Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реалистическая модель в русской традиции. Мы расскажем далее о реалистической модели преимущественно по С.Л. Франку




Каждый человек, поскольку он принадлежит к обществу, соединяет два мира. С одной стороны, он подчинен закону причинности, с другой, - он свободен и в этом смысле не подчиняется закону причинности.

Реалистическая модель относит бытие социального не к миру необходимости, (как мы видели это в натуралистической модели), а к миру свободы. Социальное бытие (реальность) поэтому не совпадает ни с материальным, ни с психическим бытием. Будучи нематериальной, эта реальность все же надиндивидуальна, сверхлична. С.Л. Франк называет ее идеей: "существо общественного отношения, как такового, состоит в том, что оно есть объективная сущая идея". Природу социальной реальности мы должны мыслить по типу идей чистой этики и даже - математических и логических идей. Франк апеллирует к неокантианцам (Когену, Штаммлеру, Кельзену), которые выделяют право как сущность общества. Право, по Кельзену, определяется только правом и не зависит даже от моральных норм. Нечего уж и говорить, что совершенно не принимается так называемая "социологическая юриспруденция" или теория естественного права.

Реалистическая модель социального в его русском варианте содержит по крайней мере три взаимосвязанных тезиса: высшая опосредствованность отношения Я и Ты; идея соборности; идея Церкви.

Рассмотрим их по порядку.

1. То, что для меня Другой, т.е. - Ты, должно не извне быть мне дано. Оно не есть объект, на который наталкивается и который извне воспринимает мое сознание. Это "другое Я" присуще мне изнутри, присуще мне исконным и первичным образом.

"Не два независимых и самодовлеющих существа здесь извне встречаются и становятся друг для друга "я" и "ты", их встреча есть, напротив, лишь пробуждение в них обоих некоего исходного первичного единства, и лишь в силу пробуждения этого единства они могут стать друг для друга "я" и "ты". Речь идет о том, что в нашей литературе часто называют "субъект-субъектным отношением": Я отношусь к Другому не только как к средству, но и как к самоцели, как к самому себе. Вот именно такое отношение как исходное первичное единство в реалистической модели обосновано высшим.

2. Это исходное первичное единство и представляет собой по существу соборность. Понятие соборности как философской категории впервые определил А.С. Хомяков. Соборность предстает как внутренняя духовная связь между людьми, как внутреннее органическое единство, которое лежит в основе всякого человеческого социума. Статус важнейшей черты отечественной духовной традиции дала соборности русская православная церковь.[35] Вопрос о соборности оказался весьма актуальным в постсоветской России. Возникает проблема: существует ли начало соборности в современном российском обществе.[36]

3. Высшая форма соборности - Церковь. Франк пишет: всегда и везде - сознательно или бессознательно, в согласии ли с умышленной волей людей или вопреки ей - общество в своей основе носит сакральный... характер, социальное единство в его живой глубине ощущается как святыня. В Церковь в широком смысле входит непосредственным образом семья, государство, и Мир Божий в целом, т.е. – мироздание.

Так существуют или нет вневременные и внепространственные идеи социального в реалистическом дискурсе? Существуют, но существует также и иерархия этих идей.

Во-первых, есть вневременная идея демократии такого же порядка как идея многого, из самой идеи многого и вытекающая. Бытие этой идеи такого же порядка как бытие математических идей (скажем, идеи множества). И существуют, во-вторых, конкретные (в смысле С. Л. Франка) формы демократии. Есть вневременная идея монархии и есть "конкретная" монархия, которая может и погибнуть если, например, никто в обществе более не повинуется воле монарха, не верит в достоинство монарха.

Анализируя социальное бытие в реалистическом ключе, Франк, таким образом, обнаруживает определённость этого бытия на его определенном "конкретном" уровне человеческими действиями и оценками. Акцент на этой стороне социальной реальности делает, как мы увидим дальше, феноменологическая модель.

Такова в самых общих чертах реалистическая модель социальной реальности. Как нетрудно видеть, она не отрицает напрочь других моделей, скажем, натуралистической, а комплементарна им, дает им место, но не в "царстве свободы", а в царстве необходимости.

Правда реалистической модели в том, что она открывает нам роль религии, конфессии, веры, религиозности для понимания социума. Только с принятием христианства, например, русская история обретает какие-то более или менее определенные формы. Без православия идентификация и самоидентификация русского народа, русской культуры была бы невозможна. Для новоевропейской цивилизации, как известно, огромную роль сыграло протестантство. Такого рода примеры можно было бы умножить. Они показывают, что в той или иной форме, но реалистическое объяснение социума всегда присутствует в социальной философии. Более того, это объяснение обладает и конституирующей силой, позволяющей не только понимать, но и создавать и поддерживать социальный порядок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.