определение и содержание оборотной ведомости по синтетическим счетам?

22. Дайте определение и содержание оборотной ведомости по аналитическим счетам.

23. Как проверяется правильность записей в оборотной ведомости по синтетиче­ским счетам? Приведите формулы таких равенств.

24. В чем отличие оборотной ведомости по аналитическим счетам от оборотной ведомости по синтетическим счетам?

Контрольный тест

1. Какова роль бухгалтерских счетов?

Ответы:

1. Предназначены для отражения итоговых данных по хозяйст­венным операциям за отчетный период.

2. Предназначена для текущего отражения хозяйственных опе­раций в течение отчетного года.

3. Предназначена для группировки имущества, текущего отра­жения, обобщения и контроля за данными хозяйственных опе­раций по качественно однородным признакам.

4. Счета — это способ учета аналитических показателей.

2. Как определить активность счета?

Ответы:

1. По экономическому содержанию активной части баланса, де­бетовому сальдо.

2. По журналам-ордерам, вспомогательным ведомостям, балансу.

3. По отчетности, по Плану счетов бухгалтерского учета, по пе­речню счетов аналитического учета.

4. По связи показателей между синтетическими и аналитически­ми счетами, оборотной и шахматной ведомости.

3. Как определить пассивность счета?

Ответы:

1. По назначению счета, кредитовому обороту, пассивной части баланса.

2. По кредитовому сальдо, по экономическому содержанию, де­бетовому обороту.

3. По Главной книге, оборотной ведомости, активной части ба­ланса.

4. По источникам образования имущества, пассивной части ба­ланса, кредитовому сальдо.

4. В чем выражается взаимосвязь между бухгалтерскими счетами и балансом?

Ответы:

1. На основании бухгалтерских счетов открываются статьи ба­ланса.

2. На основании дебетовых и кредитовых оборотов бухгалтер­ских счетов составляется баланс.

3. По остаткам статей баланса открываются бухгалтерские счета, а на основании остатков бухгалтерских счетов составляется баланс.

4. Бухгалтерские счета и статьи баланса отражают текущее изме­нение имущества.

5. В чем отличие между счетами бухгалтерского учета и балансом?

Ответы:

1. Баланс отражает итоговые данные, а счета — текущие измене­ния имущества по составу и размещению.

2. На основании остатков счетов составляется баланс, а на осно­вании остатков статей баланса открываются счета.

3. Бухгалтерские счета применяются для учета хозяйственных операций, а баланс служит для составления отчетности.

4. Бухгалтерские счета отражают текущие хозяйственные опера­ции по имуществу и итоговые данные за отчетные периоды в денежных, натуральных, трудовых показателях. В балансе отра­жаются только итоговые данные, служащие основанием для анализа деятельности предприятия.

6. Определите правильный порядок записи на активном счете. Ответы:

1. На активном счете Сн записывается в кредит, увеличение в дебет, уменьшение — в кредит.

2. На активном счете Сн записывается в кредит, увеличение — в кредит, уменьшение — в дебет.

3. На активном счете Сн записывается в дебет, увеличение — в дебет, уменьшение — в кредит.

4. На активном счете Сн записывается в дебет, увеличение — в кредит, уменьшение — в дебет.

7. Как определить конечный остаток на активных счетах?

Ответы:

1. Об.к - Об.д.

2. Об.д - Об.к.

3. Сн + Об.д + Об.к.

4. Сн + Об.д - Об.к.

8. Как определить конечный остаток на пассивных счетах?

Ответы:

1. Сн + Об.к - Об.д.

2. Сн + Об.д - Об.к.

3. Об.к - Обд.

4. Об.д - Об.к.

9. Каково основное счетное назначение оборотных ведомостей?

Ответы:

1. Сделать периодическое обобщение сумм оборотов и остатков по всем синтетическим счетам для проверки учетных записей, составления баланса и общего ознакомления с состоянием и из­менениями имущества предприятия.

2. Установить контроль за правильным ведением бухгалтерского учета.

3. Обобщить данные бухгалтерского учета для общего ознаком­ления с имуществом предприятия.

4. Получить необходимый материал для составления отчетности.

10. Какое равенство итогов должно сохраняться в графах оборотной ведомости по синтетическим счетам?

Ответы:

1. Итоги дебетовых и кредитовых начальных сальдо равны ито­гам дебетовых и кредитовых конечных сальдо.

2. Итог дебетовых начальных сальдо равен итогу кредитовых оборотов.

3. Итог дебетовых оборотов равен итогу кредитовых конечных сальдо.

4. Итог дебетовых начальных сальдо равен итогу кредитовых на­чальных сальдо; итог дебетовых оборотов равен итогу кредито­вых оборотов; итог дебетовых конечных сальдо равен итогу кре­дитовых конечных сальдо.

Контрольное задание 2

1. Составьте бухгалтерский баланс предприятия на 30 апреля в табл. 20, расположив наименования бухгалтерских счетов в ак­тиве и пассиве в порядке следования соответствующих статей баланса.

2. В Журнале регистрации хозяйственных операций (табл. 21) составьте и запишите бухгалтерские проводки, определив недос­тающие суммы.

3. Откройте синтетические счета, запишите в них начальные сальдо, используя данные табл. 18, 19. Разнесите операции по счетам, подсчитайте дебетовые и кредитовые обороты за месяц и выведите конечные сальдо.

4. Составьте оборотную ведомость по синтетическим счетам за май (на примере табл. 11). Проверьте наличие в ней трех ра­венств и объясните причины их возникновения.

5. Откройте аналитические счета к счетам 10-5 «Запасные части» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», произ­ведите в них необходимые записи.

6. Составьте оборотные ведомости по аналитическим счетам к счетам 10-5 и 60 (на примере табл. 7, 8). Сверьте итоги оборотных ведомостей с итогами соответствующих синтетических счетов.

7. Составьте бухгалтерский баланс на 31 мая.

Таблица 17. Исходные данные. Остатки по счетам на 30 апреля 2007 г.

Номера и наименования счетов Сумма, д. е.
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 20 000
51 «Расчетные счета» 1 615 000
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» 250 000
10-5 «Запасные части» 295 000
   
80 «Уставный капитал» 2 000 000
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 60 000
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 1 380 000
01 «Основные средства» 1 800 000

 

Таблица 18. Расшифровка остатка счета 10-5 «Запасные части»

 

№п/п Наименование запасных частей Единица измерения Цена, д. е. Количество Сумма, д. е.
  Амортизаторы шт.     50 000
         
  Втулки шт.     80 000
  Подшипники шт.     165 000
  Итого       295 000

Таблица 19. Расшифровка остатка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

№п/л Наименование поставщика Сумма, д. е.
  Станкозавод 550 000
  Объединение «Металлист» 830 000
Итого 1 380 000

Таблица 20. Баланс предприятия на 30 апреля 2007 г.

Актив Сумма Пассив Сумма
       
Баланс   Баланс  

Таблица 21. Хозяйственные операции за месяц

 

 

 

№ п/п Документ и краткое содержание операции Корреспондирующие счета Сумма, д. е.
Дебет Кредит Частная Общая
           
  ВРС. Перечислено в погашение задолженности: банку по краткосрочному кредиту        
поставщикам: станкозаводу        
  объединению «Металлист»     300 000  
  Приходные ордера склада. Оприходованы на склад поступившие от Станкозавода: амортизаторы — 800 шт. подшипники — 200 шт.        

 

Окончание табл. 21

 

 

 

 

 

№ п/п Документ и краткое содержание операции Корреспондирующие счета Сумма, д. е.
  Дебет Кредит Частная Общая
           
           
  Требования. Отпущены в ремонтный цех для вы­полнения ремонтных работ: амортизаторы —100 шт. втулки —150 шт. подшипники — 80 шт.        
         
  Приходные ордера склада. Приняты на склад от объединения «Металлист»:        
  втулки —1000 шт.        
  амортизаторы — 500 шт.        
  Расчетная ведомость. Начислена зарплата рабо­чим ремонтного цеха за выполнение ремонтных       50 000
  работ        
           
  Справка. Начислены взносы на социальное стра­хование и обеспечение ремонтных рабочих        
  Справка. Удержан налог на доходы из начислен­ной зарплаты        
       
  Накладные. Приняты на склад сэкономленные при ремонте: втулки — 20 шт.        
  подшипники —10 шт.        
g ВРС. Перечислено в погашение задолженности: органам социального страхования бюджету        
  поставщикам: станкозаводу объединению «Металлист»     60 000 80 000  
  Приходный кассовый ордер. Получено в кассу для выдачи зарплаты        
         
  Расходный кассовый ордер. Выдана зарплата ре­монтным рабочим полностью        
  Всего        

 

Тема 5

КЛАССИФИКАЦИЯ СЧЕТОВ И ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

5.1. Классификация счетов по экономическому содержанию

Принцип классификации счетов по экономическому содер­жанию показывает, какой экономический объект учета должен быть отражен на счете.

Совокупность объектов бухгалтерского учета определяется содержанием финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия, что позволяет установить виды и количество счетов, необ­ходимых для всесторонней характеристики учитываемых объек­тов.

По экономическому содержанию выделяются три группы счетов:

1) хозяйственных средств;

2) хозяйственных процессов;

3) источников образования средств.

Каждая группа объединяет различные по характеру и функ­циональной роли счета.

Счета учета хозяйственных средств — первая группа счетов. Предназначена она для учета состава и движения хозяйственных средств, из которых можно выделить четыре подгруппы:

• счета для учета средств труда;

• счета для учета предметов труда;

• счета денежных средств;. счета средств в расчетах.

К объектам учета счетов средств труда относятся все виды (независимо от назначения) основных средств: здания, сооруже­ния, машины, механизмы, транспортные средства и др. Все они составляют производственно-техническую базу, правильное раз­витие и использование которой зависят от наличия соответст­вующей информации.

На предприятиях и в организациях при помощи этой группы счетов устанавливается наличие основных средств, их движение и выбытие.

Для учета основных средств используют счет 01 «Основные средства».

Счета для учета предметов труда предназначены для учета производственных запасов, их наличия и использования. К ним относятся такие счета, как: 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме».

Счета денежных средств предназначены для отражения опера­ций, связанных с использованием денежных средств, находящих­ся в кассе, а также на расчетном и других счетах в банке. Это сче­та: 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и др.

Счета средств в расчетах используются для получения пока­зателей о средствах, находящихся в незаконченных расчетах с заказчиками за выполненные и сданные работы или услуги, с подотчетными лицами, с разными дебиторами и кредиторами. К ним относятся счета: 62 «Расчеты с покупателями и заказчика­ми», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разны­ми дебиторами и кредиторами» и др.

Все счета, входящие в первую классификационную группу, являются активными, поэтому начальное и конечное сальдо у них может быть только дебетовым, т. е. по дебету всех счетов данной группы всегда показывается увеличение, а по кредиту — уменьшение зафиксированных остатков.

Счета хозяйственных процессов, составляющие вторую группу в системе классификации счетов по экономическому содержа­нию, предназначены для наблюдения за движением средств в хо­зяйственных процессах (снабжение, производство, реализация).

Сами хозяйственные процессы в счетах бухгалтерского учета не могут отражаться, но затраты средств на осуществление этих процессов и их результаты являются объектами бухгалтерского учета.

Объектами учета в процессе хозяйственной деятельности яв­ляются расходы, связанные с организацией и выполнением объема производства, с эксплуатацией машин и механизмов, содержа­нием и обслуживанием вспомогательных производств и хозяйств, а также затраты, связанные с созданием социально-бытовой базы для обслуживания работников организации, и др.

Для учета указанных объектов ведутся такие счета, как: 20 «Основное производство»; 23 «Вспомогательные производст­ва»; 26 «Общехозяйственные расходы»; 29 «Обслуживающие про­изводства и хозяйства».

Процесс реализации продукции отражается на счетах: 90 «Продажи»; 91 «Прочие доходы и расходы» и др. По дебету этих счетов показывается фактическая себестоимость реализуе­мой продукции, товаров, других ценностей и расходы по их реа­лизации, а по кредиту — списание расходов и отражение выруч­ки по реализованным ценностям.

Счета источников образования средств, объединяемые в тре­тью группу, делятся на две подгруппы в зависимости от характе­ра объектов учета:

• счета источников собственных средств;

• счета источников привлеченных средств.

Объектами учета источников собственных средств являются: уставный, резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль и целевое финансирование.

Вторая подгруппа счетов используется для учета источников привлеченных (заемных) средств. Объектами учета в этой ситуа­ции являются: ссуды банка, кредиторская задолженность, расче­ты с поставщиками и подрядчиками, с бюджетом, с внебюджет­ными фондами, с рабочими и служащими предприятия и др.

В результате хозяйственной деятельности происходит посто­янное изменение источников (уменьшение или увеличение за­долженности или обязательств). Для учета всех изменений и со­стояния задолженности используются счета: 60 «Расчеты с по­ставщиками и подрядчиками»; 68 «Расчеты по налогам и сборам»; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

В экономической классификации счетов группы и подгруппы образуются исходя из однородности экономического содержания объектов учета. Поэтому в классификационные группы включа­ются счета, которые имеют разное назначение и структуру.

Экономическая классификация счетов необходима для опре­деления требуемого перечня счетов и получения полной и досто­верной информации о производственно-хозяйственной и фи­нансовой деятельности организации.

5.2. Классификация счетов по назначению и структуре

Такая классификация счетов необходима для получения ин­формации:

• о наличии тех или иных видов средств или источников их образования;

• об обеспеченности организации ресурсами;

• о себестоимости единицы продукции и т. д. Все счета в за­висимости от назначения и структуры делятся на основ­ные, регулирующие, операционные.

Основные счета предназначены для учета и контроля за на­личием и движением средств и их источников, т. е. основы хо­зяйственной деятельности предприятия, а также состоянием рас­четов с дебиторами и кредиторами. Основные счета могут быть активными, пассивными и активно-пассивными.

Основные активные счета принято называть инвентарными (материальные счета), так как предназначены они для учета средств и предметов труда, денежных ресурсов и т. п. По дебету инвентарных счетов отражается поступление (приход) объектов учета, по кредиту — их отпуск (расход). Все инвентарные счета связаны с балансом и могут иметь только дебетовое сальдо, ко­торое отражается в активе баланса и подтверждается в результате проведения инвентаризации (отсюда название — инвентарные).

К инвентарным относятся счета: 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Немате­риальные активы», 07 «Оборудование к установке», 10 «Мате­риалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 21 «Полу­фабрикаты собственного производства», 41 «Товары»; 43 «Гото­вая продукция», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.

Основные пассивные счета принято называть фондовыми сче­тами. Они используются для наблюдения и контроля за состоя­нием и изменением источников формирования собственных средств предприятия. По кредиту фондовых счетов отражается формирование (увеличение) капитала за счет соответствующих источников, а по дебету — использование (уменьшение) капита­ла на установленные законодательством Российской Федерации цели. Вся группа основных пассивных счетов имеет кредитовое сальдо.

К фондовым счетам относятся: 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое фи­нансирование».

К основным счетам относятся счета расчетов. Они имеют структуру активных, пассивных и активно-пассивных счетов. Счета расчетов предназначены для обобщения информации о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия.

Для правильного отражения в отчетности финансового со­стояния предприятия не допускается зачет между статьями его активов и пассивов, и информация о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности должна формироваться в бухгал­терском учете в развернутом виде с обособлением задолженно­сти дебиторов и кредиторов.

Счета для отражения расчетов с дебиторами по своему строе­нию противоположны счетам, на которых учитываются расчеты с кредиторами. Погашение или зачет (уменьшение) дебиторской задолженности отражается по кредиту счетов расчетов с дебито­рами, а кредиторской задолженности — по дебету счетов расче­тов с кредиторами. Если остаток дебиторской задолженности от­ражается, как правило, по дебету соответствующего счета расче­тов с дебиторами, то остаток кредиторской задолженности, наоборот, — по кредиту соответствующего счета расчетов с кре­диторами.

Поэтому счета расчетов с дебиторами являются активными, а с кредиторами — пассивными.

Группа основных активно-пассивных счетов используется только при расчетах, характер которых меняется. Так, для учета расчетов с некоторыми дебиторами и кредиторами используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При­чем характер возникающих расчетов может меняться, т. е. в од­ном случае организация выступает как должник по отношению к другой организации-кредитору, а в другом наоборот.

В таких случаях структура этого счета, применяемого в тече­ние учетного периода, будет меняться, т. е. из активного счет ста­новится пассивным, и наоборот. Поэтому по дебету такого счета одновременно отражаются операции по увеличению дебиторской и уменьшению кредиторской задолженности, а по кредиту — уменьшение дебиторской и увеличение кредиторской задолжен­ности.

Сальдо в активно-пассивном счете показывается разверну­то — по дебету и кредиту одновременно. В балансе сальдо по этому счету записывается раздельно по соответствующим стать­ям: дебетовое — в активе, кредитовое — в пассиве.

К активным счетам расчетов относятся счета: 19 «Налог на добавленную стоимость», 45 «Товары отгруженные», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и др.

К пассивным счетам расчетов относятся счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по со­циальному страхованию», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др..

К активно-пассивным счетам расчетов относятся счета: 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебитора­ми и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Регулирующие счета применяются для характеристики объек­тов учета, корректирования (уточнения) оценки средств, пока­занных на основных счетах. Регулирующие счета могут иметь структуру как активных, так и пассивных счетов в зависимости от регулируемого объекта. Регулирующий счет может либо увеличи­вать оценку средств, указанную на регулируемом счете, либо уменьшать ее.

В зависимости от этого они подразделяются на дополнитель­ные, контрарные и контрарно-дополнительные.

Дополнительными называются счета, увеличивающие (допол­няющие) оценку средств, указанную на регулируемом счете. В плане счетов 2000 г. такие счета отсутствуют.

Контрарными называются счета, уменьшающие оценку средств, указанную на регулируемом счете. Используются такие счета для регулирования активных и пассивных счетов и в соответствии с этим они могут быть контрактивными и контрпассивными счетами.

Например, счет 02 «Амортизация основных средств» — пас­сивный. Он является контрактивным по отношению к счету 01 «Основные средства». Сальдо счета показывает сумму износа на конкретный момент, которая сопоставляется с сальдо по сче­ту 01 «Основные средства», отражаемым всегда по первоначаль­ной стоимости. Разница этих сумм покажет остаточную стои­мость основных средств, т. е. фактическую оценку состояния ос­новных фондов организации на данный момент.

Получение достоверной и точной информации об оценке учитываемых средств и используемых источников является основой контроля и средством сохранности собственности. Наличие регулирующих счетов создает условия для сопоставимости дан­ных учета и определения действительной величины учитываемо­го объекта. С помощью регулирующих счетов текущая учетная оценка активов, отражаемых на основных счетах, регулируется до суммы их балансовой стоимости (оценки).

К регулирующим относятся счета: 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 14 «Резер­вы под снижение стоимости материальных ценностей», 16 «От­клонение от стоимости материальных ценностей», 42 «Торговая наценка», 59 «Резервы под снижение материальных ценностей» и др.

Операционные счета — группа счетов бухгалтерского учета, объединяющая распределительные, калькуляционные и сопос­тавляющие счета.

Распределительные счета предназначены для отражения хо­зяйственных процессов путем предварительного учета затрат и контроля за их распределением между объектами калькуляции или отчетными периодами с целью правильного определения се­бестоимости работ. На распределительных счетах обычно учиты­ваются косвенные расходы, связанные с производством или реа­лизацией продукции, а также расходов будущих периодов. Рас­пределительные счета бывают двух видов.

Собирательно-распределительные счета исполь­зуются в учете для отражения затрат в отчетном периоде по оп­ределенному хозяйственному процессу, которые нельзя отнести на конкретный объект, а подлежат распределению между отдель­ными объектами учета. Эти счета имеют структуру активного счета. По дебету собирательно-распределительных счетов запи­сывают в денежной оценке используемые средства (расходы), подлежащие распределению между несколькими объектами уче­та для включения их в себестоимость выполненных работ или оказанных услуг. По кредиту собирательно-распределительных счетов отражается списание фактических затрат на соответст­вующие объекты.

Распределение (списание) расходов по конкретным объек­там производится ежемесячно в порядке, установленном инст­рукцией.

Например, счет 26 «Общехозяйственные расчеты» в органи­зациях используется для учета накладных расходов. По дебету данного счета отражаются расходы, связанные с затратами управой контроля и средством сохранности собственности. Наличие регулирующих счетов создает условия для сопоставимости дан­ных учета и определения действительной величины учитываемо­го объекта. С помощью регулирующих счетов текущая учетная оценка активов, отражаемых на основных счетах, регулируется до суммы их балансовой стоимости (оценки).

К регулирующим относятся счета: 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов», 14 «Резер­вы под снижение стоимости материальных ценностей», 16 «От­клонение от стоимости материальных ценностей», 42 «Торговая наценка», 59 «Резервы под снижение материальных ценностей» и др.

Операционные счета — группа счетов бухгалтерского учета, объединяющая распределительные, калькуляционные и сопос­тавляющие счета.

Распределительные счета предназначены для отражения хо­зяйственных процессов путем предварительного учета затрат и контроля за их распределением между объектами калькуляции или отчетными периодами с целью правильного определения се­бестоимости работ. На распределительных счетах обычно учиты­ваются косвенные расходы, связанные с производством или реа­лизацией продукции, а также расходов будущих периодов. Рас­пределительные счета бывают двух видов.

Собирательно-распределительные счета исполь­зуются в учете для отражения затрат в отчетном периоде по оп­ределенному хозяйственному процессу, которые нельзя отнести на конкретный объект, а подлежат распределению между отдель­ными объектами учета. Эти счета имеют структуру активного счета. По дебету собирательно-распределительных счетов запи­сывают в денежной оценке используемые средства (расходы), подлежащие распределению между несколькими объектами уче­та для включения их в себестоимость выполненных работ или оказанных услуг. По кредиту собирательно-распределительных счетов отражается списание фактических затрат на соответст­вующие объекты.

Распределение (списание) расходов по конкретным объек­там производится ежемесячно в порядке, установленном инст­рукцией.

Например, счет 26 «Общехозяйственные расчеты» в органи­зациях используется для учета накладных расходов. По дебету данного счета отражаются расходы, связанные с затратами управния, убытки от финансовых операций (с ценными бумагами), прочие убытки.

К сопоставляющим счетам относится счет 90 «Продажи», предназначенный для обобщения информации о доходах и рас­ходах, связанных с обычными видами деятельности организа­ции, а также для определения финансового результата по ним.

Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акци­зы» производятся накопительно в течение отчетного года. Еже­месячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добав­ленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.

Счет 99 «Прибыли и убытки» является активно-пассивным, так как сальдо этого счета может меняться в зависимости от по­лученного результата. Сальдо дебетовое показывает на убыток, а кредитовое — на прибыль. Этот счет предназначен для выявле­ния конечного (окончательного) финансового результата работы по итогам года. Это достигается путем сопоставления сумм дебе­тового и кредитового оборотов за весь отчетный период по дан­ному счету. Конечный финансовый результат (прибыль или убы­ток) записывается в балансе по специальной статье: прибыль — в пассиве, убыток — в активе баланса.

Все рассмотренные счета независимо от их принадлежности к той или иной группе, имея остатки (наличие средств или ис­точников), показываются в балансе, поэтому и называются ба­лансовыми счетами.

К забалансовым относятся счета, предназначенные для обоб­щения информации: о наличии и движении ценностей, не при­надлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании (арендованных основных средств, материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении, в перера­ботке и т. п.); условных прав и обязательств; для контроля за от­дельными хозяйственными операциями.

5.3. План счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета. Обычно в Плане счетов перечисляются счета синтетического учета и субсчета, а также дается перечень забалансовых счетов.

План счетов лежит в основе организации бухгалтерского уче­та на любом предприятии. Им обязаны руководствоваться пред­приятия и организации всех форм собственности и различных отраслей деятельности. При этом бюджетные, а также кредит­ные организации ведут учет, используя свой (отдельный) План счетов.

В Плане счетов бухгалтерского учета счета группируются по восьми разделам в соответствии с их экономическим содержани­ем. Забалансовые счета составляют обособленную группу, со­стоящую из 11 счетов.

Раздел I «Внеоборотные активы» включает счета, на которых ведется учет основных средств (01, 02), нематериальных активов (04, 05), оборудования к установке (07), других вложений во вне­оборотные активы (приобретение земельных участков, объектов природопользования, строительство и приобретение основных средств).

Раздел II «Производственные запасы» формирует данные о наличии и движении этих запасов (10, 11, 15), отклонениях в их приобретении (16). Здесь представлены также счета по учету ре­зервов под снижение стоимости материальных ценностей (14) и об уплаченных предприятием суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным производственным запасам (19).

Раздел III «Затраты на производство» представлен счетами, предназначенными для учета затрат на производство и кальку­лирования себестоимости продукции (в основном производст­ве — 20, вспомогательных — 23 и обслуживающих производст­вах — 29, общепроизводственных — 25 и общехозяйственных — 26 расходов, брака в производстве — 28, по учету полуфабрика­тов — 21.

Раздел IV «Готовая продукция и товары» включает счета для учета продуктов труда и выпуска продукции. Здесь представлены Счета для учета готовой продукции (43), товаров отгружен­ных (45), расходов на продажу (44), а также выпуска продукции, работ, услуг (40). В разделе V «Денежные средства» обобщается необходимая информация о наличии и движении денежных средств в отечест­венной и иностранной валюте, принадлежащих экономическому субъекту. Используются счета по учету денежных средств в кассе (50), на расчетных (51), валютных (52) и других специальных (55) счетах в банках, переводов в пути (57), финансовых вложе­ний (58); учтены также резервы под обесценение вложений в ценные бумаги (59).

Раздел VI «Расчеты» включает счета для учета дебиторской и кредиторской задолженности (для учета расчетов с поставщика­ми и подрядчиками — 60, покупателями и заказчиками — 62, в том числе по авансам выданным и полученным, расчеты с пер­соналом по оплате труда — 70, а также по прочим операциям — 73, с бюджетом — 68, по социальному страхованию и обеспече­нию — 69, с подотчетными лицами — 71, учредителями — 75, по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам — 66, 67, внутрихозяйственные расчеты — 79.

Раздел VII «Капитал» содержит счета, с помощью которых обобщается информация о состоянии и движении собственного капитала предприятия, представленного в виде уставного (80), добавочного (83) и резервного (82) капиталов, нераспределенной прибыли (84). Сюда включены также счета по учету целевого финансирования (86) и собственных акций (81).

Счета раздела VIII «Финансовые результаты» предназначены для учета финансового результата от продажи продукции и то­варов (90), прочих доходов и расходов (91). Здесь также пред­ставлены счета для учета прибылей и убытков (99), доходов и расходов будущих периодов (97, 98), резервов предстоящих рас­ходов (96), а также по учету недостач и потерь от порчи ценно­стей (94).

С помощью Плана счетов бухгалтерского учета, применяемо­го в России:

• осуществляется централизованное единое методическое ру­ководство учетом и отчетностью;

• контролируется правильность ведения учета, отчетности и использования имущества предприятий;

• концентрируется информационный материал в целом по стране, регионам, по отдельным предприятиям, что служит основой для анализа деятельности предприятий на разных уровнях.

Контрольные вопросы

1. На какие разделы делятся бухгалтерские счета по экономическому содер­жанию?

2. На какие группы и виды внутри разделов подразделяются по экономическому содержанию бухгалтерские счета?

3. Какова классификация счетов по их структуре?

4. На какие группы, подгруппы и виды подразделяются счета по их структуре?

5. Дайте характеристику счетов:

а) основных счетов;

б) регулирующих счетов;

в) калькуляционных счетов;

г) операционных счетов.

6. В чем отличие контрарных счетов от дополнительных?

7. Дайте характеристику сопоставляющих счетов.

8. Каково назначение забалансовых счетов? Каковы особенности ведения этих счетов?

9. Дайте определение и характеристику Плана счетов бухгалтерского учета.

10. Перечислите разделы Плана счетов по состоянию на 1 января 2006 г.

11. Перечислите несколько наименований и шифры активных и пассивных счетов.

Контрольный тест

1. Нормативный документ, регламентирующий в Российской Федера­ции коды и названия счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйст­венной деятельности

Ответы:

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ.

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

4. Такого документа не существует.

2. Какую хозяйственную операцию отражает бухгалтерская проводка Д20- К 02?

Ответы:

1. Начислена амортизация по оборудованию вспомогательных цехов.

2. Начислена амортизация по оборудованию основных произ­водственных цехов.

3. Произведена подготовка объекта ОС к выбытию.

4. В данной проводке смысла нет.

3. По безналичному расчету получены денежные средства от покупате­ля готовой продукции. Какой проводкой отражается данная операция?

Ответы:

1.Д 50 - К 62.

2 Д 51 — К 60

3 Д 50 — К 76 4.Д51-К62.

4. Имеет ли смысл проводка Д 02 — К 04?

Ответы: 1.Да. 2. Нет.

5. Какой проводкой отражается хозяйственная операция «Признана выручка от реализации готовой продукции»?

Ответы:

1.Д 62 - К 43.

2. Д 90 - К 43.

3. Д 60 - К 43.

4. Д 91 - К 43.

5. Нет верного ответа.

6. Какой счет (или несколько счетов) по экономическому содержанию относится к группе «Счета кредитов и займов»?

Ответы:

1. Счет 60.

2. Счет 66.

3. Счет 67.

4. Счет 76.

5. Счета 66 и 67.

7. Какие счета не включается в группу «Счета средств в расчетах»?

Ответы:

1. Счет 73.

2. Счет 70.

3. Счет 62.

4. Счет 58.

8. При классификации счетов по назначению и структуре контрарные счета, контрарно-дополнительные и дополнительные счета составля­ют группу:

1. Регулирующих счетов.

2. Основных счетов.

3. Операционных счетов.

9. Определите счета, которые при классификации по назначению и структуре не входят в группу распределительных операционных счетов.

Ответы:

1. Счет 44 «Расходы на продажу».

2. Счет 26 «Общехозяйственные расходы».

3. Счет 91 «Прочие доходы и расходы».

4. Счет 25 «Общепроизводственные расходы».

10. Как счет 43 «Готовая продукция» классифицируется по назначению и структуре?

Ответы:

1. Основной, пассивный, фондовый.

2. Основной, активный, инвентарный.

3. Основной, активный, средства в расчетах.

4. Операционный, активный, инвентарный.

11. В какой части бухгалтерского баланса отражается сальдо синте­тического счета 90 «Продажи»?

1. В активе.

2. В пассиве.

3. В активе и пассиве.

4. Нет правильного ответа.

Тема 6

ДОКУМЕНТАЦИЯ И ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

 

 

6.1. Бухгалтерские документы и их назначение

Финансово-хозяйственные операции должны быть должным образом оформлены на основании составленных оправдательных документов. Данные документы являются первичной учетной информацией, используя которую ведется бухгалтерский учет.

Документация представляет собой процесс документального оформления финансово-хозяйственных операций. При этом осу­ществляется сплошное и непрерывное отражение хозяйственных операций в момент (либо сразу по окончании) их совершения.

Таким образом, документация является одной из особенно­стей бухгалтерского учета, где записи производятся только на основании первичных документов.

Первичный документ — оправдательный документ по совер­шению хозяйственной операции (письменное доказательство), на основании которого ведется бухгалтерский учет.

Первичные (так же как и сводные) учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников операций, а также по требованию органов, осущест­вляющих контроль в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации, суда и прокуратуры.

Носителями информации могут быть дискеты, магнитные лен­ты и др. в зависимости от оснащенности предприятия.

Первичные документы должны составляться на русском язы­ке средствами, обеспечивающими сохранение записей длитель­ное время, и оформляться на бланках типовых или специально разрабатываемых форм. В документах не должно быть подчисток

и неоговоренных исправлений (при этом ошибочные записи за­черкиваются тонкой чертой с надписанием правильного текста и оговаривается исправление). Но следует помнить: в денежных документах никакие исправления не допускаются. В случае об­наружения ошибки при составлении первичных учетных доку­ментов могут быть внесены исправления лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций.

При поступлении в бухгалтерию первичные документы обя­зательно проверяют по форме, арифметически и по содержанию. Проверяется полнота и правильность оформления документа и заполнения реквизитов, законность операций, логическая увязка отдельных показателей, производится подсчет сумм.

Информация с первичного документа переносится в учетные регистры, о чем делается отметка на самом документе, которая исключает возможность его повторного использования. Следует помнить, все первичные денежные документы подлежат обяза­тельному гашению штампом или надписью «Получено», «Опла­чено» с указанием даты. Документы должны храниться некото­рое время. При этом сроки их хранения в архиве предприятия определяются согласно правилам, установленным Главным ар­хивным управлением.

Любой документ должен содержать показатели, которые в бухгалтерском учете называют реквизитами. Подразделяются они на обязательные и дополнительные.

Обязательные реквизиты обеспечивают документам юридиче­скую силу. К ним относятся:

• наименование документа (формы), код формы, дата со­ставления;

• наименование организации, от имени которой составлен документ;

• содержание хозяйственной операции;

• измерители хозяйственной операции в натуральном и де­нежном выражении;

• наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

• личные подписи указанных лиц и их расшифровки. Первичные учетные документы принимаются к учету, если

составлены по форме, содержащейся в Альбомах унифицирован­ных форм первичной учетной документации, а документы, фор­ма которых там не предусмотрена, должны содержать эти обяза­тельные реквизиты.

Дополнительные реквизиты определяются особенностями от­ражаемых хозяйственных операций и назначением документов. В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в первичные документы могут быть включены следую­щие дополнительные реквизиты:

• номер документа;

• расчетные счета организации;

• основание для совершения хозяйственной операции.

В зависимости от места расположения тех или иных рекви­зитов в документах форма документов может быть:

• зональной. Документ при построении по данной форме раз­графлен на отдельные зоны. Каждый реквизит размещается в своей зоне, которая является постоянной для данного типа документов, что облегчает работу с ними непосредст­венному исполнителю;

• анкетной. Предполагает размещение названия реквизитов в левой стороне документа, заполнение их один под другим и сверху вниз;

• табельной. Является продолжением зональной формы. В ней реквизиты расположены по вертикали и горизонтали с выде­лением для каждой группы нескольких строк, образующих самостоятельную таблицу (матрицу);

• комбинированной. Сочетает признаки построения ранее рас­смотренных форм — зональной, анкетной и табельной.

В зависимости от характера регистрируемых операций формы документов делятся на:

• типовые — предназначены для регистрации однородных, распространенных хозяйственных операций (формы кассо­вых ордеров — № КО-1, № КО-2, кассовой книги — № КО-4 и др.);

• специализированные — для регистрации узкоспециализи­рованных операций (например, в автотранспортных пред­приятиях карта учета работы автомобиля).

6.2. Классификация документов

Классификация бухгалтерских документов — это группи­ровка по определенным признакам бухгалтерских документов с целью изучения и правильного их использования. Такими при знаками являются: назначение, порядок составления, способ отражения хозяйственных операций, место составления и поря­док заполнения.

Первичные документы по назначению можно подразделить на распорядительные, оправдательные (исполнительные), бух­галтерского (учетного) оформления и комбинированные.

Распорядительные — это документы, которые содержат при­каз, распоряжение на совершение определенных хозяйственных операций. Они разрешают произвести операцию, но не удосто­веряют ее совершение:

• приказы;

• доверенности;

• накладные на работу;

• чек на получение наличных денег с расчетного или валют­ного счета;

• платежное поручение банку на перечисление денежных сумм.

Данные документы не подтверждают факты совершения хо­зяйственных операций и поэтому не являются основанием для их отражения в системном бухгалтерском учете. Подписывают их работники предприятия, имеющие право давать указания на совершение отраженных в документах операций.

Оправдательные (исполнительные) документы отражают факт совершения операции, служат оправданием записей в бухгалтер­ском учете, основанием для отражения хозяйственных операций на счетах, свидетельствуя о получении, выдаче, списании денеж­ных и материальных средств. К ним, например, относятся:

• приходный (расходный) кассовый ордер на получение (вы­дачу) наличных денег из кассы предприятия;

• приходная (расходная) накладная — накладная на получе­ние (отпуск) товара;

• акт приемки и акт на списание товарно-материальных цен­ностей.

Документ бухгалтерского оформления предназначен для того, чтобы на основании распорядительных и оправдательных доку­ментов подготовить соответствующие учетные записи для обра­ботки с целью дальнейшего использования в учетном процессе. К ним относятся:

• накопительные ведомости;

• ведомости начисления и распределения амортизационных отчислений;

• ведомости распределения общепроизводственных и обще­хозяйственных расходов;

• расчеты отклонений от нормативной себестоимости;

• калькуляции фактической себестоимости продукции;

• разные виды справок и расчетов, составляемых бухгалте­рией.

К документам бухгалтерского оформления относятся различ­ные справки, расчеты, заполняемые бухгалтером.

Регистрировать принято только те хозяйственные операции, действительное совершение которых отражено в оправдательных документах. На практике очень часто распоряжение на соверше­ние операций и их фактическое совершение оформляется одним документом.

Комбинированные документы сочетают в себе разрешительный и оправдательный характеры (признаки распорядительных, оп­равдательных и документов бухгалтерского оформления). Приме­ром документа являются авансовый отчет, расчетно-платежная ведомость, требование на отпуск материалов, лимитно-заборная карта и др. Наличие подписи в нем дает распоряжение кассиру выдать деньги из кассы работникам.

Применение этого вида документов в учете очень удобно, так как упрощает их обработку, делает более наглядной, сокращает количество документов и расходы на изготовление бланков.

По порядку составления различают документы первичные и сводные.

Первичные документы составляются на каждую отдельную операцию в момент ее совершения или сразу же по ее оконча­нии путем первоначальной регистрации, удостоверяющей содер­жание хозяйственного факта и то, что он действительно имел место. К ним относятся документы:

• о поступлении материалов и отпуске их со складов пред­приятия в цехи (накладные, требования, лимитно-забор­ные карты);

• об отгрузке продукции покупателям (накладные, счета-фактуры);

• о начислении заработной платы работникам за выработан­ную продукцию, выполненную работу или оказанные услу­ги (табель учета рабочего времени);

• о поступлении и выдаче денежных средств (кассовые ордера). Сводные документы составляются на основе первичных до­кументов. Первичные документы, однородные по характеру операций, экономическому и другим признакам, объединяют в сводных документах, которые называются регистрами бух­галтерского учета. К ним относятся сводные группировочные ведомости, журналы-ордера, машинограммы и т. д. в зависимо­сти от применяемой формы учета. Использование регистров по­зволяет обобщать первичные документы, что дает возможность на другом уровне анализировать информацию о хозяйственных операциях.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для система­тизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгал­терского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машино­грамм, полученных при использовании вычислительной техни­ки, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных ма­шинных носителях.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистре бух­галтерского учета в хронологической последовательности и груп­пироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

По содержанию хозяйственных операций документы делятся на материальные, денежные и расчетные.

Материальные документы отражают наличие и движение средств и предметов труда, к которым относятся основные сред­ства, нематериальные активы и другие долгосрочные вложения, производственные запасы и затраты. К этой группе документов относятся:

• акты приема-передачи и списания основных средств;

• документы на оприходование и списание материальных ценностей;

• перечень таблиц, справок-расчетов и ведомостей;

• счета-фактуры, накладные и др.

Денежные документы показывают движение денежных средств. С их помощью учитываются кассовые и банковские операции. К ним относятся чеки, выписки банка, кассовые при­ходные и расходные ордера, квитанции о приеме денег, почто­вые и вексельные марки, займы, облигации, сберегательные сер­тификаты. Расчетные документы отражают расчеты предприятия с юри­дическими и физическими лицами. К ним относятся платежные поручения и платежные требования, расчетные чеки, расчет-но-платежные ведомости, авансовые отчеты.

По способу отражения хозяйственных операций документы подразделяются на разовые и накопительные.

Разовые документы единовременно фиксируют одну или не­сколько хозяйственных операций. При соблюдении определен­ных требований, предъявляемых к документу, информация, со­держащаяся в нем, служит основанием для составления бухгал­терской записи в учете. Это приходные и расходные кассовые ордера, накладные-требования на отпуск материалов.

Накопительные документы фиксируют однородные хозяйст­венные операции, которые совершаются в течение дня, недели или месяца. В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям.

По месту составления документы бывают внутренними и внешними.

Внутренние документы составляются и обращаются внутри данной организации. Ими оформляются операции, совершен­ные в пределах данной организации. К ним относятся:

• накладные на внутреннее перемещение товарно-матери­альных ценностей;

• расчетно-платежные и платежные ведомости на выдачу за­работной платы;

• товарные отчеты;

• авансовые отчеты подотчетных лиц.

Внешние документы поступают от других организаций или направляются из данной организации в другие организации. К ним относятся:

• товарно-транспортные накладные;

• счета-фактуры на поступившие от поставщиков товары;

• доверенности;

• платежные поручения.

По порядку заполнения документы можно классифицировать на составляемые вручную и при помощи вычислительной тех­ники.

Составляемые ручным путем документы заполняются вруч­ную либо на пишущей машинке.

Документы, заполняемые при помощи вычислительной техни­ки, автоматически регистрируют информацию о производствен­ных операциях в момент их совершения.

 

6.З. Документооборот

Документооборот — движение документов в организации по информационным технологическим цепочкам (создание или по­лучение их от других предприятий, принятие к учету, обработка, включая передачу в архив), регламентируемое графиком и даю­щее возможность проинформировать всех заинтересованных лиц, довести до них принятие решения.

Документооборот — процесс последовательного выполнения операций над документами с момента их создания или получе­ния до исполнения или отправки. Складывается он из количест­ва входящих, исходящих и внутренних документов.

Отвечает за организацию документооборота главный бухгал­тер предприятия. В его обязанности входит разработка правил документооборота и технологии обработки учетной информа­ции, представленного в виде графика документооборота.

Документы, составленные в хозяйственных подразделениях предприятия (управлениях, отделах, цехах, бригадах и т. д.), пе­редаются в бухгалтерию. До записи в учетные регистры они подвергаются бухгалтерской обработке. Проводится она в три этапа:

• первый этап — проверяются документы с точки зрения за­конности и целесообразности хозяйственных операций (по существу), а также сумма данной операции. Здесь может быть использован метод встречной проверки документов;

• второй этап — производится формальная проверка доку­мента на соблюдение формы документов и наличия в них обязательных реквизитов, проверяется правильность запол­нения всех реквизитов, имеются ли предусмотренные под­писи должностных лиц, участвовавших в совершении опе­рации и оформлении документов;

• третий этап — проверенные и принятые документы под­вергаются группировке, арифметической проверке (пра­вильности арифметических вычислений и подсчетов), так­сировке (расценке)и контировке.

Таким образом, документы проверяются по форме и содер­жанию, группируются по однородным признакам, что служит основанием для записей в учетных регистрах, после чего пере­плетаются в папки и используются для различных справок, про­верок и документальных ревизий.

Группировка представляет собой процесс учетной обработки документов. Характер группировки обусловлен перечнем пред­ставленных протаксированных документов. Цель группировки заключается в подготовке сводных данных по движению отдель­ных видов имущества и обязательств за отчетный период. Тем самым упрощается ведение первичного учета.

Арифметическая проверка позволяет контролировать подсче­ты итогов, правильность отражения количественных и стоимост­ных показателей.

Таксировка — это определение денежной оценки хозяйствен­ных операций, зафиксированных в документах. Многие посту­пающие в бухгалтерию документы имеют только натуральные показатели. При таксировке в таких документах указывают цены и суммы. Например, если в документе указан трудовой измери­тель, выраженный в единицах времени (рабочих днях, часах, ми­нутах), то его величина умножается на стоимость единицы дан­ного времени.

Контировка — бухгалтерская запись в первичном документе, т. е. проставление корреспонденции счетов по конкретной хо­зяйственной операции, вытекающей из содержания документа. Этот этап представляет собой более высокий уровень работы с документами.

Налаживается система управления документооборотом в ор­ганизации следующим образом:

1) разрабатывается положение о бухгалтерской службе;

2) составляются должностные инструкции для работников бухгалтерии и иных работников организации, имеющих отноше­ние к учету;

3) составляется график документооборота в организации;

4) создаются технологии обработки учетной информации;

5) разрабатываются номенклатура дел и порядок текущего хранения документов;

6) проводятся экспертиза документов с точки зрения их цен­ности и подготовка дел к длительному хранению.

 

6.4. Способы исправления ошибочных записей в документах и учетных регистрах

В первичных документах могут быть ошибки. Если они до­пущены в документах, которыми оформлены кассовые операции или банковские, то такие документы составляют заново незави­симо от характера ошибки, так как в кассовых и банковских до­кументах исправления не допускаются.

В первичных документах по учету материалов, основных средств ошибки исправляют:

1) корректурным способом, т. е. зачеркивают одной чертой неправильный текст или сумму так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое, и над зачеркнутым вписывают правильный текст или сумму. Исправление ошибки оговаривают записью «исправ­лено» с указанием даты исправления и заверяют подписями лиц, подписавших документ;

2) способ «красное сторно» — дополнительной проводки отри­цательными (красными) чернилами, т. е. ошибочная запись повто­ряется красными чернилами. Это означает, что она вычитается из предыдущей. Затем пишут правильную сумму, но уже обыч­ными чернилами. Так исправляют ошибочную корреспонден­цию счетов или большую, чем следовало, сумму.

Пример. Получены материалы от поставщиков на сумму 2000 руб.

Вместо Д-10 К-60 — 2000 руб. мы делаем ошибочную запись: Д-20 К-60 - 12 000 руб.

Для исправления делаются записи:

Д-20 К-60 — 12 000 — ошибочная запись; Д-20 К-60 — 12 000 — повтор ошибочной записи (красное сторно);

Д-10 К-60 — 2000 руб. — правильная запись.

 

 

3) способом дополнительных бухгалтерских проводок, составля­ется на основании бухгалтерских справок, когда для исправления ошибок требуется увеличение ранее записанных сумм по счетам.

Пример. Получены денежные средства с расчетного счета — 6000 руб.

Вместо Д-50 К-51 — 6000 руб. мы записали ошибочно: Д-50 К-51 - 4000 руб.

Д-50 К-51 — 4000 руб. — ошибочная запись;

Д-50 К-51 — 2000 руб. — дополнительная проводка.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимосвязь синтетического счета 10 «Материалы» с его субсчетами и аналитическими счетами | Мемориальный ордер за февраль 200_ г
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.486 сек.