Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения




Под методами обучения понимают последовательное че­редование способов взаимодействия учителя и учащихся, на­правленное на достижение определенной цели посредством про­работки учебного материала. «Метод» (по-гречески — «путь к чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знаний.

Форма обучения — это организованное взаимодействие преподавателя и учащихся в ходе получения ими знаний. Вы­деляют формы обучения (фронтальная, индивидуальная, груп­повая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная), а также та­кие формы, как урок, экскурсия, семинар, лекция, практичес­кое занятие, производственная практика, экзамены, зачеты, консультации и т. д. Главное, что отличает метод от формы, это то, что в методе задан способ приобретения знаний и сте­пень участия самого ученика.

Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это сло­весные, практическиеинаглядные методы.

Ю. К. Бабанский все многообразие методов обучения под­разделил на три большие группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познава­тельной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познава­тельной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Остановимся еще на одной классификации — на классифи­кации методов по характеру (степени самостоятельности и твор­чества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную клас­сификацию еще в 1965 г. предложили И. Я. Лернер и М. Н. Скат-кип. Они справедливо отметили, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних струк­тур или источников. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и долж­ны служить важным критерием выбора метода. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и само­стоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

 

 

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (пре­подаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) — это осуществляется как лекция, рассказ, бесе­да, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т. п. Деятельность ученика направлена на получение ин­формации и узнавание, в результате формируются «знания-знакомства»).

2. Репродуктивный метод (преподаватель составляет задание для учащихся на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов и, таким образом, ученик сам активно воспроизводит учеб­ный материал: отвечает на вопросы, решает задачи и т. д., в результате формируются «знания-копии».

3. Метод проблемного изложения. Используя самые различ­ные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравни­вая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становят­ся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в про­шлом, и в настоящем такой подход широко используется.

4. Частично-поисковый, или эвристический метод. Заклю­чается в организации активного поиска решения выдвину­тых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом» поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Та­кой метод, одна из разновидностей которого — эвристичес­кая беседа, — проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию на семинарах и коллок­виумах.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, по­становки проблем и задач и краткого устного или письмен­ного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают ли­тературу, источники, ведут наблюдения и измерения и вы­полняют другие действия поискового характера. Инициа-

тива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

 

ВОПРОС 149




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.