Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и методы эмпирического исследования психологии межэтнических отношений 15 страница




– Этнический образ превращается в психологическую форму концентрации межэтнической напряженности по мере того, как в нем накапливается негативный эмоциональный заряд. Это усиливает его искаженность (неадекватность), снижает когнитивную сложность и внутреннюю дифференцированность. Негативные образы, соответственно, чаще способны порождать агрессивные или насильственные действия. Этнические образы – преимущественно социальные конструкции. Их содержание «задается» извне. Но по мере своего формирования они начинают обладать самостоятельностью и, помимо других факторов, сами оказываются важной причиной более частого «воплощения» установок в поступки. Актуализация «этнического» ракурса социального восприятия в ситуациях межэтнической напряженности также «выпрямляет» путь от образов к действиям.

Ситуация затяжной межэтнической напряженности и стремление народов к независимости при условии собственной государственности в прошлом и демографическом доминировании обусловливает сравнительно высокую допустимость агрессивных или насильственных действий против других групп. Проявления негативного отношения к другим этническим группам в форме агрессивных или насильственных действий определяются различными факторами, но не культурной предрасположенностью. В наших исследованиях значимые различия по уровню агрессивности были получены не между разными культурами, а, в частности, между мужчинами и женщинами и некоторыми возрастными группами.

– Формируются взаимные ошибочные интерпретации сторонами мотивов и действий друг друга. Эти интерпретации становятся серьезными, а иногда и непреодолимыми барьерами на пути урегулирования этнических разногласий и конфликтов. В условиях роста межэтнической напряженности они достаточно легко конструируются извне посредством националистической риторики, с готовностью воспринимаемой на уровне группового сознания, охваченного стремлениями к позитивной этнической идентичности и этнической безопасности. В результате серьезно искажается содержание взаимных интерпретаций. Затяжная ситуация межэтнической напряженности усиливает их конфронтационность и определяет специфику. Так, основой взаимных интерпретаций осетинами и ингушами друг друга явилось разрушение общего уровня этничности как основы «кавказского» родства, формирование конфронтирующих между собой собирательных образов союзников и врагов, обострение и даже гипертрофия чувства социальной справедливости, доминирование соперничающей стратегии во взаимодействии, снижение уровня взаимного доверия, культивация чувства страха, существование представлений о культурной, психологической и религиозной несовместимости. Изменение конфронтирующих интерпретаций – важнейшая часть процесса по налаживанию взаимопонимания между народами.

Теоретические и эмпирические результаты исследования определяют его прикладную значимость. Практические выводы могут быть суммированы следующим образом:

– Разработанные программы и методы этнопсихологического исследования представляют специализированный социально-психологический инструмент мониторинга уровня межэтнической напряженности и характера этномобилизационных процессов. На

его основе возможна не только текущая диагностика состояния межэтнических отношений и выявление очагов межэтнической напряженности, но и прогнозирование темпов ее роста и распространения, а также прогнозирование этнических миграций.

– Результаты исследования представляют систематизированную научно-информационную базу данных по Северному Кавказу, а также по ряду других регионов России. Результаты имеют сравнительный кросскультурный характер, что делает их особенно актуальными в процессе выработки региональной политики и стратегической линии национальной политики в Российской Федерации.

– Эмпирические и прикладные результаты исследования представляют психологический компонент комплексной работы по развитию интеграционных тенденций в обществе. Здесь главная задача этнопсихолога заключается в усилении взаимопонимания между народами, на основе которого возможно также изменение позиций конфликтующих сторон. Рассмотренные в работе механизмы межэтнического восприятия, особенности мотивационно-потребностной сферы, принципы психодиагностики этнических образов, выявленные взаимосвязи между установками и групповым поведением могут явиться эффективной научной основой по психокоррекционной работе в целях развития взаимопонимания между народами.

– Теоретические и эмпирические результаты исследования, раскрывающие глубинные психологические механизмы и закономерности трансформации межэтнических отношений в кризисные периоды развития общества, могут быть использованы в качестве основы «этнотерапии» как на высоком политическом уровне в процессе конструирования социальных отношений с целью предотвращения развития дезинтеграционных тенденций в обществе, так и в практической работе общественных деятелей, профессиональных политиков, социальных работников, психологов по урегулированию этнических конфликтов и поисках способов их разрешения, по реабилитации беженцев и вынужденных переселенцев.

Своевременная и квалифицированная работа в этом направлении может оказаться достаточно эффективной, так как в Российской Федерации сохранились широкие психологические возможности межкультурной интеграции.

В частности, это выражается в том, что среди жителей Республик России существенно доминирует число лиц, которых мы назвали посредниками – людей, открытых для иной культуры. Это говорит о том, что стремление к межэтнической кооперации и сотрудничеству – центральная стратегия поведения во взаимоотношениях между народами России. Она выражается в непопулярности экстремизма, в преобладании позитивной оценки прошлого опыта межэтнического взаимодействия, в высокой готовности к кооперации на личностном уровне, в значимости гражданства республики для русских и российского гражданства для титульных народов.

Кроме того между различными народами России существуют обширные общие семантические зоны – важнейшая база межкультурного понимания. Совпадающие характеристики в представлениях народов о самих себе позитивны с точки зрения самодекларации этническими группами их позиций в сфере межгруппового взаимодействия. В такой форме кристаллизуются сегодня на семантическом уровне остатки традиционных представлений о советском человеке. И это перспективное психологическое наследство для урегулирования межэтнических отношений в новой России. Это также обнадеживающая основа для эффективной «этнотерапии», как политической и социально-психологической деятельности, направленной на развитие интеграционных тенденций в обществе. Понимаемая в таком смысле этнотерапевтическая деятельность означает профилактику и «лечение» националистических проявлений, этнофобий и этнической нетерпимости на разных уровнях общественной активности – от Президента страны до психолога, оказывающего конкретную психотерапевтическую помощь беженцу из зоны этнического конфликта.

Психологические исследования показывают, что любые мероприятия в рамках такой деятельности должны основываться на понимании человеческих устремлений и особенностей как на уровне отдельной личности, так и целых групп. Главное внимание в процессе этнотерапевтической деятельности должно уделяться проблемам соотношения этносоциальных групповых статусов и оценкам взаимоотношений как справедливых или несправедливых; удовлетворению этносоциальных потребностей, основанных на стремлении к позитивной этнической идентичности; проблемам осознания и понимания интересов другой стороны; усилению психологического чувства межкультурной близости и расширению общих семантических межкультурных зон; формированию адекватных и позитивных образов друг друга; снятию глубинных страхов и укреплению взаимного доверия.

Литература

Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор. М., 1949.

Абдулатшгов Р. Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополитический вестник. 1995. №2. С. 15–35.

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993.

Аккиева СИ. Этнополитическая ситуация в Кабардино-Балкарии // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1994.

Аклаев А.Р. Язык в системе национальных ценностей и интересов (по материалам этносоциологического исследования греков Целковского р-на Груз. ССР) //Духовная культура и этническое самосознание. М., 1990. Вып.2. С. 12-36.

Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. 1996. №3. С. 13–23.

Алиева СУ. Запах фиалки // Так это было: Национальные репрессии в СССР: В 3 т. М.: ИНСАМ, 1993. T.I. C.317-332.

Анайбан З.В. Современная этнополитическая ситуация в Республике Тыва (по материалам социологического исследования) // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995. С.97–118.

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Педагогика, 1986. Кн. 1.

Андреев А. Казачье движение: тенденции и перспективы // Сегодня.

1994. 12февр.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1997.

Анчабадзе Ю.Д. Конфедерация народов Кавказа // Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в 20 в. М., 1996. С. 183–200.

Артановский С.Н. Современная зарубежная философская мысль и проблемы этнокультурных исследований // Этнологические исследования за рубежом. М.: Наука, 1973. С.77-105.

Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие М., 1989.

Арутюнов С А. Швейцарская модель гор Кавказа // Новый Вавилон.

1995. №2.

Арутюнян Ю.В. Социально-культурные аспекты развития и сближения наций в СССР: Программа, методика и перспективы исследования // Сов. этнография. 1972. № 3. С.316-330.

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Кондратьев B.C., Сусоколов А.А. Этно-социология: цели, методы и некоторые результаты исследования. М., 1984.

Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж, 1996.

Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 2. М.; Л., 1984.

Бабич И.Л. Эволюция форм гостеприимства у кабардинцев // Этнографическое обозрение. 1996. №3. С.23–34.

Базоркина А. Терпение: Воспоминания // Так это было: Национальные репрессии в СССР: В 3 т. М.: ИНСАМ, 1993. Т.2. С.107-145.

Баев Г. Боевая служба осетин. Владикавказ, 1915.

Баланс и разделение политической власти в полиэтнических обществах: Резюме конференции / Под ред. Ли Уокер, Пола Стерна. Washington: National Academy Press, 1993.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983. С.39-53.

Велик А.А. Психологическая антропология: история и теория. М., 1993. С.143–169.

Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США // Этнология в США и Канаде. М.: Наука, 1989. С. 190–241.

Белозерцев С, Дуванова Л. Механика смерти (красный террор времен перестройки). М., 1993.

Бзаров Р. Осетины // Эхо Кавказа. 1994. № 2. С.6–15.

Блиев М.М. Русско-ингушские отношения и присоединение Ингушетии к России // Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе. Орджоникидзе, 1985. С. 111–125.

Бороноев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. Спб., 1994.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М., 1987.

Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М.: Наука, 1983.

Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. М.: Наука, 1987.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1994.

Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психол. журнал. 1995. Т. 16. № 5. С. 104–115.

Винокурова У.А. Сказ о народе Саха. Якутск, 1994.

Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в 18 – начале 19 веков. М., 1974.

Волкова Н.Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту // Кавказский этнографический сборник, IX. М.: Наука, 1989.

Волкова Н.Г. Кабардино-Балкария. Современные этнодемографичес-кие и этнокультурные процессы // Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в 20 в. М., 1996.

Вундт В Проблемы психологии народов. М., 1912.

Габоева Л.Р. Из истории женского образования в Осетии // Эхо Кавказа. 1994. № 2. С.38-39.

Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциологического исследования): Автореф. дис.... канд. истор. наук. М., 1993.

Гарданов В. К. Общественный строй адыгских народов XVIII – первая половина XIX в. М., 1967.

Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1992.

Говорит элита Республик Российской Федерации. 110 интервью Лео-кадии Дробижевой. М, 1996.

Гордеев А.А. История казаков (1–3 части). М., 1992.

Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии // Психол. журнал. 1996. Т. 17. № 2. С. 110–128

Гостиев К. И. Опыт предшествующих поколений в разрешении осетино-ингушского противостояния // Межнациональные конфликты на Кавказе: методика их преодоления. М.: Институт этнологии, 1995.

Гостиева Л. К. Роль «старшей» женщины в семье (по материалам Северного Кавказа) // Женщина и свобода: Пути выбора в мире традиций и перемен. М., 1994. С. 192–199.

Гостиева Л.К., Дзадзиев А.Б., Дзарасов А.А. Северная Осетия: от выборов до выборов (1993–1995) // Развивающийся электорат России. Этно-политический ракурс. Т. 3. Выборы 95. Вып. 2. М., 1996. С.92–94.

Губогло М.Н. (ред.). Развивающийся электорат России. М., 1996.

Гудков Л. Власть и чеченская война в отечестве // Дружба народов. 1996. № 2.

Гузенкова Т. С, Коростелев АД. Этнокультурные ценности и ориентации в республиках Российской Федерации: сходство и различия // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995. С.143-171.

Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990.

Гучев А. К. Проблемы и задачи кабардинского народа на современном этапе // Хасэ. 1992. № 3.

Давыдов А.А. Измерение социальной напряженности. М., 1992.

Дагестан: нижне-терское казачество. М., 1995.

Дагестан: этнополитический портрет. Этнополитическая ситуация в очерках и документах государственных органов. М.: ИЭА, 1993. Т.1.

Дагестан: этнополитический портрет. Очерки, документы, хроника., М.: ИЭА, 1994. Т.2.

Далгат У. Б. Героический эпос чеченцев и ингушей. М., 1972.

Данзанова Э.Ц. Содержание актуального этнопсихологического статуса личности (на материале бурятского этноса): Автореф. дис.... канд. психол наук. М., 1997.

Демографический ежегодник СССР. М.: Госкомстат СССР, 1990.

Дзадзиев А. Б. Динамика социально-этнической структуры автономных республик Северного Кавказа // Проблемы перестройки: социальный аспект. М., 1985.

Донцов А.И Проблемы групповой сплоченности. М., 1979 Докторов Б.З. Россия в европейском социокультурном пространстве // Социол. журнал. 1994. № 3. С.4–19.

Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Сов. этнография. 1985. № 5. С.5–23.

Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х гг. М., 1994. С. 16–47.

Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.

Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Межэтнические отношения и этнокультурные процессы (по материалам этносоциологических исследований в СССР) // Сов. этнография. 1981. № 3. СП–22.

Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М., 1990.

Дюркгейм Э. Метод социологии // Социология. М., 1995.

Ерасов Б.С. Этническое-национальное-цивилизационное в пространстве Евразии // Цивилизации и культуры. 1995. Вып.2. С.81 –104.

Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI – начало XX в.). Историко-этнографические очерки. М., 1974.

Заурбекова Г. В. Межличностные отношения в межнациональных коллективах и этнокультурные взаимодействия: Автореф. дис.... канд. истор. наук. М., 1987.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995.

Иванов AM. Этнополитическая ситуация в республике Саха (Якутия) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 61. М., 1994.

Иванова Ю.В. Поведенческие стереотипы: обряд примирения кровников в горных зонах Балкан и на Кавказе // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. М.: Наука, 1989. С. 139–154.

Изард К. Эмоции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII – первой половине XIX в.: Автореф. дис.... канд. истор. наук. М., 1994.

Калоев Б.А. Осетино-вайнахские этнокультурные связи // Кавказский этнографический сборник (КЭС). IX. М., 1989.

Карер дАнкос Э. Кто бы ни выиграл выборы, вернуть Россию назад – дело немыслимое // Сегодня. 1995. 27 сент.

Касьянова К. Русский национальный характер. М., 1995.

Kucpuee Э. Ф. Этнополитическая ситуация в республике Дагестан // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 72. М., 1994.

Клементьев В. И. Социальная структура и национальное самосознание: Автореф. дис.... канд. истор. наук. М., 1971.

Клементьев В.И., Пименов В.В. Язык, контакты и элементы этнической идентификации: Доклады советской делегации на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (Чикаго). Москва, 1973.

Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М.: Мысль, 1993.

Кобычев В. П. Историческая интерпретация этногенетических преданий ингушей // Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе. Орджоникидзе, 1985. С.27–38.

Кожанов А.А. Методика исследования национального самосознания: Автореф. дис.... канд. истор. наук. М., 1978.

Козлов В. И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса// Сов. этнография. 1974. № 2. С.24–38.

Козлов С.А. Пополнение вольных казачьих сообществ на Северном Кавказе в XVI-XVII вв. // Сов. этнография. 1990. № 5. С.47-56.

Кон И.С. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этнических предубеждений) // Новый мир. 1966. № 9. С.188–204.

Коротеева В. В. Этнические символы и символическая природа эт-ничности- концепции Дж.Армстронга, Э.Смита и Э.Хобсбаума // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: ИЭА РАН, 1994. С.37–55.

Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.

Крупник И.И. Национальный вопрос в СССР: поиски объяснений // Сов. этнография. 1990. № 4. С.8–21.

Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы. Вып. 6. М.: Наука, 1976. С.53–63.

Куконков П.И. Социальная напряженность как этап в процессе развития конфликта// Социальные конфликты. Вып.9. М., 1995. С.4–12.

Кушева Е.Н. Народы Кавказа и их связи с Россией. Вторая половина XVI-30-e годы XVII в. М., 1963.

Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель. М., 1947.

Кцоева (Солдатова) Г.У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: Дис.... канд. психол. наук. М., 1985а.

Кцоева Г. У. Методы исследования этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. М., 19855. С.225–231.

Кцоева Г. У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов // Психол. журнал. 1986. Т. 7. № 2.

Латынов В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон // Иностранная психология. 1993. Т. 1. № 2. С.87–93.

Лавров Л. И. Роль естественно-географических факторов в истории народов Кавказа// Кавказский этнографический сборник, IX. М.: Наука, 1989 С.4–15.

Лаудаев У. Чеченское племя // Поэма об Алгузе / Сост.: Е.А.Хадо-нов, З.М.Хадонов, Е.Е.Хадонов. М.: Мысль, 1993.

Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

Лебон Г. Психология народов и масс. Спб., 1995а.

Лебон Г. Психология социализма. Спб., 19955.

Левада Ю.А. «Человек советский» пять лет спустя (1989–1994) // Куда идет Россия? М., 1994. С.218-229.

Левкович В. П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Психол. журнал. 1990. Т. 11. № 2. С.26–34.

Левкович В.П., Панкова КГ. Социально-психологические проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М., 1985. С.138–153.

Леонтьев А.А. Личность как этническая категория // Сов. этнография 1983. № 3. С.35-44.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Лоренц К. Агрессия (так называемое Зло) // Вопр. философии 1992. №3 С 7-38.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Спб.: Искусство, 1994.

Лурия А.Р. Историческое развитие познавательных процессов. М.: Наука, 1974.

Лурье С. Метаморфозы традиционного сознания. Спб., 1994.

Ляпин И. Русская правда // Так это было: Национальные репрессии в СССР. М.: ИНСАМ, 1993. Т.2. С.301-306.

Магомедов Д. Аварцы // Эхо Кавказа. 1994. № 1. С. 12–18.

Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.

Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах К.Маркса // Вопр. философии. 1968. № 6.

Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах. М., 1996.

Модестов Н. «Чеченская община» //Сегодня. 1996. 3 апр.

Монгуш М. Ламаизм в Туве. Кызыл, 1992.

Московши С. От коллективных представлений к социальным // Вопр. социологии. 1992. Т. 1. № 2. С.83–103.

Мулдашева А. Б. Роль этнопсихологической двойственности в межэтническом взаимодействии: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1991.

Мусина Р.Н. Республика Татарстан: межэтнические отношения, эт-ничность и государственность // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика М., 1995. С.143–169.

Науменко Л.И. Особенности социальной перцепции внутригруппо-вой интеграции и межгрупповой дифференциации (по материалам социально-психологического исследования межэтнических отношений в Литве и Белоруссии): Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1992.

Николаев М.Е. Идея, объединяющая Россию // Независимая газета. 1996. 5 марта.

Одайник В. Психология политики. Спб.: Ювента, 1996.

Омельченко И.П. Терское казачество. Владикавказ, 1991.

Опросник Басса–Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С 6-12.

Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М., 1977.

Павленко В.И., Таглин С.А. Введение в этническую психологию: Учеб. пособие. Харьков, 1992.

Павленко В.Н., Солдашова Г.У. Некоторые особенности самосознания этнического меньшинства // Свобода или воля (к проблеме национального определения и самоопределения). Кишинев, 1994. С.76–92

Петтигрю Т. Ф. Расовые отношения в США // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, 1972. С.314–330.

Петренко В. Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Сов. этнография. 1987. № 3. С.22–38.

Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.,1988.

Пименов В.В. Системный подход к этносу // Расы и народы. М.: Наука, 1986. С. 11-29.

Платонов Ю.В., Почебут Л.Г Этническая социальная психология. Спб., 1993.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история М., 1966.

Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания: Доклады советской делегации на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук (Чикаго). М., 1973.

Пчелинцева Н.Д., Самарина Л В. Карачай в контексте новой исторической реальности // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 1995. № 47.

Пчелинцева Н.Д., Соловьева Л. Т. Дифференциация материнских и отцовских ролей в семье народов Кавказа: традиции и современность // Женщина и свобода Пути выбора в мире традиций и перемен. М., 1994. С.185–192.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.

Робакидзе А И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе // Сов. этнография. 1978. № 2. С.34–43.

Рощин С.К. Проблемы этноцентризма: Теория и политическая действительность XX века // Расы и народы. Вып. 23. М.: ИЭА РАН, 1994. С.59-104.

Рукавишников В. О. Социальная напряженность//Диалог. 1990. № 8. С.7–11.

Рыжова СВ. Некоторые аспекты национального самосознания русских в республиках Российской Федерации (по материалам эмпирического исследования) // Суверенитет и этническое самосознание идеология практик. М., 1995. С,267–282.

Савельев Е.П. Древняя история казачества. Новочеркасск, 1915. Репринтное переиздание. Владикавказ, 1991.

Саган К. Драконы Эдема. М. Знание, 1986.

Свод этнографических понятий и терминов. Этнография и смежные дисциплины. М.: Наука, 1988.

Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М.: Механик, 1996.

Смелзер Н. Социология. М., 1995.

Смирнова Я. С. Искусственное родство у народов Северного Кавказа: формы и эволюция // КЭС IX. М., 1989.

Смирнова Я. С. Карачаево-Черкессия: этнополитическая и этнокультурная ситуация // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М, 1993. № 48.

Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического сознания у детей и юношей // Сов. этнография. 1982. № 2.

Советский простой человек. Опыт социального портрета на рубеже 90-х годов. М., 1993.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Соколовский СВ. Этническое насилие: Структуры теоретического дискурса //Этнометодология. М., 1994. С.94–112.

Соколовский СВ. О неуюте автаркии, национализме и пост-советской идентичности // Этнометодология. М., 1995. С.87–114.

Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шлягина Е.И. Нарушения этнической идентификации у русских мигрантов // Социол. журнал. 1995. № 3. С.144-150.

Солдатова ГУ. Социально-психологические аспекты межэтнической напряженности // Духовная культура и этническое самосознание / Под ред. Л.М.Дробижевой. М.: ИЭА, 1991. С.178–200.

Социальная идентификация личности / Под ред. В.А.Ядова. М: Институт социологии, 1993.

Сравнительные показатели социально-экономического положения населения регионов Российской Федерации. М., 1995.

Старовойтова Т.В. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии // Социальная психология и общественная практика. М.: Наука, 1985. С.127–138.

Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М.: Институт социологии, 1996.

Стефаненко Т.Г. Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях: Дис.... канд. психол. наук. М., 1989.

Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов СИ. Методы этнопсихологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций М., 1994.

Тард Г Личность и толпа. Спб, 1903.

Тепечин В.И. Социальная напряженность в контексте национальной безопасности России // Социальные конфликты. Вып.9. М., 1995. С.24-31.

Типология и классификация в социологических исследованиях. М.: Наука, 1982.

Тишков В.А. Новые подходы в теории и практике межнациональных отношений // Сов. этнография. 1989. № 5.

Тишков В.А. Межнациональные отношения в Российской Федерации: Доклад на заседании Президиума Российской Академии Наук 23 февраля 1993 г. М., 1993.

Тишков В.А. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М., 1997а. С. 15–44.

Тишков В.А. Антиингушский синдром // Московские новости. № 31. 19976.3–10 авг.

Тменов В.Х. Древние верования осетин и ингушей и их отражение в памятниках материальной культуры // Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе. Орджоникидзе, 1985. С.33–72.

Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой. М.: Азбуковник, 1997.

Токарев С.А. Этнопсихологическое направление в американской этнографии. М., 1978.

Трусов В.П., Филиппов А. С. Этнические стереотипы // Этническая психология (Этнические процессы и образ жизни людей). Л., 1984.

Уарзиати В. С. Осетино-ингушские этнокультурные контакты в материальной культуре // Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе. Орджоникидзе, 1985. С.83–103.

Уарзиати В. С. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Орджоникидзе, 1990.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1992.

Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1994.

Халидов А. Ислам и политика в Дагестане // Кавказский дом. 1992. 21 июля.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т.1.

Цуциев А.А. Исторические аспекты территориального конфликта между Ингушской республикой и республикой Северная Осетия // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. М., 1994. С.181–192.

Частотный словарь русского языка /Под ред. Л.М.Засориной. М., 1977.

Чернобай П.Д. Социальная напряженность: опыт измерения // Социологические исследования. 1992. № 7. С.94–98.

Чеснов Я. В. Этнокультурный потенциал чеченской нации // Северный Кавказ: политические и этнокультурные процессы в XX веке. М., 1996.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-07; Просмотров: 652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.195 сек.