Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерперсональные отношения




Развитие человеческого индивида протекает в обществе, в существующей системе отношений, в которые он включается не только с момента рождения, но даже с момента зачатия. Природа и структура межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. Развитие человеческого индивида предполагает интериоризацию существующего общественно-исторического опыта, а это возможно лишь в социальной среде, непосредственно при взаимодействии с нею. Любое взаимодействие предполагает межличностную ориентацию, то есть ориентацию на других людей, на складывающиеся или существующие межличностные отношения, что позволяет развивать в человеческом индивиде коммуникативные, интерперсональные, социальные, моральные аспекты личности.

интерперсональные отношения - это прямые отношения двух лиц, отличающиеся прочувствованностью, эмоциональной теплотой, единством переживаний. Они возникают в онтогенетическом аспекте первыми (это, прежде всего, отношения ребенка к матери). От степени развития этих отношений зависит общее развитие человеческого индивида, особенно в первые периоды онтогенеза человеческого индивида, когда закладывается и формируется основной вектор развития личности, глубинные нравственно-смысловые матрицы развития, особенности взаимодействия, создается базис предпосылок для развития человеческого индивида.

Межличностные отношения, возникающие позднее и выходящие за границы простой интерперсональности, никогда не ликвидируют ее значение, даже достигнув сложных взаиморасположений социальной жизни общества. От возникающих интерперсональных отношений, их содержания, глубины, развития зависит готовность человеческого индивида к возникающим позднее другим социальным отношениям. Закладывается общее отношение к себе, миру, другим, определяются аспекты своеобразия взаимоотношений. Развитость интерперсональных отношений, с их полным любви выражением, является необходимым условием того, чтобы ребенок научился способности и потребности сочувствовать другому -вживаться в его стремления, опасения, тревоги, горести. Способность и потребность понимать чувства другого человека, идентифицироваться с ним являются важной движущей силой, которая проявляется в способности корректировать свои действия, свое развитие. Это важнейшая предпосылка формирования нравственности, внутреннего мира, позднее - душевности, необходимый аспект возникновения и развития духовности не только как свойства личности, состояния, но как процесса и результата взаимодействия, восприятия и понимания себя и мира, взаимосозидания. Недостатки в развитии интерперсональных отношений оказывают влияние на динамику развития человеческого индивида и возникающие осложнения во взаимодействии и общении. С развитием интерперсональных отношений происходит развитие начальной стадии нравственной регуляции поведения человеческого индивида с позиций норм, ценностей и требований существующего общества, его культуры задолго до того, как человеческий индивид достигает стадии сознательного усвоения социально-этических принципов существующего общества. Интерперсональные отношения создают осевой вектор в развитии нравственности человеческого индивида, некую эмоциональную опору, некую перспективу глубины внутреннего мира, душевности и, позднее, духовности. Значение и роль интерперсональных отношений связана с тем, что, с одной стороны, они выступают определяющим фактором, который опосредствует развитие человеческого индивида, с другой - позволяют устранять трудности, проблемы, противоречия, связанные с возникновением определенных "непереваренных" событий, возникающих в межличностных отношениях, интерперсональных травм, которые устраняются только в отношениях, имеющих определенную значимость для человеческого индивида.

Помимо интерперсональных отношений в процессе онтогенеза человеческий индивид развивает и так называемые социальные отношения.

Социальные отношения - это отношения опосредованного характера. Общая социальная цель, общие ценности, разделенная задача опосредствуют отношения в том смысле, что люди приспосабливают свои эмоции, симпатии, антипатии, свои желания и сомнения к социальным взаимосвязям своих действий[23.с.69].

Как отмечают данные авторы, опосредованность может быть различной и проявляется:

- надличными социальными целями; это отношения, которые должны преодолеть простую интерперсональность и строиться на взаимном соединении 2-х общающихся в их межличностной сверхиндивидуальной, надинтерперсональной социальной миссии; при этом отношения и взаимовосприятие друг друга строятся с позиции цели общения и в соответствии с функциями каждого;

- надличностными социальными нормами, так называемыми правилами поведения, устанавливающими границы функциональности действий, продвижения вперед, поведения с учетом цели;

- совместно используемыми методами и средствами, с которыми работают оба общающихся и посредством которых реализуется в большей или меньшей степени их взаимное общение, связанное с использованием общих приемов и средств;

- содержанием общей деятельности, в зависимости оттого, реализуются ли они посредством материальной деятельности (создание предмета) или речь идет о деятельности, ориентированной на идеальную область – решение умственной проблемы, противопоставление взглядов, дискуссии, общее обдумывание и так далее.

Социальные отношения предполагают достаточно высокий порядковый уровень развития отношений индивидов и одновременно с этим более высокий уровень развития личности. Они предполагают наличие надличностной точки зрения, надличностного критерия их регуляции. Партнеры выступают не только сами по себе, но одновременно (и прежде всего) являются также исполнителями определенных общественных функций, соответствующих их положению в разделении труда, степени ответственности внутри группы, учреждения, организации. Благодаря надличностному масштабу социальных отношений индивид может активно выходить за рамки сферы условий своей жизни, вмешиваться в общественные детерминанты своей жизненной позиции и тем самым как личность, как субъект участвовать в формировании собственного развития. Дозревание человеческого индивида до социальных отношений происходит постепенно в процессе его онтогенеза. Только постепенно межличностные отношения выстраиваются как сложно структурированная многослойная социальная действительность. И в интерперсональную непосредственность проникают точки зрения более широких и более общих интересов, касающихся уже не только масштаба "Я и Ты", но также и масштаба "Мы и Они" (как группа, социальный организм, качественно нечто большее, чем только "Я и Ты"). В дальнейшем интерперсональные и социальные отношения проходят взаимную трансформацию и могут исчезать, взаимозаменяться, сосуществовать. Речь идет о сложных, часто неравномерно протекающих процессах трансформации отношений, изменении их сущности; о развитии, изменении характеристик, заложенных в предшествующие периоды.

Сами социальные отношения могут принимать разнообразные формы с разной степенью значимости для развития человеческого индивида. Анализируя интерперсональные и социальные отношения с позиции социального значения и личностного смысла (по А.Н. Леонтьеву), важно отметить, что включение индивида в отношения (которые хотя и социально высокозначимы, но не являются связанными с личным смыслом, внутренне им отвергаемы, бессмысленны с точки зрения его жизненных ценностей) всегда будет иметь минимальный формирующий развитие эффект либо вообще не даст никакого эффекта. С точки зрения З.Хелуса, противоречие между социальным значением и личностным смыслом может привести к деформациям, нарушениям и расстройствам.

Как считает А.В. Петровский, в группах обычно выделяют несколько возникающих и сосуществующих видов межличностных отношений. Это функционально-ролевые отношения, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые.

Функционально-ролевые отношения возникают первыми и связаны с усвоением норм, правил, особенностей совместной деятельности данной группы, вытекающих из них межличностных отношений. Усвоение функционально-ролевых отношений происходит под непосредственным контролем общества, его социальных институтов, общественного мнения, конкретного человека (уполномоченного), которые санкционируют те или иные образцы поведения явно или скрыто.

Они проявляются в двух аспектах:

1.Собственно функционально-ролевые отношения (непосредственно воспроизводят социально-типичные образцы поведения; это отношения "вообще", они "бессубъектные" и задаются целенаправленно и непосредственно).

2.Около - или парафункционально-ролевые отношения (связаны с выбором роли, определением смысла, иерархии функционального взаимодействия в существующей совместной деятельности в конкретных социальных группах, но которые этой группой и деятельностью не ограничиваются, а формируют фон, своеобразие проявления и существования всех последующих форм межличностных отношений и распространяются на все сферы жизнедеятельности данного индивида). Именно в функционально-ролевых отношениях впервые проявляется своеобразие человеческого индивида, его активность, личностный выбор в соответствии со статусом человеческого индивида в данной группе и возможными перспективами развития.

Эмоционально-оценочные отношения - это второй вид межличностных отношений, возникающих в группах. Они более сложны по своей сути и содержанию и позволяют оценить, насколько демонстрируемые способы деятельности соответствуют существующим нормам, эталонам, образцам поведения общества и какие эмоции вызывают, нравятся или нет, с позиции личности или существующих групповых норм. Именно посредством эмоционально-оценочных отношений осуществляется коррекция поведения человеческого индивида. В этом виде межличностных отношений на первый план начинают выступать эмоциональные предпочтения, симпатии, антипатии, дружеские привязанности. Они обусловлены или чисто внешними моментами восприятия (просто нравится), или оценкой со стороны, отношением общественного мнения, либо конкретным опытом общения - позитивным или негативным. Эмоционально-оценочные отношения, выполняя регуляторную функцию, очень часто взаимосвязаны с решением проблем справедливости, нормативной заданности, престижа, наград, отличий и так далее. Но в основе их все же лежат жестко заданные социальные нормы, которым человеческий индивид, его виды деятельности и взаимодействия соответствуют или нет. Посредством данного вида межличностных отношений человеческий индивид попадает в "коридор" существующих норм.

Третий вид возникающих межличностных отношений - это личностно-смысловые отношения. Они возникают позднее на базе уже существующих функционально-ролевых и эмоционально-оценочных отношений и относятся к мотивационным, ценностно-смысловым аспектам взаимодействия. Личностно-смысловые отношения - это взаимосвязи в группах, когда мотив одного для других приобретает личный смысл, в результате возникает совместное переживание интересов, ценностей, выделение их как личностно-значимых и организация способов деятельности для их реализации.

В группах людей в реальной действительности данные виды взаимоотношений существуют одновременно, если рассматривать генезис их возникновения. Естественно, первоначально возникают функционально-поведенческие отношения как самые поверхностные формы взаимодействий и межличностных отношений. Позднее, по мере формирования человеческого индивида и возникновения у него внутреннего плана деятельности, начинают созидаться эмоционально-оценочные отношения. С возникновением внутреннего мира, его созреванием у человеческого индивида начинают формироваться личностно-смысловые отношения. И когда человеческий индивид переходит на стадию личностного саморазвития, у него могут возникать глубинно-осознанные отношения, связанные с выработкой особой системы взаимоотношений на основе постижения законов, механизмов, форм взаимодействия с позиции информационно - энергетической картины мира.

Интерперсональные отношения (Андреева)

Интерперсональные отношения включают три элементакогнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 11232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.