КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Построение конкурентной карты рынка
Заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка, представляющей собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке (конкурентному статусу). Большинство специалистов сходятся во мнении, что конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей: * занимаемой доли рынка; Распределение доли рынка позволяет выделить ряд стандартных положений предприятий на рынке:» лидеры рынка; » предприятия с сильной конкурентной позицией;» предприятия со слабой конкурентной позицией; * аутсайдеры- рынка. При всей важности такого показателя, как доля рынка, необходимо иметь в виду, что он представляет собой статическую оценку на определенный момент времени. В связи с тем что ситуация на рынке достаточно динамична, необходимо знать тенденции изменения данного показателя и связанного с ним изменения конкурентной позиции предприятия. Индикатором указанных тенденций является темп роста рыночной доли. В зависимости от величины этого показателя выделяются следующие типичные конкурентные позиции предприятия: » быстро улучшающаяся; -» улучшающаяся; » ухудшающаяся; » быстро ухудшающаяся. Конкурентная карта рынка (табл. 3.8) строится исходя из перекрестной классификации размера и динамики доли рынка предприятий. Это позволяет выделить 16 типовых положений предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым положением обладают предприятия 1-й группы (лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым — аутсайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (16-я группа).
Таблица 3.8 Матрица формирования конкурентной карты рынка Оценка конкурентного статуса предприятия дает возможность решить ряд взаимосвязанных задач: * определить особенности развития конкурентной ситуации; * выявить степень доминирования предприятий на рынке; » выделить относительную позицию предприятия среди участников рынка. Все это в комплексе позволяет более обоснованно подойти к вопросам разработки маркетинговой стратегии с целью достижения конкурентных преимуществ, учитывающих конкурентный статус предприятия и особенности его рыночного окружения. Контрольные вопросы и задания 1.Что представляет собой среда маркетинга предприятия? В чем со 2. Наиболее успешно работающие предприятия понимают, что среда 3. Контактные аудитории оказывают существенное влияние на дея 4. Что представляют собой и как определяются маркетинговые воз 5. С какой целью и по каким признакам в маркетинге осуществля
6. Анализ качественной структуры рынка — полезный инструмент 7. Что такое конъюнктура рынка? Какие факторы ее определяют? 8. Одной из основных задач исследования рынка является опреде 9. Доля рынка — это показатель, который необходимо интерпрети
10. Объясните, почему потребителя называют основной загадкой 11.Что, по вашему мнению, является причиной различного пове 12. Проанализируйте практику использования отечественными пред 13. Для чего необходимо оценивать уровень удовлетворенности/не 14. Какая, на ваш взгляд, разница между участниками принятия ре 15. В чем состоит значимость для маркетинга многоуровневой ин 16. Почему конкурентоспособность товаров необходимо оценивать 17. Рассмотрите жизненный цикл на примере одного из товаров из
18. Какие факторы влияют на конкурентную борьбу? Приведите при 19. Для организации эффективной маркетинговой деятельности
1) неторопливый конкурент, отличающийся замедленной реакцией 2) разборчивый конкурент, реагирующий только на определенные 3) тигровый конкурент, реагирующий на любые покушения на 4) непредсказуемый конкурент, не имеющий определенной модели Продумайте и предложите возможные варианты поведения предприятия в отношении каждой из указанных групп конкурентов. Какие из конкурентов представляют наибольшую опасность? Почему потенциальные конкуренты несут для предприятия не меньшую угрозу, чем прямые конкуренты? Оцените данный аспект с позиций развития рынка конкретного товара. 20. Что представляет собой конкурентный статус предприятия? Ка Литература Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев. М: Центр экономики и маркетинга, 1996. Беляееский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И.К. Беляевский. М.: Финансы и статистика, 2001. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, П.И. Наумов. М.: Изд-во МГУ, 1995. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика / Е.П. Голубков. М.: Финпресс, 2003. Горовиц Ж. Управление жалобами заказчиков как источник получения прибыли / Ж. Горовиц // Маркетинг. 1999. № 1. С. 73-78.
Дурович А.П. Конкурентоспособность товаров в системе маркетинга / А.П. Дурович. Мн.: БГЭУ, 1993. Дурович А.П. Поведение покупателей на рынке: маркетинговый анализ /А.П. Дурович. Мн.: БГЭУ, 1996. Ильин В.И. Поведение потребителей / В.И. Ильин. СПб.: Питер, 2000. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. М.: Юрайт, 2001. Маркетинг / Под ред. А.М. Немчина, Д.В. Минаева. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. Основы предпринимательской деятельности. Маркетинг / Под ред. В.П. Власовой. М.: Финансы и статистика, 2001. Портер М. Конкуренция / М. Портер. СПб.: Вильяме, 2000. Томпсон А.Л. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А.Л. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. СПб.: Специальная литература, 2000. Энджел Д.Ф. Поведение потребителей / Д.Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард. СПб.: Питер Ком, 1999. Факсол Г. Психология потребителя в маркетинге / Г. Факсол, Р. Голде-мит, С. Браун. СПб.: Питер, 2001. Глава 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ЦЕЛЕВОГО РЫНКА 4.1. Сегментация рынка 4.2. Выбор целевого рынка 4.3. Позиционирование товара Определение перспективного целевого рынка является важным этапом управления маркетингом предприятия. Оно проводится в целях сосредоточения усилий на удовлетворении потребностей отобранных групп потребителей (рыночных сегментов) и включает: «сегментацию рынка, посредством которой достигается разделение рынка на отдельные группы потребителей по определенным признакам; * выбор целевого рынка, дающий возможность концентрировать усилия на удовлетворении определенных потребностей; » позиционирование товара, обеспечивающее ему строго определенное и конкурентоспособное положение на рынке.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 953; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |