Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История денежно-кредитного обращения 10 страница




 

5.2 Формирование денежной системы переходного периода

13 июля 1990 года Российский республиканский банк Госбанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. Это первый шаг по демонтажу советской денежно-кредитной системы.

24 июня 1991 года Президиум ВС РСФСР утвердил Устав ЦБ РСФСР. Председателем ЦБ РСФСР был назначен Г.Г.Матюхин.

С развалом Советского Союза в 1991 году Российская Федерация стала независимым государством и приступила к формированию денежной политики на рыночных принципах. Особенностью начала 90-х годов была неразвитость рыночных отношений и институтов в экономике Российской Федерации, преобладание в ней государственного сектора, которые существенно ограничивали возможности полномасштабного использования всего инструментария для реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

С распадом СССР советский рубль некоторое время продолжал оставаться основным платежным средством на территории бывших союзных республик. Одними из первых осуществили эмиссию собственных денежных знаков Азербайджан, Россия и Эстония.

В 1992 году в обращении появились первые банкноты ЦБ РФ достоинством 5000 и 10000 рублей. Денежная база в узком смысле, состоящая из наличных денег и обязательных резервов в Центральном Банке, увеличилась в 1992 г. в 13 раз.

Всевозрастающая инфляция издержек обусловила участие коммерческих банков в валютных спекуляциях и вызвала отток капитала из производственной сферы. Денежное предложение лишь смягчало рост неплатежей и не могло в этих условиях предотвратить уход капитала из производственной сферы в сферу валютных и финансовых спекуляций.

Кризисное состояние экономики при переходе к рынку, высокие темпы инфляции и проведение монетарной политики привели к расстройству денежной системы России. Практически с первых дней своего существования своей основной промежуточной целью денежно-кредитной политики Банк России определял поддержание темпов роста денежной массы, адекватных достижению поставленной конечной цели. Он считал, что влияние изменения денежного агрегата М2 на динамику номинального ВВП является значимым и устойчивым.

 

5.3Денежное обращение России периода трансформационного спада

Начавшиеся в 1992 году реформы правительства Е. Гайдара вызвали резкое наращивание денежной массы. Они были направлены на создание в Российской Федерации рыночного хозяйства. Правительство России стало на практике применять принципы монетаризма, полагая, что важно изменять величину денежной массы, и цены будут под нее подстраиваться. То, что и денежная масса должна подстраиваться под существующий уровень цен, учтено не было. Взаимообусловленность цен и денежной массы рассматривалась как односторонняя связь, идущая от количества денег к ценам. Однако с ростом цен при прочих равных условиях должна была возрастать и денежная масса. Отказ от государственного регулирования цен в январе 1992 года вместо ожидаемого равновесия привел к гиперинфляции. Среднемесячные темпы прироста потребительских цен составили 31,2%.

Матюхин подал прошение об отставке, будучи несогласным, с требованием Верховного Совета повысить ставку по кредитам с 50 до 80% и выделить 1 трил. руб. для погашения взаимных неплатежей. Он критиковал правительства Е. Гайдара, продолжавшим политику неконтролируемого повышения зарплат и печатающего необеспеченные деньги. 16 июля 1992 года Верховный Совет РФ принял отставку Матюхина и назначил исполняющим обязанности председателя Геращенко В.С.

25 сентября 1992 года был издан закон «о денежной системе РФ». Он установил правовые основы функционирования денежной системы России. Официальной денежной единицей РФ остался рубль, состоящий из 100 копеек. Эмиссионным центрам вместо Государственного банка СССР стал Банк России, приступивший к эмиссии российских банкнот и разменной монеты.

На Банк России были возложены функции:

Ø планирования объема производства банкнот, перевозки, хранения денежной наличности и создания резервных фондов;

Ø установление правил хранения, инкассации денежной наличности;

Ø определение порядка ведения кассовых операций на территории России;

Ø регулирование денежного обращения на основе действующего законодательства и направлениями денежно-кредитной политики.

В 1993 году основным средством воздействия ЦБ РФ на денежную массу и общий объем кредита банковской системы являлись централизованные кредиты коммерческим банкам и правительству.

Пытаясь ввести новые инструменты денежно-кредитной политики и смягчить ситуацию на рынке в 1993 году Центральным банком был введен новый способ эмиссии - рублевые интервенции на валютной бирже. К прежним причинам инфляции (увеличение денежной массы, увеличение скорости оборачиваемости денег) добавился рост долларизации. В результате инфляция была выше уровня, которого она достигла бы только из-за роста денежной массы.

В этих условиях в марте 1993 года впервые была принята денежная программа, сформулированная в совместном Заявлении Правительства и Центрального Банка РФ об экономической политике. Программа предусматривала комплекс стабилизационных мер:

Ø сокращение месячных темпов инфляции до уровня ниже 10 процентов к концу 1993 г. и достижение в 1994 г. дальнейшей стабилизации цен;

Ø начиная со второго квартала 1993 г. общий прирост кредитов Центрального банка России ограничивался поквартальными лимитами, которые определялись, исходя из задач сокращения инфляции;

Ø предоставление целевых субсидированных кредитов, как Правительством, так и ЦБР, должно было соответствовать вышеуказанным кредитным ориентирам. Все заявки на целевые банковские кредиты рассматривались Комиссией по кредитной политике;

Ø Правительство России и ЦБР постепенно должны были отказаться от предоставления всех видов целевых кредитов по линии Центрального банка, перейти к предоставлению субсидий только через бюджет, опираясь при проведении денежно-кредитной политики на рыночные механизмы. Для достижения этой цели ЦБР должен был существенно увеличить долю кредитов, которые он предоставлял коммерческим банкам либо через кредитные аукционы, либо на рыночных условиях. ЦБР должен был воздержаться от распределения целевых кредитов на отраслевой или региональной основе, а также от предоставления кредитов напрямую конкретным предприятиям.

К 15 июля 1993 г. учетная ставка ЦБР должна была быть установлена на уровне не более 7 процентных пунктов ниже межбанковской основной рыночной процентной ставки, как указано в Техническом приложении, а затем должен был поддерживать ее на этом уровне.1

С 24 июля 1993 года все банковские и казначейские билеты СССР выпуска 1991-92 годов и билеты банка России в 5000 и 10000 руб. образца 1992 года были изъяты из обращения на территории РФ. Была выпущена новая серия банкнот номиналами 100, 200, 500, 1000, 5000, 10000, 50000 руб.

22 сентября 1993 года Б. Ельцин издал указ о назначении В.В. Геращенко Председателем ЦБ, осуществив полномочие, присвоенное им после расстрела парламента.

Указом от 24 декабря 1993 года в связи с принятием новой Конституции РФ Ельцин объявил недействующими все статьи Закона о ЦБ, связанные с полномочиями парламента и его президиума в отношении ЦБ. Конституция РФ принятая в 1993 году ст.75 закрепила основную функцию ЦБ – защита и обеспечение устойчивости рубля. Денежная эмиссия – это исключительная компетенция ЦБ. Председатель ЦБ согласно ст. 83 данной конституции назначается Государственной Думой по представлению Президента.

1994 году в основном в целях защиты банкнот от подделки выпущены модифицированные банкноты банка России в 5000, 10000, 50000 руб. образца 1993, но на бумаге разного цвета для каждого номинала, с изменением водяного знака и улучшенной печатью.

В 1994 году Центральный банк в своих документах поставил вопрос о том, что в большинстве развитых стран ведущей задачей центрального банка является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы, то есть стабильности внутренних цен. Он указывал, что позиция МВФ состоит в том, что обеспечение стабильности цен является наиболее важным условием экономического роста и, следовательно, центральные банки должны сосредоточить свои усилия главным образом на решении этой задачи. При этом он указывал, что в развитых странах цель политики центрального банка иная. Она состоит в обеспечении роста экономики при низкой инфляции. Применительно к России, переживающей глубокий кризис переходного к рыночной экономике периода и находящейся в течение нескольких лет в ситуации устойчивой стагфляции, задачей денежной политики должно было быть такое управление денежной массой, которое бы способствовало постепенному снижению инфляции и противодействовало чрезмерному спаду производства.

В основе его программы лежали определение ключевых факторов, формирующих спрос на деньги в экономике (главным образом это ожидаемые темпы инфляции и производства валового внутреннего продукта). В зависимости от полученной оценки должны были поквартально устанавливаться целевые ориентиры по приросту денежной массы в обращении. Эти ориентиры через определенные параметры должны были увязываться с деньгами Центрального банка, называемыми денежной базой. Затем должны определяться ограничения на источники формирования денежной базы, а именно внутренние и внешние активы Центрального банка. Ориентиры роста этих активов должны были стать главными контрольными величинами денежной программы. Составление денежной программы во многом носило вероятностный характер, и поскольку у Центрального банка не было ни накопленного опыта и не было возможности с высокой степенью достоверности оценить реакцию банков и экономики в целом на те или иные меры денежно-кредитного регулирования, что приводило определенным просчетам в денежной политике.

В 1994г. произошло определенное изменение в источниках денежного роста. Если в 1993г. рост денег достаточно следовал расширению денежной базы, т.е. пассивов Центрального банка - наличных и резервов банков, то в 1994г. увеличение общего количества денег несколько опережало расширение денежной базы.

Для контроля роста денежной массы Международным валютным фондом были установлены предельные размеры чистых внутренних активов (ЧВА) кредитно-денежных органов, а также ориентиры по объему официальных валютных резервов. Обычно в программах стабилизации МВФ контроль за денежной массой (базой) обеспечивается путем таргетирования ЧВА, т.е. допускается рост денежной базы за счет накопления внешних резервов. Контроль за ЧВА, с точки зрения МВФ, наиболее важен для финансовой стабилизации, поскольку их рост непосредственно ведет к инфляции.1

В соответствии с совместным Заявлением Правительства и ЦБР об экономической политике в 1994 году, Банк России продолжал пытаться осуществлять контроль за денежной базой. С этой целью программой были установлены ежеквартальные лимиты прироста чистых внутренних активов денежно-кредитных органов, включая лимиты чистого кредитования расширенного Правительства. Согласно данным ограничениям, на конец 1994 г. величина чистых внутренних активов была установлена в размере 52,5 трлн руб., а чистого кредита расширенному Правительству - 51,6 трлн руб. Основную часть ЧВА к началу 1995 года составляли кредиты Центрального банка Правительству.

12 октября 1994 года, на следующий день после падения курса рубля с 3000 до 4000 за доллар Ельцин внес в Думу представление об освобождении Геращенко от должности «в связи с допущенной ситуацией на финансовом рынке, создавшей угрозу экономической безопасности России»

С начала 1995г. произошло резкое снижение приростов денежных агрегатов. Центральный банк не осуществлял кредитования правительства сверх объема, оговоренного в денежной программе. Однако он производил закупки краткосрочных обязательств правительства в пределах ограничений на увеличение чистых внутренних активов.

В основу концепции макроэкономической политики было положено традиционное монетаристское видение природы инфляции. Согласно разработанной макроэкономической программе на 1995 год процесс денежной стабилизации должен был завершиться весной - летом этого же года. В первоначальном варианте программы предполагалось, что в 1995 году инфляция составит около 27%, темп роста М2 - около 60%, сокращение скорости обращения денег - на 40%, при снижении реальной величины ВВП на 7%.

В 26 апреля 1995 года была принята новая редакция закона «о ЦБ (Банке России)», в котором были определены функции и полномочия ЦБ в области осуществления денежно-кредитной политики. С 1 мая 1995 года закон о денежной системе утратил силу. Согласно закону ЦБ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег; является кредитором последней инстанции; организует систему рефинансирования, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; лицензирует деятельность кредитных организаций; регистрирует эмиссию ценных бумаг; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль

В 1992-1995 гг. проявилась некоторая закономерность, в соответствии с которой, темпы инфляции снижались быстрее, чем сокращались темпы прироста денежного предложения. Приросту денежной массы на 1% соответствовали относительно меньшие темпы прироста цен, т.е. замедление инфляции создало основу для развития стабилизационных процессов в условиях роста денежной массы в реальном выражении.

Однако монетарным властям не удалось добиться жесткого соблюдения ограничений, наложенных на прирост количества денег в обращении. Особенностью 1995 года стало то, что - кредитный рынок и уровень процентных ставок практически не регулировались монетарными властями. С одной стороны, воздействие ставки рефинансирования на уровень процентных ставок полностью потеряло свое значение - в отличие от мировой практики ставка ЦБ давно задавало не нижнюю, а верхнюю границу процента. Рефинансирование банковской системы с помощью кредитных аукционов не оказывало заметного воздействия ни на объемы рынка, ни на формирование индикаторов уровня ставок процента на денежном рынке. В то же время операции на открытом рынке преследовали, прежде всего, фискальные цели, а более тонкие методы управления процентными ставками (сделки репо с ценными государственными бумагами, ломбардное кредитование, депозитные операции), не были включены в инструментарий ЦБ.

Когда же осенью, наконец, был, достигнут перелом инфляционной динамики, нормальный ход стабилизационных процессов был нарушен институциональным кризисом банковского сектора экономики.

Денежно-кредитная политика была направлена на сужение эмиссии, ограничение предложения денег и подавление платежеспособного спроса массового потребителя, что привело к нарастанию дефицита денежной массы. Все это сопровождалось рядом негативных явлений:

Ø Расширились процессы эмиссии квазиденег, происходила долларизация денежного обращения и сбережений. Накопление хозяйственного оборота платежно-расчетными суррогатами – платежными сертификатами, вексельными обязательствами, налоговыми освобождениями. Это затрудняло действия ЦБ по регулированию денежного обращения, снижало его эмиссионный доход. Падение покупательской способности рубля вызвало его замещение на традиционных рынках СНГ другими валютами.

Ø Расстройство платежно-расчетной системы в процессе проведения децентрализации банковской системы, замена старой централизованной плановой экономики на децентрализованную переходную экономику.

Ø К началу 1997 года массовые неплатежи составили более 170% годового ВВП. В структуре просроченной задолженности 96% занимала кредиторская задолженность поставщикам.

Ø Бартерные сделки обусловили расстройство платежно-расчетной системы.

Ø Теневая экономика, внебанковский оборот.

Ø Уровень монетезации к ВВП составил 15-16%, что ограничило возможности платежной системы для осуществления расчетов.


5.4Денежная политика Банка России в период депрессивной стабилизации

В 1996 г макроэкономическая ситуация в стране по-прежнему продолжала оставаться неблагоприятной. Продолжающийся спад производства, недостаточное поступление налоговых платежей в бюджет, наличие значительной взаимной задолженности предприятий отрицательно сказывались и на деятельности банковского сектора. Возникшая опасность системных рисков в денежно-кредитной сфере побудила Центральный Банк Российской Федерации обратить особое внимание на проблемы повышения ликвидности коммерческих банков.

При этом согласно принятой на 1996 год денежной программе, Центральный банк РФ должен был обеспечить прирост денежной массы М2 в течение первой половины года на 20%. Фактически с 1 января по 1 июля 1996 года денежная масса М2 выросла на 20,9%. Средний темп роста М2 за первое полугодие 1996 года составил 3,2%. Таким образом, эмиссионная активность ЦБ РФ с января по июнь 1996 года включительно практически соответствовала ориентирам, заложенным в согласованную с МВФ денежную программу.

Опыт экономического развития России в 1995- 1996 годах свидетельствовал о том, что важным фактором снижения инфляции являлось постепенное замедление темпов прироста денежного предложения. Так, с 1992 по 1996 годы среднемесячные темпы прироста М2 снизились с 18,5 до 2,5%, а темпы инфляции - с 31,2 до 1,7%. Причем до 1995-1996 годов отмечалось уменьшение эластичности снижения инфляции по темпам денежного сжатия.

14 ноября 1996 года председателем ЦБ был назначен С. Дубинин.

В 1997 году продолжилась реализация последовательно-жесткой денежно-кредитной политики. Основными причинами значительного снижения уровня инфляции явились контроль над ростом денежной массы в рамках согласованной с МВФ денежной программы и некоторое сокращение бюджетного дефицита за счет урезания расходной части бюджета.

В 1997 года произошли существенные изменения в структуре денежной массы М2. Наиболее заметным был интенсивный рост наличных денег в обращении, в значительной мере связанный с выполнением обязательств государства по погашению задолженности по выплатам населению и действием сезонных факторов.

Тенденция роста средств юридических лиц в банках, опережающего динамику общего объема денежной массы М2, была связана с интенсивным развитием внутреннего рынка ценных корпоративных бумаг и заметной активизацией привлечения российскими предприятиями иностранных инвестиций.

Прирост денежной базы за весь 1997 год составил 29,8 %, что соответствовало среднемесячному приросту в 1,92%, наличных денег в обращении М0 – 32,0% (2,34% в среднем за месяц), денежной массы М2 – 28,6% (2,12% в среднем за месяц). Это отражало уменьшение денежного мультипликатора с 2,4 на конец января 1997 г. до 2,31 на конец декабря 1997 г. Прирост реальной денежной массы составил 15,8%.

Главным событием 1997 года явилась деноминация. В результате этого мероприятия было зачеркнуто три нуля, осуществлен обмен старых денег на новые в соотношении 100: 1. С ее помощью Центральный банк России рассчитывал начать период стабилизации. Однако начавшийся в октябре кризис на мировых финансовых рынках, спровоцированный падением национальных валют в Юго-Восточной Азии, повлек за собой дальнейшую дестабилизацию российских финансовых рынков.

В 1997 году наблюдались заметные изменения в структуре источников предложения широких денег, формируемого всей банковской системой (включая Банк России и кредитные организации). Прежде всего, это касается изменения направления воздействия внешнего сектора экономики на прирост денежной массы. Если в 1996 году чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования и банков в основном выступали в качестве фактора, абсорбирующего денежные средства, то динамика этого показателя в 1997 году дает основание считать их наряду с внутренним кредитом одним из основных источников увеличения предложения денег.

В этот период возросло участие иностранных инвесторов в процессе финансирования дефицита федерального бюджета, что способствовало снижению доходности ценных государственных бумаг, а также расширению возможностей для инвестирования средств из внутренних источников в реальный сектор экономики.

Наряду с чистыми иностранными активами внутренний кредит банковской системы экономике оставался одним из основных источников предложения широких денег.

Кроме того, в этот период происходило сокращение остатков средств в иностранной валюте на корреспондентских счетах банков-резидентов в банках-нерезидентах.

Эти факторы оказывали определенное воздействие на динамику денежного предложения, однако, основной причиной роста денежной массы стали изменения в финансировании бюджетного дефицита. В 1996-1997 годах основную долю в финансировании дефицита федерального бюджета занимали не внутренние источники, а внешние источники - 54%. Вследствие значительного притока капитала и, следовательно, превышения предложения иностранной валюты над спросом на нее продолжилась тенденция к укреплению обменного курса рубля. Результатом операций Банка России, осуществляемых с целью регулирования обменного курса в рамках действующего валютного коридора, стало увеличение темпов прироста денежного предложения.

С 1997 года Банк России устанавливал не точечный денежный ориентир, а целевой коридор. С одной стороны, это было обусловлено степенью, с которой денежное предложение можно было контролировать в среднесрочной перспективе. С другой стороны, определение целевого коридора предоставляло Банку России определенную свободу маневра, позволяющую реагировать на те изменения, которые не были предусмотрены при прогнозе.1

В случае значительного отклонения фактической динамики денежного предложения от целевого ориентира, установленного для середины года, Банк России должен был оценивать источники этого расхождения и принимать соответствующее решение. Если денежная масса превышала установленные пределы, а качественные индикаторы не фиксировались ростом инфляционных ожиданий, Банк России должен был корректировать целевые ориентиры на конец года. Если же в экономике отмечался рост инфляционных ожиданий, Банк России должен был принимать оперативные меры по сокращению денежного предложения.

Уже в 1997 год сам Центральный банк пришел к выводу о постепенном снижении роли денежного таргетирования как метода формулирования и проведения денежной политики с точки зрения эффективного достижения конечных целей. Причиной этого являлась меньшая определенность взаимосвязей денежных агрегатов и основных макроэкономических показателей в период финансовой стабилизации и ремонетизации экономики, слабо предсказуемые темпы снижения скорости обращения и удлинения временных лагов между изменениями денежных агрегатов и возникающими по этой причине изменениями уровня инфляции. Это обусловливало растущее значение качественных индикаторов для реализации стоящей перед Банком России задачи обеспечения стабильности внешней и внутренней покупательной способности рубля. В то же время динамика денежного предложения всегда является одним из важнейших индикаторов, характеризующих развитие экономики в целом и денежной сферы в частности.1

Несмотря на ослабление связи между денежной массой и конечными целями денежной политики, установление количественных ограничений роста предложения денег оставалось наиболее надежным методом снижения инфляции. Банк России считал целесообразным использовать контроль темпов прироста денежного предложения.

 

Таблица 8- Динамика роста денежной массы в период 1996- 98 гг.

  Денежная масса (М2)2 без учета кредитных организаций с отозванной лицензией Темпы прироста денежной массы, %
Всего в том числе: к предыдущему месяцу к началу года
наличные деньги (M0) безналичные средства
1996 г.
1.12 288,3 103,8 184,5 - -
1997 г.
1.01 289,9 96,4 193,5 0,6 0,6
1.02 299,5 102,1 197,4 3,3 3,9
1.03 305,8 105,2 200,6 2,1 6,1
1.04 317,8 115,2 202,6 3,9 10,2
1.05 328,4 120,4 208,0 3,3 13,9
1.06 352,0 136,9 215,1 7,2 22,1
1.07 363,0 140,4 222,6 3,1 25,9
1.08 364,6 141,6 223,0 0,4 26,5
1.09 363,0 134,9 228,1 -0,4 25,9
1.10 368,8 135,8 233,0 1,6 27,9
1.11 357,4 128,8 228,6 -3,1 24,0
1.12 374,1 130,4 243,7 4,7 29,8
 
1.01 374,1 130,4 243,7 4,7 -  
1.02 361,2 116,7 244,5 -3,4 -3,4  
1.03 362,9 120,4 242,5 0,5 -3,0  
1.04 360,4 119,1 241,3 -0,7 -3,7  
1.05 368,0 128,6 239,4 2,1 -1,6  
1.06 370,0 129,9 240,1 0,5 -1,1  
1.07 368,6 129,8 238,8 -0,4 -1,5  
1.08 360,0 129,3 230,7 -2,3 -3,8  
1.09 343,6 133,4 210,2 -4,6 -8,2  
1.10 365,8 154,2 211,6 6,5 -2,2  
1.11 377,6 166,4 211,2 3,2 0,9  
1.12 396,9 167,3 229,6 5,1 6,1  
                           

Хотя в 1996-97 гг. наметилось определенное расширение денежной массы, уровень монетизации остается критически низким. Соотношение денежной массы (М2) и годового объема ВВП не превышает 15%. При этом почти 40% денежной массы на средину 1997 года находилось в форме сбережений населения, которые скрыты в покрытии государственного долга и почти не участвуют в обслуживании хозяйственного оборота. В результате резко усилилась демонетизация хозяйства, натурализация хозяйственных связей. Доля бартера в хозяйственном обороте к началу 1997 года достигла 40%, а удельный вес безналичных расчетов составил менее трети1

К 1997 году в России начали действовать некоторые из каналов механизма передачи решений денежно-кредитной политики в реальную экономику: кредитный канал и канал валютного курса. Однако уже в первой половине 1998 года в результате дестабилизации финансового и валютного рынков, в том числе под влиянием мирового финансового кризиса, действие этих каналов ослабло. Девальвация рубля, повышение кредитных рисков, изменение условий внешнеэкономической деятельности и другие факторы полностью заблокировали трансмиссионный механизм.

После дефолта 17 августа 1998 года Дубинин был освобожден от должности и вновь назначен В.С.Геращенко.

 

5.5 Денежное обращение России в посткризисный период

В качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики Банком России на 1999 год по-прежнему были определены темпы прироста денежной массы. В феврале 1999 г. произошла стабилизация обменного курса рубля к доллару США. После осуществленных в январе 1999г. выплат по внешним долгам интервенции ЦБ РФ практически зафиксировали курс на уровне чуть ниже 23 руб./доллара.

В этот период отмечалось увеличение денежной составляющей в общей массе платежей, связанное с оживлением производства, ростом доходов предприятий, общим улучшением состояния государственного бюджета. Сокращение неденежных форм расчетов способствовало росту трансакционных остатков и, таким образом, увеличению спроса на деньги.

В посткризисный период общей тенденцией в динамике денежного мультипликатора является его формирование на существенно более низком уровне, чем в докризисный период, что было обусловлено изменением необходимого уровня ликвидности банковской системы в условиях резкого сокращения объема ликвидных финансовых инструментов.

Основным фактором, определившим понижательную динамику мультипликатора, было изменение предпочтения наличных денег, отражающее в этот период как погашение задолженности по заработной плате, так и уменьшение нетто-покупок наличной иностранной валюты физическими лицами в период укрепления (номинального и реального) валютного курса рубля. Изменение норм обязательных резервов способствовало корректировке уровня денежного мультипликатора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.