Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и особенности юридического этикета 3 страница




Наименование и адрес получателя письма проставляются на верхней правой стороне бланка письма. Здесь указывается наимено-вание организации, его подразделения или фамилия и адрес лица, ко-торому направляется письмо. При направлении письма должностному лицу название организации указывается в именительном падеже, а должность и фамилия — в дательном. Инициалы пишутся после фа-милии.

Знаки препинания во внутреннем адресе могут быть опущены. Наименование организации, имя и фамилию лица, которому адресо-вано письмо, следует писать так, как они даны в исходящей из этой организации корреспонденции или в справочнике.

Если письмо направляется частному лицу, то сначала указыва-ются почтовый индекс и адрес, а затем фамилия и инициалы получа-теля в дательном падеже. Если письмо адресуется нескольким лицам, то каждая фамилия записывается на отдельной строке. Если получа-тель письма имеет воинское, специальное или ученое звание, то его следует указывать перед фамилией.

Письмо не должно содержать более четырех адресатов. При от-правке письма более чем в четыре адреса составляется список на рассылку и на каждом письме проставляется только один адресат. За-головок помещается перед текстом письма слева и содержит одну фразу, в которой должна быть отражена основная причина отправле-ния письма и указание на то, о чем оно. Не следует стараться изло-жить в заголовке содержание письма, он должен быть кратким и ем-ким. Заголовок обычно начинается с предлога "О" или "Об" и кавычка-ми не выделяется.

Заголовок не проставляется, если письмо адресовано персо-нальному лицу. В этом случае пишется обращение, например: «Ува-жаемый Иван Иванович!». После этого следует текст письма. По-скольку официальные письма обладают правовой значимостью, их содержание и стиль должны удовлетворять определенным требова-ниям. Обычно письмо состоит из двух частей. В первой излагаются факты и события, которые вызвали необходимость написания письма, во второй — конкретные просьбы, предложения, решения, рекомен-дации и т.п.

Хотя язык официальных документов — это набор клише, штам-пов, стандартов, стремящихся свести к минимуму субъективно-эмоциональную сторону, всякое деловое письмо помимо самого со-держания имеет подтекст, который выражается словом «тон». По мел-ким штрихам письма, выбору слов, стилистических оборотов и просто


 

по оформлению можно судить об авторе этого письма. Употребление стандартизированных словесных оборотов позволяет не только ис-ключить ненужный эмоциональный тон письма, но и является выра-жением деловой вежливости, так как устраняет излишнее напряжение при чтении письма, а также двусмысленности, неточности формули-ровок. Формализованностъ делового письма помогает и его автору или исполнителю, сокращая время и усилия на составление докумен-та.

Если к письму есть приложение, то отметка о нем проставляется в левом нижнем углу письма. С красной строки печатается слово «Приложение». Справа приводится перечень прилагаемых докумен-тов с указанием количества экземпляров и листов, степени секретно-сти. Каждое название располагается на отдельной строке. Если на-именование Приложения приводится в тексте письма, то в отметке указывается лишь количество листов и экземпляров.

Заканчивается письмо подписью, в состав которой входит на-именование должности лица, подписавшего письмо, личная подпись и ее расшифровка. Название организации не указывается, чтобы не по-вторять то, что уже указано в бланке. В подписи инициалы ставятся перед фамилией. Если письмо должно быть подписано несколькими должностными лицами, занимающими одинаковые должности, тогда подписи располагают на одном уровне.

Рекомендуется соблюдать должностной уровень подписания пи-сем. В частности, ответ на письмо, подписанное начальником управ-ления, также должен быть подписан начальником соответствующего уровня, а не его заместителем. Но ответ на письмо, подписанное за-местителем начальника управления, может быть подписан начальни-ком другого управления.

Как поступить, если отсутствует должностное лицо, подпись ко-торого отпечатана в письме? Такое письмо может подписать лицо, ис-полняющее его обязанности, или его заместитель. Нередко в таких случаях подпись дополняют предлогом «за» или просто косой чертой. Правилами делового этикета это не рекомендуется, поскольку для ад-ресата неясно, кем подписано письмо, располагает ли подписавший его необходимыми полномочиями. Поэтому требуется указывать должность и фамилию лица, подписавшего письмо, например: «И.о.» или «Зам».

Последний реквизит делового письма — отметка об исполните-ле. Автор официального письма и исполнитель — не всегда одно и то же. Автор отвечает за юридическую сторону письма, а исполнитель — за техническую, поэтому и существует требование делать в письме отметку об исполнителе. Эта отметка включает в себя фамилию со-ставителя письма и его служебный номер телефона. Отметка поме-щается на лицевой или оборотной стороне письма слева в нижнем уг-


 

лу. В отличие от подписи должностного лица инициалы ставятся по-сле фамилии исполнителя.

Текст служебного документа не спутаешь ни с каким другим тек-стом. Это говорит о том, что здесь выработан свой стиль, подчиняю-щийся определенным правилам, которые составной частью входят в деловой этикет.

Так, текст документов рекомендуется печатать через 1,5 интер-вала. Документы мелкого формата допускается печатать через один интервал. Все страницы документа, за исключением первой, на кото-рой цифра «1» не ставится, должны быть пронумерованы. Дата в слу-жебных документах может оформляться следующим способом: 05.10.2004. После цифр, обозначающих год, точка не ставится. Допус-кается также словесно-цифровой способ оформления дат, например 20 октября 2004 г.

Если в тексте используются цифры, то следует знать, как их за-писывать. Например, число 18 000 в тексте документа выглядит так: 18 тыс. Такая запись значительно облегчает восприятие цифр. Одно-значное число пишется словом, а не цифрой. Многозначные числа, как правило, записываются цифрами, но если цифра стоит в начале предложения ее следует писать словами.

Если документ должен быть утвержден, то гриф утверждения располагается в верхнем правом углу листа и состоит из слова УТ-ВЕРЖДАЮ, наименования должности лица, утверждающего документ (включая наименование организации, если оно не входит в состав ре-квизитов бланка), личной подписи, ее расшифровки и даты.

Гриф согласования ставится ниже подписи или на отдельном листе согласования. Этот гриф состоит из слова СОГЛАСОВАНО, на-именования должностного лица, с которым согласовывается доку-мент, личной подписи, ее расшифровки и даты.

Копии документов заверяют проставлением надписи «Верно» наименования должности сотрудника, заверившего копию, личной подписи, ее расшифровки и даты заверения. На копиях исходящих до-кументов, остающихся в деле, дату заверения и должность сотрудни-ка, заверившего копию, допускается не указывать.

Деловой этикет требует, чтобы документы были достоверными, доказательными, объективными, убедительными. Точность в подборе фактов, оценках ситуации особенно необходима в документации, от-ражающей различные аспекты правоохранительной деятельности.

Хотя документы пишутся, как правило, в нейтральном тоне, сам стиль документа может быть расценен как доброжелательный или грубый, как вежливый или бестактный и т.п. Нередко в документах за внешней нейтральностью тона проглядывает резкость, неуважение к адресату. Однако не следует впадать в другую крайность — соревно-ваться в чрезмерной вежливости. Неприятное впечатление от доку-мента оставляет неаккуратность его оформления. Следует внима-


 

тельно вычитывать документ, чтобы устранить возможные ошибки и описки. Деловой документ, содержащий правку, обязательно следует перепечатать. Нередко наблюдается неверное построение текста, не-соразмерное расположение его частей, отсутствует разбивка по абза-цам, что значительно затрудняет восприятие текста.

В служебных документах следует бороться с неправильным ис-пользованием слов и терминов, неуместным или неоправданным употреблением иностранных слов, ненужными или непонятными ад-ресату сокращениями и т.п.

Опытные руководители не торопятся тотчас после подготовки документа отправлять его по адресу, если, конечно, позволяет время. Это делается для того, чтобы еще раз перечитать его, при необходи-мости исправить и лишь после этого отослать. На восприятие доку-мента влияют множество факторов, в том числе раздражение, уста-лость, спешка. Через некоторое время текст и его содержание могут произвести на отправителя совершенно иное впечатление, что заста-вит его еще раз внимательнее поработать над документом.

Конечно, в каждом правоохранительном органе или его подраз-делении складываются свои традиции в оформлении документов, но при этом следует добиваться, чтобы при всех различиях документ был четким, конкретным, доказательным, объективным, написанным с со-блюдением правил стилистики и красиво оформленным, а его содер-жание отвечало требованиям деловой вежливости.

 

 

Деловоеобщениеэкстремальныхусловиях

 

Психологическая сущность особых (экстремальных) условий за-ключается в невозможности строить деловое общение по сложившим-ся канонам. При этом изменяется мотивация поведения как обычных граждан, так и сотрудников правоохранительных органов. Изменяются нормы (правовые, моральные, этические) поведения.

Среди психологических последствий экстремальных условий на первое место можно поставить нарастание эмоционального компонен-та в поведении. У значительного количества людей понижается спо-собность к самоуправлению, повышается нервно-психологическое на-пряжение, активизируются отрицательные эмоции. Население в экс-тремальных условиях легче поддается влиянию эмоций, а ряду его представителей становится труднее контролировать свое поведение, в том числе и в общении. Появляются чувства отчаяния, страха, без-надежности, гнева, которые приобретают характер внезапного возник-новения. На поведение таких людей труднее воздействовать рацио-нальными, рассудочными доводами и аргументами. Сотрудникам пра-воохранительных органов в таких условиях нередко приходится про-тивопоставлять этим негативным чувствам свое хладнокровие, рассу-


 

дительность и красноречие, способность сдерживать себя и подав-лять неуправляемые эмоции граждан.

Повышенные физические нагрузки, нервное напряжение обу-словливают активизацию явлений, возникающих в основном при на-растающем истощении нервной системы. У людей появляется раз-дражительность, резкая смена настроений, в ходе общения и межлич-ностного взаимодействия нередко вспыхивают конфликты (порой из-за мелочей). Человек легче перенимает настроение других людей, поддается панике, отчаянию. В то же время большее влияние оказы-вают и положительные эмоции, когда высокое моральное состояние окружающих более интенсивно передается каждому.

Перечисленные психические особенности, характер экстремаль-ных ситуаций позволяют сделать вывод о том, что сотрудникам пра-воохранительных органов в ходе делового общения необходимо осо-бое внимание уделять моральному состоянию населения, поддержа-нию его духа. Для жителей потерпевших регионов важно чувствовать внимание и поддержку страны, убеждаться, что органы власти пред-принимают все меры для борьбы с последствиями стихийных бедст-вий, что все делается последовательно, целеустремленно, по едино-му плану. Население должно видеть, что люди, отвечающие за право-порядок, не утратили спокойствия и уверенности в своих силах.

В ходе общения необходимо учитывать и принимать во внима-ние основные психологические реакции человека на экстремальные условия. Анализ позволяет их сгруппировать по двум основным уров-ням.

Положительные реакции:

 

− мобилизация возможностей, активизация деловых мотивов, долга, ответственности;

− возникновение делового возбуждения, энтузиазма, интереса, азарта;

− актуализация творческих возможностей, повышение готовно-сти к решительным и смелым действиям;

− повышение выносливости, неприхотливости, понижение по-рогов ощущений, ускорение реакций;

− снижение утомляемости, исчезновение усталости, беспечно-сти.

Отрицательные реакции:

 

− появление тревоги, беспокойства, неуверенности, обостре-ние чувства самосохранения;

− появление страха, боязни за себя и дело, острая борьба мо-тивов долга и личной безопасности;

− значительное снижение нижнего порога нравственной допус-тимости, разрушение обычных нормативных этических представле-ний;


 

− проявление растерянности, оцепенения, ступора или фруст-рации (появление чувства безысходности и отчаяния);

− непонимание происходящего, дезорганизация познаватель-ной деятельности;

− разрушение отработанных навыков, появление ошибок в ра-боте;

− недостаточная мобилизованность, несобранность;

 

− утрата самоконтроля, появление истерических реакций, па-нические действия, появление чувства слабости;

− острые психозы.

 

 

В заключении необходимо остановиться на характеристике тако-го понятия как судебный этикет. Cудебный этикет – это совокупность правил поведения субъектов судебного процесса, регулирующих внешние проявления взаимоотношений между судом и участвующими в деле лицами, формы их общения, основанные на признании автори-тета органов правосудия и необходимости соблюдения приличий по-ведения в государственном учреждении.

Судебный этикет является неотъемлемой частью культуры пра-восудия, служит авторитету судебной власти.

Торжественность, обрядовая сторона правосудия находит закре-пление в праве как признак особой роли суда в обществе, жизни лю-дей. Так, Закон о статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992 г. установил символы судебной власти: Государственный флаг Российской Федерации на здании суда; изображение Государственно-го герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации в зале судебных заседаний; мантии, в которые облачают-ся судьи при осуществлении правосудия.

Обеспечению торжественности правосудия, охране и поддержа-нию авторитета судебной власти служат правила судебного этикета.

Основы судебного этикета заложены и в уголовно-процессуальном законодательстве.

Так, УПК Российской Федерации (ст. 262) устанавливает, что все присутствующие в зале судебного заседания при входе судей встают. Все участники процесса обращаются к суду, дают свои показания и делают заявления стоя. Отступления от этого правила могут допус-каться лишь с разрешения председательствующего. Все участники процесса, а равно все присутствующие в зале судебного заседания граждане должны беспрекословно подчиняться распоряжениям пред-седательствующего о соблюдении порядка в судебном заседании.

Председательствующему (или составу суда) предоставлено пра-во удалить нарушителя порядка из зала судебного заседания, а в не-которых случаях виновный может быть подвергнут штрафу.

Ст. 318 УПК «Провозглашение приговора» устанавливает, что во


 

время провозглашения приговора все присутствующие в зале судеб-ного заседания, не исключая состава суда, выслушивают приговор стоя. Такое же правило действует при провозглашении вердикта кол-легии присяжных заседателей.

В значительной степени к правилам судебного эти-кета примыкает ряд других установлений уголовно-процессуального закона, регулирующих порядок судеб-ного разбирательства, хотя их предписания направлены непосредственно на достижение иных целей, чем созда-ние внешних форм обращения в суде. Таковы правила приведения к присяге присяжных заседателей, нормы о разъяснении свидетелям и потерпевшим их гражданско-го долга и обязанности дать правдивые показания непо-средственно перед допросом с отобранием подписки. Суд обязан во всех случаях предоставить подсудимому последнее слово, выслушать его без ограничения во времени и без постановки вопросов, а после этого не-медленно удалиться в совещательную комнату для по-становления приговора. Приговор постановляется в ус-ловиях тайны совещания судей, как и вердикт присяж-ных заседателей. Приговор, вердикт коллегии присяж-ных заседателей не «зачитываются», а «провозглашают-ся». При оправдательном приговоре, а также в иных слу-чаях, когда подсудимый не лишается свободы, находя-щийся под арестом подсудимый немедленно освобожда-ется из-под стражи в зале судебного заседания (хотя приговор еще не вступил в законную силу). Приговор по-становляется и провозглашается именем государства.

Другие требования судебного этикета, непосредственно не опирающиеся на конкретные процессуальные нормы, со-стоят в обязанности поддерживать в суде необходимую тор-жественность процедуры. Все обращения друг к другу при общении судей и участвующих в деле лиц должны произво-диться в вежливой форме. Суд при этом подчеркнуто равно относится к участникам процесса. В суде желательно избе-гать многословия, создать атмосферу деловитости, целеуст-ремленности, своевременно пресекать нарушения принятых в официальных учреждениях правил поведения.

Судья, прокурор, адвокат должны заботиться о том, чтобы их внешний вид, одежда отвечали обстановке, соответствующей месту,


 

где осуществляется правосудие.

 

Некоторые рекомендации, связанные с судебным этикетом, не могут быть приняты. Так, А. Л. Ликас советует председательствующе-му после открытия судебного заседания обращаться с напутствием к собравшимся, в котором он должен сказать о задачах суда и о необ-ходимости поддержки суда со стороны участников процесса, в том числе подсудимого, а также всех присутствующих в зале. Он же реко-мендует судье после разъяснения подсудимому его прав напутство-вать подсудимого напоминанием, что суд рассчитывает на его помощь в установлении истины. Такая процедура законом не предусмотрена, а в современных условиях сомнительна по существу.

В то же время можно отметить и не совсем обоснованное под-черкивание особого положения суда, в котором якобы нормы общения действуют специфически. Автор ряда публикаций по вопросам судеб-ной культуры и судебной этики писал: «Суд – учреждение строгое. Здесь не место для какой-то изысканной вежливости и особой преду-предительности». Употребленные автором иронические эпитеты не доказывают, что вежливость и предупредительность в их истинном понимании необязательны в суде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.