Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллектуальная 8 страница




Если лицо добросовестно использовало название географи­ческого объекта, тождественное или сходное с зарегистрирован­ным наименованием места происхождения товара, не менее чем 682


через шесть месяцев до даты его первой регистрации, то оно сохраняет право на его дальнейшее использование в течение срока, установленного патентным органом, но не более двух лет, считая с даты указанной регистрации (п. 3 ст. 1025 ГК).

На основании регистрации выдается свидетельство о праве пользования наименованием места происхождения.

Свидетельство действует в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в патентный орган. Этот срок может быть продлен по-заявлению его владельца, поданному в течение пос­леднего года действия свидетельства, на 10 лет при сохранении условий, дающих право на пользование наименованием места происхождения товара. Продление возможно неограниченное число раз (ст. 1027 ГК).

Порядок и условия регистрации и выдачи, признания не­действительными и прекращения действия регистрации и сви­детельства определяются законодательством о наименовании мест происхождения товаров (ч. 3 п. 4 ст. 1024 ГК).

Факт регистрации обозначения имеет правоустанавливаю­щее значение, поскольку с этого момента заявитель приобрета­ет право на его использование.

В соответствии с п. 1 ст. 1025 ГК лицо, обладающее пра­вом пользования географическим указанием, вправе помещать это наименование на товаре, упаковке, рекламе, проспектах, сче­тах и использовать его иным образом в связи с введением данного товара в гражданский оборот.

Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано несколькими лицами совместно для обозна­чения производимого ими на территории определенного геогра­фического объекта товара, особые свойства которого исключи­тельно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или ины­ми факторами либо их сочетанием. В подобного рода случаях право пользования наименованием места происхождения то­вара принадлежит каждому из таких лиц (п. 2 ст. 1025 ГК).

Отчуждение или иные сделки об уступке права пользова­ния географическим указанием и предоставление пользования им на основании лицензии не допускаются (п. 4 ст. 1025 ГК).

В Республике Беларусь правовая охрана наименования ме­ста происхождения товара предоставляется на всей ее террито­рии.


Правовая охрана наименования места происхождения то­вара, находящегося в другом государстве, предоставляется в Республике Беларусь, если это наименование места происхож­дения товара зарегистрировано в стране происхождения товара, а также в Республике Беларусь в патентном органе в соответ­ствии с действующим законодательством (ст. 1026 ГК).

Не исключена возможность и аннулирования регистрации наименования места происхождения товара. Например, причи­ной аннулирования регистрации данного объекта промышлен­ной собственности может быть исчезновение характерных для географического объекта условий производства (выработка ме­ста, подготовленного для добычи йодистой соли, и т.д.), а также утрата товаром особых свойств (исчезновение сырья для его изготовления, потеря навыков его изготовления из-за отсут­ствия достаточно сведущих в этой области специалистов и т.п.).

Что касается правовой охраны указания происхождения товара, то она осуществляется на основании использования этого указания. Необходимость правовой охраны указания проис­хождения товара состоит в недопущении использования лож­ных (фальшивых) указаний происхождения товара, а также вводящих потребителя в заблуждение в отношении действи­тельного места происхождения товара (п. 5 ст. 1024 ГК).

Законодательством (ст. 1028 ГК) установлено, что лицо, имеющее право пользования географическим указанием, может потребовать от того, кто незаконно использует это указание, прекращения его использования, удаления с товара, его упаков­ки, бланков и тому подобной документации незаконно исполь­зуемого географического указания или обозначения, сходного с ним до степени смешения, уничтожения изготовленных изоб­ражений географического указания или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а если это невозможно, — изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки.

Кроме того, лицо, обладающее правом пользования геогра­фическим указанием, вправе потребовать от нарушителя этого права возмещения понесенных убытков.

7. Недобросовестная конкуренция

Ранее действовавшее законодательство не знало слова «кон­куренция», которая могла бы проявлять себя в промышленных и торговых делах между предприятиями, организациями. Но,


как таковая, она присутствовала в форме состязательности, со­ревнования. По результатам этих соревнований подводились итоги, выявлялись хорошо проявившие себя в них как физи­ческие, так и юридические лица и награждались победители. Однако соревнование по сравнению с конкуренцией выглядело несколько иным. Как утверждалось ранее - это была здоровая конкуренция.

В настоящее время конкуренция проявляет себя во всех сферах жизни общества. Применительно к интеллектуальной деятельности конкуренция вбирает в себя все объекты интел­лектуальной собственности (от тары и упаковки до секретов производства (ноу-хау)). Конкуренция, предполагающая того, кто способен быстрее довести лучший товар до потребителя без нарушения правовых установок, не наказуема, а скорее, наобо­рот, поощряема. Наказуемой же считается недобросовестная конкуренция, т.е. все то, что не согласуется с установившимися правилами, существующими обычаями, традициями.

Термин «недобросовестная конкуренция» как правовой институт вводится в белорусском законодательстве впервые. Ему в ГК посвящена гл. 68.

В соответствии со ст. 1029 ГК недобросовестная конкурен­ция в Республике Беларусь не допускается.

Недобросовестной конкуренцией признаются:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятий, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов. Речь идет о действиях, направленных на смешение товаров, услуг одних пред­приятий с товарами, услугами других предприятий. Например, выпущенные товары известной фирмы под своим товарным зна­ком и другими присущими им характерными признаками сме­шиваются с товарами, вложенными в такую же упаковку и выпу­щенными с таким обозначением, той же формы и т.п., другой фирмы, которая конкурирует с первой.

К подобному смешению часто прибегает конкурирующая сторо­на из-за некачественной подготовки ею товара, а иногда при нево­стребованности покупателем товара, услуг, из-за неизвестности фирмы на рынке товаров и услуг. Такое проявление действий (смешение товаров, услуг и т.п.) приводит к подрыву авторитета известной фирмы, нарушению ее коммерческой деятельности, а в конечном итоге к потере получаемых доходов;


2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конку­рента. В частности, ложные утверждения в отношении реализуе­мых товаров, проводимых работ, оказываемых услуг распростра­няются одной фирмой по отношению к другой фирме (фирмам). Это бывает в тех случаях, когда производятся однородные товары, выполняются одинаковые работы, оказываются одного рода услу­ги. Чтобы подорвать предпринимательскую деятельность какой-либо фирмы, конкурирующая сторона пытается дискредитиро­вать то, что делается этой фирмой. Например, торговое предприя­тие А с целью получения приоритета в торговой деятельности ложно утверждает, что реализуемая торговым предприятием В обувь на самом деле изготовлена не той фабрикой, которая указа­на в сопроводительных документах, и наоборот, указывается, "что пользующаяся спросом обувь именно этой фабрики реализуется торговым предприятием А. Другим примером может служить ложное утверждение о том, что предприятие В выпускает товары на устаревшем, изношенном оборудовании, в то время как на пред­приятии А установлены новые, отвечающие современным требо­ваниям станки и оборудование;

3) указания или утверждения, использование которых при осущест­влении предпринимательской деятельности может ввести в заб­луждение относительно характера, свойств, пригодности к приме­нению или количества товаров, работ, услуг конкурента. В дан­ном случае слова «указания», «утверждения» законодателем при­ведены без слова «ложные». Следовательно, указания и утверж­дения могут быть истинными, но могут и ввести в заблуждение. Например, утверждение конкурента, что поступившее сырье, из которого должен быть изготовлен товар, некачественное, не отве­чает требуемым стандартам, кондициям и прочим параметрам, на самом деле соответствует действительности. Однако произво­дитель собирается изготовлять товар не из этого сырья, а из сы­рья, соответствующего требуемым параметрам. Другими слова­ми, такого рода действия конкурирующей стороны совершаются, по существу, без вины;

4) другие действия, противоречащие требованиям действующего за­конодательства о конкуренции, при осуществлении предприни­мательской деятельности. Здесь речь идет о нормах, указанных в ГК, а также о нарушении антимонопольного и другого законода­тельства о конкуренции.

Перечисленные действия конкурента считаются противоза­конными и являются основанием для привлечения его к от­ветственности.


Ответственность за осуществление недобросовестной кон­куренции предусмотрена ст. 1030 ГК, в соответствии с которой лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обяза­но прекратить противоправные действия и опубликовать опро­вержение распространенных сведений и действий, составляю­щих содержание недобросовестной конкуренции. В свою оче­редь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требовать от недобросовестного конкурента возмещения при­чиненных убытков.

С одной стороны, привлечение к ответственности должно базироваться на соответствующих правовых установках, опи­раться на нормы, обеспечивающие защиту против недобросове­стной конкуренции, пресечение и предупреждение монополис­тической деятельности. С другой - требуется наличие норм, направленных на создание условий, способствующих развитию конкуренции, ведь в конечном итоге разумная конкуренция -это хорошие высококачественные товары, выигрышные услуги. Улучшение качественных показателей товара, низкие его из­держки привлекают потребителя на сторону создателя такого товара(услуги).

Итак, борьба за конкурентоспособный товар есть борьба за потребителя. Начало этой борьбе положил Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-ХП «О противодей­ствии монополистической деятельности и развитии конкурен­ции»1, в ред. от 10 января 2000 г. № 364-3, с изм. и доп. от 2 декабря 2000 г. № 154-3. Он содержит в себе:

1) организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности;

2) базовые установки, направленные на создание условий для разви­тия конкуренции как основы функционирования эффективного товарного рынка;

3) требование тесной увязки всего этого с защитой прав потребителя.

Конкурентная борьба должна тесно сочетаться с правом на добросовестную конкуренцию. В случае нарушения этого права потерпевшая сторона вправе прибегнуть к защите, кото-

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 36. Ст. 569; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 8. 2/139; 2002. № 138. 2/903.


рая может выражаться не только в требовании добросовестно­го конкурента прекратить противоправные действия, опубли­ковать опровержение распространенных ложных утверждений, составляющих содержание недобросовестной конкуренции, но и возместить причиненные убытки.

Литература

Бовин А А., Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собствен­ность: экономический аспект: Учеб. пособие. М., 2001.

Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность. Основной курс: учеб. пособие. М., 2004.

Вышкевич В. Патентный суд: право на защиту // Юрист.

2001. № 2 (3).

Голованов В. Право на товарный знак // Национальная экономическая газета. 1994. № 33.

Гришаев СП. Интеллектуальная собственность: "Учебное пособие. М., 2003.

Интеллектуальная собственность: В 2 кн. Кн. 2. Промыш­ленная собственность / Сост. и коммент. В.Ф. Чигира. Мн., 1997.

Калятин В.О. Интеллектуальная собственность. Исклю­чительные права: учебник для вузов. М., 2000.

Ливак Е.Н. Защита информации: учеб. пособие: В 4 ч. Ч. 3. Защита авторских прав в области программного обеспе­чения. Гродно, 2000.

Лосев С. Правовая охрана товарных знаков // Юрист.

2002. № 1 (8).

Минков A.M. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб., 2001.

Новицкая Л. Алгоритм юридических действий по регист­рации товарного знака (знака обслуживания) // Юрист. 2002. № 1 (8).

Права интеллектуальной собственности в Соединенных Штатах Америки. Документы, комментарии специалистов, спра­вочные материалы / Сост. Э. Джонсон. М., 2002.


Права на результаты интеллектуальной деятельности. Ав­торское право. Патентное право. Другие исключительные пра­ва. Сборник нормативных актов. М., 1994.

Право интеллектуальной собственности. М., 2002.

Сергеев А.П. Патентное право. М., 1994.

Сергеев АЛ. Право интеллектуальной собственности в Рос­сийской Федерации. М., 1996.

Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Рос­сийской Федерации: учебник. М., 1999.

Шалито Н.В. Правовое регулирование рационализаторс­кой деятельности. Л., 1989.

Яхновец Р., Кокорезова Р. Интеллектуальная собственность как объект правоотношений (по Гражданскому кодексу Рес­публики Беларусь) // Судовы весшк. 2000. № 1.


Раздел HI




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.