Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информации




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ

ОПРОС КАК МЕТОД

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

МЕТОД ОПРОСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

 

Для успешной психолого-педагогической деятельности зачастую необходима информация о субъективном мире людей и их склонностях, мнениях, мотивах деятельности, которые недоступны прямому наблюдению.

Источником такой информации являются непосредствен­ные участники этих процессов — люди, их высказывания о собственном мнении и взглядах, настроении и поступках, об окружающей их реальности. Получить такую информа­цию можно посредством обращения с вопросами, т.е. мето­дом опроса.

Метод опроса представляет собой письменное или устное, непосредственное или опосредованное обращение педагога к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны решаемой проблемы.

Значение метода опроса в педагогике и психологии тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой психолого-педагогической сферы информацией и чем менее доступна она непосредственному наблюдению. Вместе с тем метод опроса не универсален. Наиболее плодотворно он использу­ется в сочетании с другими методами исследования психо­лого-педагогических ситуаций.

Широкое применение метода опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее, чем та, которую можно получить с использова­нием других методов. Она легко поддается обработке, полу­чить ее можно сравнительно оперативно.

Метод опроса в психолого-педагогической деятельности применяется в следующих формах:

— в виде интервью (устного опроса);

— анкетирования (письменного опроса);

— экспертного опроса;

— тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса);

— в виде индивидуальной или групповой беседы;

— с использованием социометрии, позволяющей на ос­нове опроса выявить межличностные отношения в группе людей.

В основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), из ответов которого педагог и получает необходимую информацию. Важ­ной составляющей этого метода является достоверность по­лучаемой информации — свойство метода давать информа­цию, адекватно отражающую изучаемую реальность по из­меряемым характеристикам.

В ходе опроса актуализируется жизненная позиция респон­дентов, формируется мотивация их участия или помощи в ис­следовании психолого-педагогических явлений или процессов.

Опрос представляет собой одну из наиболее сложных раз­новидностей психолого-педагогического общения. Связь между главными его участниками — исследователем и респонден­том — обеспечивается с помощью различных «промежуточ­ных звеньев», влияющих на качество получаемой информа­ции. Прежде всего это анкета или интервью, представляю­щие собой перечень вопросов, в которых заключена изучаемая проблема. Затем это лицо, проводящее анкетирование, или интервьюер, формирующие вопросы и обеспечивающие от­веты респондентов. При этом анкетирование требует предва­рительного инструктажа, а интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым. И наконец, это ситуация опроса, условия, которые складываются из житейских ситу­аций респондентов на момент опроса, их обычаев, норм, традиций, эмоционального состояния, отношения к прово­димому опросу.

Метод опроса, основанный на правильно спланирован­ной выборке, позволяет по сравнительно небольшому ко­личеству опрошенных судить о состоянии и тенденциях раз­вития психолого-педагогических явлений и процессов на изучаемом объекте.

 

Опросы применяются на ранних стадиях исследования педагогической системы для сбора информации от компетентных лиц, экспертов, для установления значимых пере­менных и выдвижения гипотез исследования психолого-пе­дагогических явлений.

На основном этапе исследования опросы — основное и дополнительное средства сбора психолого-педагогической информации, а также способ уточнения, расширения и кон­троля данных, полученных другими методами.

На завершающем этапе исследования — это повторный опрос части лиц, входящих в общую совокупность всех уча­ствующих в исследовании.

Таким образом, опрос — метод получения первичной информации, основанной на устном или письменном обра­щении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Среди недостатков метода опроса можно указать следу­ющие: во-первых, субъективность получаемой информа­ции (респонденты нередко склонны переоценивать значе­ние некоторых фактов или явлений, своей роли в них); во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструмента­рия исследования, определении выборочной совокупности («выборки»), интерпретации данных; в-третьих, необхо­димые сведения могут быть просто неизвестны опрашива­емым.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.