Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие понятия о методе наблюдения




ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

НАБЛЮДЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА

В профессиональной деятельности педагогов-психологов существенное место занимает использование методов, составляющих необходимый инструментарий при решении психолого-педагогических задач. Один из таких методов — метод наблюдения, который позволяет получить важную диагностическую информацию.

Наблюдение — целенаправленное восприятие исследуе­мого объекта для регистрации его сущностных признаков по избранным критериям и показателям.

Наблюдение — процесс сложный: можно смотреть, но не видеть; или смотреть вместе, а видеть разное; смотреть на то, что видели и видят многие, но в отличие от них увидеть новое и т.д. В психологии и педагогике наблюдение превращается в настоящее искусство: тембр голоса, движе­ние глаз, расширение или сужение зрачков, чуть заметные, изменения в общении с окружающими и другие реакции личности, коллектива могут служить признаком целесооб­разности психолого-педагогических выводов. Чем опытнее наблюдатель, тем более точно он оценивает ход педагоги­ческого процесса по конкретным, иногда едва заметным проявлениям. У исследователя вырабатывается специальная система, механизм «чтения» психолого-педагогических яв­лений по их внешним признакам.

Систематичность, планомерность и целеустремленность — характерные черты наблюдения. Главные особенности этого метода:

— связь наблюдателя с объектом наблюдения. Она накла­дывает отпечаток на восприятие наблюдателя психолого-педагогической действительности; на понимание им психолого-педагогических процессов, ситуаций, дей­ствий отдельных индивидов; на интерпретацию наблю­даемых действий, явлений;

- определенная степень эмоциональной окрашенности результатов наблюдения, которая тем выше, чем тес­нее наблюдатель связан с объектом наблюдения. Эта особенность может выступать в качестве источника возможного искажения данных наблюдения;

- существенная зависимость результатов проводимых на­блюдений от условий и их количества. Психолого-педагогические процессы и ситуации могут быть под­вержены воздействию большого числа стохастических факторов и поэтому редко бывают идентичными. Лишь тщательное многократное наблюдение какого-либо пси­холого-педагогического процесса может обеспечить максимальную достоверность полученной информации. Вместе с тем количество проводимых наблюдений не может быть бесконечно большим. Оно должно опреде­ляться в соответствии с заданной величиной возмож­ной ошибки и вероятности, с которой результаты вы­борочного исследования могут быть перенесены на всю генеральную совокупность. Соответствие данных об объекте изучения заданным критериям качества тесно связано с определением способа наблюдения — наилучшего для отбора необходимых сведений.Это, в свою очередь, требует знания классификации метода наблюдения.

 

Классификация метода наблюдения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.