Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реструктуризация бюджетной сети




К недостаткам организации существующей бюджетной сети можно отнести следующее:

1. Сформирована в других социально-экономических условиях и не адаптирована к рынку

2. Низкое качество оказываемых услуг

3. Недостаточный учет потребностей граждан

4. Отсутствие стимулов к повышению эффективности деятельности в связи с финансированием по смете, независимо от объема и качества услуг

5. Закрытость от общества и др.

По сути, органы публичной власти просто содержат существующую систему бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими услуг.

В целях решения данных вопросов были приняты следующие законы:

1. Федеральный закон от 03.11.2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (вступил в силу с 1.01.2007г) - является правовым основанием для создания нового типа учреждений – автономных учреждений (АУ).

Анализ положений закона приводит к выводу о том, что автономное учреждение представляет собой сложную конструкцию — это не новая организационно-правовая форма, а новый тип юридического лица. Автономное учреждение, как и бюджетное, выполняет социально значимые функции (образование, наука, культура и пр.), но, в то же время, наделяется, по сравнению с бюджетным учреждением, гораздо более широкой финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельностью. Это своего рода «гибрид», сочетающий в себе признаки некоммерческой и коммерческой организаций

О новизне подхода к правовому статусу автономных учреждений говорит и имущественная обособленность автономного учреждения от собственника, и отсутствие дополнительной ответственности собственника по обязательствам автономного учреждения (а собственником продолжает оставаться государство), и появление новых институтов, характерных для коммерческих организаций (обязательный аудит, открытость и общедоступность важнейших документов о финансово-хозяйственной деятельности организации, институты крупных сделок и сделок с заинтересованностью), и изменение схемы государственного финансирования автономного учреждения, и необходимость создания независимого контрольно-надзорного органа — наблюдательного совета (с привлечением в его состав общественности, представителей государства, трудового коллектива)

2. Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83‑ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" появились правовые основания для создания еще одного типа учреждений - казенных учреждений (КУ) и изменения правового статуса бюджетных учреждений (БУ).

Статус казенного учреждения по сути совпадает с закрепленным в ранее действующем законодательстве статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет.

Бюджетные учреждения в соответствии с ФЗ-№83 приобрели больше свободы и стали иметь общие черты с автономными учреждениями.

Государство пыталось снизить расходы на содержание бюджетной сети, введя еще в 2007 году новый тип учреждений – автономные, однако за прошедший период всего было образовано около 4 тыс. АУ (это 2% от общего числа государственных и муниципальных учреждений), таким образом, многие эксперты признают, что первый этап реформирования бюджетной сети был неуспешен, в связи с чем, и был принят новый закон (ФЗ-№83), который призван отойти от сметного финансирования большей части учреждений (кроме казенных), заставляя бюджетные учреждения зарабатывать деньги самостоятельно, а средства из бюджета выделять лишь в форме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Установленные сроки полномасштабного перехода к работе учреждений трех типов – 1 января 2012 года.

В Смоленской области было многое сделано в плане подготовки нормативной базы для реализации данного новшества, и уже с 1 января 2011 года область приступила к полномасштабной реализации ФЗ-№83.

В Смоленской области всего насчитывается 350 областных госучреждений (с 01.01.2011. – 11 – АУ, 40-КУ, остальные – БУ)

В течение переходного периода, который продлится до 1 января 2012 года, на Смоленщине будет применяться смешанная система. Учреждения разделят на три типа, но финансировать продолжат в основном, как и раньше - по смете, просчитывая при этом будущий объем госзадания, кроме автономных учреждений (АУ), которые будут уже в 2011 году переведены со сметы на субсидию, выплачиваемую за оказанные услуги по госзаданию, что позволит им распоряжаться своими деньгами более самостоятельно, чем раньше.

При этом на первом этапе финансирование не будет уменьшено, а после завершения переходного периода, к 2012 году, «обкатав» механизм на «автономном секторе», с 2012 года бюджетные учреждения будут переведены на субсидии. По казенным учреждениям, где самый жесткий тип управления, эта цифра близка к конечной, предполагается, что в итоге преобладать будут автономные учреждения.

Статус автономных учреждений (АУ) (у них, по замыслу инициаторов реформы, больше свободы и максимум возможностей для самостоятельного зарабатывания денег) среди учреждений социальной сферы Смоленской области получат Жуковский психоневрологический интернат, комплексный центр социального обслуживания в Рославле, два дома-интерната для престарелых и инвалидов.

К казенным (КУ) будут относиться, прежде всего, те учреждения, которые полностью функционируют за счет областного бюджета и не имеют дополнительных источников доходов, либо выполняют контрольные функции. Для них сохранится финансирование по жесткой смете. В эту группу попали областная клиническая психиатрическая больница, Центр психолого-медико-социального сопровождения, Смоленская областная специальная библиотека для слепых и др.

Остальным учреждениям присвоят статус бюджетных, и в перспективе, по окончании переходного периода, они будут получать средства в зависимости от реально оказанных населению услуг. Однако по замыслу федеральных властей, 80 - 85 % всех учреждений должны стать автономными, это будет наиболее распространенная форма, бюджетных организаций будет 10-12 %, казенных- 4–5%.

Итак, с 1 января 2011 года можно говорить о новом этапе реформирования социальной сферы. Государственные и муниципальные учреждения разделяются на три типа - казенные, бюджетные и автономные, в зависимости от которых к ним будут применяться новые принципы финансирования (см. табл.4.2.).

Таблица 4.2.

Сравнительная характеристика различных типов бюджетных учреждений

Критерии сравнения Автономное учреждение Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) Казенное учреждение
Финансовое обеспечение В виде субсидий в соответствии с заданием учредителя и на содержание имущества Субсидии: - в соответствии с заданием учредителя; - на содержание имущества; - на иные цели Средства бюджета: - на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами; - на осуществление мероприятий в соответствии с нормативно-правовыми актами На основе бюджетной сметы
Приносящая доход деятельность Доходы поступают в самостоятельное распоряжение Доходы поступают в самостоятельное распоряжение Полученные доходы зачисляются в бюджет
Открытие счетов Счета в кредитных организациях Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах) Только в органах Федерального казначейства (финансовых органах)
Распространение действия Закона № 94-ФЗ Не распространяется Распространяется в полном объеме Распространяется в полном объеме
Учет Коммерческий план счетов Коммерческий план счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета — по бюджетному плану счетов Бюджетный план счетов
Отчетность Государственные (муниципальные) учреждения обязаны обеспечивать публичность и открытость отчетов о своей деятельности (единый сайт в сети Интернет)

 

Таким образом, сейчас идет завершающий этап реформирования системы управления бюджетами:

- с 2008 г. был успешно осуществлен переход к среднесрочному планированию – и теперь бюджеты на всех уровнях планируются на 3 года;

- с 2009 г. государство отказывается от сметного финансирования бюджетных учреждений и переходит к системе своеобразных контрактов – государственных и муниципальных заданий;

- с 2011 года осуществляется реформирование бюджетных учреждений, если раньше самостоятельностью обладали только автономные учреждения, то теперь все бюджетные учреждения, кроме казенных;

- с 2012 года осуществляется переход к программной классификации расходов и программному бюджету.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.