Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 12. 1 страница




поражена не как таковая, а только в своем существовании. В мести, поскольку она является деянием особенной воли, прежде всего нет меры, так же как нет необходимости в том, чтобы месть была осуществлена. Месть является возмещением в форме случайности.

К § 105

Гегель. Заметки, с. 389: Не раб, не крепостной — свободный человек, реальный собственник.

К § 106

Грисхайм, с. 301: Право имеет истинный смысл, лишь поскольку субъект его волит, тем самым субъективность воли есть наличное бытие права, и, наоборот, право субъективной воли состоит в том, чтобы в том, что есть право, присутствовала субъективная воля, чтобы мое понимание, моя цель составляли существенный момент того, что есть право. Это — великое право субъективной воли.

Свобода вначале только абстрактна, и все наше стремление направлено на то, чтобы конкретнее определить понятие свободы, которое заключается здесь в том, что она субъективна.

В нашей современности определению субъективной свободы с полным основанием придается столь большое значение и оно признается существенным. Это точка зрения моральности вообще.

В историческом аспекте здесь следует заметить следующее. Моральная точка зрения впервые возникла во времена Сократа. Афиняне сочли преступлением, что он перестал следовать законам отчизны, не верил в богов своей страны, не был более столь непосредственно нравствен 22. Сократ создал точку зрения внутренней рефлексии, внутреннее размышление о том, что истинно, о том, что понятия Бога, добра, красоты, истины значимы не непосредственно сами по себе, но, для того чтобы быть признаны, должны проникнуть во внутреннюю сущность человека; даймоний Сократа — дух, который всегда отрицает 23.

К § 107

Гомайер, с. 280 след.: Для лакея нет героя не потому, что герой не является таковым, а потому, что лакей есть лакей. Человек хочет приблизиться к тому, что вызывает восхищение,— к великому,— он либо возвышается до него, возвышает свое понятие, либо снижает великое до своего уровня.

К § 113

Гомайер, с. 283: Поступок субъективной воли имеет непосредственно предпосланный предмет, а в своей направленной на него цели она имеет представление о связанных с этим обстоятельствах. Поступок производит изменение в наличном бытии, и воля постольку виновата в нем и в его последствиях, поскольку в них присутствует абстрактный момент моего.

К § 114

Гегель. Заметки, с. 405: Целое движется в противоречиях.

Грисхайм, с. 311 след.: Со строго правовой точки зрения мой интерес не имеет значения, все дело только в моей личности, здесь же значение имеет только моя воля, причем мой интерес составляет особенная цель. Ее достижение — мое благо. На точке зрения морали я еще не конкретно субъективен, а лишь субъективен вообще, тем самым интерес для субъекта представляет только непосредственное, преднайденное в природе, и его особенная цель состоит в том, чтобы этот интерес был удовлетворен его поступками.

К § 115

Грисхайм, с. 314: Часто говорят, если бы то или другое было или не было, революция бы не произошла. Образованные люди быстро отучаются от таких «если», это пустая форма суждения; это «если» бессмысленно, и его особенно охотно применяют, когда ищут вину в частных обстоятельствах.

К § 118

Гомайер, с. 284: Если бросок совершен, последстви

его непредсказуемы. В истинном поступке последстви

должны быть заранее принесены в жертву. Наказание в ка-

честве последствия имеет не только внешнее значение, но

и обратное действие, направленное против нарушения.

Грисхайм, с. 321: Такой характер носит вина у древних народов, там нет невинного страдания, каждый, кто страдает, виновен. Действующие лица древней трагедии — герои, совершенно самостоятельные, свободные индивидуумы, которые вкладывают всю свою волю в то, что они делают. Эдип вменяет себе в вину свое деяние, невзирая на то, что он не знал, что убивает своего отца, он вменяет себе в вину свое деяние во всем его объеме. Он представлен как знающий, решивший загадку сфинкса, тем более он должен

вменить себе в вину свое деяние, и он полностью берет на себя его бремя; этим человека чтят больше. Таков характер героев, который нам изображают.

В современную эпоху интерес отношений состоит скорее в субъективности характера, в интенсивности индивидуумов, направленной на преодоление трудностей, в которые они оказались вовлечены, и вместе с тем не хочет оказаться невиновной. Драмам новейшего времени, где страдают невинные, свойственно поверхностное умиление. Здесь выступает нравственно превратное отношение, при котором воля не участвует в страдании, это страдание безвольного, не представляющее поэтому интереса. Такова судьба, человек не виноват, действует судьба, слепая необходимость. Совершенно неверно приписывать древним народам веру в судьбу, в их драмах она отсутствует, там действует только субстанциальная воля. Судьба у них — абсолютная справедливость, вера в то, что человек обладает волей и ему будет по справедливости воздано должное, поскольку это заключалось в его воле.

С. 322 след.: «Антигона» является возвышеннейшей драмой древнего и нового времени; Антигона хоронит своего брата, но тем самым она преступает законы государства, ибо ее брат, сражавшийся против своего отечества и погибший как изменник своей родины, не может быть похоронен. Поэтому Креон прав, присуждая ее к смерти, Антигона нарушила право государства, руководствуясь только нравственным отношением к брату. Семья и государство противостоят здесь друг другу. Все то, что представляется в новое время, не интересно в нравственном отношении. Главный виновник — ничтожный человек, который убивает своего друга, чтобы жениться на его жене; собственно говоря, естественно ожидать, что во второй сцене он будет повешен. В «Мессинской невесте» на обоих домах лежит древняя вина, каждый из братьев может с полным правом любить девушку, о которой идет речь, в бешенстве один из них убивает другого, в качестве судьбы здесь выступает любовная страсть, а затем дикая злоба, с которой они бросаются друг на друга. Здесь нет поступков, которые диктовались бы нравственностью, нет слепой неизбежности судьбы, а лишь воление индивидуумов, в основе которого лежит не субстанциальность, а зло.

К § 119

Грисхайм, с. 326: Dolus directus 24 относится, например при поджоге, лишь к первому кусочку дерева, но dolus

indirectus 25 содержит все дальнейшие последствия. Они связаны с природой самого поступка, который создает для этого возможность. Человек должен это знать.

К § 121

Грисхайм, с. 328 след.: Интерес, interest mea 2б, я есмь лишь действующее, моя субъективная воля действовать и быть заинтересованным равнозначно, я должен присутствовать, когда я действую. Если я обусловливаю, чтобы это содержание имело место, я полностью в этом заинтересован. Поэтому человек должен сначала быть удовлетворен своей целью, тогда он удовлетворяется и ее осуществлением. Разумный человек должен сначала удовлетворить себя, именно поэтому он прежде всего и преимущественно действует, он удовлетворяет свое понятие, свою идею в себе, а не других, они могут быть удовлетворены или не удовлетворены, он хочет реализовать свое понятие, свой разум.

Требование, чтобы человек был лишен интереса, лишен возможности самоудовлетворения, пошло. Великие люди по преимуществу удовлетворяли себя сами, если бы они сначала спрашивали об этом других, то их деяния были бы, несомненно, ничтожны.

К § 123

Гегель. Заметки, с. 443: Интерес — в том, что я присутствовал при этом, действовал — Гёте: мы танцуем уже три дня и ночи — о невесте все забыли — Солдаты Наполеона: мародерство, продвижение — слава, честолюбие.

Грисхайм, с. 332: Я конкретен, есмь не просто реальность как некое абстрактное свободное, моя конкретная природа выше моей абстрактной природы, и в конкретном заключен также момент блага. Поэтому действование, лишенное интереса, является пустым, фантастическим механическим представлением монахов. Требование абстрактного рассудка сводится к тому, что человек не должен думать о себе, что ему надлежит жертвовать своим благом. Но человеку следует реализовать свою свободу, это составляет его главный интерес, в этом состоит его деятельность, другое — его благо в его особенности.

К § 124

Гото, с. 393: Действительный человек есть ряд его деяний. Если совокупность его деяний не имеет ценности, то и человек не имеет ценности. Внутреннее и внешнее должны быть фиксированы в этом тождестве.

Гегель. Заметки, с. 447: То, что человек должен, то он может, Фихте — Такие пустые общие слова. Для каждого различно то, что он должен — Моральная оценка людей, суждение о себе и других, о себе по сравнению с другими и о других по сравнению с собой.

К § 125

Гомайер, с. 285: Коллизия между сердцем и правом. Люди предпочитают быть великодушными, чем действовать согласно праву. Благо всех людей есть пустая абстракция. В противопоставлении праву благо всегда отступает —

Гегель. Заметки, с. 453: Счастье — в словах «благо» и «счастье» заключена своеобразная скука — так как это неопределенная, пустая рефлексия.

Грисхайм, с. 337: Моя единичность составляет ближайшим образом содержание в качестве моего блага, она логически возвышается до всеобщности, так как последняя есть истина единичности, я не могу способствовать своему благу, не способствуя благу других. С. 338: Всеобщее благо — пустые слова, даже если оставить в стороне умерших и будущих людей и относить это только к тем, кто живет одновременно,— как я могу содействовать благу китайцев, жителей Камчатки и т. д.? В Священном писании сказано разумнее: «Люби ближнего твоего как самого себя», т. е. людей, с которыми ты связан и близок. Разговоры о благе всех — проявление пустой напыщенности, нужной для того, чтобы возвысить представление.

К § 126

Гото, с. 397: Возьмем такой случай, когда содействие благу других нарушает право. Тогда растроганности нет границ и благу отдается предпочтение перед правом, что часто в самых ярких красках рисуется в романах. Закон губит счастье индивидуумов. Это встречается и в обыденной жизни, где при высокой культуре существует такое неимоверное число несчастий. Несчастью многих можно было бы помочь очень простыми средствами, которые, однако, затронули бы свободное имущество других. Таким образом, перед нами борьба нуждающихся, а рядом с ней средство, которое могло бы им помочь; однако их разделяет непроходимая пропасть. Эта пропасть — право, противопоставление которого благу отнюдь не казуистическая коллизия, а всегда существующая и необходимая противоположность, и наиболее очевидно и остро оно в цивилизованном обществе.

Грисхайм, с. 341: Люди вообще более склонны быть великодушны, благородны, чем точны в уплате своих долгов, ибо в нервом случае они действуют по своему особому намерению, в соответствии со своим решением, тогда как во втором совершают лишь обычное всеобщее. Святой Крис-пин был благочестивым человеком, но в порядочном государстве его поместили бы в работный дом.

К § 132

Грисхайм, с. 351 след.: В законе выражено добро, право; государственные законы суть выражение права, божественные законы суть таковые в еще более возвышенной форме; так, например, в иудейской религии Бог сам высказал, что есть добро, когда он дал Моисею законы, и тем самым люди

узнали их.

У греков Антигона, например, говорит о вечных законах богов, никто не знает, откуда они, они суть, и люди повинуются им. Здесь форма законов в том, что они суть, следующая ступень рефлексии состоит в том, что они основаны на авторитете, даны Богом, правителем, законодателем и т. д. Когда существование законов основывается в нашем понимании на авторитете, то это уже рефлексия, они уже не непосредственны, а существуют посредством другого, это другое есть воля, и, для того чтобы законы имели абсолютную силу, эта воля должна быть абсолютной, такова божественная воля.

Возникает, однако, вопрос: действительно ли то, что законы объявляют благом, выражено в них божественной волей? Государство создает законы, обладает на то правом и властью. Государство есть воля людей, существовавших в прежние времена или существующих теперь, таким образом, это воля людей; но и я человек, у меня также есть воля и интеллект, другие могут заблуждаться, их авторитет не выше моего.

В этой форме рефлексии выступает требование к моей субъективной воле, чтобы я понимал, что я объявляю правом, благом и т. д., чтобы я был убежден в этом. Это является более конкретным требованием.

С. 353: Людям льстит, когда им говорят, что прежде всего они должны исходить из своего разумения и не подчиняться какому бы то ни было авторитету. При таком воззрении оказывается лишь, что один авторитет противопоставляется другому; я следую своим основаниям, то, что они имеют для меня силу, зависит, с одной стороны, от моего произвола, я хочу иметь эти основания; с другой стороны, они суть

нечто это существенное, существенное, которое я признаю в себе, но это может быть также просто мой авторитет, кото-рый я таким образом противопоставляю авторитету всего мира.

Однако авторитет государства, нравов и т. д. в огромной степени превосходит мой субъективный авторитет, поскольку первый есть всеобщее, противостоящее особенному, поэтому у меня должны возникнуть очень серьезные сомнения в силе моего авторитета по сравнению с такой властью.

Гегель. Заметки, с. 473: Пустое представление, что я завишу только от своего убеждения и понимания — как особенного — Будучи ближе рассмотрены, эти основания, представления (могут быть такими тривиальными, известными способами представлений), что оказываются сами почерпнуты из всеобщего потока представлений, и если они в самом деле выходят за пределы всеобще значимого, то лишь потому, что почерпнуты из мусора, из плывущих по самой поверхности шлака и пены.

Гегель. Заметки, с. 469: Я могу ошибаться, но законы, правители также.

Гегель. Заметки, с. 475: Можно считать желательным, чтобы люди знали основания, глубокие истоки права — объективно в этом нет необходимости — доверие, вера, здравый разум, нравы составляют всеобщий объективный способ обоснования.

К § 136

Грисхайм, с. 361: Совесть есть святое, неприкосновенное в человеке, она есть чистая уверенность в самом себе, свобода как предикат, в себе и для себя сущее, ничто гетерогенное в нее не привносится, совесть неприкосновенна в отношении того, что есть добро, она есть знание добра.

К § 137

Гегель. Заметки, с. 489: Множество людей проходит по улице, они говорят со множеством людей, я полагаюсь на то, что они не захотят ограбить, убить меня и т. п.—они направляются в мою сторону, они одеты (у восточных народов обыскивают). Если бы я предположил, что они обладают шаткой совестью, считают правым только то, что обнаруживают в своей субъективной совести, а обнаруживают они в ней только противоположное всему правому и нравственному, то я оказался бы в худшем положении,

чем находясь во власти разбойников, так как в последнем случае я знал бы, что они разбойники, эти же по своему внешнему виду, по своей манере говорить — даже на тему о религии, праве, добре, совести —.

К § 140

Гомайер, с. 287 след.: Зло необходимо, но оно не должно быть. Быть нравственным означает доходить до противоположности злу, в противном случае добро лишь природно. Если в злом поступке выискивается положительная сторона как момент некоей целостности, рассматривается как добрая, то это лицемерие, частью по отношению к себе, частью по отношению к другим.— В настоящее время больше лицемерия, чем злых поступков.

К § 141

Грисхайм, с. 391: Это тождество только требуется, требование соединения постигается согласно форме требования; это — бесконечный прогресс, и оба остаются самостоятельными — субъект в качестве морального субъекта и добро для себя; дальше требования это не идет. Такое тождество является только задачей, которую надлежит решить, но решение которой — в ходе бесконечного прогресса. Добро должно всегда совершаться, но следует знать, что эта цель не будет достигнута, это — конечная цель мира.

Если бы она была реализована, если бы субъект стал нравствен, то субъективность отпала бы, добро имело бы силу от природы, и отпала бы также свобода субъекта; субъект свободен только в борьбе.

К § 148

Гегель. Заметки, с. 557: Обязанность есть право, наличное бытие своей воли.

К § 149

Гото, с. 490: Это является политическими мечтами, фанатизмом, выступившим во время Реформации, Французской революции.

К § 151

Гегель. Заметки, с. 567: Если законы дурны, то дурны и нравы.

К § 153

Гегель. Заметки, с. 568: Сократу.

К § 155

Грисхайм, с. 413 след.: Человек по существу имеет обя-занности лишь постольку, поскольку у него есть права, у раба нет обязанностей, так как у него нет прав.

Применительно к нравственной субстанциальности обязанности и права тождественны, но между ними есть и отличие; у меня есть различные права и различные обязанности, граждане государства имеют другие права и другие обязанности, отец имеет иные права и иные обязанности, чем дети, но все эти различия подчинены и суть нечто более позднее по отношению к тождеству моих прав и обязанностей.

Муж имеет другие обязанности, чем его жена, а она в свою очередь другие, чем их дети, однако эти отличия являются как бы лишь поверхностными узорами на основе семьи. Во всеобщем то и другое одинаково, эти различия обнаруживаются лишь внутри особенных организаций, в семье, в государстве, они предполагают наличие всеобщего в праве и обязанностях.

Особенное, которое есть обязанность, возвращается ко мне как право, тем самым я имею право, но, правда, другого содержания. По своему содержанию право отлично от обязанности, однако по ценности они остаются тождественными, так же как в договоре. Налоги, пошлины, и т. д., которые составляют для меня обязанность, мне не возвращают, но зато я обретаю обеспеченность моей собственности и бесконечное множество других преимуществ; они составляют мое право. То, что я совершаю, бесконечно отличается, правда, по своему качеству от того, что я получаю. Если эта ценность становится неравной, не остается тождественной, то в отношениях возникает надлом, они становятся неистинными.

Поскольку я совершаю свои обязанности по отношению к целому, я могу рассматривать себя как его член, и каждый индивидуум должен формировать себя в полезного члена государства, общности, а это означает, что он может служить средством. В этом отношении, но не по тому же содержанию я должен быть и целью, должен достигнуть и того, что я хочу, следовательно, то, что я совершаю, является также и средством самоудовлетворения.

Специфическая сторона может быть в этом взаимоотношении совершенно различной, но ценность должна оставаться неизменной, т. е. поскольку у меня есть обязанности, У меня должны быть и права. Точные подсчеты здесь носят только эмпирический характер. Должность в государстве

есть выполнение обязанностей и одновременно средство для достижения цели индивидуумом.

В форме права и обязанности тождество выражено в его противоположности, и обязанность представляется как нечто иное, чем право, она и действительно такова, но оба они необходимо связаны, или, другими словами, тождество являет себя как необходимость. Выступить должны противоположности, которые, однако, по своей ценности в себе тождественны.

К § 158

Грисхайм, с. 421: Люди охотно выступают как чувствующие или любящие даже в государстве, отсюда — требование, чтобы правитель, правительство пользовались любовью, т. е. чтобы индивидуум имел в этом свою особенность. В сфере разума, а также в государстве в разумном состоянии особенная субъективность не получает удовлетворения; в отличие от сферы чувства признается не своеобразие индивидуума, а только его заслуги, другими словами, его образованность, его сноровка, умение в их общем выражении.

Охотно говорят о любви Бога к человеку. Любовь снисходительна, т. е. допускает значимость также и особенной субъективности, ею один человек отличается от другого; в сфере разума, рассудка особенная субъективность не имеет значимости, но в любви она эту значимость имеет, ее имеет человек как этот.

К § 159

Гото, с. 510 след.: Право как строгое право выступает, следовательно, тогда, когда семья в качестве семьи распадается и члены ее являются уже не членами семьи по отношению друг к другу, а лицами. Таким образом, строгое право выступает по отношению к семье в своей форме как распад семьи, ибо внутри семьи действия ее членов основаны не на строгих правах, а на убеждении в любви, на доверии.

Если умирает отец семейства, дети выступают в качестве лиц; или в том случае, если между членами семьи возникает вражда, ссоры. Тогда убеждения исчезают и выступает форма права; или если родители не предоставляют детям того, что они по понятию семьи должны были бы им предоставить. В этом случае убеждения семьи слабы, и,

поскольку семья, не вступив в стадию полного распада, тем не менее поражена в своей основе, может также выступить форма права.

К § 162

Грисхайм, с. 430—432: На вопрос, чего хочет мужчина, чего хочет девушка, когда они вступают в брак, следует ответить: он хочет иметь жену, она хочет иметь мужа.

Главное состоит в том, что девушка любит мужчину потому, что он должен стать ее мужем, хочет сделать ее своей женой, в ее сознании она обретает свое подлинное достоинство, свою истинную ценность, только став женой. Таким образом, мужчина становится ее судьей, и потому она любит его, так как именно он дает ей ее истинное определение и заинтересован в том, чтобы дать ей его. Мужчина более своенравен, чем женщина, он более самостоятелен вне брака, его определение не осуществляется полностью в браке, но для женщины это именно так. Поэтому мужчина может быть, с одной стороны, равнодушнее, чем женщина, но, с другой стороны, он придает большее значение своему выбору.

Девушка, в меньшей степени обладающая собственной волей, чувствует прежде всего, что хочет иметь мужа. Это не порицание, такова ее природа, и это главное, так же как то, что мужчина хочет иметь жену.

Если родители таким образом позаботились о своей дочери, она хочет только всеобщего, она получает мужа, и эта исходная точка не исключает момента любви, напротив, тогда именно она существует. Конечно, могут возникнуть препятствия вследствие отвращения, антипатии и т. п., но все это только в границах возможности, это не необходимо.

Затем девушка начинает любить своего мужа не только потому, что он ее муж, но и за его особенные свойства. К этому относится обычно вопрос: почему он женился на ней, почему она вышла за него замуж? На это можно ответить в общей форме: потому, что они были влюблены; но этот ответ носит общий характер, и можно задать следующий вопрос: почему они были влюблены?

Здесь роль играет случайность; основанием может быть какая-либо отдельная черта, поведение, внезапная фантазия, какое-либо свойство, воспитание и т. д., однако такие особенные свойства не составляют субстанциальности брака. Красота, привлекательность, обаяние, очарование, рассудочность, сила могут усладить жизнь, но это не есть

субстанциальное в браке. Основное свойство брака заключается всегда в том, что девушка есть девушка, мужчина есть мужчина. В этом главное содержание любви и самого

брака.

С. 432: Каждый творит для себя некий идеал, но в результате он получает совсем другое, не похожее на его идеал, его идеал вытесняется действительностью, и он забывает его. В браке действует также привычка, и часто при наиболее сильной любви всего труднее перейти к этому состоянию; при такой любви слишком большое значение придается чувству, собственному чувству, в результате чего легко возникают ссоры. Привычка друг к другу лиц, вступивших в своей единичности в брак, необходима, их частные свойства выступают прежде всего оттого, что оба они не состояли в браке, считали важным или неважным то или иное, и теперь они должны привыкнуть друг к другу; в браке воспитывается и мужчина, и женщина, они отказываются от своих частных свойств, привыкая к свойствам другого; в этом состоит деятельная жизнь в браке.

Гегель. Заметки, с. 587: Страстная любовь и брак — разные вещи.

К § 163

Гомайер, с. 299: Узы брака нерасторжимы. Эта мысль должна сдерживать особенное воление, другие любовные страсти — (...) Развод должен быть разрешен, поскольку внутренняя глубина убеждений и настроений подвержена случайным влияниям. Однако развод следует представлять как нечто такое, чего не должно быть, и он должен быть чрезвычайно затруднен.

К § 164

Грисхайм, с. 438 след.: Обычно мы встречаем здесь две точки зрения. Согласно одной, брак является связью, которая полностью входит в ведение церкви, согласно другой, он относится к кругу гражданских отношений. Однако такого противопоставления быть не должно. Дух семьи, пенаты, поскольку он есть дух, носит по существу религиозный характер, ибо он касается внутреннего единства, которое есть в совести, во внутренней уверенности своей самодостоверности; постольку религия служит основой брака, и хорошо, что церковь вступает в эту сферу, благословляет совершаемый акт, утверждает и признает его.

Браку присуща также сторона договора, но только применительно к внешним предметам, к имуществу и т. п.,

нравственное, духовное, то, что относится к сфере церкви, соединение или душевная связь не дело договора; согласие на основе договора, правда, накладывает обязательства, но касаются они только внешних предметов; любви и т. п. таким образом требовать нельзя.

Большой недостаток многих законодательств состоит в том, что брак определяется в них как чисто гражданский договор; чисто правовое внешнее государство, гражданское общество как таковое имеет якобы дело только с правовыми отношениями. Однако подлинное государство есть еще и нечто другое, нечто большее, чем просто защита собственности, оно есть нравственное в форме нравственного, и брак как нравственный институт должен быть для него именно в качестве такового важным предметом его внимания.

Гегель. Заметки, с. 593: Девушка теряет свою честь, мужчина нет — так как у мужчины есть еще иное поле его нравственной деятельности в государстве.— У девушки нет — ее нравственность существенным образом существует в отношениях брака — иначе со стороны мужчины действует не это доказательство.

Любовь — может предъявлять различные требования, в качестве брака — В любви как таковой — все в единстве — нераздельно — чувственно и нравственно.

Однако именно в браке устанавливается отношение, при котором чувственное является лишь следствием.— Своим согласием на брак девушка также признает это —.

К § 166

Гото, с. 525: Это специальности мужчин. Отдельные женщины могут быть исключением, но исключение не есть правило. Женщины, специализирующиеся в этих областях, создают угрозу для самих этих специальностей.

Гомайер, с. 300: Акушерками женщины во всяком случае могут быть. Чисто положительные науки также доступны им, кулинарное искусство и юриспруденция. Тот, кто хочет, чтобы ему подавали выдающиеся кушанья, держит повара. В области мышления женщины достигают немногого. Связь причины и действия в меньшей степени их дело, так же как и искусство в его высоком определении, хотя в той мере, в какой оно переходит в особенное, они вполне способны его чувствовать. Украшения, рисунки цветов. Ни одна женщина не создала великого произведения искусства. Трудоемкие работы, вышивание.— Необыкновенное владение техникой игры на рояле.

К § 167

Гегель. Заметки, с. 599: Равенство. Одинаковые права и обязанности — муж не должен обладать большей значимостью, чем жена.

Гомайер, с. 301: Права женщины должны так же соблюдаться, как права мужчины. Там, где полигамия,— рабство женщины.— Где женщины обладают властью, безнравственность — распад брака. Глубокое значение брака состоит в тождестве, выраженном как субъективное чувство, оно осуществляется только в том случае, если каждый индивидуум всей своей личностью входит в данное отношение и чувствует в нем всю личность другого. Если один из индивидуумов оставляет какую-то часть своей личности для себя, не совершается то, что соответствует понятию брака.

К § 171

Гегель. Заметки, с. 605: Основное определение общность — Это здесь разумно и существенно.

К § 174

Гегель. Заметки, с. 609: Дисциплина посредством авторитета и чувственности.

Грисхайм, с. 457 след.: Человек должен пройти путь дисциплинарных взысканий, его вожделения должны быть подавлены, его своеволие сломлено, и образ его действий должен стать моральным и нравственным. Человек мучается в состоянии послушания только потому, что его воля природна, подчинена вожделениям, влечениям, эта зависимость должна быть устранена. Дети должны быть послушны не ради послушания, а ради дисциплины, чтобы они, развиваясь, обрели свободную самостоятельность. Дисциплина внедряется авторитетом; возможность делать то, что надлежит, зависит еще от воли других, тем самым цель приходит к детям как нечто вне их наличное и происходит подчинение чужой воле. Кто не научился послушанию, не сможет и повелевать. Подчинение является прежде всего средством быть свободным человеком.

К § 176

Грисхайм, с. 462: Семья может быть разъединена разводом. Сам по себе брак нерасторжим, поскольку он нравствен, поэтому он должен быть выше страсти, вожделения, возможности нравиться, недостатков нрава; если же оказывается, что субъективные свойства супругов нарушают

нравственность брака, то необходимо вмешательство другого, имеющего силу авторитета, который бы поддержал право брака в его противопоставлении случайности настроения. Ссорящиеся стороны являются партиями, которые спорят об отсутствующем в них существенном. Против них в суде должно выступить субстанциальное, третье, нравственное в лице авторитета как такового. Это — авторитет пиетета, духовного единения, ему надлежит довести до сознания сторон религиозную сторону, восстановить нравственное, показать его значимость, его внутренний смысл, представить его как долг и внушить, что оно выше мнения, субъективного чувства, выше случайной склонности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.