Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На току. Колхоз им.А.С.Пушкина. 1941




 

Полотнам В.Эйферта присуща двойственность понятий, смысловая многослойность, некий конфликт между видимым и скрытым, спрятанным значением картины.

Произведение «На току. Колхоз им.А.С.Пушкина» относится к карагандинскому периоду жизни мастера. Этому месту посвящена целая серия работ: «Колхоз им.А.С.Пушкина. Белые домики» (1942), «Колхоз им.А.С.Пушкина» (1942-43), «Окрестности колхоза им.А.С.Пушкина» (1943) и другие полотна. Натурный ландшафт превращён здесь в некое сказочное место, почти рай, которого так остро не хватало художнику в реальности. В картине нет места никаким реалистически-прозаическим элементам, они играют роль только декоративных деталей.

Странных очертаний деревья, напоминающие своими кронами скорее африканские секвойи, а не привычные казахские карагачи. Сама расстановка фигур сродни композиционным приёмам иконописи – золотая гора зерна - как условная горка иконописного фона. Масштаб фигур почти не меняется с удалённостью, и это также придаёт сходство с иконой. В картине нет пространства, краски акцентировано интенсивные, движения застывшие, сакральные.Возможность сказать о главном, волнующем, живом, настоящем актуализировала эту тему в творчестве В.Эйферта, как альтернативную, иносказательную. Желание сбросить с себя путы всевозможных запретов и рамок, тесно сковавших к этому времени общество, внятно прозвучало в этом полотне.

Активная поверхность холста, характерная для полотен В.Эйферта, создаёт ощущение вибрирующего, подвижного воздуха в пространстве его картин. В живописи В.Эйферта соединились черты импрессионизма и неоимпрессионизма. Такой вариант «ортодоксального импрессионизма» Д.Сарабьянов приписывает К.Коровину и И.Грабарю [1]. Влияние И.Э.Грабаря на живописное становление В.Эйферта сложно переоценить. Игорь Эммануилович был не только учителем-другом, но и художественным авторитетом.

Трагическим переломом в судьбе В.Эйферта стал 1941 год, когда его, как этнического немца, выслали в Карагандинскую область. Если вспомнить, что за спиной В.Эйферта к тому времени уже была вполне успешно складывающаяся творческая карьера (1922 год – окончание Высших художественных мастерских в Астрахани, участие в создании галереи им.Кустодиева, 1926 год – учёный секретарь Наркомпроса в Москве, 1930 – эксперт по антиквариату Торгпредства СССР в Германии, Франции, 1936-1939 – директор ГМИИ им.А.С.Пушкина), то становится понятна вся трагичность этой перемены судьбы. В силу обстоятельств ему пришлось перепробовать много профессий и всегда тяжело добывать свой хлеб, много бедствовать, но занятий живописью он не оставлял даже в самые отчаянные моменты жизни.

Находясь в тотальной изоляции от привычного мира, среды, друзей, в тупике безвыходного положения, В.Эйферт создаёт свои лучшие, пронизанные трагизмом работы. Пейзаж поднимается им на такую философскую высоту, которая характерна для лучших живописных произведений. Их много, этих карагандинских пейзажей: «Зимний пейзаж», «Старая Караганда», «Терриконы зимой», «Караганда. Утро», «Караганда. Вечер», «Уходящая Караганда. Сумерки» и другие работы.

Натурные впечатления получают в них философское преломление. Возникают не просто образы зимней природы, не просто облик сурового края, но олицетворение человеческого одиночества, необходимости постоянного внутреннего сопротивления собственной судьбе.

Трагические обстоятельства жизни художника привели к обострению способности чувствовать, душевно сопереживать и отразилась на образном мышлении. Живописные произведения казахстанского периода жизни В.Эйферта носят интровертный характер, обращены внутрь собственного мира. Это негромкие печально-выразительные монологи. В живописных произведениях В.Эйферта преодолевается натурность, ярко проявляется стремление к символическому воплощению, прежде всего внутреннего состояния души человека. Субъективные переживания трансформируются в обновлённой образной системе выразительных средств. В его поздних произведениях происходит изменение дискурса от реальности к символу.

 

1 Сарабьянов Д. История русского искусства конца XIX - начала XX века. – М.: Галарт, 2001. - 304 с.

Алексей Степанов (1923-1989)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.