Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Июля 1789 г. - 10 августа 1792 г




I этап революции

Законодательство Французской буржуазной революции


Подраздел А

(Фейяны у власти)

Декларация намерений короля,оглашённая на заседании Генеральных Штатов23 июня 1789 г.Статья 1. Ни один новый налог не может быть введен, ни одинстарый не может быть продлен далее установленного зако-ном срока, без согласия представителей нации. Статья 2. Как вновь вводимые налоги, так и продлен-ные старые будут действительны лишь до следующего созы-ва Генеральных Штатов. Статья 5. Роспись доходов и расходов будет обнародо-ваться ежегодно по форме, выработанной ГенеральнымиШтатами и одобренной королем. Статья 6. Суммы, предназначенные для каждого ведомс-тва, будут устанавливаться точно и неизменно, причемкороль подчиняет этому общему правилу даже и те фонды,которые предназначаются для содержания его дома. Документы, истории Великой французской революции.Т.I. М., 1990. Декрет о подавлении беспорядков10 августа 1789 г. Национальное собрание постановляет: что все муни-ципалитеты королевства, как городские, так и сель-ские, обязаны наблюдать за сохранением общественногоспокойствия и что по их требованию войска придут на по-мощь национальной милиции и полиции для преследования иареста всех нарушителей общественного спокойствия;что арестованные лица будут отправлены в суды, не-медленно допрошены и преданы суду;что по требованию муниципалитетов, национальная ми-лиция, полиция и войска будут разгонять все мятежныесборища как в городах, так и в селах. Французская революция в документах 1789-1794гг. Л.,1926. Декрет Учредительного собранияоб уничтожении феодальных прави привилегий11 августа 1789 г. Статья 1. Национальное собрание полностью уничтожает фео-дальный порядок. Оно постановляет, что из прав и повин-ностей, феодальных и цензуальных, те, которые относятсяк личному или вещному крепостному праву отменяютсябез вознаграждения;все прочие объявляются подлежащими выкупу; размеры испособ выкупа будут определены Национальным собранием.Те из названных повинностей, которые не уничтожены нас-тоящим декретом, будут продолжать взиматься впредь довыкупа.Статья 4. Все сеньориальные суды упраздняются безвознаграждения; однако чины этих судов будут исправлятьсвои обязанности, пока Национальное собрание не устано-вит нового судебного порядка.Статья 5. Всякого рода десятины и заменяющие их об-роки упраздняются, с тем что будет впоследствиирешено, каким образом удовлетворить нужды богослужения,содержания священнослужителей, помощи бедным, ремонта иперестройки церквей, церковных домов и всех учреждений,семинарий, школ, коллегий, госпиталей, общин и т. д.,на содержание которых в настоящее время эти десятиныназначаются. Однако, пока эти меры не будут приняты ипрежние владельцы десятин не вступят в пользование тем,чем они будут заменены, Национальное собрание предписы-вает, чтобы названные десятины продолжали взиматьсясогласно законам и обычным способом.Статья 6. Всякие вечные земельные ренты, всякого ро-да и происхождения, как натуральные, так и денежные,кому бы они ни принадлежали подлежат выкупу. Шам-пар всякого рода, под каким бы названием он ни скрывал-ся, также подлежит выкупу по таксе, которая будет уста-новлена Собранием.Статья 7. Продажность должностей, как судебных, так имуниципальных, уничтожается немедленно. Правосудие бу-дет бесплатным. Однако чиновники, занимающие эти долж-ности, будут продолжать отправлять свои обязанности ибудут получать свои доходы от этих должностей до техпор, пока Собрание не позаботится о средствах для ихвыкупа.Статья 9. В области налогов будут навсегда уничтоже-ны денежные, личные и земельные привилегии. Налоги бу-дут взиматься со всех граждан и всего имущества одина-ковым образом и в одинаковой форме.Статья 11. Все граждане, без различия происхождения,могут быть допущены ко всем должностям и званиям духов-ным, гражданским и военным, и никакая полезная профес-сия не будет влечь за собой лишения дворянского звания. Документы истории Великой французской революции. Т.I. М., 1990. Декларация правчеловека и гражданина26 августа 1789г. Представители французского народа, образовав На-циональное собрание и полагая,что невежество, забвение правчеловека и пренебрежение к ним являются единственнымипричинами общественных бедствий и пороков правительст-ва, приняли решение изложить в торжественной декларацииестественные, неотъемлемые и священные права человека,чтобы такая декларация, неизменно пребывая перед взора-ми всех членов общественного союза, постоянно напомина-ла им их права и обязанности; чтобы действия законода-тельной и исполнительной властей при возможном сопос-тавлении в любой момент с целями каждого политическогоучреждения встречали большее уважение; чтобы притязанияграждан, основанные отныне на простых и непререкаемыхначалах, устремлялись к соблюдению конституции и к все-общему благополучию.Вследствие этого Национальное собрание подтверждаети провозглашает перед лицом высшего существа и с егоблаговоления следующие права человека и гражданина:1. Люди рождаются и остаются свободными и равными вправах. Общественные отличия могут основываться лишь насоображениях общей пользы.2. Цель каждого политического союза составляет обес-печение естественных и неотъемлемых прав человека. Та-ковы свобода, собственность, безопасность и сопротивле-ние угнетению.3. Источник суверенитета зиждется по существу в на-ции. Никакая корпорация, ни один индивид не могут рас-полагать властью, которая не исходит явно из этого ис-точника.4. Свобода состоит в возможности делать все, что неприносит вреда другому. Таким образом, осуществлениеестественных прав человека имеет лишь те границы, кото-рые обеспечивают прочим членам общества пользование те-ми же самыми правами. Границы эти могут быть определенытолько законом.5. Закон может воспрещать лишь деяния, вредные дляобщества. Все же, что не воспрещено законом, то дозво-лено, и никтоне может быть принужден к действию, не предписываемомузаконом.6. Закон есть выражение общей воли. Все гражданеимеют право участвовать лично или через своих предста-вителей в его образовании. Он должен быть равным длявсех как в тех случаях, когда он оказывает свое покро-вительство, Так и в тех, когда он карает. Всем гражда-нам ввиду их равенства перед законом открыт в равноймере доступ ко всем общественным должностям, местам ислужбам сообразно их способностям*и без каких-либоиных различий, кроме обусловливаемых их добродетелями испособностями.7. Никто не может подвергнуться обвинению, задержа-нию или заключению иначе, как в случаях, предусмотрен-ных законом, и при соблюдении форм, предписанных зако-ном. Тот, кто испросит, издаст произвольный приказ,приведет его в исполнение или прикажет его выполнить,подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный илизадержанный в силу закона, должен беспрекословно пови-новаться: в случае сопротивления он подлежит ответс-твенности.8. Закон может устанавливать наказания, лишь строгои бесспорно необходимые, и никто не может быть наказавиначе, как в силу закона, надлежаще примененного, из-данного и обнародованного до совершения правонарушения.9. Так как каждый предполагается невиновным, пока неустановлено обратное, то в случае задержания лица вся-кая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью вцелях обеспечения его задержания, должна сурово карать-ся законом.10. Никто не должен испытывать стеснений в выражениисвоих мнений, даже религиозных, поскольку это выражениене нарушает общественного порядка, установленного зако-ном.11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно издрагоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтомуможет высказываться, писать и печатать свободно, подугрозою ответственности лишь за злоупотребление этойсвободой в случаях, предусмотренных законом.12. Обеспечение прав человека и гражданина влечетнеобходимость применения вооруженной силы; эта сила,следовательно, установлена в интересах всех, а не вчастных интересах тех, кому она вверена.13. На содержание вооруженной силы и на расходы посодержанию администрации необходимы общие взносы; онидолжны распределяться равномерно между всеми гражданамисообразно их состоянию.14. Все граждане имеют право устанавливать сами или че-рез своих представителей необходимость государственногообложения, свободно давать согласие на его взимание,следить за его расходованием и определять его долевойразмер, основание, порядок и продолжительность взима-ния.15. Общество имеет право требовать отчета у каждогодолжностного лица по вверенной ему части управления.16. Любое общество, в котором не обеспечено пользо-вание правами и не проведено разделение властей, неимеет конституции.17. Так как собственность есть право неприкосновен-ное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе,как в случае установленной законом несомненной общест-венной необходимости;и при условии справедливого и предварительного воз-мещения. Документы истории Великой французской революции. Т. 1. М. 1990. Закон о военном положении21 октября 1789 г. Статья 1. В случае угрозы общественному спо-койствию члены муниципалитета в силу обязанностей, воз-ложенных на них коммуной, должны объявить о том, чтодля восстановления спокойствия немедлнно необходима во-енная сила.Статья 4. Национальная гвардия, войсковые и кои-но-полицейские части, вызванные членами муниципалитета,немедленво направятся с красным флагом под командойсвоих офидаров ив сопровождении по крайней мере од-ного члена муниципалитете к месту сборища.Статья 6. Если участники сборища откажутся разойтись,члены муниципалитета или один из них громким голосомтри раза потребует спокойно разойтись по домам.Статья 8. В случае если толпа разошлась, не учиняянасилий, зачинщики и подстрекатели мятежа, еслиони известны, могут быть подвергнуты наказанию: еслисборище было невооруженное - тюремному заключению сро-ком до трех лет, если участники его были вооружены -смертной казни.Статья 9. Если толпа учинит насильственные действияили не разойдется немедленно после последнего требова-ния, то задержанные при этом лица, у которых небыло оружия, присуждаются к тюремному заключению срокомдо одного года, лица же, задержанные с оружием, - сро-ком до трех лет, лица, учинившие какиелибо насильствен-ные действия или возбуждавшие толпу, осуждаются насмертную казнь.Статья 10. Все командиры офицеры и солдаты нацио-нальной. гвардии, войсковых и конно-полицейских час-тей, принимающие участие в таких скопищах и мятежах,объявляются бунтовщиками против нации, Короля и законаи подлежат смертной казни. Документы истории Великой французской революции.Т.I. М.1990. Декрет об организациимуниципальной власти в провинции14 декабря 1789 г. Статья 1. Нынешние муниципалитеты, существующие в каж-дом городе, бурге, приходе или общине под названием ра-туш, мэрий, эшевинатов, консулатов или под любым инымназванием, отменяются и упраздняются.4. Чиновники и члены существующих ныне муниципалите-тов будут сменены путем выборов.5. Все активные граждане каждого города, бурга, при-хода или общины будут иметь право содействовать выборамчленов муниципалитета. Документы истории Великой французской революции.Т.I.М.,1990. Декрет,передающий в распоряжение нацииземли духовенства24 ноября 1789 г. Национальное Собрание постановляет,что:1) все земли духовенства пе-редаются в распоряжение нации с обязательством обеспе-чить подобающим образом средства на издержки культа, наподдержание служителей культа, на всепомоществованиебедным под 'наблюдением и согласно инструкциям провин-циальных властей;2) что при вынесении решений о сумме, необходимойдля обеспечения служителей культа, она не должна бытьменьше 1200 ливров в год на каждый приход, не считаяпомещения и примыкающей к нему усадьбы. Новая история в документах и материалах. Вып.1.М.,1935. Декрет22 декабря 1789 г.Раздел1 Статья 3. Условия, необходимые, чтобы быть активным граж-данином, следующие: 1) быть французом; 2) достигнуть25-летнего возраста; 3) прожить фактически, в данномкантоне не менее года;4) платить прямой налог в размере местной трехднев-ной заработной платы; 5) не быть в положении прислуги,то есть не быть слугой на жаловании. Французская революция в документах 1789-1794 гг.Л;1926. Декрет о феодальных правах15 марта 1790 г.Глава IОб общих последствияхуничтожения феодального строя Статья 1. Всякие почетные отличия и все права,связанные с феодальным строем, уничтожаются.Что касается тех имущественных прав, которые остают-ся в силе впредь и до их выкупа, то они целиком прирав-ниваются к обычной ренте и поземельным повиннос-тям.Статья 2.Так как вся феодальная и сеньориаль-ная система владения недвижимостью уничтожается, топраво старшинства и порядок наследования мужского полапо отношению к ленам, поместьям и дворянским алло-дам считаются уничтоженными. Ввиду сего Националь-ное собрание постановляет, что все наследства, как попрямой линии, так и по боковой, в отношении как недви-жимого имущества, имеющие открыться впредь, считая содня издания настоящего декрета, будут, не взирая набывший дворянский характер лиц или имущества, разделенымежду наследниками согласно законам, статутам и обыча-ям, определяющим раздел между всеми гражданами. Всезаконы и обычаи, противоречащие сему, отменяются. Глава IIО сеньориальных правах,отменяемых без выкупа Статья 1. Крепостная зависимость, личная, имущест-венная или. смешанная, крепостное состояние, связанноес происхождением, илиличное крепостное состояние владельца участка,право требовать выполнения личной барщины и дорожнойповинности, право на наследство после не имеющего нас-ледников вассала, право запрещать отчуждение и распоря-жение имуществом путем его продажи, дара между живыми ипередачи по завещанию, а равно и все прочие последствиякрепостной зависимости, земельной, личной или смешан-ной, касающиеся лиц или имущества,безвозмездно унич-тожаются.Статья 2. Тем не менее все земли, находившиеся преж-де в крепостной зависимости, имущественной или смешан-ной, будут и впредь обременены теми же повинностями,платежами, земельными налогами и барщиной, которыми онибыли обременены поста времени.Статья 27. Всякая барщина, за исключением однойтолько земельной, отменяется без вознаграждения. Зе-мельной барщиной будет считаться только та, относитель-но которой будет установлено, что она должна быть вы-полнена.как вознаграждение за уступку права собствен-ности на землю или какого-либо имущественного права. Глава IIIО сеньориальных правах,подлежащих выкупу Статья 1. Могут быть выкуплены и подлежат исполнениювпредь до окончания выкупа все полезные феодальные ичиншевые права и обязанности, являющиеся платой за пер-воначальную уступку недвижимости и составляющие ее ус-ловие.Статья 5. Муниципалитеты и администрации округов илидепартаментов не вправе - под страхом признания этогораспоряжения недействительным, возмещения причиненныхубытков и уплаты судебных издержек - запретить потребо-ванное заинтересованными лицами исполнение какого-либоиз сеньориальных прав под предлогом, что означенноеправо прямо или косвенно отменено без вознаграждения.Заинтересованным сторонам предоставляется в случае нуж-ды подавать жалобы в суд в обычном порядке.Статья 6. Собственники ленов, архивы и документы кото-рых сожжены или разграблены во время беспорядков, имев-ших место в начале 1789 года, смогут, доказав путемсвидетельских показаний или документальных данных самыйфакт пожара или грабежа, быть в течение трех лет со дняопубликования этого декрета допущенными к установлениюсвидетельскими показаниями или актами факта предшеству-ющего пожару или грабежу тридцатилетнего владения и ха-рактера и размеров тех прав, которые им принадлежа-ли.Статья 8. Собственники ленов, которые в указанноевыше время отказались вследствие принуждения или наси-лия от совокупности или от части своих прав, не отме-ненных настоящим декретом, смогут, подав в течениетрехдневного срока жалобу, требовать признания недейс-твительности их отказа. Французская революция в документах 1789-1794 гг.Л;1926. Декрет об отменеинститута наследственного дворянстваи всех титулов19 июня 1790 г. Национальное собраниепостановляет, что наследственное дворянство навсегдаупраздняется; что, следовательно, титулы принт ца, гер-цога, графа, маркиза, виконта, видама*, барона, ше-валье, мессира, оруженосца, дворянина и любые другиеподобные титулы не будут приниматься кем бы то ни былои не будут жаловаться никому;что всякий французскийгражданин сможет носить лишь свою настоящую фамилию Документы истории Великой французской революции. Т. I.М.1990. ____________________________________________________*Видам - титул владельца епископского бенефи-ция.____________________________________________________ Декрет об организациисудопроизводства16-24 августа 1790 г.Раздел I. Об арбитрах Статья 1. Посколькутретейский суд является самым разум-ным средством решать споры между гражданами, то законо-дательные органы не будут делать никаких распоряжений,которые вели, бы к уменьшению возможности или действен-

ности третейского соглашения.

Раздел II. О судьях вообще Статья 1. Суд будет отправляться от имени Короля.2. Купля-продажа судейских должностей навсегда отменяется;судьи будут судить бесплатно и оплачиваться госу-дарством.3. Судьи будут избираться теми, кто подлежит их суду.4.Они будут избираться на шесть лет;по истечении этого сро-ка будут происходить новые выборы, на которых те жесудьи смогут быть избраны вновь.13. Судебные функции носят особый характер и всегдабудут отделены от административных функций. Под страхомобвинения в должностном преступлении судьи не будут ка-ким бы то ни было образом мешать работе административ-ных учреждений или вызывать чиновников в суд в связи сисполнением ими своих обязанностей.14. По всем делам, гражданским или уголовным, защи-тительные речи, доклады и вынесенные приговоры будутпроизноситься публично; и каждый гражданин будет иметьправо самостоятельно защищать свое дело, будь то в уст-ной или письменной форме.15. Уголовные дела будут подлежать суду присяжных;расследование будет производиться публично, и будут ус-тановлены пути предания его гласности. Раздел III. О мировых судьях Статья 1. В каждом округе будет мировой судьяи эксперты-асессоры при мировом судье.3. Мирового судью можно будет избирать только из числа гра-ждан, имеющих право быть избранными в состав админист-рации департамента и дистрикта и достигших полных трид-цати лет, никакого другого избирательного ценза не бу-дет. Раздел V. Об апелляционных судах Статья 1. Суды дистриктов один по отношению к друго-му будут играть роль апелляционных судов.2. В случае если будет иметь место апелляция,стороны сумеют договориться, на рассмотрениекакого из всех трибуналов дистриктов королевства ониее передадут. Раздел VIII. О прокуратуре Статья 1. Чиновники прокуратуры являются уполномоченны-ми исполнительной власти при трибуналах. Их обязанностисостоят в наблюдении за тем, чтобы в принимаемых судомрешениях соблюдались законы, касающиеся общего порядка,и за исполнением вынесенных решений. Они будут носитьтитул комиссаров Короля. Документы, истории Великой французской революции.Т.I.М.,1990. Декрет об учреждении,составе и полномочияхкассационного трибунала27 ноября 1790 г. Статья 1. При законодательном корпусе будет учрежден кас-сационный трибунал. 2. Обязанности кассационного трибу-нала будут состоять в вынесениипостановлений по всем прошениям о кассации ре-шений, принятых в последней инстанции; в рассмотрениипрошений о передаче дела другому трибуналу по причинезаконно установленного недоверия; в рассмотрении колли-зий процессуальных норм и споров о подсудности илиподследственности, требований о привлечении к судебнойответственности всего состава трибунала. Формы выборов кассационного трибунала Статья 1. Члены кассационного трибунала будут изби-раться лишь на четыре года; они смогут быть избранывновь. Выборы всего кассационного трибунала целиком бу-дут происходить каждые четыре года;2. В выборах членов кассационного трибунала будетпоочередно участвовать половина департаментов. Документы истории Великой французской революции.Т.I.М.,1990. Декрет Учредительного собрания18 июля 1791 г.Статья1. Все лица, виновные в подстрекательстве кубийству, поджогу, грабежу или неповиновению закону какпутем воззваний, афиш, напечатания или распространенияпроизведений, так и путем произнесения речей в общест-венных местах или собраниях, будут рассматриваться какмятежники и смутьяны; полицейские чиновники обязаны ихарестовывать на месте и направлять в суды, где они по-несут законное наказание. Статья 3. Всякие призывы, направленные против нацио-нальной гвардии или должностного лица во время исполне-ния ими служебных обязанностей, имеющие целью заставитьих устутасть или сложить оружие, будут рассматриватьсякак мятеж и будут караться заключением на срок до двухлет. Документы, истории Великой французской революции.Т.I.М.,1990. Закон относительно собранийрабочих и ремесленниководного и того же состоянияи одной и той же профессии(Закон Ле-Шапелье)1791 г.Статья II. Ввиду того,что уничтожение всякого рода корпора-ций граждан является основой французской конституции,запрещается восстанавливать таковые под каким бы то нибыло предлогом и в какой бы то ни было форме. Статья III. Граждане одного и того же состояния иодной и той же профессии, предприниматели, лавочники,рабочие и подмастерья какой бы то ни было профессии неимеют права собираясь вместе, избирать председателя,секретаря, синдика, а равно и вести протоколы, прини-мать решения и постановления, создавать регламенты, от-носительно их так называемых общих интересов. Статья IV. Если, вопреки принципам свободы и консти-туции, граждане, связанные между собой общей професси-ей или ремеслом, примут решения или вступят в соглаше-ния, клонящиеся к тому, чтобы сообща отказываться отработы или же принимать работу, требующую применения ихмастерства, лишь по определенной цене, то подобные пос-тановления и решения, независимо от того, сопровож-дались ли они клятвой или нет, объявляются противореча-щий ми конституции, противными свободе и декларацииправ человека и считаются недействительными. Админист-ративные органы обязаны объявлять об их недействитель-ности.Зачинщики, вожаки и подстрекатели, вызвавшие подоб-ные постановления, а также занимавшие места председате-лей и редактировавшие тексты постановлений, предаются,по заявлению прокурора коммуны, полицейскому суду иприговариваются к штрафу в 500 ливров каждый с лишениемна год прав активных граждан и с воспрещением прававхода на первичные собрания. Статья V. Всем административным и муниципалитетным ор-ганам запрещается под страхом личной ответственности ихчленов нанимать или соглашаться на участие в обществен-ных работах тех предпринимателей, рабочих и подмастерь-ев, кои вызвали или подписали вышеупомянутые постанов-ления и соглашения. Запрещение это теряет силу лишь втом случае, если виновные по собственному побуждениюявятся в канцелярию полицейского суда для заявления оботказе от своего образ действий. Статья VI. Если означенные выше постановления илисоглашения, оглашенные путем расклейки или раздачи объ-явлений, будут содержать угрозы против предпринимате-лей, ремесленников, рабочих или иногородних поденщиков,приходящих работать в данную местность, или же противтех, которые бы согласились довольствоваться более низ-кой заработной платой,. - все акты и документы присуж-даются к штрафу в 1000 ливров и трехмесячному тюремномузаключению.* Статья VIII. Всякого рода сборища ремесленников, рабо-чих, подмастерьев и поденщиков, направленныепрбтив свободного занятия промышленным трудом на ос-новании свободнбго соглашения или же направленные Про-тив действий полиции в смысле исполнения судебных при-говоров, касающихся этого рода дел, будут считатьсямятежными сборищами и как таковые будут разгонятьсяпредставителями государственной власти. Зачинщики,подстрекатели и вожаки вышеуказанных сборищ, равнокак и уличённые в самоуправстве и в насильственных пос-тупках, подлежат наказанию по всей строгости законов. Французская революция в документах 1789-1794 гг. Л.,1926. Конституция1791 г.Раздел первый.Основные положения,обеспеченные конституцией Конституция обеспечивает следующие естествен-ные и гражданские права:1) всем гражданам открыт доступ к местам и должнос-тям без каких-либо иных отличий,кроме проистекающихиз их добродетелей и способностей;2) все налоги подлежат раскладке между всеми гражда-нами равномерно, сообразно их состоятельности;3) одни и те же правонарушения будут караться однимитеми же наказаниями независимо от каких-либо личныхразличий.Конституция обеспечивает также в качестве прав ес-тественных и гражданских:свободу каждого передвигаться, оставаться на местеили покидать его без опасения подвергнуться задер-жанию или заключению иначе, как в порядке, предус-мотренном конституцией;свободу каждого выражать словесно или письменно, пе-чатать и предавать гласности свои мысли, не подвергаясьникакой предварительной цензуре или проверке до ихопубликования, а также отправлять обряды того вероиспо-ведания, к которому он принадлежит;,свободу граждан собираться в общественных местах,сохраняя спокойствие и без оружия, с соблюдением поли-цейских законов;свободу обращаться к установленным органам власти спетициями, подписанными отдельными гражданами.Законодательная власть не может издавать законы,препятствующие осуществлению естественных и гражданскихправ, перечисленных в настоящем разделе и обеспеченныхконституцией, или нарушающие эти права; а так как сво-бода состоит в том, чтобы делать все, что не наноситущерба правам других или общественной безопасности,то закон может установить наказаниеза совершение деяний, которые, нарушая общественную бе-зопасность или права других граждан, вредны для общест-ва.Конституция обеспечивает неприкосновенность собс-твенности и справедливое предварительное возмещение,если установленная законом общественная необходимостьпотребует имущественных жертв.Имущества, предназначенные на покрытие расходов поотправлению религиозных обрядов, а также на обеспечение(деятельности) общеполезных учреждений, принадлежат на-ции и во всякое время находятся в ее распоряжении.Конституция гарантирует действительность произведен-ного отчуждения имущества или могущего последовать впорядке, установленном законом.Граждане имеют право выбирать или назначить служите-лей культа.Будет учреждено главное управление общественногопризрения для воспитания покинутых детей, для облегче-ния участи неимущих убогих и для приискания работы темздоровым неимущим, которые окажутся безработными. Будетобеспечено и организовано народное образование, общеедля всех граждан, бесплатное в части, необходимой длявсех людей.Будет издан кодекс гражданских законов, общих длявсего королевства. Раздел второйО делении королевстваи о состоянии гражданства 1. Королевство едино и неделимо. В его состав вхо-дят 3 департамента, каждый департамент делится надистрикты, каждый дистрикт-на кантоны.2. Французскими гражданами являются: лица, родившие-ся во Франции от отца француза; лица, родившиеся воФранции и выабравшие себе местожительство в королевстве;лица, родившиеся за границей от отца-француза, водво-рившиеся во Франции и принесшие гражданскую присягу;наконец, лица, родившиеся за границей и происходящие влюбом числе поколеййй от француза или француженки, ос-тавивших отечество по вероисповеднвм основаниям, новодворившиеся во Франции и принесшие гражданскую прися-гу.6. Французское гражданство утрачивается: I) вследс-твие натурализации в иностранном государстве; 2)вследствие присуждения к наказанию,влекущему засобой утрату гражданства, посколькуосужденный не восстановлен в правах; 3) вследствие за-очного приговора, если такой приговор не отменен;4) вследствие вступления в любой иностранный рыцарскийорден или в любую иностранную корпорацию,требующие доказательства дворянства илиблагородства происхождения или требующие принесениярелигиозных обетов.7. Закон признает брак лишь вкачестве гражданского договора. 9. Граждане, образую-щие ту или иную коммуну, имеют право избирать из своейсреды на определенный срок в порядке, предусмотрен-ном законом, муниципальные органы, призванные вестиместные дела общины. Раздел третий.О государственных властях 1. Суверенитет принадлежит нации:он един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем.Ни одна часть народа, ни-какое лицо не может присвоить себе его осуществление.2. Нация, которая является единственным источникомвсех властей, может осуществлять их лишь путем упол-номочия. Французская конституция имеет характер предс-тавительный; представителями являются, законодательныйкорпус и король.3. Законодательная власть вверяется Национальномусобранию, в состав которого входят представители, сво-бодно избранные народом на определенный срок, и осу-ществляется названным Собранием с утверждения короля впорядке, предусмотренном ниже.4. Форма правления - монархическая. Власть исполни-тельная вверена королю и осуществляется под его гла-венством министрами и прочими ответственными органами впорядке, предусмотренном ниже.5. Власть судебная вверена судьям, избираемым наро-дом на определенный срок. Глава перваяО Национальном законодательном собрании 1. Национальное собрание, образующее законодательныйкорпус, действует постоянно в составе одной палаты.2. Оно избирается каждые два года путем новых выборов.Каждый промежуток в два года образует один законода-тельный период.5. Законодательный корпус не может быть распущен ко-ролем. Отдел 1Число представителей.Основания представительства 1. Число представителей законодательного корпусадостигает 745 от 83 департаментов, входящих в составкоролевства, кроме тех представителей, избрание которыхможет быть предоставлено колониям.2. Общее количество представителей распределяетсямежду 83 департаментами в соответствии с территорией,населением и прямым обложением. Отдел II Первичные собрания. Избрание выборщиков 1.Для выборов в Национальное законодательное собра-ние активные граждане каждые два года собираются напервичные собрания в городах и кантонах. Первичные соб-рания собираются самостоятельно, в силу закона, во вто-рое воскресенье марта месяца, если они не созваны дотого указанными в законе должностными лицами.2. Активными гражданами являются французы по рожде-нию или лица, вступившие во французское гражданство,которым исполнилось 25 лет от роду, имеющие местожи-тельство в городе или кантоне в течение установленногозаконом времени, уплачивающие в любом месте королевствапрямой налог в размере не менее стоимости трех рабочихдней и представившие расписку о его уплате, не находя-щиеся в услужении, то есть не состоящие домашними слу-гами, внесенные в список национальной гвардии муниципа-литета по месту жительства и принесшие гражданскую при-сягу.3. Каждые шесть лет законодательный корпус определя-ет максимум и минимум стоимости рабочего дня, а органыдепартаментского управления определяют его местную сто-имость для каждого дистрикта.4.Никто не может ни осуществлять праваактивного гражда-нина более чем в одном месте, ни быть представленнымдругим лицом.5. Права активного гражданина утрачивают состоящиепод судом и следствием и те, кто по объявлению банк-ротства или несостоятельности, засвидетельствован-ных подлинными документами или не представит акта обудовлетворении своих кредиторов.6. Первичные собрания избирают выборщиков в соот-ветствии с числом активных граждан, проживающих в горо-де или кантоне. Один выборщик избирается от каждых стаактивных граждан, присутствующих или отсутствующих насобрании; два выборщика избираются от 150-200 граждан итак далее.7. Никто не может быть избран выборщиком, если, кро-ме условий, необходимых для внесения в число активныхграждан, он не удовлетворяет нижеследующим требованиям:в городах с населением свыше 6000 - владение на пра-вах собственности или пожизненное владение имуществом,приносящим по оценке, согласно налоговым спискам, до-ход, равный стоимости 200 рабочих дней по местным усло-виям, или наем жилого помещения, приносящего, согласнотем же спискам по оценке, доход, равный стоимости 150рабочих дней;в городах с населением менее 6000 - владение на пра-вах собственности или пожизненное владение имуществом,приносящим по оценке, согласно налоговым спискам, до-ход, равный стоимости 150 рабочих дней по местным усло-виям, или наем жилого помещения, приносящего, согласнотем же спискам по оценке, доход, равный стоимости 100рабочих дней;в сельской местности - владение на праве собствен-ности или пожизненное пользование имуществом, принося-щим, согласно налоговым спискам по оценке, доход, рав-ный по местной стоимости 150 рабочим дням, или наем ли-бо аренда имущества, ценность которого по налоговымспискам равна стоимости 400 рабочих дней. Отдел III Собрание выборщиков. Избрание представителей 1. Выборщики, избранные по каждому департаменту, со-бираются для выборов представителей в количестве, уста-новленном для их департамента.3. Все активные граждане, независимо от их общест-венного положения, профессии или размера уплачиваемыхналогов, могут быть избраны представителями нации.6. Члены законодательного корпуса могут быть переизбра-ны на следующий законодательный период, а затем могутбыть избраны вновь лишь спустя промежуток в один зако-нодательный период.7. Представители, избранные по департаментам, явля-ются представителями не отдельного департамента, новсей нации; избиратели не могут выдавать им никаких на-казов. Отдел IVПорядок ведения первичных собранийи собраний выборщиков 1. Деятельность первичных собраний и собранийвыборщиков ограничивается проведением выборов.2. Ни один активный гражданин не может появитьсяи подавать свой голос в собрании, если он вооружен.5. Собрания выборщиков имеют право проверки полномочийи правоспособности всех явившихся на собрание 6. Ни король, ни кто-либо из должностных лиц, назначен-ныхим, ни в коем случае и ни под каким предлогом не могутпринимать к рассмотрению вопросы ни относительно пра-вильности созыва, ведения собрания, порядка выборов, ниотносительно политических прав граждан. Отдел VОбъединение представителейв Национальное законодательное собрание Представители все вместе именем французского народаприносят клятву: "жить свободными или умереть". Затемкаждый порознь приносит присягу: "всеми своими силамиподдерживатысонституцию королевства, изданную Нацио-нальным учредительным собранием в течение 1789, 1790 и1791 гг., не вносить никаких предложений и не даватьсогласия в продолжение законодательного периода начто-либо, что могло бы причинить ущерб конституции иоставаться во всем верными нации, закону и королю".Представители нации пользуются неприкосновенностью;они не могут быть подвергнуты преследованию, обвинениюи не могут быть судимы когда-либо за выраженные имисловесно и письменно мысли или за деяния, совершенныеими при выполнении обязанностей представителей. Глава втораяО королевской власти,о регентстве и о министрах Отдел IО королевской власти и о короле Королевская власть неделима - она вверена наследс-твенно царствующему дому и переходит по мужской линиив порядке первородства.2. Особа короля неприкосновенна и священна; он носиттитул короля французов.3. Во Франции нет власти, стоящей над законом. Ко-роль царствует лишь в силу закона, и лишь именем за-кона он может требовать повиновения.4. Король при своем вступлении на престол или подостижению совершеннолетия приносит в присутствиизаконодательного, корпуса присягу на верность нации изакону.5. Если в течение месяца после приглашения со сторо-ны законодательного корпуса король не принесет при-сяги или если по принесении ее он отречется от нее,то он признается отрекшимся от королевской власти.6. Если король станет во главе армии и направитвойска против народа или если путем формального акта невоспротивится подобному предприятию, выполняемому егоименем, то следует считать, что он отрекся от коро-левской власти.7. Если король, покинув королевство, не возвратитсяпосле приглашения, обращенного к нему законодательнымкорпусом, в установленный в прокламации срок, которыйне должен превышать двух месяцев, то следует счи-тать его отрекшимся от королевской власти.10. Нация обеспечивает блеск трона цивильным листом.Законодательный корпус определяет его размер прикаждой смене царствования на всю продолжительностьпоследнего. Отдел IV. О министрах Назначение и увольнение министров принадлежит всецелокоролю. Ни один приказ короля не подлежит исполнению,если он не подписан им и не скреплен министром илираспорядителем кредитов соответствующего ведомства.Министры ответственны за все преступления, совершенныеими против общественной безопасности и конституции, завсе покушения на личную собственность и свободу, завсякое расточение средств, предназначенных на расходыпо их ведомству.Королевский указ, устный или письменный, ни в коемслучае не может освободить министра от ответственности.Министр обязан ежегодно представлять законодательно-му корпусу в начале его сессии смету расходов по своемуведомству, давать отчет в расходовании ассигнованных поэтому ведомству сумм и предупреждать злоупотребления,могущие возникнуть в различных отраслях подведомствен-ного ему управления.Ни один министр как во время занятия своей должнос-ти, так и по увольнении от нее не может подвергнутьсяпреследованию в уголовном порядке за деяния по своемууправлению иначе, как по постановлению законодательногокорпуса. Глава третьяОб осуществлении законодательной властиОтдел 1Полномочия и обязанностиНационального законодательного собрания 1. Конституция вручает исключительно законодательно-му корпусу следующие полномочия и обязанности: 1) зако-нодательную инициативу и установление законов; корольможет только приглашать законодательный корпус войти врассмотрение того или иного вопроса; 2) определение го-сударственных расходов; 3) установление государственныхналогов, определение их природы, размеров, продолжи-тельности и порядка взимания; 4) раскладку прямых нало-гов между департаментами королевства, наблюдение заупотреблением всех государственных доходов и требованиепо ним отчетности; 5) издание постановлений об учрежде-нии государственных должностей; 6) определение пробы,веса, чекана и наименования монет; 7) разрешение ивоспрещение иностранным войскам вступать на территориюФранции, иностранным морским силам входить в порты ко-ролевства; 8) ежегодное издание по предложению короляпостановлений о численности личного состава и количест-ве судов 10) привлечение к ответственности передверховным национальным судом министров и главных аген-тов исполнительной власти, возбуждение обвинения ипреследования перед тем же судом против лиц, подозрева-емых в посягательстве и заговоре против общей безопас-ности государства и конституции.2. Решение начать войну может быть принято лишь по ут-вержденному королем постановлению законодательного кор-пуса, вынесенному обязательно по формальному предложе-нию короля. В случае угрожающих или уже наступившихвраждебных действий, необходимости оказания помощи со-юзнику или защиты права силой оружия король немедленноставит об этом в известность законодательный корпус исообщает ему свои соображения. Если законодательныйкорпус распущен на вакации, король немедленно созываетего.3. Законодательному корпусу принадлежит ратификациямирных, союзных и торговых договоров; ни один договорне получит силы без такой ратификации.4. Законодательный корпус имеет право назначать мес-то своих заседаний, продолжать их, сколько он найдетэто необходимым, и отсрочивать их. Он имеет правов целях своей безопасности и поддержания должного к не-му уважения располагать вооруженными силами, которые сего согласия будут введены в город, где будут происхо-дить его заседания. Отдел III. О санкции короля 1. Постановления законодательного корпуса направля-ются королю, который может с ними не согласиться. 2. Вслучае, если король откажет в своем согласии,такой отказ имеет лишь суспензивное значение. Если двелегислатуры, следующие за представившей такое постанов-ление, последовательно представят то же постановление втех же самых выражениях, то считается, король дал своеутверждение.4. Король обязан выразить свое согласие или свой от-каз на каждом постановлении в течение двух месяцев смомента представления.6. Постановления, получившие утверждение короля, атакже те, которые будут ему последовательно представле-ны тремя следующими одна за другой палатами, имеют силуи носят название законов.Глава четвертая Об осуществлении исполнительнойвласти1. Высшая исполнительная власть сосредоточиваетсяисключительно в руках короля. Король - верховный главаобщего управления королевством; заботы об охране об-щественного порядка испокойствия вверены ему. Король - верховный главноко-мандующий сухопутных и морских военных сил. Королю вру-чена охрана внешней безопасности королевства, охранаего прав и владений.2. Король назначает послов и прочих агентов междуна-родных сношений, командующих армией и флотом. Отдел II. О внутреннем управлении 1. В каждом департаменте имеется высшее управление(администрация), в каждом дистрикте - подчиненное уп-равление (администрация).2. Органы управления (администраторы) ни в какой ме-ре не имеют характера представительства. Они не чтоиное, как агенты, избранные народом на срок для осу-ществления под наблюдением и властью короля функций уп-равления.3. Они не могут не вмешиваться в осуществление зако-нодательной власти, ни приостанавливать исполнение за-конов, не могут вторгаться ни в область правосудия, нив область военных распоряжений или действий.8. Всякий раз, когда король распорядится отстранитьили же утвердить отстранение от должности органов уп-равления (администраторов) или подчиненных им органов(администраторов), он ставит об этом в известность за-конодательный корпус. Последний может или отменить, илиже утвердить устранение от должности, или даже распус-тить виновную часть управления (администрации) и в слу-чае необходимости передать всех или некоторых из долж-ностных лиц управления уголовному суду или постановитьо возбуждении против них обвинения. Отдел III. О внешних сношениях 1. Король один может поддерживать внешние политичес-кие сношения, вести переговоры распределять сухо-путные и морские силы, как он это признает целесообраз-ным, и определять их движение в случае войны.3. Король имеет право договариваться и подписыватьсо всеми иностранными государствами все мирные, союз-ные, торговые и иные договоры и соглашения, какие оннайдет необходимыми для блага государства, под условиемратификации их законодательным корпусом. Глава пятаяО судебной власти 1. Власть судебная не может осуществляться ни зако-нодательным корпусом, ни королем. 2. Правосудие будетотправляться беспошлинно судьями,избираемыми на срок народом и утверждаемыми вдолжности королевскими грамотами, в выдаче которых ко-роль не может отказать. Судьи не могут быть ни смещеныиначе, как за преступления по должности, надлежаще ус-тановленные в судебном порядке, ни временно отстраненыот должности иначе, как вследствие возбуждения противних обвинения. Общественный обвинитель назначается на-родом.3. Суды не могут ни вмешиваться в осуществление за-конодательной власти, ни приостанавливать применениезаконов, ни вторгаться в круг деятельности органов уп-равления, ни вызывать к себе последних для объясненийпо поводу их деятельности.9. В делах уголовных ни один гражданин не может бытьсудим иначе, как по обвинению, возбужденному присяжнымиили законодательным корпусом в случаях, когда последне-му.предоставлено право возбуждать обвинение.19. При законодательном корпусе учреждается одинкассационный суд для всего королевства.21. Верховный национальный суд, в состав котороговходят члены кассационного суда и верховного жюри, раз-бирает проступки министров и главных агентов исполни-тельной власти, а также преступления, угрожающие общейбезопасности государства, по вынесении законодательнымкорпусом постановления об обвинении. Раздел четвертыйО вооруженных силах государства 1. Вооруженные силы учреждены для обороны государс-тва против внешних врагов, для охраны внутреннего по-рядка и для обеспечения соблюдения законов.10. Привлечение вооруженных сил государства длядействий внутри королевства производится органами граж-данской власти согласно правилам, определяемым законо-дательной властью.11. Если волнением охвачен целый департамент, корольпод ответственностью министров издает повеления, необ-ходимые для соблюдения законов и восстановления поряд-ка, но при условии уведомления законодательного корпу-са, если последний в сборе, и созыва его, если он рас-пущен.12. Вооруженные силы государства призваны к беспрекос-ловному повиновению; ни одна вооруженная часть не можетни обсуждать какие-либо вопросы, ни выносить по нимпостановления. Раздел пятыйО государственных налогах Государственные налоги обсуждаются и устанавливаютсяежегодно законодательным корпусом и не могут оставатьсяв силе 'долее последнего дня следующей сессии, если онине возобновлены прямым постановлением.Ни под каким предлогом не может быть отклонен илиприостановлен отпуск средств, необходимых для погашениянационального долга и оплаты цивильного листа. Содержа-ние состоящих на жаловании церковнослужителей католи-ческого исповедания, избранных или назначенных в силупостановлений Национального учредительного собрания,составляет часть национального долга. Законодательныйкорпус ни в коем случае не может возложить на нацию уп-лату долгов какого-либо отдельного лица.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.