Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к модели выпускника средней школы с высоким уровнем экологической культуры




Понятие и содержание экологической культуры

Понятие «экологическая культура» относится ко всем предметам школьного курса. Под ним понимают культуру всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанную с познанием, освоением и изменением природы; слагается из знаний экологических норм, их понимания, осознания необходимости их исполнения, формирования чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработка природоохранных мероприятий и непосредственное участие в их выполнении. Соблюдения норм природоохранного законодательства, укрепление законности в деле охраны окружающей среды. [ 18 с.23]

Экологическая культура общества – сквозной вектор общечеловеческой культуры, способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности людей; интеллектуально-духовная основа цивилизации устойчивого типа; определенный образ общественно-природного активного события; деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ его природно и социально-детерминированного деятельного существования; способ жизнедеятельности человека и жизнеобеспечения человечества.

Как заметил К. Маркс, культура – это «вторая природа». Это природа, воспроизведенная в другом измерении и другими средствами – социальными. В ней есть все, что есть в природе, но в измененном, «превращенном виде». Это определяет закономерное и необходимое присутствие в любой культуре более или менее выраженного экологического вектора. [ 9 с.8]

Общественная экологическая культура включает: 1) культуру производства и потребления, которые должны поддерживать устойчивость, динамическую стабильность экосистем и биосферы в целом; 2) культуру взаимодействия между партнерами, народами, странами, культурами, конфессиями, основанную на взаимном уважении, взаимной поддержке и сотрудничестве; 3) культуру поведения, основанную на самореализации каждой личности, малых и больших социальных групп и направленную не на рост, а на оптимизацию, качественное совершенствование потребления, исключающее излишнее, ненужное, избыточное; 4) обращение к традиционным формам культуры и к образу будущего, взаимодополняющим друг друга в духовном развитии отношений с природой; 5) диалог культур, не стирание, а углубление и параллельное существование культур, гармонизация их взаимодействия; 6) движение навстречу, углубление связей между духовной, социально-политической, экономической деятельностью, между управлением и образованием, наукой, искусством, религией. [12 с.53]

Экологическая культура личности - знания, касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности и саму деятельность Экологическая культура личности включает экологическое мышление, экологическое сознание, экологически ориентированную деятельность.

В структуре экологической культуры человека чаще выделяют четыре (когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельный), а иногда и семь взаимосвязанных и взаимопроникающих компонентов, когда с учетом возрастных особенностей на каждом этапе развития личности доминирующим выступает один из них: -зна­ния о взаи­мо­от­но­ше­ни­ях че­ло­ве­ка и при­ро­ды

-эко­ло­ги­че­ское мыш­ле­ние,па­мять, во­ля, пер­цеп­ция,аф­фект

- эко­ло­ги­че­ские це­ле­по­ла­га­ние, про­грам­ми­ро­ва­ние,про­гно­зи­ро­ва­ние взаи­мо­дей­ст­вия с при­ро­дой

- эко­ло­ги­че­ское при­ня­тие ре­ше­ния

-эко­ло­ги­че­ское са­мо­соз­на­ние

- са­мо­оцен­ка, са­мо­кон­троль, от­вет­ст­вен­ность

-от­ра­же­ние в соз­на­нии про­цес­сов взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду че­ло­ве­ком как ор­га­низ­мом и лич­но­стью,об­ще­ст­вом и ок­ру­жаю­щим ми­ром в обу­слов­лен­ных при­род­ны­ми фак­то­ра­ми ас­пек­тах био­со­ци­аль­ной жиз­ни.

Экологическое сознание - комплекс мнений, настроений, идей, отражающих отношение социального субъекта (общество, группа, личность) к среде обитания. Его формирование - процесс выработки и усвоения субъектом определенных норм поведения по отношению к природе.. [13 с.43]

Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду (хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий); система мер по защите от опасностей, возможность управления (контроля) опасностями, умение предупреждать и предотвращать опасные ситуации. Педагогический аспект обеспечения экологической безопасности связан с овладением способами, условиями, средствами выявления экологических рисков, их мониторинга, целенаправленного проектирования окружающей среды с заданными свойствами, реализующими стратегию избегания или преодоления; осваиваемыми личностью предметными знаниями, умениями, метапредметными универсальными учебными действиями и отношениями к системе «человек – социоприродное окружение – экологические риски». [ 10 с.15]

 

Содержание экологической культуры включают взаимосвязанные компоненты:

- когнитивный (экологически значимые знания, от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию) экологический стиль мышления;

- аксиологический (экологические ценности, оценки отношения, переживания, «эмоциональный резонанс»);

- нормативный (нравственный и экологический императив, этические нормы, правила, экологические традиции);

- творческо-деятельностный (опыт созидательной, проективной эколого-оправданной деятельности);

- поведенческий (природосообразные поступки в отношении природы);

Таким образом, экологическая культура личности представляет собой целостную систему, функционирование которой основано на гармоничном взаимодействии всех сфер сознания личности. [9 с.34]

Целостное освоение предметного окружающего мира и природы требует овладения различными методами познания. На основе опыта взаимодействия индивида с окружающей средой происходит гармонизация его отношений с природой, и он поднимается на более высокий уровень экологической культуры.

Экологически образованный и воспитанный ученик должен обладать навыками правильного поведения при общении с природой, сознательно заботиться о сохранении экологической ситуации в пределах нормы, понимать сущность основных экологических взаимосвязей, необходимость предвидеть последствия воздействия человека на природу. [6 C.1]

Формирование экологической культуры и воспитание новой ментальности личности возможно во многом благодаря экологическому образованию, поскольку именно оно предполагает, с одной стороны, целостное осознание мира, а с другой - развитие нового стиля мышления, основанного на интеллектуально личностных качествах, на способности видеть экологические проблемы и на умении решать их. [15 с.18]

Воспитательное направление ставит целью научить школьников быть личностями, способными ориентироваться и активно воздействовать на окружающий мир, нести ответственность за свои поступки, быть любознательными и самостоятельными, уважающими окружающий нас мир, осознающими личную роль в нашем обществе.

Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:

- знать природу своего родного края, а именно:

- местные природные условия

- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;

- местные, охраняемые природные объекты;

- животных местной фауны;

- местных птиц;

- видов рыб местных водоемов;

- лекарственные растения местной флоры;

- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.. [21 с.12]

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно - следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным.

Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или избирательность в отношении к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.

Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы.. [18 с.20]

Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные) и, тем самым, воспитывая у себя любовь к природе. Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы. [ 16 с.7]

Именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизм обработки» полученных реакций мира природы.

Чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирования экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.

Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось ввиду жизненной необходимости всех людей на планете. Сластенин Ц.А. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса -уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств.. [18 с.3]

Уровень экологической культуры - один из критериев цивилизованности общества, своего рода показатель – насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Экологическую культуру можно рассматривать как часть общечеловеческой культуры в сфе­ре взаимоотношений человека и природы.

Взаимоотношения же человека,социальных групп и природной (географической) среды яв­ляются традиционным объектом географии. Таким образом, именно на географию ложит­ся значительная часть ответственности за фор­мирование у школьников основ экологической культуры. [ 26 с.8]

Особое внимание следует обратить на требование к личностным результатам освоения программы, имеющее непосредствен­ное отношение к географии и экологическо­му образованию — «формирование целостного мировоззрения». Ни одна из учебных дисциплин не работает столь целенаправленно на форми­рование этого качества личности, как география.

География является интегрированной дисцип­линой, охватывающей естествоведческую и об­ществоведческую составляющие. География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера, который формирует социально-ответственное поведение в окружающем мире. Именно она способна вобрать в себя знания из всех дру­гих учебных дисциплин, и формировать пред­ставление о многообразии мира, о взаимос­вязях его составляющих и в конечном счете формировать целостное мировоззрение. В тоже время рассмотрение географических аспек­тов единства природы и человека автоматиче­ски приводит нас к экологии. [ 15 с.12]

 

Метапредметные результаты освоения основной образователь­ной программы, также как и личностные, до­стигаются в процессе изучения многих учебных дисциплин. В ФГОС они представлены главным образом в форме метаумений (освоенных уни­версальный учебных действий — УУД): умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и др. Каждое из названных умений формируется и в процессе изучения ге­ографии. С экологической точки зрения здесь следует выделить умение устанавливать причин­но-следственные связи, поскольку экология это, прежде всего, связи, отношения.

В то же время один из метапредметных ре­зультатов имеет явную экологическую составля­ющую. Это «формирование и развитие экологи­ческого мышления». Экологическое мышление связано с понятием «экологическая культура», их формирование и развитие идет в одном рус­ле. Экологическое мышление можно рассматри­вать как мысленное установление связей меж­ду предметами и явлениями, при этом один из объектов (явлений) рассматривается как цент­ральный. В качестве такого центрального объ­екта часто выступают человек или социальная группа. [ 4 с.10]

Сопоставим экологическое мышление с мышлением географическим, формируемым в процессе изучения школьной географии. Н.Н. Баранский писал: «Географическое мышле­ние — это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, незамыкаю­щееся в рамках одного «элемента» или одной от­расли, иначе говоря, играющее аккордами, а не одним пальчиком». Комплексное мыш­ление, таким образом, присуще как географиче­скому, так и экологическому мышлению, разни­ца лишь в том, что в географическом мышлении комплексность представлена более или менее равнозначными объектами, а в экологическом мышлении всегда присутствует центральное ядро; при этом таким ядром сейчас чаще всего являются человек или социальная группа (об­щество). Не чуждо экологическому мышлению и мышление территориальное, поскольку эколо­гические проблемы всегда привязаны к той или иной территории.

Сказанное еще раз подтверждает, что геогра­фическое образование имеет явную экологиче­скую составляющую, что нашло свое отражение и в новом образовательном стандарте. Успех в воспитании экологической культуры обеспечивается при условии, что школьники имеют ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности.. [6 с.13]

 

 

Когнитивная составляющая экологической культуры выпускника

Выпускник обязан усвоить объём знаний, умений и навыков современной экологии с учётом региональной специфики, определённый Региональным образовательным стандартом по экологии для общеобразовательных школ Читинской области.

Эмоционально-эстетическая составляющая экологической культуры выпускника

Выпускник способен:

– обладать развитым чувством любви к природе, понимать её красоту;

– проявлять эмоционально-положительное отношение к различным формам жизни;

– оценивать эстетический потенциал дома, ближайшего окружения школы и проявлять практическую деятельность по усилению его эстетической значимости;

– проявлять рефлексивное и эмпатийное отношение к миру природы и людей.

 

Ценностно-смысловая составляющая экологической культуры

выпускника

Выпускник способен:

– быть готовым к принятию экологического императива как одного из ключевых мотивов поведения;

– быть готовым к принятию принципов, направленных на установление гуманистических (ноосферных) отношений между людьми в обществе;

– занимать активную экологически целесообразную позицию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях, быть готовым к экологически целесообразной деятельности;

– ощущать ответственность перед собой, своими современниками и потомками в вопросах, касающихся взаимоотношений как собственных, так и общества в целом с окружающей средой.

Коммуникативно-деятельностная составляющая экологической культуры выпускника

Выпускник способен:

– работать с источниками разнообразной экологической информации, критически анализировать её, соотнося с собственным опытом и знаниями, систематизировать информацию;

– осуществлять созидательные экологичные действия в реальной жизни в быту и будущей профессиональной деятельности;

– реализовывать нормы экологически безопасного поведения, способствующего сохранению как природы, так и человека;

– вести здоровый образ жизни;

– прогнозировать результаты своих действий в окружающей среде;

– проводить исследования социоприродного окружения школы;

– участвовать в обсуждении экологических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссий и аргументировать её на основе знаний по региональной экологии;

– вести пропаганду экологически целесообразного поведения. [ 16 с.10]

 

 

ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 971; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.