Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты административно-правовых отношений




Административно-правовые отношения.

Закрепляя правила поведения в области государственного управления, административное право придает управленческим отношениям статус правоотношений. Административно-правовые отношения – это общественные отношения, складывающиеся в области исполнительной и распорядительной деятельности и урегулированные нормами административного права. В юридической литературе управленческие отношения, регулируемые административным правом, классифицируют по особенностям их участников:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного организационно-правового уровня (вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между не соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными предприятиями, учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.)

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями;

ж) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Административно-правовые отношения могут классифицироваться и по другим основаниям: по их содержанию (централизованное руководство или оперативное управление), по направленности (с подготовкой и исполнением подзаконных актов), по объему (общего, межотраслевого и территориального управления) и т. п.

Управленческие отношения можно разделить также в зависимости от конкретных целей их возникновения на внутренние и внешние.

Внутренние или внутриорганизационные отношения закрепляют систему органов исполнительной власти, взаимодействие между ними и их подразделениями, распределение прав, обязанностей и ответственности среди работников аппарата управления государственных и местных исполнительно-распорядительных органов.

Внешние отношения закрепляют взаимоотношения субъектов исполнительной власти и граждан, государственных и негосударственных организаций.

Участники административно-правовых отношений наделяются определенными правами и обязанностями и являются субъектами правоотношения. Субъектами административно-правовых отношения являются государственные органы, должностные лица и другие государственные служащие, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, а также общественные организации (если они наделяются исполнительно-распорядительными функциями).

Граждане как субъекты административно-правовых отношений участвуют во всех сферах исполнительной и распорядительной деятельности. В административно-правовых отношениях граждане выступают в качестве: стороны, обязанной выполнять требования административно-правовых норм, исходящих от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать требования органов санитарно-эпидемического надзора); стороны, реализующей принадлежащие ей законные права и вступающей в связи с этим в правоотношения (например, реализуя право на защиту, гражданин обращается с административной жалобой или с иском в суд).

Можно выделить несколько групп правоотношений, в которых граждане выступают в качестве стороны:

возникающие в процессе реализации гражданином принадлежащих им прав (право на медицинскую помощь, на образование и т.п.);

складывающиеся в связи с выполнением гражданских обязанностей (воинской, охраны окружающей среды, соблюдения правил безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и др.);

возникающие в связи с совершением гражданами правонарушений, а равно нарушение органами государства или должностными лицами прав и законных интересов граждан (обжалование действий государственных органов и т.п.).

Административно-правовые отношения не могут возникнуть между гражданами. В административно-правовых отношениях одной из сторон является государственный орган (должностное лицо), осуществляющие исполнительно-распорядительные функции.

Субъектом административного права является звено государственного аппарата (государственная организация), которое призвано в порядке исполнительно-распорядительной деятельности осуществлять от имени государства и в объеме предоставленных ему государственно-властных полномочий непосредственное и повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административным строительством. Субъектами административных отношений являются органы государственного управления и их должностные лица, осуществляющие государственно-властные полномочия.

К органам государственного управления относятся органы исполнительной власти: Правительство Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты, комитеты, местные исполнительные и распорядительные органы.

Административно-правовые отношения могут возникнуть по инициативе любого из субъектов административного права. В отличие от гражданско-правовых отношений для возникновения административно-правового отношения не требуется согласия другой стороны. Это отношение может возникнуть и помимо воли другой стороны; нарушение административно-правовой нормы влечет, как правило, административную или дисциплинарную ответственность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.