КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные термины, определения и обозначения
Понятие о взаимозаменяемости Взаимозаменяемость – принцип конструирования и производства деталей, обеспечивающий качественную сборку или замену при ремонте независимо изготовленных деталей и узлов без дополнительной обработки и подбора с сохранением заданной работоспособности механизма. Взаимозаменяемость позволяет упростить работу конструктора на стадии проектирования, повышает технологичность сборки, обеспечивает выпуск специализированных деталей и узлов при узкой специализации производства (изготовление крепежа, подшипников и т.д.). Для обеспечения взаимозаменяемости деталей и узлов механизмов и упорядочения их производства в масштабах предприятия, отрасли, страны, группы стран существуют стандарты: СТП – предприятия, ОСТ – отраслевые, ГОСТ – государственные, МС – международные. Их соблюдение является обязательным на всех этапах конструирования, производства и эксплуатации изделий. В данном разделе рассматривается только геометрическая взаимозаменяемость, т.е. взаимозаменяемость деталей по размерам, форме деталей, взаимному расположению осей и поверхностей и шероховатости поверхностей, соответствующая ГОСТ 25346-89. Деталь – изделие, выполненное из одного материала без каких – либо сборочных операций. Узел – изделие, выполненное из двух и более деталей, сопряженных между собой. Размер – численное значение линейной величины в принятых единицах измерения (в технической механике линейные размеры – в мм, допуски размеров в мкм, допуски отклонений – в мм, угловые размеры здесь не рассматриваются). Свободный размер – размер части детали, граничащей с окружающей средой. Сопрягаемый размер – общий для двух деталей, входящих одна в другую (сопрягаемых между собой).
Вал – термин, применяемый для обозначения наружных (охватываемых) элементов деталей. Отверстие – термин, применяемый для обозначения внутренних (охватывающих) элементов деталей. Прочие линейные размеры – термин, применяемый для элементов третьего типа, например, длин уступов, глубин пазов, отверстий и т.д. Действительный размер – размер, установленный измерением с допустимой погрешностью или с использованием вероятностных методов. Номинальный размер – проставляемый на чертеже детали или соединения и служащий началом отсчета отклонений. Номинальные размеры получают из расчётов или принимают из конструктивных соображений. С целью ограничения номенклатуры режущих и мерительных инструментов, а также увязки между собой различных видов изделий номинальные размеры округляют до «нормальных линейных размеров» по ГОСТ 6636-69. Исходными данными для регламентации нормальных линейных размеров (диаметров, длин и др.) являются предпочтительные числа, представляющие ряды геометрических прогрессий со знаменателями: ; ; и . Эти ряды обозначаются соответственно Ra5, Ra10, Ra20, Ra40. Предпочтение отдаётся ряду с более крупной градацией (табл.1). Дополнительные размеры следует принимать лишь в технически обоснованных случаях. В табл.1 в качестве исходных представлены предпочтительные числа от 1 до 9,8, для получения чисел меньше 1 или больше 9,8 исходные числа умножают на 10к, где к =1, 2 и т.д. Ни в коем случае не следует округлять размеры, полученные, например, в результате сборки (межосевые расстояния в редукторах, расчётные диаметры зубчатых колёс и др.)
Таблица 1 Нормальные линейные размеры
При обработке деталей их действительные размеры не будут точно соответствовать номинальным из-за погрешностей, возникающих в процессе изготовления. Источниками погрешностей могут быть станок, режущий инструмент, деформация приспособлений и самой детали и т.д. Учитывая это, конструктор устанавливает два предельно допустимых размера – наибольший и наименьший, между которыми должен находиться или им равен действительный размер. Предельное отклонение – алгебраическая разность между предельным и номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения. Нулевая линия – линия, соответствующая номинальному размеру, от которой отсчитываются отклонения. Верхнее отклонение – алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальными размерами. Нижнее отклонение – алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами. Основное отклонение – ближайшее к нулевой линии. Допуск – разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним предельными отклонениями. Поле допуска – поле на чертеже, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Посадка – характер соединения деталей, определяемый наличием в нём зазоров или натягов. Зазор – положительная разность между действительными размерами отверстия и вала. Натяг – положительная разность между действительными размерами вала и отверстия до сборки (в расчётах натяг может быть выражен как отрицательный зазор и наоборот). В технической механике общепринятыми считаются следующие обозначения (см. также рис. 1): 1 – н.л. – нулевая линия; 2 – D, d – номинальные размеры отверстия и вала (здесь и дальше всё что относится к отверстию – обозначается прописной буквой, к валу – строчной);
3 – Dmin, dmin – наименьший предельный размер; 4 – Dmax, dmax – наибольший предельный размер; 5 – ES, es – верхнее отклонение; 6 – EI, ei – нижнее отклонение; 7 – IT – допуск (поле допуска обозначается одинаково для отверстия и вала); 8 – S – зазор соединения, Smax, Smin – максимальный и минимальный зазоры; 9 – N – натяг соединения, Nmax, Nmin – минимальный и максимальный натяги. В соответствии с определениями имеем (см. также рис.1): Dmin =D+EI; dmin =d+ei; (1) Dmax =D+ES; dmax =d+es; (2) IT= Dmax – Dmin=ES-EI; IT= dmax – dmin=es – ei. (3) Допуск всегда положителен, а вот отклонения имеют знак и откладываются алгебраически.
Рис. 1
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |