Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 12. 2 страница




В наполеоновском законодательстве вопрос о разводе рассматривается семейным судом, родственникам надлежит рассмотреть основания для расторжения брака и напомнить сторонам об их обязанностях, причем установлены очень большие сроки, в течение которых должны быть предприняты попытки к примирению.

Следовательно, семья может распасться, поскольку она «распалась» как брак.

К § 177

Грисхайм, с. 463: Возраст, в котором наступает совершеннолетие, должно установить позитивное законодательство; может оказаться, что для одного возможность для этого наступает на несколько лет раньше, чем для другого, однако необходимо общее решение, и разуму здесь больше делать нечего, приблизительно принимается некое среднее, и затем оно твердо устанавливается.

Достигнув совершеннолетия, дети выходят из ведения родителей, а тем самым лишаются и права на содержание родителями, ибо эта самостоятельность основана на личности, т. е. означает, что они способны обладать собственностью, могут и должны сами обеспечить свое существование.

К § 178

Грисхайм, с. 465: Имущество принадлежит семье сообща, она является одним лицом, имущество является собственностью этого одного лица, которое и есть семья. Поэтому в случае смерти члена семьи собственность остается, как и раньше, в семье, меняется только отношение в сфере распоряжения, управления, которые переходят к другим индивидуумам внутри семьи.

Гото, с. 557: В гражданском обществе индивидуумы становятся самостоятельнее, чем это было в патриархальных обществах. Семейные связи становятся чем-то второстепенным; дружба, служебные отношения создают более тесную духовную связь, чем отношения с далекими кровными родственниками, близость к которым основана только на природных узах, по сравнению с ними духовная близость имеет важное преимущество. Ибо ощущение единства между членами семьи все более теряется, а именно оно составляет здесь главное.

К § 179

Гото, с. 557: В пользу права завещания нельзя, собственно говоря, привести разумного основания, так как это — дарение в таких обстоятельствах, когда я уже не владею своим имуществом, а это бессмысленно. Следовательно, я дарю вещь, которая мне больше не принадлежит, а это уже не есть дарение.

К § 180

Гомайер, с. 305: Волю умершего не следует уважать!! Это совершается больше из пиетета переживших его, чем по праву. Завещания монархов редко принимаются во внимание.

Грисхайм, с. 469: Фамильные фидеикомиссы имеют и политическую сторону, с которой они могут быть рассмотрены, в остальном государство не обязано считаться с ними; представление, которое лежит в их основе, состоит в том, чтобы гарантировать семью от внешней случайности.

Само по себе имущество по своей природе — нечто случайное, оно может быть увеличено и уменьшено, но прежде всего оно носит случайный характер из-за произвола людей, их поведения, и то обстоятельство, что у человека есть имущество, что он приобретает, сохраняет его, следует отнести прежде всего к его поведению. Фидеикомиссы часто не ведут к тому, к чему они должны вести, часто они очень обременительны, так как человек должен свободно распоряжаться своим имуществом, его собственность — свободная, полная собственность в гражданском обществе, и он должен иметь возможность свободно распоряжаться ею.

Исходя из этих определений, связанных с природой вещей, государство не обязано принимать во внимание семейные фидеикомиссы, дети могут их сохранять из пиетета, если хотят, или не сохранять; дело в том, что

существует два определения: во-первых, что имущество семьи обще и при делении того, что является внешними вещами, наследники имеют равные права; во-вторых, что собственность индивидуума, поскольку он ею обладает, является свободной полной собственностью, на нее не должна оказывать влияние, не должна оперировать ею воля другого, моя собственность должна быть свободной.

К § 182

Гомайер, с. 309: Каждое удовлетворение моих потребностей опосредовано, происходит посредством воли бесконечного числа других. Для этой цели я также должен придать себе всестороннюю форму всеобщности, отказаться от моей природной грубости — быть полезным и другим.

Я должен, стремясь к пользе для себя, хотеть и пользы для других. Высшее, что из этого возникает, есть проникновение в себя в качестве субъекта, моя внутренняя глубина образуется во мне и противопоставляется непосредственности существования; развивается всеобщность мышления; я не признаю ничего только потому, что оно зиждется на авторитете; признаю только то, что совпадает с моим мышлением, с моим убеждением. Исчезает вера, простота нравов, религиозность — все то, что по своему содержанию, быть может, прекрасно, но заключено в форму несвободы для сознания. Сетованиям по поводу названного исчезновения должно быть противопоставлено высшее самосознание.

К § 183

Грисхайм, с. 473: Цель индивидуума эгоистична, но, будучи обусловлена всеобщим, она существенно связана с другими самостоятельными личностями, тем самым положена зависимость, и гражданское общество есть, таким образом, система всесторонней зависимости; эгоистическая цель может быть достигнута, обеспечена только в этой взаимосвязи. Постигнуть эту взаимосвязь саму по себе — цель нашего рассмотрения; гражданское общество есть внешнее государство, рассудочное государство, в качестве необходимого, ибо рассудок разъединяет различенные принципы в качестве самостоятельных, он полагает определение, и оно должно быть само по себе значимым, рассудок не рассматривает его как момент некоего более высокого определения. Одним принципом является эгоистическая цель, вторым — ее переплетение с другими, рассудок разъединяет то и другое, поэтому создатьс

может лишь внешнее, а не разумное единство, не единство понятия.

К § 184

Гото, с. 573: Если бы общество состояло только из неравных, оно бы распалось. Народ, который подвержен общей нужде, находится в состоянии своего распада, так как в основе сохранения всеобщности лежит благо особенности.

К § 185

Гото, с. 577: С одной стороны, следовательно, пассивная отверженность нужды, активная — возмущение в нужде и против нужды. Последствия этого состояния можно изобразить в печальных картинах, но тогда государство как таковое, которое должно было бы стоять над этим жалким состоянием, находится на стадии болезни и упадка. В этом коренится и причина разложения государства.

Грисхайм, с. 475—479: Особенность безмерна, в ней нет абсолютного определения, так как она значима для себя; это - природность, вожделение, произвол внезапной фантазии, мнения, все это готово в любую минуту выйти из равновесия, и все, что может быть сдержано, должно сдерживаться рассудком, ибо над этим стоит всеобщность. Тем, что особенности предоставлено свободное поле действий, положен полный простор излишествам — роскоши, вожделению, различным склонностям и т. д. Это привело к утрате людьми нравственности, все особенное получает удовлетворение, оно затухает в нем, но мгновенно опять возникает, ибо удовлетворение есть только удовлетворение особенного, следовательно, не подлинное удовлетворение, которое получает завершение; оно лишь мгновенно, само может возникнуть только особым образом, и тем самым потребность сама собой возникает вновь. Человек ест, пьет, но он вновь голоден и испытывает жажду, и все приходится начинать сначала. Здесь нет границы, это область дурной бесконечности, несущественности.

Таково положение в гражданском обществе; нет никакой возможности установить границу того, что действительно должно быть потребностью, открываются новые средства для удовлетворения потребностей, и тем самым возникает потребность в новых средствах. Тогда это отношение являет себя зависимым от некоего внешнего, особенно это ограничение имеет место по содержанию, оно имеет образ во-вне, и так, что это есть отношение к некоему самостоятельному внешнему. Тем самым я за-

вишу на этой стадии от случайных обстоятельств, от мощи всеобщего, от произвола других. В гражданском обществе возникает крайность излишества, разрушения самого себя и других. Это — излишество, ибо здесь нет границы, каждая особенная потребность может быть для себя удовлетворена, человек может полностью отдаться какой-либо склонности, пожертвовать ради нее всем остальным. Эта сторона, которой он так отдается, связана во внутренней идее существенно с другими, в силу этой связи она ведет к разрушению других определений. Жалкое состояние находит здесь свою сферу, так как здесь все случайно, случайно само удовлетворение, оно зависит от внешней случайности, здесь часто встречается физический и нравственный упадок.

Ужасающие описания жалкого состояния, к которому ведет удовлетворение потребностей, мы находим прежде всего у Руссо, а также у ряда других авторов. Все это люди, глубоко чувствующие ничтожество своего времени, своего народа, глубоко потрясенные бедствиями, изображающие связанный с этим нравственный упадок, гнев, возмущение людей своим жалким состоянием, противоречием между тем, что они могут требовать, и состоянием, в котором они находятся, ожесточение от сознания этого, издевательство над этим состоянием и наряду с этим горечь, злую волю, которые из этого проистекают. Безусловно, все это существует в гражданском обществе, и в своем возмущении эти люди, способные глубоко мыслить и глубоко чувствовать, отвергли его и обратились к другой крайности. Они видели единственное спасение в полном отказе от такой системы и, не отрицая ряд преимуществ гражданского общества, все-таки сочли предпочтительным полностью пожертвовать ими и вернуться к состоянию, в котором нет таких многообразных потребностей, к естественному состоянию, подобному образу жизни североамериканских дикарей, в которой не может быть подобного упадка и подобных бедствий.

Платон устанавливает в своем «Государстве» те же основоположения. Он глубоко и всесторонне познал несчастье Афин и увидел, что причина этого несчастья заключается в себялюбии граждан, для которых нравственное целое, государство уже не было наивысшим и наивысший интерес представляла их собственная особенность; ее они часто и предпочитали интересам целого, интересам государства. Платон предложил такое государство, в котором был бы исключен принцип особенности, изгнано субъек-

тивное особенное; таким он нарисовал идеал нравственного

государства.

Под идеалом часто понимают мечту, но идея есть единственно действительное, а идея в качестве действительной есть идеал. Но следует знать, что входит в идеал как таковой, необходимо сбросить со счета бесконечное число ничтожных случайностей, отнести особенность как таковую к случайности не означает удовлетворить ее. Конечно, идеал государства, где положение особенного было бы таким, каким его хотят видеть люди, не более чем мечта.— Платон нарисовал, следовательно, нравственное государство, т. е. такое, где идея государства соответствует реальному существованию этой идеи. Он столь последовательно исключил особенность, что индивидуум обладает здесь лишь всеобщим существованием, поскольку у греков идея не достигла еще той глубины, чтобы признать и особенное, представить себе такое состояние, в котором особенность могла бы действовать свободно и все-таки постоянно быть возвращаемой ко всеобщности. Платон исключил частную собственность, ибо, если господствовать должно только всеобщее, только оно должно быть душой, частная собственность существовать не может. Он исключил также в своем государстве семью, дети принадлежат не родителям, а государству, государство их воспитывает.

Как только выступила самостоятельная индивидуальность, которую мы в новое время называем обычно свободой, этот произвол индивидуумов, афинское государство больше существовать не могло. Это уже принцип христианских государств более позднего времени.

Государство должно быть таковым, чтобы оно, с одной стороны, сохраняло равнодушие по отношению к этому произволу, но чтобы, с другой стороны, произвол был с ним связан, не мог бы действовать, не вступая в систему государства, не мог бы получить удовлетворение иначе, чем соответственно принципу государства. Свободны ли при этом индивидуумы, например в силу понимания,— это их дело. Таким образом, государство должно заботиться, во-первых, о том, чтобы индивидуумы могли действовать по своему произволу, во-вторых, чтобы они были связаны с ним, в-третьих, чтобы эта связанность не проявлялась как внешняя власть, как печальная необходимость, которой необходимо подчиняться, чтобы в своем понимании люди примирились с этим и воспринимали связанность не как оковы, а как высшую нравственную необходимость.

К § 186

Грисхайм, с. 480 след.: Всеобщность, которая здесь осуществляется, суть предписания гражданского общества, законы, вообще государство. Люди как будто вынуждаются следовать государственному велению, его порядку, сохранять упорядоченное поведение, которое выступает как внешняя необходимость, как дело ума; человек следует законам, ибо в противном случае он не достигнет своей собственной цели, а она для него главное, следование законам служит ему средством осуществления своей цели. Поскольку законы проявляются как нечто внешнее, ему часто приходится временно отказываться от своих целей, но всеобщее не является его собственной целью, его волей.

Однако именно особенное возвышается до формы всеобщности. Человек обнаруживает, что законы способствуют достижению его цели, что он не осуществил бы ее без законов, таким образом, интерес особенной индивидуальности связывается со всеобщим, с существованием государства. Сила современных государств состоит прежде всего в том, что эта связь коренится не только в нравственности, но и в особенном интересе каждого.

К § 187

Гото, с. 580: Граждане суть частные лица, члены общественного союза, целью которого является особенное, и в той мере, в какой подобный общественный союз ограничен такой целью, гражданин есть bourgeois 27; citoyen28 в качестве политического члена государства как государства политического. В гражданском обществе цель есть частная цель.

Грисхайм, с. 482 след.: Требование таково: человек должен сделать себя полезным; это требование часто принимают с неохотой, так как при этом человек является лишь средством для других. Человек есть самоцель, но только через опосредствование другими индивидуумами, целым, его полезность связана с тем, что он может существовать в качестве самоцели, может достигнуть осуществления своей цели, и может он это, лишь будучи членом такой общности.

Гото, с. 582: Культурными людьми мы прежде всего считаем тех, кто делает все, как другие, не кичится своей частностью, тогда как в поведении некультурных людей проявляется частность, неловкость, состоящая в том, что они не следуют качествам и соотношениям предметов и лиц, с которыми связано их поведение.

К § 193

Грисхайм, с. 491: Потребности обретают многообразие благодаря взаимности, которая одновременно есть сторона всеобщности. Люди подражают друг другу, в этом истоки моды, каждый хочет иметь именно то, что есть у других, но, как только это достигнуто, этим не удовлетворяются и начинают стремиться к чему-то особенному, тогда другие в свою очередь начинают подражать этому, и так до бесконечности.

Так потребности вытесняют друг друга. В этом отношении мода — самое осмысленное, в следовании ей заключен известный смысл. В ней нет ничего определенного; поскольку потребности столь детализованы, столь част-ны по своему характеру, любой способ оправдан именно потому, что разумно не искать определения; самый разумный способ есть способ всеобщности.

Открытия в этой области — дело портных и прочих; смешно было бы, если бы какой-нибудь профессор изобрел одежду древних германцев. Что мода изменчива, не следует ставить ей в вину, она не является чем-то пребывающим, может быть и такой и иной, поэтому делают по-иному, отдавая такими изменениями должное случайности.

К § 195

Гомайер, с. 313: Роскошь: потребление индивидуума, превышающее то, что он производит.

Грисхайм, с. 493: Роскошь не останавливается в определенных границах; рабочие вносят большинство разнообразных предметов роскоши в область потребления. Будучи заинтересованы продать продукты своего труда, рабочие заинтересованы и в том, чтобы увеличить стремление к удобству, к наслаждению, найти новые средства, чтобы с их помощью увеличить потребности, вызвать у потребителей вкус к более утонченному удовлетворению потребностей, обратить их внимание на более тонкие различия.

Производители в значительно большей степени, чем потребители, заняты ростом разнообразия потребностей, открытием новых средств и тем, чтобы потребности потребителей все время росли.

Гото, с. 598: Невозможно отграничить естественные потребности от воображаемых. У Диогена 29 была кружка для питья, но, увидев, что какой-то человек пьет из руки, он выбросил кружку.

Грисхайм, с. 494: С ростом богатства народа, не столько

самих денег, сколько возможности использовать их как средство удовлетворения своих потребностей, с этим живым богатством, увеличивается бедность и нужда.

Мертвое богатство существует теперь только в виде кладов у казаков, татар и др., в цивилизованном мире существует только циркулирующее богатство, богатство, которым пользуются. Наличие такого богатства увеличивает зависимость и нужду; потребности чрезмерно выросли, их удовлетворение становится случайностью, и нужда тем сильнее, ибо средства к удовлетворению потребностей зависят от произвола других, от воли других. Обращаться приходится уже не к внешней природе, каждое дерево, каждое животное принадлежит уже не природе, а собственнику, тем самым зависимость значительно растет.

В той же пропорции, если не принимаются особые меры, например такие, как колонизация, вместе с богатством растет бедность. В Лондоне, этом богатейшем городе, нужда, нищета, бедность столь ужасны, что мы даже не можем себе это представить. Увеличиваясь, богатство концентрируется в руках немногих, и, как только возникает это различие, при котором большие капиталы находятся в руках немногих, это позволяет им без особых затрат добывать больше, чем доступно тем, кто имеет незначительное имущество, и тем самым различие все увеличивается.

К § 196

Грисхайм, с. 496: Лишь немногие продукты природы можно при утонченных потребностях использовать такими, как они есть; большинство должно предварительно пройти множество процессов переработки. Высшая необходимость состоит в том, что человек использует природу не непосредственно такой, как она есть, но перерабатывает ее; с одной стороны, он пользуется ею такой, как она непосредственно есть, с другой — в том виде, когда она уже переработана, ассимилирована им. Природа приходит к человеку как нечто уже переработанное им и является поэтому чем-то двойственным.

С. 497: Добывать я могу только у других, а именно моим трудом, ибо все уже является собственностью другого. Тем самым удовлетворение потребностей зависит уже не от непосредственного вступления во владение, а от труда вообще, это также является истинно разумным отношением. Удовлетворение потребностей должно, насколько это возможно, зависеть от самого человека, его деятельности,

его поведения, понимания, его рассудка, не от того, что дает добрая природа. Честь человека в том, что в его представлении он является главным.

Труд может представиться противоположным моральной точке зрения. Милосердие, великодушие состоит в том, что в нужде людям помогают дарами, не требуя за это возмещения работой; иногда даже случается, и это было, есть и поныне в ряде стран, что бедных, нуждающихся поддерживают, предоставляя им еду в монастырях, других благотворительных учреждениях и т. п. Средством для этого служит обычно труд крепостных, положение которых немногим лучше положения тех нищих, которых с их помощью кормят.

При правильном соотношении заработок должен быть связан с трудом; оплачивая рабочему его работу, я забочусь также об удовлетворении его потребностей. Тем самым цель оказывается достигнутой; но есть еще один момент: вместе с результатом его труда я признаю и его свободу, признаю, что он сам способен создать средства для удовлетворения своих потребностей, этим я выражаю ему свое уважение и признаю, что он может быть благодарен только самому себе, что он мне ничем не обязан.

В этом аспекте следует рассматривать многообразные расходы богатых; они многое приобретают, расходуют много денег; иногда утверждают, что они могли бы дать кое-что бедным, между тем, по существу оплачивая рабочих, они делают не меньше, чем те, которые совершают благодеяния; и значительно более морально оплачивать деньгами труд, чем дарить, так как тем самым одновременно признается свобода другого.

С. 499: Я надеюсь получить средства для удовлетворения своих потребностей только с помощью своего труда и создав трудом средства для удовлетворения потребностей других. В государственном хозяйстве эти отношения рассматриваются подробнее, причем таким образом, что все потребляемое есть одновременно средство, которое производится, т. е. каждый должен производить столько, сколько он потребляет. Пища потребляется, исчезает из владения, но она сохраняет человеку крепость, жизненную силу, а это служит средством производить другое, то, что человек потребляет, вновь становится продуктивным.

В государственном хозяйстве чистые потребители рисуются поэтому в весьма неблагоприятном свете; капиталисты, трутни общества, они непродуктивны, не создают средства для других, они располагают этими средствами, но

не создают их. Труд должен состоять в этой взаимности: он создает средства для удовлетворения потребностей, а они в свою очередь должны служить источником труда.

В результате этого формирования создается двойной аспект средства: во-первых, аспект природы, во-вторых, созданной мной формы, что придает ему особую ценность.

1 фунт железа стоит 1 грош, трудом я могу увеличить его стоимость больше чем в 10 000 раз, и тогда то, что дано природой, становится наименьшим, а мой труд, моя деятельность — главным. Почти все, потребляемое людьми, создано людьми, форма придана ему человеком, оно относится вообще к тому, что сделано руками человека, связано с его сферой; то, что создано природой, является, правда, существенным условием, но это наименьшее.

К § 197

Грисхайм, с. 500 след.: Развитие промышленности приводит к тому, что человек вынужден заниматься бесчисленным количеством вещей, что наряду с этим перед ним находится бесчисленное количество потребностей и средств; он обращается во все стороны, со всех сторон ему предлагают интересные развлечения, цели. Он должен обладать достаточной силой, чтоб не поддаться соблазну. С этим связана быстрота представления. Человек вынужден вращаться среди бесконечного многообразия, это облегчает ему процесс представления, связи, переход от одного представления к другому.

Это заметно повсюду. Сельским жителям нужно время, чтобы обрести какое-либо представление, но потом они с трудом освобождаются от него и все время к нему возвращаются. Человек, обладающий культурой духа, широкой образованностью, способен вести разговор на самые разнообразные темы. Деловой человек должен обладать не только способностью свободно проникать в суть непосредственного дела, полностью постигать его, но и способностью отстраниться от него, освободиться, перейти к другому делу и столь же серьезно заняться им —.

К § 198

Грисхайм, с. 501 след.: Труд трудится, деятельность производит, и производит она прежде всего отказ от самой себя, разрушение самой себя, она переходит в продукт, и это — единство формальной деятельности и цели. Труд в качестве человеческого труда поднимается до формы абстракции, формы, которую мы уже видели

в средствах и потребностях. В труде происходит спецификация различий, это — абстрактные различия, так возникает разделение труда, этот важнейший метод производства, при котором каждый человек всегда обрабатывает лишь одну сторону целого в труде; тем самым ремесло переходит в фабричное производство. Ремесленник производит конкретный, охватывающий многие стороны продукт, если же работа разделяется, то каждый рабочий занят лишь частью производства, ограничен специфическим трудом.

Этим в огромной степени увеличивается количество производимых продуктов. Человек, умело производящий булавки, может ежедневно произвести из готовой проволоки только 40—50 булавок, следовательно, 100 человек — только 5000, а при разделении труда можно произвести в 20, в 50 раз больше. Так разделяется каждый труд, в котором заключено еще нечто конкретное, в результате чего каждому человеку отводятся однообразные по своему характеру действия.

С. 502 след.: Труд становится все более тупым, в нем нет никакого многообразия, которое требовало бы вмешательства рассудка. Следствием появления фабрик является зависимость рабочих, в работе на производстве дух рабочих притупляется, они становятся полностью зависимы, совершенно односторонни и едва ли могут найти другой способ обеспечить свое существование; поскольку они полностью приучены только к этой работе, привыкли только к ней, они становятся самыми зависимыми людьми, и их дух притупляется. В дальнейшем труд становится все более механическим, и благодаря этому оказывается возможным передать его машине. Как только труд становится совсем простым, абстрактным, человек может быть заменен машиной. В Англии, чтобы заменить работу машин, понадобилось бы несколько сот миллионов человек.

Среди рабочих, особенно фабричных рабочих, которые из-за машин лишаются средств к существованию, легко возникает недовольство, и приходится находить для них новые возможности. Духовный результат всего этого сводится к тому, что человек может поставить вместо себя машину, орудие, пар, огонь и т. д., а сам только надзирать за ними. Так посредством совершенствования труда происходит отупление рабочих, и в конечном счете человек оказывается ненужным. Это только работа рассудка, и она продолжает развиваться и модифицироваться.

К § 199

Гото, с. 614: Удивительное, внутренняя необходимость заключается в том, что, в то время как каждый полагает, что он работает для себя, себялюбие оборачивается по-иному и, стремясь к достижению своей цели, реализует цели других.

Чем больше человек расточает и использует для себя, использует все — свое имущество, свое время, свои мысли — для своего удовольствия, тем в большей степени он удовлетворяет потребности других, и никто не может откусить кусок хлеба, не предоставив тем самым хлеб другому. Следовательно, это себялюбивое желание есть самому является заботой о других. Во всем, что человек делает для себя, он способствует реализации целей других таким образом, что и цели других обусловливают работу для него.

С. 615: Тот, кому нужно многое, приносит гражданскому обществу больше пользы, чем раздающий ту же сумму в виде милостыни, ибо с первым способом трат связана деятельность других, применение их рассудка. Часто раздаются жалобы, что расточительность увеличилась, что все используется только для собственного удовольствия, тогда как раньше люди чаще занимались благотворительностью; однако это надо было бы скорее хвалить, именно это и есть разумное отношение.

К § 200

Гомайер, с. 315: Неравенство имущества является правом природы, особенности, ибо она есть различие.

Грисхайм, с. 509: Все люди разумны, это главное, но они от природы различны, это нельзя считать несправедливостью природы, ибо оно относится к стороне особенности, а в ней имеет силу естественный принцип. Создать одного человека разумным, другого неразумным было бы величайшей несправедливостью; он — человек только как разум, как мыслящее самосознание.

Следовательно, неравенство развивается в гражданском обществе. Здесь человек должен показать, что он собой представляет, он находится на сцене, где ему надлежит все произвести, отчасти подражание, отчасти нужда заставляют его напрячь все свои силы. Человек в качестве человека, следовательно в качестве особенного индивидуума, должен обрести существование, стать действительным, это относится к праву субъективной свободы, сво-

боды, которую мы очень ценим, особенно в новое время, когда каждый может стать тем, к чему он чувствует призвание —.

К § 201

Грисхайм, с. 511 след.: Сословия имеют двойное значение: с одной стороны, поскольку они принадлежат гражданскому обществу, они делятся на сословие земледельцев, промышленное сословие и на всеобщее сословие; свое второе значение они обретают в политическом государстве, где существуют земельные сословия, провинциальные сословия, имперские сословия и т. д.

Однако это двойное значение не случайно; таково оно является пунктом существенной связи того, что составляет в гражданском обществе сферу особенности, и того, что необходимо в политическом теле. Чрезвычайно важно, чтобы политическое тело разделялось в себе, организовалось, расчленялось на отдельные органы, чтобы обладать жизненностью; то же относится к гражданскому обществу, и высшая абсолютная важность заключается в том, чтобы то и другое было согласовано —.

Сословия гражданского общества обладают общими потребностями, особенными интересами как таковыми. Эта сторона особенности должна быть связана с интересами политического государства, отождествляться с ними. Как уже было указано выше, государство как политическое тело содержит в себе свою нравственную необходимость, и индивидуум должен быть причастен ей, подчинять государству свою деятельность, быть готовым пожертвовать собой; это, с одной стороны, является чисто нравственным политическим долгом, но должно также корениться в области особенных интересов, в особенности индивидуумов. Здесь мы только напомнили об этой связи, об этой второй стороне, которую сословия должны обрести, здесь они выступают для нас только как сословия гражданского общества —.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.