Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Точкас запятой. Свод пунктуационных правил




Точка

СВОД ПУНКТУАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

Точка ставится:

1. В конце повествовательного предложения: В мёрт­
вом молчании лежала степь. Скупо грело солнце. Лёгкий
ветер шевелил рыжую выгоревшую траву.
(Шол.)

В том числе и перед союзами и, а, но, если ими начина­ется самостоятельное предложение: Самые рискованные операции удаются подчас лучше самых тщательно подго­товленных в силу неожиданности. Но чаще самые круп­ные дела проваливаются из-за одного неверного шага. (Ф.)

2. В конце побудительного предложения (при спокой­
ном тоне речи): Напиши письмо. Пойдём.

2. Восклицательный знак

Восклицательный знак ставится:

1. В конце повествовательных и побудительных предло­жений, сопровождаемых выражением сильного чувства, например: 1) Как широки просторы пашен! (Сурк.); 2) Глупое сердце, не бейся! (Ее.)

2. После: а) обращений: Каждый труд благослови, удача! (Ее); б) междометий: 1) Бух! Ухнуло где-то в лесу. (А. Н. Т.); 2) Ага! Увидел ты. (П.); 3) Я до сих пор не мо­гу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет. (Г.); в) слов да и нет, стоящих пе­ред предложением: Нет! Никогда я зависти не знал. (П.)

Примечание. Восклицательными бывают и вопросительные предложения, что на письме может передаваться употреблением двух знаков — вопросительного и восклицательного, например: Если юность нельзя воротить, то зачем же она вспоминается?! (Исак.)

3. Вопросительный знак

Вопросительный знак ставится в конце вопроси­тельного предложения: 1) Чей конь неутомимый бежит в степи необозримой? (П.); 2) О чём жалеть? (П.)

В том числе и после прямой речи перед авторскими сло­вами: «Давно ты замужем за мельником?»спросил я её наконец. (Т.)


Примечание. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится: 1) Выясните у него, что нам делать; 2) Я не знаю, будет ли завтра спектакль; 3) Меня часто спрашивают, как я стал писателем. Исключение представляет тот случай, когда во­просительным является всё сложное предложение в целом: Не­ужели вы не знаете, когда это было?

4. Многоточие

Многоточие ставится:

1. Для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения: Мне придётся с ва­ми проститься. Помогите мне собраться... А потом по­сидим напоследок вместе, как сиживали когда-то... Дав­но... (Ф.)

2. Для обозначения пауз при описании быстро сменяю­щихся явлений: Хлынули потоки дождя... запрыгал угло­ватый град... крутятся, вьются, мечутся деревья, стол­пились тучи... Молния! Ждёшь удара... Загрохотал и про­катился гром. Сильнее дождь... (Т.)

3. В цитатах — для указания на пропуски слов и пред­ложений: Белинский писал: «Из этих стихов мы ясно ви­дим по крайней мере то, что Онегин не был ни холоден, ни сух, ни чёрств, что... вообще он был не из числа обыкно­венных, дюжинных людей».

5. Запятая

Запятая ставится:

1. Для разделения однородных членов предложения:
а) если они не соединены союзами: 1) На пороге избы

встретил меня старик, лысый, низкого роста, плечи­стый и плотный. (Т.); 2) Комната Пульхерии Ивановны была уставлена сундуками, ящиками, ящичками и сун­дучками. (Г.)

Примечания: 1. Не являются однородными два определения,

если первое относится ко всему последующему словосочетанию из определения и существительного, например: Шёл длинный то­варный поезд. (Ч.)

2. Не являются однородными и не разделяются запятой два
глагола, одинаковые по форме и следующие один за другим, если
они образуют одно смысловое целое, например: Пойду узнаю, в
чём дело. Пойти посмотреть на ребят.


б) если они связаны противительными союзами а, но, да
(= но):
1) И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.
(П.); 2) Она говорила мало, но толково. (Т.); 3) Мал зо­
лотник, да (= но) дорог.
(Поел.);

в) если они соединены повторяющимися соединитель­
ными или разделительными союзами и... и, ни... ни,
да
... да, или... или, либо... либо, то... то, не то... не
то:
1) Простим горячке юных лет и юный жар, и юный
бред.
(П.); 2) Он рощи полюбил густые, уединенье, тиши­
ну, и ночь, и звёзды, и луну.
(П.)

Примечания: 1. Перед одиночными соединительными и раз­делительными союзами и, да (= и), или, либо, стоящими между однородными членами, запятая не ставится: 1) Дни стояли тёп­лые и ласковые. (Ф.); 2) Мы сидели на ступеньках крыльца или на куче брёвен. (М. Г.); 3) С весны до поздней осени дед брал гри­бы да (= и) ягоды. (Н.)

2. Если однородные члены соединены попарно, запятая ста­вится между парами однородных членов: На бесконечном, на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром. (Тютч.)

3. Не разделяются запятой застывшие цельные выражения, образовавшиеся из слов с противоположным значением, соеди­нённых повторяющимися союзами и... и, ни... ни, например: ни то ни сё, и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, ни жив ни мёртв, ни рыба ни мясо;

г) если однородные члены соединены двойными союза­
ми, то запятая ставится перед второй частью союза (т. е.
между однородными членами): Он хорошо знает как рус­
ский, так и немецкий язык.

2. Для выделения обращений: Куда так, кумушка, бе­
жишь ты без оглядки?
(Кр.)

Примечание. Частица о, стоящая перед обращением, не отде­ляется запятой от обращения: О Волга, колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н.)

3. Для выделения вводных слов и вводных предложе­ний: 1) Это показалось ему, по-видимому, странным. (П.); 2) Ты, я вижу, славный малый. (Т.)

4. Для выделения междометий: 1) Ах, как скоро ночь ми­нула! (Тр.); 2) Как я люблю море, ах, как я люблю море! (Ч.)

Примечание. От междометий надо отличать усилительные частицы ну, ну и, ах, ох и т. п. Они при произнесении не отделя-


ются от последующего слова, как междометия, а, наоборот, сли­ваются с ним; после этих усилительных частиц знаки препина­ния не ставятся, например: 1) Ну что ж, Онегин? Ты зева­ешь? (П.); 2) Ох ты гой ecu, царь Иван Васильевич/ (Л.); 3) Ну и жара!

5. Для выделения слов да, конечно, ладно и т. п., обо­значающих утверждение, слова нет, обозначающего отри­цание, и слова что, употребляемого для вопроса, напри­мер: 1) Да, были люди в наше время. (Л.); 2) Нет, рано чувства в нём остыли. (П.); 3) Вы помните Катюшу у тётушки Марии Ивановны?Как же, я её шить учила. (Л. Т.); 4) «Что, испугался давеча?»спросил отец, толкнув меня. (М. Г.)

6. Для выделения обособленных второстепенных чле­нов:

а) определений, особенно причастных оборотов: 1) Ма­
зепа, в думу погружённый, взирал на битву, окружённый
толпой мятежных казаков.
(П.); 2) Небо, золотое и
багровое, отражалось в воде.
(Ч.); 3) Я погрузился в раз­
мышления, большей частью печальные.
(П.); 4) Усталая,
она замолчала.
(М. Г.); 5) Ободрённый знаками всеобщего
удовольствия, рядчик совсем завихрился.
(Т.); 6) Варвара
Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с
прогулки.
(Т.); 7) Вся деревушка, тихая и задумчивая, с
глядевшими из ворот ивами, бузиной и рябиной, имела
приятный вид.
(Ч.)

б) приложений: Могучий лев, гроза лесов, лишился си­
лы.
(Кр.)

Примечание. Приложения могут вводиться словами по имени, именем, по прозвищу, по прозванию, по кличке и т. п.: Студент этот, по имени Михалевич, энтузиаст и стихотворец, искрен­не полюбил Лаврецкого. (Т.);

в) обстоятельств, выраженных деепричастием и деепри­
частными оборотами: 1) Закаркав, отлетела ватага
чёрных ворон.
(П.); 2) Я выехал из Симбирска, не про­
стясь с моим учителем. (П.);
3) Его лошадка, снег почуя,
плетётся рысью как-нибудь.
(П.);

г) распространённых обстоятельств, выраженных суще­
ствительными с предлогами: 1) Несмотря на все мои ста­
рания, я никак не мог заснуть.
(Т.); 2) Старый и седобо-


родый Януш, за неимением квартиры, приютился в одном из подвалов замка. (Кор.);

д) уточняющих обстоятельств: 1) Недалеко от нас, вы­
стрела за два, был аул Хунзах.
(Л. Т.); 2) Однажды в суб­
боту, рано утром, я ушёл в огород Петровны ловить сне­
гирей.
(М. Г.);

е) дополнений, вводимых предлогами кроме, помимо,
вместо, сверх, за исключением
и др.: 1) Кроме Веленчука,
около костра грелись ещё пять человек солдат моего взво­
да.
(Л. Т.); 2) Лекарь второпях, вместо двенадцати ка­
пель, налил целых сорок.
(Т.)

7. Для выделения сравнительных оборотов: 1) Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце. (Т.); 2) Отку­да-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба. (М.-С.)

8. Для разделения сложносочинённых предложений с союзами: Дождь капал, ветер выл уныло, и с ним вдали во тьме ночной перекликался часовой. (П.)

Примечание. Если в сложносочинённом предложении с союза­ми а, да (— и), или, либо имеется общий второстепенный член, от­носящийся к обоим предложениям, или общее придаточное пред­ложение, то запятая не ставится: 1) В задумчивых, тоскующих полях веет пустынный ветер да темнеет тень от кочующих туч. (Бун.); 2) Несмотря на разбушевавшуюся грозу, путеше­ственники продолжили идти вперёд и никто не пожелал оста­новиться. (Аре.)

9. Для отделения придаточных предложений от главно­
го: 1) Нужно такую жизнь строить, чтобы в ней всем
было просторно.
(М. Г.); 2) Кто живёт без печали и гне­
ва, тот не любит отчизны своей.
(Н.); 3) Тому, что бы­
ло, уж не бывать.
(П.)

Примечание. Соподчинённые (однородные) придаточные пред­ложения, соединённые союзами и, или, запятыми не разделяют­ся: С затаенным дыханием дети слушали, как отворились воро­та, как колёса шуршат по двору и как кто-то подъезжает к крыльцу. (Кор.)

10. Для разделения предложений, входящих в состав
бессоюзного сложного предложения, если они обозначают
одновременно или последовательно происходящие события
и если они не содержат внутри себя запятых; такие предло-


жения произносятся тоном перечисления, как однородные члены: Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибит­ка полетела. (П.)

Точка с запятой ставится:

1. Для разделения распространённых однородных чле­нов без союзов, особенно если внутри них уже есть за­пятые: 1) Каждый день надо было раза два побывать в роще и осведомиться, как сидят на яйцах грачи; надо было послушать их докучных кликов; надо было по­смотреть, как развёртываются листья на сиренях и как выпускают они сизые кисти будущих цветов... (Акс); 2) Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести города, про моды беседы с нею не ве­ла. (П.)

2. Для разделения предложений, входящих в состав сложного предложения и связанных сочинительными сою­зами (но, а, и и др.) или без союзов, если они сильно рас­пространены, если внутри них есть уже запятые или ес­ли они достаточно самостоятельны по значению: 1) У ме­ня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Т.); 2) В тихие июль­ские дни краски все смягчены, светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательности и нежно­сти. (Т.);

3. Для разделения очень распространённых сопод­чинённых (однородных) придаточных предложений: Был тот предночный час, когда стираются очертания, ли­нии, краски, расстояния; когда ещё дневной свет путает­ся, неразрывно сцепившись с ночным. (Шол.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.