Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Затмение




Своеобразно освоение широкого спектра пластических традиций в творчестве известного казахстанского скульптора Вагифа Рахманова. Он вносит в современное искусство Казахстана момент активных контактов с мировой художественной практикой. Этот мастер - постоянный участник международных скульптурных симпозиумов, пленэров.

Необычна излюбленная в последние годы техника скульптур Вагифа Рахманова. Так в скульптурной композиции «Затмение» он работает, сочетая бронзу с цветным стеклом. В этой непростой «витражной» технике он создает изумительные по эстетическому переживанию произведения.

Главная выразительная сила его работы заключается во введении в скульптуру цвета, причем цвета интенсивного, открытого, броского. Можно говорить о инновационности подобной, новой для казахской скульптуры техники, однако не нужно забывать о древнейших восточных традициях сочетания цветного стекла с бронзой, знакомых уже мастерам Древнего Египта, Ассирии, средневековой Европы. Вместе с тем используя подобную технику, скульптор её активно модернизирует не только в технологическом, но и в творческом аспекте.

Сочетая в одной работе два или несколько разных материалов, как-то бронзу и стекло скульптор добивается значительного визуального эффекта. Особенностью пластического решения является текучая плавность линий, так органичная и бронзе, и стеклу, как материалам. Загадочность восточной мифологии привлекает художника, эстетизация мира и человека становятся важной составляющей его художественной идеи. В творчестве В.Рахманова еще раз претворяется тяга искусства нашего времени к устойчивым координатам – архетипам древности, первоэлементам стихий и материалов.

Сочетание в композиции «Затмение» алого цвета стекла в части открытого солнца с золотом бронзовых лучей, подчеркнутых теплыми зелеными переливами закрытого затмением солнечного диска, вносит в работу ощущение ослепительной красоты и в то же время тревоги, беспокойства. Летящие в одну сторону лучи подчеркивают идею стремительного бега солнца от наступающей тьмы.

Скульптору удается передать и живое непосредственное впечатление, чувство человека во время солнечного затмения, древнее чувство причастности, зависимости от великого светила и в то же время создать картину абстрактной ирреальной красоты уникального зрелища.

Этой композиции как и многим работам В.Рахманова присущ принцип антропоморфизации изображаемого. Какой бы ни был конкретный отображенный мотив, будь-то застывшие в порыве руки, птицы, животные или мифические образы, все они очеловечены скульптором, наделены людскими эмоциями, словно преображены в заколдованные человеческие существа. Так и композиция «Затмение» по мере вхождения в художественный текст становится, по сути образом человека со вставшими на дыбы волосами, в порыве мчащегося от самого себя.

«Затмение» в отображении В.Рахманова – словно напоминание о той стороне нашего существа, что напрямую связана с природой, зависима от природы, является ей частью, её проявлением. Мы сами словно это солнце, полузакрывшее от посторонних взглядов свою сущность, или лучшую сторону своих чувств. Но, возможно, именно этот жест и приводит к затмению, затмению разума, чувств, мыслей.

Открытая, дыщащая, вернее огнедышащая часть солнца пронизана токами жизни, живительными бликами, оттенками красного, цвета жизни, крови, тепла. В этой половине скульптор концентрирует свои ощущения и мысли о животворящей силе солнца. И стремящиеся в одну живую сторону лучи тоже словно бегут от темноты, словно еще раз зовут зрителя в сторону тепла, в сторону жизни. «Затмение» - неоднозначная работа, полная философских мыслей о природе и человеке, о их неразрывной связи и взаимозависимости. В ней сосуществует многое, начиная от языческого поклонения солнцу и тревоге за олицетворяющего природу светила до автопортрета современного человека, чей разум застит неустанный бег во времени.

Основным инструментом выражения своей мысли, создания своего образа действительности для любого художника и в том числе, скульптора является линия. От её характера, особенностей напрямую зависит самобытность, узнаваемость созданного произведения. Так линеарный строй скульптуры В.Рахманова – льющийся, струящийся, словно одновременно текучий, плавный, и в то же время взлетающий как гибкие языки древнего огня - заставляет ощутить взаимопроникновение, соединение этих как бы взаимоисключающих понятий. Этому ощущению вторят как сами материалы – стекло, ассоциирующееся с водой и бронза, вызывающая в сознании мысль об огне, так и подача их мастером. В мерцающих бликами переливах прозрачного цвета, золотых горячих бликах бронзы словно оживают свежесть водяных струй и тепло огня.

Обращение к архетипам – общий вопрос современной станковой пластики Казахстана. При этом, очевидно, что в понимании разными авторскими индивидуальностями эти архетипы меняют как свой объективный состав, так и способ интерпретации, взаимодействия со скульптурой. Интереснейшим моментом в творчестве В.Рахманова стало внимание скульптора к архетипам воды и огня, и, конечно, солнца, отчетливо выраженным в его произведениях.

Отзвуки древнего зороастризма, поклонения солнцу и огню, опосредованно проникают в образный строй инновационной пластики В.Рахманова. Нужно, вероятно подчеркнуть и то, что солнце, огонь и вода – древнейшие первоэлементы жизни, став яркой образной ассоциацией полуфигуративных, полуабстрактных скульптур В.Рахманова несут в себе не столько разрушающую силу этих стихий, а скорее созидательную, животворную. В творчестве В.Рахманова удивительно соединяется открытый изощренный формальный декоративизм со способностью выходить на глубокие экзистенциальные вопросы.

 

Бахыт Абишев (род. 1947)

Ескин Сергебаев (род. 1940)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.