Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная работа в школе




Социальная работа в американских государствен­ных школах осуществлялась первоначально доброволь­цами. В начале XX столетия возникло понятие «наве­щающий на дому учитель». Первое время эта категория педагогов финансировалась приютами для беженцев или другими частными ассоциациями и агентствами. В 1913—1921 гг. «навещающих на дому учителей» ста­ли приглашать для работы в школы. Их задача заклю­чалась в том, чтобы оказывать помощь в предупрежде­нии отставания и правонарушений, способствовать улучшению посещаемости.

Принятие законов об обязательном образовании отражало осознание обществом значения образования, признание того, что каждый ребенок не только имеет право, но и обязан учиться. В соответствии с законом об обязательном образовании было увеличено число «на­вещающих на дому учителей».

В 20-х годах основное внимание в школьной соци­альной работе стало уделяться вопросам адаптации ребенка. Ставилась задача уменьшения числа право­нарушений и улучшения психического здоровья не столько посредством совершенствования школьных и социальных условий, сколько благодаря помощи ребен­ку в плане его личностного развития. В эти же годы росла популярность учения 3. Фрейда. Школьные социальные работники стали больше заниматься вопросами психи­ческого здоровья, чем социальными вопросами.

Депрессия 30-х годов привела к сокращению чис­ла социальных работников в школах. Оставшиеся в школах социальные работники занимались распреде­лением продуктов, жилья, одежды. Когда эти вопросы перешли в ведение федерального правительства, соци­альные работники стали выполнять функции оказания психологической помощи и эмоциональной поддерж­ки детям, испытывающим затруднения. Эта тенденция наблюдалась в 40-е и 50-е годы.

В 60-е годы в школьной социальной работе возрос интерес к социальным вопросам. В эти годы увеличи­лось число школьных социальных работников, возрос-284 ло значение групповой формы работы в школах. Понятие «навещающий на дому учитель» сменилось поня­тием «школьный социальный работник».

70-е годы ознаменовались возросшей экспансией социальной работы в условиях школы. Обострились такие социальные проблемы, как правонарушения, бедность, расовые волнения, плохое обращение с деть­ми. Законодательные акты, принятые в 60—70-х годах, предполагали расширение сферы деятельности соци­альных работников в школах. В 1978 г. были разработа­ны стандарты профессиональной деятельности школь­ного социального работника. В соответствии с ними, основными объектами социальной работы в школе ста­ли ученики, родители, учителя.

В современной американской школе социальные работники выполняют различные функции. Прежде всего, они занимаются вопросами прогулов. Работа с детьми, пропускающими занятия, является примером индивидуальной работы с клиентом-учеником. Соци­альные работники консультируют учащихся, имеющих те или иные проблемы: подростки могут чрезмерно дис­танцироваться, вести себя агрессивно, снизить свою успеваемость; встречаются случаи беременности дево­чек-подростков. В этих обстоятельствах социальный ра­ботник проводит индивидуальную работу с подростком.

Другим видом социальной работы в школе является работа с родителями. Социальный работник часто обща­ется с родителями, чтобы получить дополнительную информацию о ребенке, помочь родителям поближе познакомиться со школой и понять ребенка, узнать об установках родителей по отношению к школе. Соци­альный работник может дать родителям советы по пово­ду их поведения, наиболее эффективного в отношениях с ребенком. В случаях необходимости он направляет родителей в различные агентства, например, агентства семейной службы.

Школьные социальные работники ведут группы, в которых обсуждают с детьми различные проблемы. Предметом обсуждения могут быть темы, не вызываю­щие возражений родителей (например, как общаться со сверстниками), но часто поднимаются и такие про­блемы, как злоупотребление алкоголем, предупрежде­ние беременности, сексуальные нарушения. По поводу таких тем иногда возникают дебаты, так как некото­рые родители считают, что их (например, сексуальные темы) следует обсуждать только дома. Поэтому соци­альные работники, занятые разработкой новых про­грамм для дискуссионных групп, предварительно об­суждают их с педагогическим коллективом, получают разрешение школьной администрации, заручаются поддержкой родителей.

Школьные социальные работники взаимодей­ствуют с учителями школы: консультируют их об ин­дивидуальных особенностях того или иного ребенка, об отношениях в классе, делятся с ними своими пси­холого-педагогическими знаниями.

Социальные работники участвуют в выявлении учеников, нуждающихся в материальной помощи, для получения ими бесплатных или частично оплачиваемых завтраков, бесплатного горячего молока. В некоторых школах среди нуждающихся детей распределяются книги, одежда, письменные принадлежности.

Во многих школах социальные работники появи­лись только после принятого федеральным правитель­ством закона, учреждающего специальное образование для некоторых категорий детей (1975). В соответствии с этим законом, социальные работники входят в брига­ду специалистов, обследующих детей, направленных на обучение по специальным программам по причинам: нарушения речи, каких-либо физических недостатков, снижения способности к обучению, умственной отста­лости или других нарушений развития, эмоциональных нарушений, беременности.

Социальный работник, состоящий в специальной бригаде, должен определить, проявляются ли наруше­ния в домашней обстановке или в более широком соци­альном окружении. В соответствии с законом о специ­альном образовании, проявление аномального поведения только в условиях школы не является признаком эмоци­ональных нарушений. Плохое поведение в школе (в то время как дома и в более широком окружении ребенок хорошо ведет себя) свидетельствует о том, что проблема заключается в школе, а не в ребенке. В данном случае социальный работник должен проконсультироваться с ели учителями школы, чтобы определить, что следует изменить в школьной программе для удовлетворения потреб­ностей ребенка.

Школьный социальный работник принимает учас­тие в подготовке ребенка к обследованию. В соответ­ствии с законом о специальном образовании, родители должны дать письменное согласие на обследование. Осуществляемое бригадой специалистов, такое обсле­дование является примером прикладного исследования. Каждый член бригады заинтересован в получении информации о ребенке в рамках своей специальности. В течение 90 дней со дня направления на обследование мультидисциплинарная бригада должна определить, нуждается ли ребенок в специальных услугах и, если нуждается, то какой вид услуг предпочтителен. Такое заключение имеет серьезные последствия для ребенка.

Социальный работник изучает историю развития ребенка, особенности его поведения дома и в обществе. Он собирает информацию, помогающую ему опреде­лить, нормально ли развивается ребенок. Что чувствова­ли родители в связи с рождением ребенка? Начал ли ребенок холить и говорить в том же возрасте, что и боль­шинство детей? Какие беспокойства, огорчения (если таковые были), связанные с ребенком, испытывали ро­дители в прошлом? Как ребенок относится к родителям? Как он ведет себя дома? Какого рода воспитательные воздействия лучше всего влияют на ребенка? Имеются ли братья или сестры? Если да, то в какой последова­тельности рождались дети в семье? Как ребенок отно­сится к ним? Имеет ли ребенок трудности в общении со сверстниками? Если да, – какие? Какие беспокойства доставляет ребенок родителям сейчас? Как обстоят дела со школой? Это только некоторые вопросы, на которые должен ответить социальный работник.

Иногда родители испытывают тревогу в связи с обследованием своего ребенка. Это связано с тем, что предоставление ими некоторой информации, полезной для оценивания ребенка, поднимает волнующие вопросы и оживляет болезненные воспоминания. В этих обстоятельствах социальный работник должен исполь­зовать свои коммуникативные навыки и убедить роди­телей в том, что в любую идущую от них информацию будут посвящены лишь специалисты, проводящие обследование. Гарантия конфиденциальности помогает родителям преодолеть свой страх. Иногда социальный работник несколько раз встречается с родителями ре­бенка, так как для того, чтобы добиться от родителей доверия и сотрудничества, требуется время. Соци­альный работник при необходимости берет у родите­лей разрешение на сбор медицинской и прочей диаг­ностической информации.

В то время как социальный работник принимает участие в обследовании, другие члены бригады также выполняют свои функции. Психолог использует пси­хологические тесты, предназначенные для выявления эмоциональных нарушений, оценки уровня интеллек­туального развития. Педагог наблюдает за поведением ребенка в классе, делая отметки в документе относи­тельно количества времени, уходящего у ребенка на учебную работу, в сопоставлении с количеством вре­мени, которое он тратит бесцельно.

Собрав все данные, члены мультидисциплинарной бригады встречаются с родителями. На этой встрече бригада выносит свое решение по поводу того, нужда­ется ли ребенок в специальном образовании. Родители должны дать письменное согласие на то, чтобы их ре­бенок получил специальное образование. Они могут отказаться от этого, а также могут добиваться решения, в соответствии с которым их ребенок не нуждается в специальном образовании.

Школьная социальная работа — это значительная и развивающаяся сфера деятельности. Ее жизненность ил­люстрируется тем фактом, что, начиная с 70-х годов, в различных штатах появились новые организации соци­альных работников, в стране были проведены 3 кон­ференции по школьной социальной работе. Стали из­даваться журналы — «Социальная работа в системе образования» и «Журнал школьной социальной работы».

Психолого-педагогическая служба «Гайденс» была организована Фрэнком Парсонсом в 1908 г.

«Гайденс» (от глагола «гайд», что значит «вести», направлять») — это помощь в затруднительной для человека ситуации, оказание помощи личности в позна­нии себя и окружающего мира, в осмысленном приме­нении своих знаний для успешной учебы, развития личности, выбора профессии и жизненного пути.

В сферу деятельности службы вовлечен большой крут лиц: каунслер (советник, воспитатель), социальный работник, психолог, сотрудник, отвечающий за посеща­емость учащихся (в школе), учителя-консультанты, учи­теля «домашней комнаты», атташе по связям с органа­ми юстиции, врач, медсестры, руководители кружков и клубов, ассистенты-секретари.

Деятельность каунслера может включать ряд аспек­тов. Иногда практикуется разделение обязанностей между каунслерами: один занимается учебными про­блемами, другой — профессиональной ориентацией, третий — социальными проблемами. В среднем на од­ного каунслера приходится 400 детей, а в отдельных школах — менее 200.

Среди помощников каунслера — учитель «домаш­ней комнаты» (словосочетание для нас необычное). «Домашняя комната» — класс, закрепленный за группой учащихся, где они собираются вместе каждый день. Во время таких встреч объявляется информация, орга­низуются дискуссии, беседы, консультации.

Школьный социальный работник обычно работает по совместительству в нескольких учебных заведениях. В отличие от каунслера, он занимается только с неболь­шой группой учащихся, которая нуждается в специальой помощи. Особенностью таких учеников является отклоняющееся поведение (употребление алкоголя, нар­котиков, правонарушения). Социальный работник про­водит обследование семьи, собирает подробные сведе­ния о поведении ученика в школе и вне ее. На основании, этих сведений ведется работа всех подразделений служ­бы «Гайденс» с детьми и подростками.

Атташе по контактам с органами правосудия слу­жит посредником между органами юстиции, семьей и школой.

«Гайденс» — это целый комплекс подразделений, включающий в себя различные службы. Главной зада­чей службы измерения является сбор, систематизация, оценка и анализ всей информации о ребенке. При вступлении ребенка в школу на него заводится досье, т.к. специалисты службы считают важным знать домашние условия, материальный достаток семьи, район прожи­вания, язык. Все это помогает педагогам лучше понять поведение ребенка. Служба информации занимается распространением информации по всем вопросам дея­тельности «Гайденс». Служба консультирования — едва ли не самая важная часть системы, осуществляющая индивидуальное воздействие на личность. Служба на­правления занимается устройством школьников на ра­боту или учебу в другое учебное заведение. Служба кон­троля за результатами программы «Гайденс» выполняет функции обратной связи.

Работа с детьми из неполных семей, жертвами развода родителей — один из специальных разделов службы «Гайденс». Острой и болезненной проблемой являются подростки-беглецы. Служба «Гайденс» объе­диняет все воспитывающие силы общества — семью, школу, общину, церковь. Поражает многообразие на­правлений и программ в деятельности службы. Кроме традиционных, есть разделы по проблемам правонару­шений, гомосексуализма и многим другим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.