КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания по изучению учебного материала
Данные методические указания рассчитаны на повышение компьютерной грамотности и обращены к практическому освоению работы на компьютере, предусматривают овладение офисными программами, необходимыми для оформления документации и проведения расчетов при дальнейшем изучении других дисциплин и дальнейшего применения в профессиональной деятельности. Раздел 1. Общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем. Программное обеспечение Тема 1.1 Архитектура персонального компьютера, структура вычислительных систем, их программное обеспечение Студент должен: Иметь представление: - о принципе построения компьютера и вычислительных систем; - о структуре программного обеспечения персонального компьютера. Знать: - общую функциональную схему компьютера; - назначение и основные характеристики устройств компьютера. Уметь: - перечислять состав и назначение устройств и программного обеспечения компьютера; - работать с носителями информации. Изучить классификацию компьютеров, рассмотреть основные характерные особенности персонального компьютера. Обратить внимание на принципы построения компьютера и общую функциональную схему. Выявить роль и значение вычислительной техники в современном обществе и профессиональной деятельности. При изучении темы необходимо не только дать определение устройств компьютера, но и обратить внимание на их назначение и основные характеристики. Изучить классификацию программного обеспечения. Уметь работать с носителями информации и уметь определять объем информации. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие основные классы компьютеров вам известны? 2. На каких принципах построен компьютер?
3. Каково предназначение и основные характеристики главных устройств компьютера? 4. Каково предназначение и основные характеристики процессора? 5. Что такое регистры? Назовите некоторые главные регистры и опишите их функции. 6. В чем заключается основное отличие внутренней и внешней памяти? Литература: 1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с. 2. Сергеева, И. И. Информатика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н. В. Тарасова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование). Стр. 42-65 Тема 1.2 Операционные системы и оболочки: графическая оболочка Студент должен: Иметь представление: - об операционной системе, программах-оболочках, прикладных и специальных программных средствах компьютера; - о видах программных оболочек; - об операционной системе Windows. Знать: - определение файла, каталога, диска; - правила обозначения каталогов и файлов; - о возможностях графической оболочки Windows; - назначение элементов окна; - правила работы с меню и запросами; - способы переключения между программами; - организацию и способы обмена данными между программами; - правила создания, открытия и сохранения документов в программном приложении; - методику выполнения операций редактирования документов в программном приложении; - возможности и порядок работы с прикладным и специальным программным обеспечением. Уметь: - работать с файлами и каталогами: создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск; - запускать Windows-программы на выполнение; - управлять окнами; - работать с дисками, каталогами и файлами; - выбирать команды меню и работать с окнами запросов; - создавать ярлыки, папки и управлять ими; - переключаться между программами;
- применять прикладные и специальные программы. При изучении данной темы следует обратить внимание на выработку практических навыков работы в операционной системе Windows. Следует знать назначение и состав операционной системы, особенности записи имен файлов, каталогов, понимать принцип организации файловой структуры. Вопросы для самоконтроля: 1. Почему операционную систему Windows называют объектно-ориентированной, многозадачной, графической, оконной? 2. В чем заключается отличие операционной системы от файловой оболочки? 3. Что такое расширение в имени файла и для чего оно нужно? 4. Почему нельзя применять знаки «*» и «?» в именах файлов и папок? 5. В чем заключается отличие файловой структуры и системы хранения файлов на диске? Литература: 1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с. 2. Сергеева, И. И. Информатика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н. В. Тарасова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование). Стр. 82-109. Тема 1.3 Файловые менеджеры, программы - архиваторы, утилиты Студент должен: Иметь представление: - о назначении файловых менеджеров, программ-архиваторов, специальных программных средств (утилит); - о типах файловых менеджеров, программ-архиваторов и утилит, получивших наиболее широкое распространение среди пользователей; Знать: - принципы работы с программой «Проводник»; - работу архиваторов; Уметь: - использовать файловые менеджеры; - архивировать и разархивировать данные. В данной теме необходимо обратить внимание на выработку практических навыков работы с папками и файлами с помощью Проводника. Иметь представление о работе с файлами хотя бы в одном файловом менеджере. Уметь пользоваться архиватором. Иметь представление о назначении стандартных программ Windows. Изучить работу в графическом редакторе Paint, уметь использовать встроенный калькулятор. Вопросы для самоконтроля: 1. Чем заключается дефрагментация диска? 2. Как понимать форматирование диска? 3. Для чего нужна программа восстановления системы? 4. Как перейти для вычислений в восьмеричную, двоичную, шестнадцатеричную систему счисления?
Литература: 1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с. Раздел 2. Прикладные программные средства Тема 2.1 Текстовые процессоры Студент должен: Иметь представление: - о видах текстовых редакторов и их возможностях. Знать: - назначение элементов окна текстового процессора; - правила создания, открытия и сохранения документов; - порядок работы с командами меню и инструментами; - способы форматирования символов и абзацев; - основные операции при работе с рисунками, таблицами, диаграммами; - методику выполнения операций при подготовке документа к печати; - правила задания параметров печати. Уметь: - создавать, открывать и сохранять документы; - вводить и редактировать текст; - выделять, копировать, перемещать и удалять фрагменты текста; - оформлять текст, устанавливать выравнивание и междустрочные интервалы; - вставлять и редактировать рисунки, таблицы и диаграммы; - задавать колонтитул, параметры и нумерацию страниц; - выполнять предварительный просмотр документа; распечатывать документы. При изучении теоретической части данной темы нужно обратить внимание на терминологию, то есть знать определение и назначение основных элементов интерфейса, возможности текстового процессора, понятий шрифта на компьютере, гарнитуры шрифта, кегля, поля страницы, колонтитула, назначение и виды маркеров табуляции, знать различие редактирования и форматирования документа. Знать место нахождения наиболее часто встречающихся команд: по параметрам страницы, форматированию шрифтов, абзацев, списков. Знать о способах работы с панелью инструментов (добавить или убрать панель инструментов, настроить панель инструментов под свои потребности). В практической части данной теме обратить внимание на выработку навыка работы по редактированию и форматированию текста или документа, знать способы построения таблиц и уметь их оформлять, уметь набирать формулы, нумеровать страницы, вставлять колонтитулы, устанавливать параметры печати документа.
Вопросы для самоконтроля: 1. Как добавить кнопку редактора формул на панель инструментов? 2. Что такое колонтитул и его предназначение? 3. Как изменить интервал между символами и между строками? Литература: 1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с. 2. Сергеева, И. И. Информатика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н. В. Тарасова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование). Стр. 148-189. Тема 2.2 Электронные таблицы Студент должен: Иметь представление: - о видах и возможностях электронных таблиц. Знать: - назначение элементов окна изучаемой электронной таблицы; - понятия и определения ячейки, адреса, блока; - правила создания, заполнения и сохранения электронной таблицы; - методику оформления электронной таблицы; - порядок применения формул и стандартных функций; - методику поиска и обработки информации в электронной таблице; - графические возможности электронной таблицы. Уметь: - вводить информацию и редактировать электронные таблицы; - форматировать и оформлять таблицу; - сохранять созданную или отредактированную таблицу; - производить расчеты и поиск информации с использованием формул, стандартных функций и запросов; - вводить, редактировать и форматировать данные. Для лучшего освоения темы теоретический материал следует изучать параллельно с работой в электронной таблице Microsoft Excel. При изучении темы обратить внимание на типы, форматы данных, методы автозаполнения данных и формул, правила записи формул, способы оформления таблиц, использование встроенных функций и формул, построение графиков и диаграмм, подготовку документа к печати. Вопросы для самоконтроля: 1. Зачем нужны разные способы адресации в электронной таблице? 2. Как использовать диаграммы для построения графиков функций? 3. Каким знаком можно заменить функцию Степень? Литература: 1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с. 2. Сергеева, И. И. Информатика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н. В. Тарасова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование). Стр. 180-210.
Тема 2.3 Системы управления базами данных Студент должен: Иметь представление: - о видах и возможностях типовых систем управления базами данных. Знать: - режимы работы системы управления базами данных; - правила создания, заполнения и сохранения базы данных; - способы сортировки записей; - режимы поиска; - методику выполнения запроса и правила применения формул запроса; - порядок применения формул и статистических функций; структуру и назначение составных частей отчета. Уметь: - вводить, редактировать и форматировать данные; - сохранять созданную или отредактированную базу данных; - сортировать записи по одному и нескольким полям; - выполнять поиск информации в базе данных; - применять формулы запроса для выбора требуемых данных; - создавать структуру отчета и заполнять его строки; - просматривать и редактировать отчет. При изучении темы обратите внимание на этапы создания базы и различные режимы работы с каждым объектом базы. При создании базы, поля по которым будет осуществляться связь таблиц, должны иметь одинаковый размер и формат. Записи в этих полях должны быть идентичными. Вопросы для самоконтроля: 1. Может ли быть две одинаковые записи (строки) в одной таблице реляционной базы? 2. Могут ли быть повторяющиеся данные в одном поле? 3. Чем отличается запрос от отчета? Литература: 1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с. 2. Сергеева, И. И. Информатика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н. В. Тарасова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование). Стр. 211-255.
Тема 2.4 Программа создания презентаций Студент должен: Иметь представление: - о возможностях программы Power Point. Знать: - основные приемы создания презентации. Уметь: - создавать презентацию; - применять средства анимации. При изучении данной темы следует выявить ключевые моменты работы в программе Power Point. Создание и оформление слайдов, применение анимации, вставка объектов WortArt, рисунков, клипов, возможна после внимательного изучения интерфейса окна и команд меню. Следует обратить внимание на организацию гиперссылок, вставку управляющих кнопок и настройку перехода слайдов. Вопросы для самоконтроля: 1. Может ли быть две одинаковые записи (строки) в одной таблице реляционной базы? 2. Могут ли быть повторяющиеся данные в одном поле? 3. Чем отличается запрос от отчета? Литература: 1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие. - М. Бином.: Лаборатория знаний, 2010 г., с. 323-336. Раздел 3. Организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации. Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации Тема 3.1 Современные типы носителей информации. Способы защиты информации. Способы профилактики компьютерных вирусов и борьбы с ними
Студент должен: Иметь представление: - о способах защиты информации от несанкционированного доступа; - о методах распространения компьютерных вирусов и профилактике заражения. Знать: - современные типы носителей информации - способы защиты информации; - способы профилактики компьютерных вирусов и борьбы с ними. Уметь: - осуществлять защиту данных каким-либо способом; - проводить тестирование компьютера на наличие компьютерных вирусов. Познакомиться с видами современных носителей информации, обзорно рассмотреть тему защиты информации. Обратить внимание на классификацию компьютерных вирусов, методы их распространения, познакомиться с основными приемами профилактики заражения компьютера. Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите типы носителей информации. 2. Какова классификация мер защиты информации? 3. Чем отличаются черви, вирусы и троянские программы? Литература: 1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с. Раздел 4. Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации Тема 4.1 Назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней. Основные принципы технологии поиска информации в сети Студент должен: Иметь представление: - о работе электронной почты; - о структуре, основных информационных ресурсах и технологии поиска информации в сети Internet. Знать: - назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней; - основные принципы технологии поиска информации в сети Internet. Уметь: - по заданному адресу находить ресурс в сети Internet; - отправлять и принимать электронную информацию. При изучении темы следует обратить внимание на типы сетей, топологию сетей, организацию работы в сети, типы протоколов. Понимать, как работает Интернет. Обратить внимание на принципы технологии поиска информации в сети Internet. Вопросы для самоконтроля: 1. Чем WWW отличается от FTP? 2. Что такое XML и чем он отличается от HTML?
Литература: 1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с. 2. Сергеева, И. И. Информатика: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ И.И. Сергеева, А.А. Музалевская, Н. В. Тарасова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М, 2009. - 336 с.: ил. - (Профессиональное образование). Стр. 43-81. Раздел 5. Автоматизированные системы Тема 5.1 Автоматизированные системы. Понятие, состав, виды. Студент должен: иметь представление: - об автоматизированном рабочем месте специалиста; знать: - виды профессиональных автоматизированных систем; - назначение, состав и принципы АС. При изучении данной темы обратите внимание на следующие вопросы: определение понятия информационные технологии и автоматизированных информационных систем (АИС); принципы организации АИС; классификация АИС; структура АИС. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое АИС и чем она отличается от ИС? 2. В каких случаях необходимо создание АИС? 3. Дайте определение понятий «модель данных» и «база данных»? Литература: 1. Михеева Е.В. Информатика: Учебник для сред. проф. образования/ Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |