Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы повышения трудовой активности персонала




Отношения к труду определяются социально-экономической средой, в которой осуществляется трудовой процесс и которая определяет положение человека как в обществе в целом, так и в различных группах. В числе факторов, действующих на трудовую активность человека, выделены факторы макросреды, общей и локальной микросреды.

К факторам макросреды относится система социальных отно­шении общества, условия жизни человека в нем. Эти условия рас­крывают в той или иной мере перспективу духовного и творческого развития личности. Воздействуя на структуру общих жизненных мотивов, они создают основу для формирования положительных стремлений.

Факторы общей микросреды характеризуют специфические условия деятельности работника в производственном коллективе, особенности его социальной организации. К числу таких факторов относятся: организационная структура коллектива, система социаль­ного управления, стимулирование труда, общие задачи, решаемые коллективом, отраслевая специфика, содержание и условия труда, быта и досуга работников, уровень социального и экономического развития коллектива.

Факторы локальной микросреды действуют в рамках первичного коллектива, малой группы. Они во многом обусловлены факторами общей микросреды, являются их конкретным проявлением. Роль каждого фактора в формировании трудовой мотивации зависит от значения, которое он имеет для осуществления процесса трудо­вой деятельности отдельных социальных групп, удовлетворения их потребностей, реализации интересов.

Факторы формирования отношения к труду можно разделить на объективные, образующие независимо от субъекта предпосылки его деятельности, обусловленные особенностями производственной и внепроизводственной среды, и субъективные, связанные с отраже­нием внешних условий в сознании и психике работника, с его индивидуальными особенностями.

Объективные факторы являются внешними стимулами к трудо­вой деятельности, равно действующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности; субъективные служат внутренними мотивами конкретной личности.

Объективные факторы бывают общие и специфические.

К общим относятся социально-экономические и иные условия трудовой деятельности, например, производительные силы, обуслав­ливающие типичное для данного общественного строя отношение людей к участию в труде.

Специфические факторы - это условия конкретной трудовой деятельности: содержание труда, его производственные условия, организация и оплата труда, социально-психологический климат в коллективе и др.

Значимость тех или иных факторов постоянно изменяется. Например, в 60—70 гг. основными факторами выступали заработная плата и содержание труда, в 80-е гг. - организационно-производственные условия труда. В современных условиях можно го­ворить о том, что значение этих факторов сохраняется, но на первый план выдвигаются (или будут выдвигаться) такие, как уверенность в своем будущем, чувство собственника (хозяина), наличие перспектив, связанных с переучиванием по новым про­фессиям, и т. д. Мотивационная динамика изменяется в зависи­мости от внешних условий и внутреннего состояния индивида.

В связи с этим целесообразно изучать мотивы человека, учиты­вая переход к рыночной экономике, реформировать условия его производственной деятельности и социально-демографические харак­теристики (пол, образование, семейное положение, жилищные условия и т. д.). Для этой цели можно использовать идею «устойчивого мотивационного ядра», параметрами которого являют­ся возможности творчества и профессионального роста, обществен­ный престиж; заработок; трудовое призвание, инновационность (способность и нацеленность человека на восприятие новых тех­нологий); постоянное стремление к повышению своей квалифи­кации; чувство уверенности в своем будущем, связанное с обла­данием личной или коллективной собственностью; желание про­должать работать именно в данном коллективе, а не в другом. Структура «мотивационного ядра» не является постоянной. Она может изменяться как в целом, так и частично.

Важную роль в трудовой мотивации играют ценности как пред­ставление того или иного субъекта (общества в целом, социальной группы, отдельного человека) о главных целях жизни и деятель­ности, а также об основных средствах их достижения. Ценностными являются все предметы и явления, которые имеют положительную значимость. Ценности формируются на основе потребностей и интересов.

Направленность личности на определенные материальные и духовные ценности общества характеризует ее ценностные ориен­тации, которые являются общим ориентиром в поведении человека. Ценностные ориентации — это относительно устойчивое социально обусловленное отношение к совокупности материальных, духовных благ и идеалов, на основе которого возникает стремление к достиже­нию целей. Они определяются сочетанием формирующего интереса и реального статуса человека. Так, работник, обучающийся в заочном или вечернем учебном заведении, имеющий желание в случае увеличения доли свободного времени использовать его в основном для учебы, ориентирован на учебу, а работник, активно участвующий в общественной жизни коллектива и намеренный расширить это участие, нацелен на общественную деятельность. От того, на какие ценности ориентирован работник, какое место занимает трудовая деятельность в общей системе его ценностных ориентации, зависит степень его трудовой активности, качество выполняемой работы.

Например, высококвалифицированный, содержательный труд создает предпосылки для отношения к нему как к высшей цен­ности. Однако эти предпосылки останутся не реализованными, если работник будет ориентирован в первую очередь на досуг, развлечения и т. п.

В трудовой деятельности возможны ориентации на:

· общественную значимость труда, т. е. на выполнение наиболее важной и нужной обществу работы;

· содержательный труд, наиболее интересную, разнообразную, творческую работу, открывающую возможности для повышения квалификации;

· высокую заработную плату, выполнение высокооплачиваемых и сверхурочных работ для увеличения своего заработка;

· нормальные условия труда и отдыха, хороший микроклимат в коллективе.

Ценностным ориентациям соответствуют определенные установки.

Установка состояние предрасположенности, готовности, склонности действовать тем или иным образом. Выделяются установки на выполнение общественного долга, материальное вознаграждение и наиболее полное обеспечение материальными благами себя и своей семьи, содержательный труда, продвижение по службе и достижение более высокого социального положения; комфортные условия труда; общение в процессе труда. В трудовой деятельности одна из установок является ведущей. Так, у руководителей сильнее выражены потребности в са­мореализации и самоутверждении. Для специалистов важны профессиональные ценности труда и сознание общественной значимости. У молодежи ярче проявляются пассивное отно­шение к трудовой деятельности и низкая значимость общественных мотивов труда. Женщины больше, чем мужчины, ориентированы на спокойную работу и острее реагируют на ухудшение условий труда.

Одной из основных установок в сфере труда является его оплата. Установка на личное материальное обеспечение будет побуждать к труду до тех пор, пока в обществе не создадутся возможности для полного удовлетворения всех потребностей. В условиях рыночной экономики трудовая деятельность, являясь источником доходов, обеспечивает работника средствами для удов­летворения многих личных потребностей. Чем выше заработок работника, тем полнее он и члены его семьи могут удовлетворять свои запросы.

На развитие личных потребностей и интересов влияет трудовая ситуация, представляющая собой комплекс условий, в которых протекает производственный процесс. Под их влиянием форми­руется отношение работника к различным ситуациям, его готов­ность действовать тем или иным образом. Ситуации могут способ­ствовать «включению механизма» поведений, тогда потребность и интерес станут основой действия, а могут и приостанавливать процесс реализации потребности в действие. Различают несколько уровней ситуаций. К высшему уровню относятся ситуации, опреде­ляющие общие социальные условия жизнедеятельности. Ко второму уровню - ситуации, складывающиеся в отдельных сферах дея­тельности (труд, общественная работа, досуг, общение, семья); к третьему - ситуации, характерные для групповой деятельности (в рамках предприятия, коллектива, группы), низшему — предмет­ные ситуации.

В общей совокупности внутренних побудительных сил особое место занимают мотивы. Они представляют собой такую побуди­тельную силу, которая предшествует действию. Мотив обуславли­вает готовность работника к действию тем или иным образом.

Комплексная система мотивации труда должна отвечать сле­дующим требованиям:

· учитывать все потребности и интересы конкретного человека; формировать мотивационно - стимуляционное поле на основании факторов макро- и микросреды, в которой находится конкретный человек;

· воздействовать на «мотивационное ядро» работника. Через социально-психологический механизм это воздействие реализуется в определенном социальном поведении.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.