Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Огоньки




Как-то давно тёмным осенним вечером случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки впереди под тёмными горами мелькнул огонёк.

Мелькнул ярко сильно совсем близко...

Ну слава Богу сказал я с радостью близко ночлег.

Гребец повернулся посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налёг на вёсла.

Далече!


Я не поверил огонёк так и стоял выступая вперёд из не­определённой тьмы. Но гребец был прав оказалось действи­тельно далеко.

Свойство этих ночных огней приближаться побеждая тьму и сверкать и обещать и манить своей близостью. Ка­жется вот-вот ещё два-три удара веслом и путь окончен... А между тем далеко.

И долго ещё мы плыли по тёмной как чернила реке. Ущелья и скалы выплывали надвигаясь и уплывали оста­ваясь позади и теряясь казалось в бесконечной дали а огонёк всё стоял впереди переливаясь и маня всё так же близко и всё так же далеко...

Мне часто вспоминается теперь и эта тёмная река затенённая скалистыми горами и этот живой огонёк. Мно­го огней и раньше и после манили не одного меня сво­ею близостью. Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых бере­гах а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла...

Но всё-таки... всё-таки впереди огни!.. (В. Короленко)

КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

503. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (уст­но), какие орфографические и пунктуационные правила вы ис­пользовали, переписывая текст. Составьте план текста.

Я (н..)б..русь опис.вать спектакли чеховских пьес так как это (н..)возможно. Их прелесть в том что (н..)пере-даёт(?)ся словами а скрыто под ними или в паузах или во взглядах актёров в излучени.. их внутре..его чувства. (При)этом ож..вают и мёртвые предметы на сцен., и звуки и дек..рации и образы создаваемые артистами и самое на­строение пьесы и всего сп..ктакля. Всё дело здесь в творче­ской интуиц.. и артистическом чу(?)ств...

Линия интуиц.. и чу(?)ства подсказана мне Чеховым. Для вскрытия внутре..ей сущност.. его произведений (н..)обходимо произвести своего рода раскопки его душев­ных глубин. Конечно того(же) требует всякое художест­ве..ое произведение с глубок., духовн.. содержанием. Но к Чехову это относит(?)ся в наибольшей мер., так как других путей к нему (н..Существует. Все театры России и многие


Европы пытались передать Чехова старыми приёмами иг­ры. И что(же)? Их попытки оказались (н-.)удачными. На­зовите хоть один театр или единичный спектакль который показал(бы) Чехова на сцен., с помощью обычной театраль-ност... А ведь за его пьесы брались (н..)кто(нибудь) а луч­шие артисты мира которым нельзя отказать (н..) в талант.. (н..) в техник,, (н,.) в опыт... И только Художественному театру удалось перенести на сцену кое(что) из того что дал нам Чехов и (при)том в то время когда артисты театра и труппа находились в стад., формац... Это случилось благо­даря тому что нам посчастливилось найти новый подход к Чехову. Он особе..ый. И эта его особе..ость являет(?)ся на­шим главн.. вкладом в драматическое иску..тво. (К. Стани­славский)

504. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте морфем­ный состав выделенных слов.

Недолго думая я высмотрел место в тени пр..тащи л туда новую ц..новку вид которой кажется подал мне первую мысль спать здесь и с громадным удовольствием растянул­ся на ней. Закрыть глаза утомлённые солнечным светом было очень пр..ятно. Пришлось однако полуоткрыть их чтобы ра..тегнуть шт..блеты ра..пустить пояс и положить что(нибудь) под голову. Я увид..л что туземцы стали полу­кругом в некотором отделении от меня вероятно уд..вляясь и делая предположения о том что будет дальше.

Одна из фигур которую я вид..л перед тем как снова за­крыл глаза оказалась тем самым туземц..м который чуть не ранил меня. Он стоял недалеко и разглядывал мои баш­маки.

Я пр.. помни л всё происшедшее и подумал что всё это могло(бы) кончит(?)ся очень серьёзно у меня промелькнула мысль что может быть это только начало а конец ещё впе­реди. Проснулся чувствуя себя очень осв..жённым. Судя по положению солнца должен был быть по крайней мере тре­тий час. Значит я проспал два часа (с)лишком. Открыв гла­за я увид..л несколько туземц..в сидящих вокруг ц..новки шагах в двух от меня они разговаривали (в)полголоса. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо. (Н. Миклухо-Маклай)


505. Спишите, расставляя знаки препинания. Произведите мор­
фологический разбор выделенных слов.

I. Море см.. ял ось. Под лёгк..м дуновением знойного ветра оно вздраг..вало и покрываясь мелкой рябью ослепи­тельно ярко отражавшей солнце улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубок., пространстве ме­жду морем и небом носился весёлый плеск волн взбегав­ших одна за другою на пологий берег песча..ой косы. Этот звук и блеск солнца тысячекратно отражённого рябью мо­ря гармонично ел..вались в непрерывное движение полное живой радости. Солнце было счастливо тем что св..тило мо­ре тем что отражало его л..кующий свет.

П. В песок косы усея..ой рыб..й чешуёй были воткнуты деревя..ые копья на них в..сели невода бросая от себя п..утину теней. Несколько больших лодок и одна малень­кая стояли в ряд на песке волны взбегая на берег точно м..нили их к себе. Б..гры вёсла корзины и бочки беспоря­дочно в..лялись на косе среди них возвышался шалаш со-бра..ый из прутьев ивы лубков и рогож. Перед входом в не­го на суковатой палк.. торчали подошвами в небо вал..ные сапоги. И над всем эт..м хаосом возвышался дли..ый шест с красной тряпкой на конце трепетавшей от ветра. В тени одной из лодок лежал Василий Легостаев караульщик на косе. (М. Горький)

506. Спишите, расставляя знаки препинания.

В палате было уже темно. Доктор поднялся и стоя начал рассказевать что пишут (за)границей и в Росси.. и какое замечается теперь направление мысли. Читая и (по)том ло­жась спать он всё время думал об Иван.. Дмитрич.. а про­снувшись на другой день утром вспомнил что вчера познекомился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой возможносТе.

Иван Дмитрич лежал в такой(же) позе как вчера обхВеТив голову руками и поджав ноги. Лица его не было видно.

Здравствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы не спите (Во)первых я вам (не)друг проговорил Иван Дмитрич в подушку а (во)вторых вы напрасно хлопочете не добьётесь от меня (н..)одного слова.


Странно пробормотал Андрей Ефимыч в смущении. Вче­ра мы беседовали так мирно но вдруг вы почему(то) обид..лись... Вероятно я выр..зился как(н..будь) (н..)ловко или может быть высказал мысль несогласн.. с вашими убе­ждениями...

Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр..поднимаясь и глядя на доктора насмешливо и с трево­гой. Я ещё вчера понял зачем вы приходили. (По А. Чехову)

507. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните (устно)
их употребление. Определите стилистическую принадлежность
текста. Мотивируйте свой ответ.

Ты совершенно прав любя старые здания старые ве­щи — всё то что сопутствовало человеку в прошлом и со­путствует ему в его теперешней жизни. Всё это не только вошло в сознание человека но само как бы что-то восприня­ло от людей. Казалось бы вещи материальны а они стали частью нашей духовной культуры слились с нашим внут­ренним миром который условно молено было бы назвать на­шей «душой». Ведь мы говорим «от всей души» или «мне это нужно для души» или «сделано с душой». Вот так! Всё что сделано с душой идёт от души нужно нам для ду­ши, — это и есть «духовная культура». Чем больше чело­век окружён этой духовной культурой погружён в неё тем он счастливее тем ему интереснее жить жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отноше­нии к работе к учению к товарищам и знакомым к музыке к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «без­духовность» — жизнь механизма ничего не чувствующего неспособного любить жертвовать собой иметь нравственные и эстетические идеалы.

Давайте будем людьми счастливыми то есть имеющими привязанности любящими глубоко и серьёзно что-то значи­тельное умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого — несча­стные живущие скучной жизнью растворяющие себя в пус­том приобретательстве или мелких низменных «скоропор­тящихся» наслаждениях. (Д. Лихачёв)

508. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Какого человека,
по вашему мнению, можно назвать счастливым?».


509. Прочитайте стихотворения. Какой общей темой они связа­ны? Какие выразительные средства языка используют поэты, раскрывая эту тему?

а) Слово

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте лесе беречь, Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бесценный — речь.

(И. Бунин)

б) Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле — печаль

И долговечней царственное слово.

(А. Ахматова)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 808; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.