Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы организации и деятельности государственных органов




Избирательная система. Избирательное право

Избирательная система – это порядок выборов президента, депутатов палаты представителей, депутатов местных советов депутатов. В Конституции закреплены основные принципы выборов депутатов и других лиц, избираемых народом на государственные должности. Это следующие принципы:

выборы в Республике Беларусь всеобщие, свободные, равные, прямые при тайном голосовании;

выдвижение кандидатов в депутаты производится общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами;

расходы на выборы осуществляются за счет государства;

проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии;

выборы не проводятся в период чрезвычайного и военного положения.

В избирательной системе отражается сущность конституционного строя, при котором народ обладает подлинной властью при формировании депутатского корпуса и избрании Президента.

Конституция предусматривает право граждан избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право) Право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Конституция предусматривает, что в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, которым избрана мера пресечения содержание под стражей.

Выборы являются свободными – избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Выборы являются равными – избиратели имеют равное количество голосов (1 голос). Выборы являются прямыми – депутаты, президент избираются гражданами непосредственно.

Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается.

Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы (всенародное голосование). Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного равного и тайного голосования. В референдуме принимают участие все граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом.

Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом.

Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на 5 лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков. Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Президент назначает на должность Премьер-министра с согласия Палаты представителей, назначает на должность и освобождает от должности министров и других членов Правительства, назначает республиканские референдумы, выборы в Палату представителей, формирует и возглавляет Совет безопасности, подписывает законы, подписывает международные договоры Республики Беларусь, назначает на должность судей, решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь и предоставления убежища, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания. Он является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами страны. Президент издает декреты, указы и распоряжения.

Президент осуществляет и другие полномочия, перечисленные в статье 84 Конституции.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Национальное собрание состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей состоит из 110 депутатов, которые избираются населением на 4 года. Депутаты Палаты представителей работают на профессиональной основе, они не могут находиться на государственной службе и заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой деятельности.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска на заседаниях местных Советов депутатов избирается по 8 членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Палата Представителей и Совет Республики избирают из своего состава председателей и заместителей председателей палат.

Основная функция Национального Собрания – принятие законов. Проект закона сначала поступает в Палату представителей, где он принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов. Затем законопроект поступает в Совет Республики, где он должен быть рассмотрен и или одобрен или отклонен. Закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики.

Принятый закон направляется на подпись Президенту Республики Беларусь. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента в течение 30 дней. Отклоненный президентом закон может быть снова рассмотрен Национальным собранием. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее 2/3 голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента направляется в Совет Республики, который также рассматривает его. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 2/3 от полного состава Совета Республики. После этого закон подписывается Президентом. Если в течение 5 дней Президентом закон не подписан, закон вступает в силу.

Правительство Республики Беларусь – Совет Министров осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь. Оно состоит из Премьер-министра, его заместителей, министров. Председателей комитетов. Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей.

Правительство разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении. Правительство разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации, проводит единую экономическую, финансовую, кредитную и денежную политику, государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения и оплаты труда. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, борьбы с преступностью. Правительство осуществляет также другие функции, предусмотренные в ст. 107 Конституции Республики Беларусь. Правительство принимает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Судебная власть в Республике Беларусь осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие осуществляется только судами. Судьи независимы и подчиняются только закону. Судьи обладают неприкосновенностью. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключение случаев, предусмотренных законом.

Система судов состоит из трех частей: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.

Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Суды общей юрисдикции состоят из Верховного Суда Республики Беларусь, областных (Минского городского) судов, районных (городских) судов, межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда. Они рассматривают гражданские, уголовные, административные дела.

Хозяйственные суды состоят из высшего Хозяйственного Суда, областных, Минского городского хозяйственного суда. Они рассматривают хозяйственные споры между субъектами хозяйствования.

Надзор за законностью в стране осуществляют органы прокуратуры Республики Беларусь

Тема 4. Конституция государства и ее значение. Конституция Республики Беларусь

Конституция – это Основной Закон государства. Приоритет конституции – неотъемлемый и непременный признак правового государства. Нормы Конституции имеют прямое действие. Все другие нормативные правовые акты в государстве издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Этим обеспечивается ее верховенство. Положения Конституции всегда являются первичными. Все остальные акты в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкретизируют конституционные нормы.

Конституция определяет формы всех нормативных правовых актов государственных органов, устанавливает их соподчиненность и требует их соответствия Основному Закону.

Конституция страны – это основной политический, правовой документ государства и общества, это закон законов. Исполнение Конституции является обязанностью для всех государственных органов, предприятий, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Конституция определяет весь уклад политического общественного строя, органов государства, формы власти и их взаимодействия, развития демократических процессов, правовой порядок функционирования общества, государства и роль граждан в этом процессе.

Конституция имеет следующие функции:

учредительная – закрепляет определенные устои общества, государства, человека и др;

регулятивная – устанавливает определенные правила, например, порядок формирования палат Национального собрания, порядок принятия закона;

систематизирующая – определяет систему государственных органов, норм права, и иных государственно-правовых институтов;

охранительная – защищает интересы государства, общества, права граждан, основы общественного строя;

политическая – определяет политику внутригосударственной и общественной жизни, внешнеполитическую деятельность государства;

экономическая – определяет формы собственности, рыночные отношения, экономические и финансовые формы и методы хозяйствования;

функция обеспечения законности и правопорядка – проявляется в единообразном понимании и четком соблюдении законов и иных нормативных актов всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Конституция закрепляет и обеспечивает законность. Законность достигается созданием условий для правомерного поведения граждан, реализации их прав и обязанностей, предотвращением правонарушений, наказанием правонарушителей в точном соответствии с законом, государственной защитой нарушенных прав и интересов. Правопорядок –основанное на правовой законности своевременное и стабильное упорядочение всех общественных отношений, нуждающихся в правовой регламентации. Правопорядок имеет место тогда, когда реально осуществляются принципы законности; нормативные акты издаются в соответствии с принципами права, являются правовыми, все сферы жизни и деятельности регулируются своевременно, стабильно и точно.

Основные черты Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996 года.

 

В Конституции Республики Беларусь отражаются народный, демократический, гуманный, миролюбивый характер государства Республики Беларусь. Центр тяжести перенесен из сферы декларации прав в сферу гарантий их реализации. Функционирование Конституции рассчитано на длительный срок.

Конституция – это учредительный документ Он устанавливает (учреждает) необходимые конституционно-правовые институты – основы конституционного строя, политическую систему, государственное устройство, избирательную систему. Гражданство Республики Беларусь.

Особенностью Конституции является фиксация не только того, что уже имеется, т.е. определенного этапа развития общества и государства, но и определение программы дальнейшего развития. Такое положение, например, закреплено в ст. 1 Конституции о том, что наше государство является демократическим, социальным, правовым.

Структура Конституции представляет собой систему группировки конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.

Конституция имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения.

Структура Конституции:

Преамбула.

Раздел I. Основы конституционного строя.

Раздел II. Личность, общество, государство.

Раздел III. Избирательная система. Референдум.

Глава 1. Избирательная система.

Глава 2. Референдум.

Раздел IV. Президент. Парламент. Правительство. Суд.

Глава 3. Президент.

Глава 4. Парламент – Национальное Собрание Республики Беларусь

Глава 5. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь

Глава 6. Суд.

Раздел V. Местное управление и самоуправление

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля.

Глава 7. Прокуратура.

Глава 8. Комитет государственного контроля.

Раздел VII. Финансово-кредитная система.

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения.

Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле указывается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь. Положения преамбулы имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции.

Основная часть состоит из 8 разделов и 8 глав.

В первом разделе раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, то есть верховенство воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и другие.

Второй раздел посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. В третьем разделе фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдумов. Четвертый раздел, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях главы государства, о порядке формирования и компетенции Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.

В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и неуклонным единоообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.

Раздел седьмой содержит нормы, касающиеся кредитно-финансовой системы Республики Беларусь.

Важнейшее место для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел восьмой. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

В заключительных и переходных положениях размещены нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей. Положения Конституции необходимо трактовать в системной взаимосвязанности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.