Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исатай-Махамбет. Атырау. 2003




 

К ряду конных монументов, посвященных историческим образам национальных героев Казахстана, принадлежит монумент «Исатай –Махамбет». Монумент был открыт в Атырау под эгидой ЮНЕСКО в честь 200-летнего юбилея Махамбета президентом республики Н.А.Назарбаева. Закономерно, что тема памятника таким выдающимся сынам казахского народа как поэт, отличавшийся беспощадной правдой своего горячего и страстного слова Махамбет и народный герой, батыр, борец за свободу родного народа Исатай, вызвала к жизни произведение мощное во всех отношениях.

Особую роль в современной монументальной скульптуре Казахстана играет канонический сюжет – образ батыра и его коня. В монументе «Исатай-Махамбет» этот образ претерпевает двойное напряжение, ведь здесь и авторы, и зрители сталкиваются с двумя образами всадников, неразлучных друзей, соратников в освободительной борьбе, одинаково любимы своим народом. Пятиметровая композиция из двух всадников поднятая на двухметровый постамент поражает своим великолепием и завораживает зрелищностью. Нельзя не подчеркнуть сложность создания подобного монумента, практически не имеющего прецедента в истории мировой скульптуры. Мощные бронзовые всадники высятся на невысоком постаменте, создающем одновременное ощущение величия героев и их одновременной близости с народом. Этот парадокс величия и демократичности героев прослеживается по всему комплексу и в символике барельефов, многофигурной композиции изображающей народное восстание, и в композиции задника – полусферы уподобленной образу восходящего солнца.

Эмоциональные качества героя, что всегда увлекали художника Б.Абишева, ярко выплеснулись и в этой работе. Жажда жизни и свободы, ярость и мощная сила, динамичная устремленность в будущее и вечная память о славном прошлом воскресают в этой насыщенной экспрессией, великолепно оркестрованной композиции. Зажигательные строки поэзии Махамбета – поэта – воина, сам его характер – отважный, решительный бескомпромиссный и в то же время трагичный, образ Исатая – батыра, живущего одной мечтой о свободе родного народа, воплощены скульптором с той же долей мощной великолепной пластической экспрессии, что наполняла души этих легендарных героев казахского народа.

Знаменательность этого памятника кроется не только в его удивительной экспрессии. Его великолепие воплощено и в таком психологическом ракурсе как передача пластическими средствами мудрости героев, их способности к ратному воинскому подвигу и к красноречивому слову, запечатлевшему величие их нравственных идеалов и духовных ценностей.

Свойственная современной монументальной скульптуре Казахстана ансамблевость здесь проявилась особенно зрелищно. При том, что данный проект был разработан к 200-летнему юбилею поэта в нем нет ничего от официальной юбилейной риторики и пафоса. Монумент «Исатай-Махамбет» стал высоким пластическим воплощением любви и уважения казахского народа к своим героям, подлинно художественно значимым произведением.

Памятник расположен на стыке центральных проспектов города Атырау и составляет с жилыми и административными зданиями по периметру комплекса единый архитектурно-скульптурный ансамбль. Созданный с большим размахом, цельный комплекс занимает 5 гектаров являясь одновременно и центральной площадью, городским сквером. Атмосфера подчеркнуто обширного, просторного, открытого небу ансамбля словно пронизана потоками вольного степного ветра. Согласно концепции авторов именно этот посыл, центральная идея связывает скульптурных героев с их реальными прообразами, свободолюбивыми и вольными героями казахской степи.

Вовлечение в единую художественную гармонию уже не просто реалий природы, особенностей ландшафта, но и вовлечение пространственной связи во внутреннюю игру смыслов, насыщение скульптурно-архитектурного комплекса богатым семантическим содержанием характерно как для данного памятника, так и для большинства крупных знаковых произведений монументальной скульптуры Казахстана периода независимости.

 

Кадырхан Какимов (род. 1952)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.