КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы подготовки и проведения наблюдения
ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ По степени участия наблюдателя в исследовании ситуации Включенное. Вид наблюдения, при котором наблюдатель и юн или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от «пассивного» наблюдения, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым объектом, что наблюдаемые начинают считать его членом своего коллектива и соответственно к нему относиться. Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены исследуемого коллектива успевают привыкнуть к наблюдателю, они возвращаются к привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Невключенное. При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощник находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, — они просто регистрируют ход происходящих событий. Невключенное наблюдение используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания психолого-педагогической среды, в которой происходит интересующее педагога событие.
Внешнее наблюдение может проводиться не только самим педагогом, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура достаточно хорошо отработана и проверена надежность категорий. Организация и проведение любого вида наблюдения требует внимательного и обоснованного выбора его объекта и предмета. Объект наблюдения — это отдельные лица, большие и малые группы в различных ситуациях взаимодействия. Предмет наблюдения — это вербальное и невербальное поведение человека или нескольких групп в определенной психолого-педагогической среде и ситуации. В качестве предмета наблюдения выбирается какая-либо из сторон этого объекта. Цели наблюдения: — предварительная ориентировка в объекте; — получение информации для формулирования гипотезы решаемой проблемы; — получение информации для проверки полученной гипотезы; — уточнение результатов, полученных другими методами; — извлечение дополнительных связей об изучаемом предмете. Наблюдение чаще применяется тогда, когда необходимая информация не может быть получена другим способом. Это какие-либо ситуации, привычные, часто повторяющиеся, также требующие большого эмоционального напряжения. Качественное проведение наблюдения предполагает тщательную предварительную разработку плана и программы наблюдения. При планировании необходимо четко установит: сроки наблюдения, определить средства сбора информации. I. Установление объекта и предмета наблюдения, определение целей, постановка задач. Разработка плана и программы наблюдения. При составлении программы наблюдения внимание уделяется: 1) терминам и уровню ведения наблюдения (решается вопрос о научных рамках соотнесения понятий);
2) определению (фиксации) условий деятельности наблюдаемого объекта: - ситуации, устанавливающей вид наблюдаемой деятельности; - эмоциональных состояний, при которых протекает деятельность объекта исследования; - характера ситуаций, обычных и проблемных; 3) выбору признаков. Определение признаков представляет собой преобразование непрерывного процесса деятельности в доступные непосредственному наблюдению и регистрации акты поведения, сводимые в систему, отражающую значимые свойства наблюдаемой ситуации; 4) определению понятий и разработке категорий. Понятия должны соответствовать следующим требованиям: - каждое из них должно быть четко определено; - не пересекаться с другими понятиями; - иметь ту же степень общности, что и другие понятия; - выражать какой-либо определенный аспект решаемой задачи. Программа наблюдения (пример) Тема: собрание коллектива как выражение общественного мнения. Объект наблюдения — совокупность собраний различных типов, уровней и тематики в определенный период на конкретном предприятии. Предмет наблюдения— вербальное и невербальное поведение людей и групп (президиум собрания; большинство или меньшинство аудитории; несколько человек; один-два человека)в период подготовки и проведения собрания. Задачи наблюдения I) фиксация характеристики: - собрания, объектов наблюдения; - информации, содержащейся в докладах и выступлениях; 2) получение данных: - о поведении участников собрания; — выступлениях на собрании и отношении к ним аудитории; — временной структуре собрания. Документ сбора первичной информации — карточка наблюдения, состоящая из 11 отдельных бланков, названия которых совпадают с этапами проведения собрания: — ситуация непосредственно перед началом собрания; — организационный период; — карточка докладчика, выступающего; — реакция участников собрания на выступление докладчик — реакция участников собрания на выступление участников собрания; — общая ситуация в ходе обсуждения повестки дня; — общая ситуация во время принятия решения; — ситуация во время проверки решения; — ситуация во время проверок и дополнений к проверке решения;
— ситуация по окончании собрания; — общая характеристика собрания. II. Обеспечение доступа к среде. Получение соответствующих разрешений, установление контактов с людьми. III. Выбор способа (вида) наблюдения. IV. Подготовка технических средств и оборудования. V. Проведение наблюдения, сбор данных, накопление информации. Запись результатов наблюдений выполняется в виде: а) кратковременной записи, проводимой по горячему следу, насколько позволяют условия, время и место; б) карточки наблюдения для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц и явлений. Признаки регистрации, как правило, строго формализованы в закодированном виде, содержат шкалу оценки (табл. 2); в) протокола наблюдения, предназначенного для комбинированной регистрации результатов наблюдения (табл. 3) и используемого, как правило, на начальной стадии исследования для выявления сущностных признаков психолого -педагогического явления; г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления трудности; д) видео-, фото-, кино-, звукозаписи. Таблица 2
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2967; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |