Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарско - практическое занятие №8




Тема: Отраслевая структура промышленности края. Топливно-энергетический комплекс. Рекреационные ресурсы

Оборудование: физическаякарта Краснодарского края, атлас Краснодарского края, компьютер, мультимедийный проектор, учебник, электронная презентация.

 

Цели: студенты должны усвоить знания об особенностях отраслевой структуры промышленности Краснодарского края, топливно-энергетическом комплексе; развивать общеучебные и специальные навыки: работать с учебником, картами Краснодарского края, контурными картами края, выделять главное; выявлять причинно-следственные связи, заполнять таблицы.

 

Задания 1. Составить каталог курортных местностей Кубани, основанных на базе минеральных источников и лечебных грязей. Таманский полуостров, Анапа, Темрюк, Горячий Ключ, Хадыженск. Внесите поправки и дополнения. _________________________________________________________________

Задания 2. Составить комплексную характеристику одного из курортов Черноморского побережья по плану:

1. Географическое положение курорта. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Рельеф, климат, реки и озера на курорте. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Курортный потенциал, число здравниц (с перечислением крупных), количество отдыхающих. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Лечение, осуществляемое на курорте. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перспективы развития. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Горная зона Краснодарского края. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Отраслевая структура промышленности края.

Общая цель: изучить особенности отраслевой структуры промышленности Краснодарского края, топливно-энергетический комплекс.

1. Изучите таблицу №1 «Изменение отраслевых объемов производства промышленной продукции Краснодарского края за 1940-1998 в сопоставимых ценах (в % к итогу).

 

Отрасли промышленности              
Топливно-энергетическая 15,5 6.4 4.7 4.0 13.0 21.9
Химическая и нефтехимическая 1.8 2.9 3.7 3.0 2.1 2.6
Машиностроение и металлообработка 15.5 13.4 17.2 17.5 7.9 8.5
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 4.8 7.1 7.2 7.8 4.5 4.4
Производство строительных материалов 2.0 5.4 3.7 4.4 5.8 8.5
Лёгкая 6.9 15.1 13.7 12.6 4.9 0.9
Пищевая 42.6 48.2 42.5 42.7 60.1 42.6
Прочие отрасли 26.4 1.5 7.3 8.0 1.7 6.6

2. Ответьте на вопросы устно.

 

1. Экономический кризис 90-х годов, его последствия.

2. Изучив таблицу №1, сделайте выводы об изменениях, произошедших в производстве края.

3. Какие отрасли экономический кризис наиболее глубоко задел?


3. Заполните таблицу №2 «Факторы формирования отраслей специализации Краснодарского края»

 

Отрасли специализации Краснодарского края Факторы формирования  
4. Топливно-энергетический комплекс. 2. 3. 4. 5.   Сырьевой, транспортный  

Сделайте выводы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная промышленность.

 

Цель: изучить топливно-энергетический комплекс, отрасли, входящие в состав, нефтяную промышленность.

 

Рассмотрите таблицу «Темпы роста добычи нефти на Кубани»

Ответьте на вопросы:

1. Какие отрасли промышленности края входят в состав ТЭК? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Проанализируйте данные таблицы №6, сравните показатели добычи нефти в 1920-1930 гг., в 1990-1995 гг и в 2001 г. Сделайте выводы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какую продукцию производят предприятия нефтеперерабатывающей промышленности края? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Отметьте на контурной карте и напишите название населенного пункта Краснодарского края, вблизи которого была заложена первая в России нефтяная скважина.

5. Назовите и надпишите на контуре основные месторождения нефти в крае.

6. Нанесите центры нефтеперерабатывающей промышленности края на контуре.

 

Задание 6. Газовая промышленность.

 

Цель: изучить роль газа в формировании современного хозяйства Кубани, крупнейшие месторождения, газопроводы, проходящие через территорию края.

 

Ответьте на следующие вопросы:

1. Где сосредоточена большая часть разведанных месторождений в крае? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите основные месторождения газа в крае и надпишите на контурной карте ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Где используется газ, добываемый в крае? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сравните показатели добычи природного газа на Кубани. Сделайте вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Назовите газопроводы, проходящие через территорию края и предприятия газовой промышленности. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Назовите наиболее экологический чистый вид топлива, применяемый на ТЭС. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие проблемы стоят перед газовой и нефтяной промышленностью края? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7.Электроэнергетика.

 

Цель: усвоить основные знания по теме; развивать общеучебные и специальные умения и навыки

Ответьте на следующие вопросы:

1. Основными энергетическими ресурсами Краснодарского края являются: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Где вырабатывается основное количество электроэнергии в крае? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите самую крупную тепловую электростанцию. В чем её особенности? Какие виды топлива она использует? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечислите электростанции края и нанесите на контурную карту:

  • ТЭС ______________________________________________
  • ГЭС ______________________________________________

5. Каковы проблемы в электроэнергетике края? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему строительство АЭС в Мостовском районе было приостановлено? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие типы электростанций работают в Белоглинском районе? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Обобщающие вопросы по темам курса: «Природа и экология Кубани»

Задания к зачёту:

1. Экологические проблемы, характерные для нашего края.

2. Каково ваше участие в природоохранных мероприятий края, города, станицы?

3. Назвать перспективы улучшения экологической ситуации на Кубани.

4. Назовите экологические проблемы Черного моря.

5. Назовите экологические проблемы Азовского моря.

6. Назовите экологические проблемы реки Кубань.

7. Структура курса «Природа и Экология Кубани» (назвать разделы курса).

8. Структура курса «Природа и экология Кубани» и краткая его характеристика.

9. Назвать виды и формы экологической активности населения Кубани.

10. Медико-демографические показатели населения Краснодарского края.
Назовите причины роста углекислоты в атмосфере.

11. Достаточны и эффективны ли социальные механизмы предупреждения и устранения негативных процессов в экологии на Кубани или нет? Аргументируйте свою позицию.

12. Экологические проблемы, характерные для нашего края.
Понятие антропогенный фактор.

13. Какой ваш прогноз улучшения экологической ситуации на Кубани?

14. Что вы вкладываете в понятие совершенствования природоохранной деятельности?

15. Почему, на ваш взгляд, недостаточное внимание уделяется экологической культуре?

16. Что вы думаете о санитарно-экологическом состоянии местности Вашего проживания, какая, на ваш взгляд, самая «болевая» точка?
Что вам известно о рекультивации на Кубани?
Причины аллергических заболеваний на Кубани.
Смог: суть понятия.

17. Экологические проблемы, характерные для нашего края.

18. С какой литературой, указанной в списке литературы по курсу: «Природа и экология Кубани» в алфавитном порядке вы знакомы?

19. Причины «утяжеления» воздуха на Кубани.

20. Какую литературу, не указанную в списке литературы по курсу: «Природа и экология Кубани» вы читали по экологии, экологическим проблемам Кубани. Что больше всего запомнилось?

21. Что вам известно о средней продолжительности жизни за рубежом, в России, нашем крае?

22. Экологическое образование, его суть.

23. Экологическое воспитание и образование в общеобразовательных школах и внешкольных учреждениях.

24. Что вы вкладываете в понятие совершенствования природоохранной деятельности?
Какие вы знаете места в Краснодарском крае с высокой концентрацией свинца в почве?

25. Можно ли в пределах только экологии решить актуальные вопросы защиты природной среды?

26. Почему, на ваш взгляд, недостаточное внимание уделяется экологической культуре?

27. Существует ли непредсказуемость и неуправляемость некоторых достижений научно-технического прогресса? Поясните свое мнение.

28. Закон Российской Федерации «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

29. Факторы риска здоровья на Кубани (назвать; второй фактор описать содержание).

30. Назовите некоторые показатели неинфекционной заболеваемости детей и подростков Краснодарского края.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. ЭКСКУРСИЯ: «ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК»

Следует отметить, что при подготовке учебной экскурсии создаются благоприятные условия для разъяснения определённых норм и правил конструктивного ведения диалога, спора, воспитания тактичности, принципиальности. Возникает реальная возможность помочь студенту определить свою точку зрения, своё отношение к различным сторонам взаимодействия человека и природы, а преподавателю диагностировать степень сформированности экологических знаний, убеждений студентов.

Цель экскурсии: научить студентов наблюдать взаимосвязь в живой природе, изучить природное сообщество на территории города Армавира, составить список деревьев и кустарников, трав находящихся на территории Армавира, показать влияние деятельности человека на природное сообщество, формировать умения составлять экономико-географическую характеристику местных предприятий на основе материалов, полученных на экскурсии.

Задачи экологической экскурсии:

· углубление знаний студентов о многообразии организмов, их взаимодействии со средой;

· формирование умений по изучению и охране окружающей среды;

· знакомство с научными методами исследования;

· обогащение ценностных ориентаций студентов;

· формирование экологической наблюдательности.

Экологическая экскурсия должна рассматриваться как важнейшее дидактическое и методическое средство интеграции естественнонаучных знаний студентов. Отражая идею единства природы, они позволяют создать целостное представление о ней; реализовать на практике один из основных законов экологии, согласно которому организм и необходимые для его жизни условия составляют единое целое.

В качестве примера такого подхода к рассмотрению природы приводится экскурсия по изучению структуры экосистемы.

Тема: Структура экосистемы

Задачи:

· познакомить студентов с понятием “СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМЫ”;

· конкретизировать знания студентов о взаимодействии организмов со средой обитания;

· продолжить формирование умений и навыков сравнивать объекты и явления, делать обобщения, формулировать выводы, составлять отчёты;

· продолжить экологическое воспитание студентов.

Экскурсия начинается со вступительной беседы, в ходе которой студенты знакомятся с основными закономерностями функционирования естественных экосистем и разновидностями их классификаций.

После беседы группам предлагается провести самостоятельную работу по заданиям, изложенным в инструктивных карточках. Содержание каждой инструктивной карточки включает указание к действию, которое необходимо выполнить, вопросы и указания о фиксировании результатов действий. Содержание карточек зависит от места проведения данной экскурсии (парк, лес, и т. д.).

Перед началом самой работы преподаватель проводит инструкцию о порядке выполнения заданий.

Оборудование:

· рулетки;

· карандаши;

· блокноты для записей.

Экосистема (биогеоценоз) состоит из двух структурных (биоценоз и биотоп) и двух функциональных (автотрофы и гетеротрофы) компонентов. Кроме того, она обладает определённым видовым составом, численностью, биомассой живых организмов, определённой пространственной структурой населяющих биотоп видов. Между членами биоценоза в каждой экосистеме складываются разной степени сложности биотические отношения. Основными среди них являются отношения пищевые, или трофические, при этом одни виды в сообществе используют в пищу другие. Образуется пищевая, или трофическая, цепочка, по которой в экосистеме идёт поток веществ и энергии. В начале трофической цепи стоят автотрофы – как правило, зелёные растения (продуценты), которые, используя энергию солнечного света, создают из неорганических веществ органические. Продуцентами питаются гетеротрофы (консументы первого порядка) – животные фитофаги; фитофагов съедают хищники (консументы второго порядка); последних – консументы более высоких уровней. Продуценты и консументы, отмирая, становятся достоянием сапрофагов (деструкторов, редуцентов), использующих их в пищу и разлагающих мёртвую органику. Это грибы, микроорганизмы и пр. они принимают участие в минерализации органических веществ и делают их доступными для растений. При этом трофическая цепь замыкается, образуя биогенный круговорот. Поскольку животные, как правило, полифаги (питаются различными видами организмов), они одновременно включаются в несколько трофических цепей, что приводит к образованию трофических сетей.

Наряду с видовым составом большое значение для изучения сообщества имеет его биоморфологический спектр – состав и соотношение слагающих сообщество жизненных форм. По преобладающим жизненным формам определяется принадлежность сообщества к тому или иному типу растительности (например, леса, луга и т.п.).

Совместное существование разных видов и жизненных форм в сообществе приводит к их пространственному обособлению. Это выражается в вертикальном и горизонтальном расчленении фитоценоза на отдельные элементы, каждый из которых играет свою роль в преобразовании и накоплении веществ и энергии.

По вертикали растительное сообщество разделяется на ярусы – горизонтальные слои, толщи, в которых располагаются надземные и подземные части растений определённых жизненных форм. Эта ярусность особенно выражена в лесных фитоценозах. Здесь насчитывается обычно пять-шесть ярусов:

1.Древесные ярусы (высокие и низкие деревья);

2.Кустарниковый (подлесок);

3.Травяно-кустарничковый;

4.Моховой (или лишайниковый);

5.Подстилка (опад листвы).

Малоярусные сообщества – луг, степь, болото – имеют по два-три яруса.

Ярусное строение фитоценоза даёт растениям возможность более полно использовать ресурсы среды, прежде всего свет, тепло, влагу. Растения разных ярусов живут в разных условиях, что уменьшает конкуренцию и способствует увеличению видового разнообразия. Чем благоприятнее условия местообитания, тем сложнее ярусность.

Животное население биоценоза, “привязанное” к растениям, также распределено по ярусам. Например, микрофауна почвенных животных наиболее богата в подстилке; достаточно чётко приурочены к ярусам определённые группы насекомых. Разные виды птиц строят гнёзда и кормятся в разных ярусах – на земле, в кустарниках, в кронах деревьев.

По горизонтали сообщество так же разделяется на отдельные микроэлементы – микрогруппировки, расположение которых отражает неоднородность условий жизни. Особенно хорошо это видно в структуре наземного (почвенного) покрова – в наличии “мозаики” из различных микрогруппировок (куртины трав; пятна мхов или голого грунта). Мозаичность, как и ярусность, обусловлена многими факторами (включая влияние человека), поэтому может служить хорошим признаком экологических нарушений в сообществе.

Трофическая структура. Любое сообщество можно представить в виде пищевой цепи, а точнее пищевой сети, то есть схемы всех пищевых, или трофических взаимосвязей между видами этого сообщества. Пищевая сеть обычно состоит из нескольких пищевых цепей, каждая из которых является отдельным каналом, по которому передаётся вещество и энергия.

Различные организмы занимают разное положение относительно основного источника поступающей в сообщество энергии, в этих случаях говорят, что они расположены в разных трофических уровнях. Состав трофической сети, отражающий число трофических уровней, соотношение продуцентов и консументов, первичных, вторичных, третичных и других хищников – всё это показатели трофической структуры сообщества.

Многие вещества, в первую очередь те, из которых строятся организмы растений и животных (углерод, азот, фосфор, кальций), перемещаются из одного блока к другому по мере того, как организмы, находящиеся на более высоких трофических уровнях, поедают других, находящихся на нижних уровнях. В конечном счёте, все вещества в результате деятельности редуцентов возвращаются в абиотическую среду, где они снова могут быть использованы первичными продуцентами. Подобные перемещения в экосистемах называют круговоротом.

ВАРИАНТЫ КАРТОЧЕК:

1 вариант

· Назовите экосистему, в которой вы находитесь.

· Опишите видовой состав данной экосистемы.

· От чего зависит устойчивость данной экосистемы?

· Есть ли в данной экосистеме организмы-индикаторы? Если есть – зарисуйте их и сделайте вывод о состоянии данной экосистемы.

2 вариант

· Назовите экосистему, в которой вы находитесь.

· Опишите морфологическую структуру данной экосистемы.

· Нарисуйте схему распределения организмов данной экосистемы по ярусам.

· Как в данном случае будут связаны понятия “ярусность” и “конкуренция”?

3 вариант

· Назовите экосистему, в которой вы находитесь.

· Опишите трофическую структуру данной экосистемы.

· Составьте 2-3 пищевые цепи, действующие в данной экосистеме.

· Назовите виды животных и растений, занимающих смежные трофические уровни и находящиеся в единой пищевой цепи.

СХЕМА ГЛАВНЫХ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ЭКОСИСТЕМЫ:

Экскурсия, как методическое и дидактическое средство обучения, может использоваться в большинстве тем курса «Природа и экология Кубани».

 

Студенты распределяются на три группы, каждая группа получает карточку-задание.

Карточка-задание.

(1 группа)

l. Определить растения, произрастающие на исследуемом участке. Составьте их список, указав, к какому классу и жизненной форме они относятся.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Найдите цветущие растения. Определите по строению цветка способ опыления. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Какие, на ваш взгляд, мероприятия следует проводить для сохранения сообщества?

Карточка-задание.

(2 группа)

1.Определите растения, произрастающие на исследуемом участке. Составьте их список, указав, к какому классу и жизненной форме они относятся. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2.Изучите ярусное расположение растений. Назовите известные вам растения каждого яруса. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.Отметьте влияние деятельности человека на растения:

а) положительное;

б) отрицательное.

Карточка- задание:

(3 группа)

1.Определите растения, произрастающие на исследуемом участке

2.Опишите два растения по плану:

а) морфологическое описание растения;

б) местообитание;

в) приспособленность к среде обитания.

3.Отметьте, какое влияние оказывает человек на эти растения в данном сообществе. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Наблюдение за погодой, сезонными изменениями, состояния растительности и водоёмов.

Цель работы: формирование умений вести наблюдение за изменениями, происходящими в природе.

Результаты работы оформления в виде таблицы.

 

5. Сравните почву из разных участков ландшафта.

 

6.Проведите Исследование «Жизнь птиц в лесонасаждениях». Работа на длительное наблюдение за птицами, которые живут рядом с человеком. Результаты наблюдений фиксируйте в отдельном дневнике. Можете представить как реферат или защитить исследовательский проект.

 

7. Выполнение задание «Экологический паспорт животного» Работа предполагает проведение мини-исследования редких животных вашей местности. Можно выполнить это задание дифференцированно. А потом провести защиту проектов.

 

 

Объекты и показатели, выбранные для наблюдения Месяцы года Место наблюдения
Сентябрь Декабрь Март Июнь
Состояние растительности   Состояние ближайшего водоёма   Выводы о причинах сезонных изменений в природе          

 

 

8. Определение географического положения города Армавира.

Беседа о содержании характеристики ГП города, о значении ГП для развития природы, хозяйства и деятельности населения. Рассматриваются особенности ГП Армавира, даётся оценка его положения.

 

Напишите Ваше впечатление об экскурсии подчеркните лицо соответствующее вашему настроению, в настоящее время.

 

Хорошее настроение Плохое настроение Равнодушие

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.