Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Административно-правовая ответственность




Понятие государственной службы. Права и обязанности государственных служащих.

Понятие «служба» имеет несколько значений.

В одном случае это вид деятельности человека, в другом – социально-правовой институт, в третьем – система социальных органов государства, в четвертых – деятельность, связанная с религией и религиозными организациями и т.д.

В юридической литературе в понятие «государственная служба» вкладывается вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе в целях выполнения задач и функций государства.

Как социальное явление государственная служба – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящаяся на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции.

Отрасль административного права рассматривает государственную службу как важный правовой институт. Считается, что правовой институт государственной службы - это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, механизма прохождения государственной службы и т.д.

Совокупность правовых норм, регулирующих государственную службу, включает в себя правовые нормы административного, трудового, финансового, гражданского и других отраслей права, которыми регулируются весьма своеобразные по своему содержанию государственно-служебные отношения. Наибольший удельный вес в этом правовом институте принадлежит нормам административного права, которые имеют организационный характер. Ими устанавливаются: порядок поступления на службу, увольнения со службы, должностные обязанности и права, поощрения и ответственность государственных служащих. К трудовому праву относятся, например, нормы о продолжительности рабочего дня, об отпусках, о социальном обеспечении; нормами финансового права регулируются должностные оклады государственных служащих, порядок начисления и взимания налогов.

В законе Республики Беларусь от 14 июня 2003 «О государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение понятия «государственной службы»:

государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.

Сущность правового института государственной службы раскрывают принципы, лежащие в его основе. Они непосредственно закреплены в Конституции Республики Беларусь и в статье выше указанного закона.

Принципы государственной службы:

- верховенства Конституции Республики Беларусь;

- служения народу Республики Беларусь;

- законности;

- приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

- гуманизма и социальной справедливости;

- единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- гласности;

- профессионализма и компетентности государственных служащих;

- подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

- добровольности поступления граждан на государственную службу;

- равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

- стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;

- экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности.

Административно-правовой статус государственных служащих характеризуется тем, что они имеют право на:

· письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

· принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;

· посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

· получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

· повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных, предусмотренных законодательством, источников финансирования;

· повышение в должности, классе государственного служащего;

· заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами;

· участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;

· получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

· ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

· проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

· уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

· отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

· свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

· здоровые и безопасные условия труда;

· отставку по основаниям, предусмотренным Законом;

· государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Государственный служащий обязан:

· поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;

· исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

· соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами;

· обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

· исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

· соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

· не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

· соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

· в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

· сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

· не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

· поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

1. Понятие административного правонарушения

2. Понятие и сущность административной ответственности

3. Виды мер административной ответственности.

4. Органы и должностные лица, правомочные применять административную ответственность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.