Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарско - практическое занятие №5




Экскурсия по заказникам степной зоны (с применением электронной презентации).

Виртуальная экскурсия по Кавказскому государственному биосферному заповеднику (Просмотр электронной презентации).

Задание 7. Все ли ответы верны? Если не все то напишите, с чем Вы не согласны

Заказники степной и лесостепной зоны:

1.Новоберезанский заказник. Это зоологический заказник. Имеет статус регионального (кравого) заказника. Расположен в Брюховецком, Выселковском, Кореновском районах. Площадь – 30600га. Охраняемые животные: дрофа, куропатка, фазан, перепел, лебедь, нутрия, ондатра, заяц-русак.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Заказники зоны лесов: В зоне лесов создано 12 заказников. Среди них заказники Большой Утриш, Крымский, Горяче-Ключевский, Сочинский, Черногорье и др.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.В заказнике Большой Утриш охраняется уникальная средиземноморская система - вековой можжевеловый и фисташковый лес, которого в России практически нигде больше не осталось.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В Крымском заказнике охраняется кавказский благородный олень и другие животные леса.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.В Сочинском заказнике охраняются кабан, олень, косуля, серна, медведь, белка, куница, норка, выдра.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Карстовый массив Черногорье, расположенный в междуречье рек Пшеха и Цице (Серебрячка), - одна из наиболее ценных природных территорий Западного Кавказа. С 1988 года Черногорье имеет статус регионального ландшафтного заказника. Это единственная на российском Кавказе охраняемая территория, полностью расположенная на карстовых ландшафтах. Черногорье является зоной формирования источников, обеспечивающих города Майкоп и Апшеронск чистейшей водой, качеству и составу которой могут позавидовать другие города России.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Заказники Приазовья: Приазовский, Тамано-Запорожский, Ясенский. Отличаются самобытной природой лиманов и плавней. В недавнем прошлом этот край называли «краем непуганых птиц». Здесь встречалось до 200 видов птиц, преимущественно болотных и водоплавающих. Среди них утки, гуси, лебеди-шипуны, цапли, пеликаны, кулики, чайки и многие другие. Через Приазовье пролегают пути перелетных птиц, которые останавливаются здесь на отдых. В последние десятилетия в связи с быстрым хозяйственным освоением плавней и лиманов, площади нетронутых угодий резко сократились.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Какой вывод мы можем сделать? Достаточно ли заказников на территории края для сохранения природных ландшафтов? Где бы вы еще создали заказники?

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема: Рельеф и полезные ископаемые Краснодарского края. Особенности природопользования.

 

Цели занятия: сформировать знания о рельефе и полезных ископаемых края; создать образ Азово-Кубанской равнины и гор Западного Кавказа; изучить состав полезных ископаемых края, их размещение; выяснить, какие формы рельефа образовались в результате хозяйственной деятельности человека на территории Таманского полуострова; формировать умения работать с различными видами карт: контурной, тектонической, физической; а также умений конкретизировать и систематизировать знания; обобщить знания о природных ресурсах, их использовании и тех изменениях в природе, которые возникают под влиянием деятельности человека, на примерах своей местности.

Оборудование: физическая, контурная, тектоническая, карты Краснодарского края, атлас Краснодарского края, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, электронная презентация.

 

Задание 1.

Проанализируйте тектоническую карту Краснодарского края, определите крупные тектонические структуры, расположенные на севере и юге нашего края, запишите их в схему.

По рисунку 1 определите возраст этих тектонических структур.

 

 

Тектонические структуры

Рис. 1. Определение возраста тектонических структур.

 

Задание 2.

Разнообразие рельефа зависит от геологического строения и тектонических структур, которые находятся в основании территории края. Студенты выполняют задание самостоятельно

 

Вопросы к заданию:

1. Какая структура расположена на север территории края, а какая на юге?

________________________________________________________________

2. Какая часть края древнее, южная или северная?

____________________________________________________________________

3. Какие ещё тектонические структуры имеются на территории?

 

Задание 3. Надпишите на контурной карте Краснодарского края формы рельефа края:

1. Азово-Кубанская равнина: Приазовская низменность, Прикубанская низменность;

2. Ставропольская возвышенность;

3. Кавказ: Главный и Скалистый хребет.

Задание 4. Установить по картам особенности рельефа Кубани.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. По физической карте края определите полезные ископаемые, определите к какому виду, они относятся. Заполните таблицу 1.

 

Полезные ископаемые Краснодарского края
топливные рудные нерудные
     
     
     
     
     

Задание 6.

1. Назвать и показать карте Краснодарского края самые высокие вершины края.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Какая тектоническая структура лежит в основании Азово - Кубанской равнин

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какими геологическими отложениями сложена Приазовская низменность?

(лессовидные суглинки, наносы древних рек). Верные ли ответы? Если нет, укажите верные ответы! __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

4. Какие полезные ископаемые залегают в горной части края? (гранит, диабаз, кварцит, сланцы, змеевики, руды цветных металлов). Верные ли ответы? Если нет, укажите верные ответы! _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Покажите по карте месторождения нефти и газа. _____________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7.

Заполнить таблицу.

Форма рельефа Тектоническая структура Геологические отложения Геоморфоло-гическая структура Высоты Полезные ископаемые
Прикубанская низменность Скифская платформа Пески, глины, суглинки, галечник, известняк Аллювиально-эрозионная лессовая равнина 150м Газ
Закубанская равнина          

 

Задание 8. По картам атласа, тексту учебника определите, какие полезные ископаемые есть в нашей местности и как они использовались или используются в хозяйственной деятельности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. По карте края определите обеспеченность территории, где Вы живёте водными ресурсами. Перечислите реки района. Покажите их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 10. Используя оценочную таблицу, определите степень чистоты воздуха на территории Вашего проживания.

Сделайте вывод. (Используется мультимедийный проектор или таблицы)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Степень загрязнения Наличие или отсутствие лишайников
накипные листоватые кустистые
Отсутствует + + +
Слабое + + -
Среднее + - -
Сильное («лишайниковая пустыня») - - -

 

Можно использовать и другие таблицы, например, такую:

 

  Степень загрязнения Наличие лишайников
  Слабое загрязнение исчезают кустистые
  Среднее загрязнение исчезают листоватые и кустистые
  Сильное загрязнение «лишайниковая пустыня», исчезают накипные, листоватые и кустистые

Вывод, обобщение __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. Ответьте на вопросы.

 

1. Почему выделяются региональные проблемы природопользования? (Сосредоточение в отдельных регионах определенных природных ресурсов и проблема выбора использования того или иного ресурса.)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Каковы же негативные последствия хозяйственной деятельности человека в нашем районе? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Что такое экологические проблемы и почему они возникают? (Проблемы ухудшения условий жизни человека в результате взаимодействия человека и природы; воздействие человека на природу сверх допустимых возможностей.) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4.Предложите пути решения экологических проблем и проблем природопользования в Вашем районе. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 12. Все ли ответы верны? Если не все то напишите, с чем Вы не согласны.

1. Что такое рельеф? (Неровности земной поверхности).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите две основные формы рельефа суши. (Равнины и горы).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие силы формируют рельеф? (Внутренние и внешние).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какие силы первоначально воздействуют на формирование рельефа? (Внутренние).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 13. Все ли ответы верны? Если не все то напишите, с чем Вы не согласны.

1. Проанализируйте физическую карту края и назовите крупную равнину, расположенную на ней: Азово-Кубанская равнина и Кавказские горы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Что собой представляет Азово-Кубанская равнина? Во-первых, она является продолжением Восточно-Европейской равнины на севере и на востоке прерывается отрогами Ставропольской возвышенности. Её высота = 156 м над уровнем моря. Азово-Кубанская равнина наклонена к Азовскому морю и на юг. Скажите, какие низменности она включает и где они расположены. (Прикубанскую, Приазовскую и Закубанскую равнину). Приазовская низменность опускается на 2 - 3 мм в год.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.Нужно отметить, что уникальным на западе Азово-Кубанской равнины является грядово-холмистый рельеф Таманского полуострова. А чем он уникален? (Наличие вулканических процессов).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Гряды – это купола вздымания, увенчанные грязевыми вулканами. Самая длинная гряда – Центральная (40м).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.На полуострове насчитывается около 30 вулканов. Назовите известные вам вулканы края? (Карабетова, Миска, Гнилая, Цымбалы).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6.Самый высокий грязевой вулкан - Карабетова гора.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7.А какой вулкан, причём единственный, находится за пределами полуострова? (Шуго – 8 км от ст. Варениковской)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Выбрасываемая на поверхность камнеобразная светло-серого цвета грязь с пузырьками нефтяных газов и сероводорода, называется сопочная брекчия. Газы воспламеняются и взрываются. Огонь гаснет после дождя или засыпки землёй. Острые на язык кубанские казаки назвали грязевые вулканы Таманского полуострова за их деятельность «блеваками», «гнилыми горами». Скажите, о чём свидетельствуют присутствие на полуострове вулканов и их активная деятельность? (О тектоническом глубинном процессе сдавливания, продолжает формироваться земная кора).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Определите на физической карте, откуда начинаются хребты Западного Кавказа и самую высокую точку края. (От ст. Варениковской и г. Анапы, гора Цахвоа - 3345м).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Проанализируйте физическую карту, определите полезные ископаемые с севера на юг. (Азово-Кубанская равнина - газ, на юге равнины в прогибах - нефть).

_____________________________________________________________________________________

 

11. Определите по физической карте, какие ещё месторождения полезных ископаемых существуют в крае? (мергель, известняк, строительный камень).

_____________________________________________________________________________________

12. Каким способом добывают мергель, известняк и строительный камень? (Открытым, карьерным).

_____________________________________________________________________________________

 

Задание14.

1. Определите, к какой группе полезных ископаемых относятся нефть и газ, запишите __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Определите группы происхождения золота и ртути,

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.