Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материнство. 1970




Вошедший в искусство Казахстана в первой половине 1960-х годов, скульптор Бек Тулеков сохранил в своих ра­ботах тяготение к лаконичному языку, героике образов, романтическому мироощущению. Портреты и композиции Б.Тулекова, отличаются камер­ным, лирическим подходом, несут в себе внимательный и тонкий инте­рес к психологическим особенностям натуры. Его монументальные композиции обладают редким реалистическим совершенством, умением сдержанно, но выразительно передать героический пафос. Образ человека, воплощенный им, словно совпадая по характерным качествам и критериям оценки с типом мифо­логического культурного героя, фольклорного батыра или мудреца, приобре­тает, если не более усложненную нюансировку, то более разработан­ное и сформулированное авторское отношение к модели, к её духовному миру и психологическому складу.

Вечная как мир тема материнства, естественной близости и неразрывного внутреннего диалога матери и ребенка воплощена Б.Тулековым в известной каждому алматинцу скульптур­ной композиции «Материнство». Она привлекает внимание удивительно органично выраженным в пластике чувством душевного тепла и покоя, неразрывного родства двух самых близких в мире существ. Лаконичны и просты средства ее композиционного и пластического решения. Впечатление, создаваемое обра­зом полулежащей на гладкой плите постамента молодой женщины и играющим в её ногах ребенком, соединяет вненациональное и вневременное начало материнства с очевидными отголосками впечатлений привычного образа жизни казахских матерей, воспоминаниями об уютном мире юрты или степи, воспринимаемой домом.

Скульптура вводит зрителя во внутренний мир дво­их людей, полный покоя и доверия, гармонии, как с самими собой, так и с окружающей средой. Эта атмосфера спокойного согласия, единения и ду­шевного лада возникает из равновесия крупных форм, мягкого ритма линий одновременно гибкой и сильной женской фигуры, напоминающей и соразмерной своим рисунком абрису по­логих степных холмов. Ассоциации с единой матерью - степью вновь возни­кают в зрительском восприятии.

Силуэт женщины, её фигура как бы вбирает в себя, сосредотачивает в себе силы и представления не только о женщине - матери, но и о матери - земле. Отзывается в сознании чувством незыблемой гармонии бытия, укорененном в непоколебимой, почти детской вере в разумные силы природы, воплощен­ные в вечном начале материнства - вещественном залоге человеческого бес­смертия. Вызывая пластические ассоциации с творчеством знаменитого французского скульптора А.Майоля, будучи мастерски исполненной, эта работа проявляет через успешно освоенную европейскую форму глубоко народное, нацио­нальное внутреннее переживание темы.

Налицо пластическое мастерство скульптора. Слаженность поз и движений двух персонажей – матери и ребенка поражает своей естественной органичностью и в то же время художественной выверенностью. Спокойная статика женской фигуры, устойчиво полулежащей на гладкой плите постамента и подвижного ребенка вносит в работу удивительно тонко пластически сформулированное равновесие статики и динамики. Любопытство малыша, отвернувшего головку чуть в сторону от материнского лица, дает возможность созерцать эту композиция с двух сторон. Скульптура как бы имеет два фаса.

В передаче красоты женского тела ощутимо сочетание двух художественных начал - классической античности и поисков скульпторов ХХ века, Майоля, Мура.

Героиня этой композиции, как и герои других работ Б.Тулекова несут в себе классический набор по­ложительных качеств, их идеальность непогрешима. При этом в его скульптурных портретах уже возникает новый нюанс понимания человека. Возникает пусть тончайший, но уже диалог между личностью героя и авто­ром. В этом диалоге отчетливо читается личностное восприятие, взгляд современника, скульптор приходит к индивидуаль­ному осмыслению истинности позитивных ценностей и традиционных ка­честв героя.

Среди интонаций особенно близких Беку Тулекову ясно звучит нота камерной, лирической поэзии. Мягкое проникновение во внутренний мир героини, её мягкой ласки, жеста, словно защищающего малыша от всех жизненных тревог дает зрителю ясные импульсы для понимания духовного мира женщины. Звучащая в творчестве этого скульптора, мелодия сов­падает с традицией лирической казахской песни. Глядя на композицию «Материнство» нельзя не вспомнить мелодии тех замечательных песен, что каждая мать поет своему малышу, укладывая ли его спать, играя ли с ним. Возможно, поэтому таким трогательно защищенным выглядит этот маленький камерный мир матери и ребенка, созданный замечательным казахским скульптором Беком Тулековым.

Композиция «Материнство» обладает редкими качествами произведения, сочетающего глубоко западающие в душу трогательные эмоциональные интонации и особое качество весомо монументально решенных пластических форм. Это совпадение художественной решенности, сделанности работы и её внутренней содержательности выводит «Материнство» в ряд лучших памятников городской пластики Казахстана. Будучи одной из первых скульптурных произведений в городском ландшафте южной столицы, эта композиция до сих пор остается образцом классического скульптурного мастерства, умения связать предмет с пространством, наделить это пространство живой духовной жизнью своих героев и озарить маленький уголок города красотой подлинного искусства.

 

Т.Досмагамбетов (1940 - 2001)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.