Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Развитие личности дошкольника

Развитие общения ребенка со сверстниками.

Уже на третьем году жизни наблюдается резкое увеличение субъектных дей­ствий по отношению к сверстникам — обращение с выразительными жестами, эмоциями, вокализациями. Первоначаль­но налаживанию контакта между партнерами, организации и развитию игры двух-трехлеток способствуют взаимные и по­очередные подражательные действия.

В возрасте 3—4 лет сверстник продолжает оставаться для ребенка прежде всего участником совместной практической деятельности, при этом его индивидуальные характерологи­ческие черты остаются невидимыми для партнера. К 4 годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. В четырех-пятилетнем возрасте сверстник рассматривается как равное существо, как своего рода зеркало собственного познания и оценки при сравнении с ним и противопоставле­нии себя ему. Сверстник олицетворяет реально возможные достижения в разных видах практической деятельности, по­могает определить собственные качества. К 5—7 годам свер­стник приобретает индивидуальность в глазах ребенка того же возраста, становится значимым лицом общения, обгоняя взрослого по большинству показателей общения. Ребенок начинает воспринимать и себя, и другого, сверстника, как целостную личность, проявлять к нему личностное отношение.

 

 

 

Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым он становится членом человеческого общества.

В дошкольном возрасте формируется сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впер­вые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Зна­чительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению. Центральным требованием становится соблюде­ние обязательных для всех правил поведения в обществе норм общественной морали. Ребенок включается в совместную деятель­ность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнениями товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходят изменение и усложнение деятельности ребенка, в связи с чем возрастают требования не только к восприятию, мышлению, памяти, но и к умению организовать свое поведение.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его из­вестную независимость от изменения внешних обстоя­тельств.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация усвоения моральных норм, регулирую­щих поведение людей в обществе. Эти нормы усваивают­ся ребенком прежде всего под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые — их поступки, взаимоотношения.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с культурно-гигиеническими навыками, с соблю­дением режима, правила обращения с игрушками. Они не просто подчиняются требованиям взрослых, но и сами стре­мятся овладеть правилом. В детском саду дети обращаются к воспитателю с заявлениями и жалобами по поводу наруше­ния правил поведения их сверстниками. Эти заявления чаще всего представляют собой не ябедничество, а своеобразную просьбу подтвердить правило, указать его обязательность для всех.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Симпатия к другим детям, возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения со сверст­никами. Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении тру­довых поручений и т. д.

К концу дошкольного возраста у детей формируются самосознание и самооценка, в содержание которой входит оценка собственных умений выполнять практическую дея­тельность и моральных качеств, выражающихся в подчине­нии или неподчинении правилам, принятым в данной соци­альной группе.

Самосознание формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. Начинается осознание себя во времени. В 6—7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и пред­ставляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Познавательное развитие, общение с взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте | Повторим
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.