Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кавычки




Тире

Двоеточие

Двоеточие ставится:

1. Перед однородными членами предложения после обобщающих слов: 1) Нас было двое: брат и я. (П.); 2) Острогою бьётся крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки. (Акс); 3) Настоящий человек должен быть настоящим во всём: и в стихах, и в жизни, и в каж­дой мелочи. (Пауст.)


Примечание. Двоеточие перед перечислением ставится и при отсутствии обобщающего слова, если необходимо предупредить читателя, что дальше следует какой-нибудь перечень: Из-под се­на виднелись: самовар, кадка с мороженой формой и ещё кое-ка­кие привлекательные узелки и коробочки. (Л. Т.) Двоеточие при отсутствии обобщающего слова чаще встречается в деловой прозе, например: На собрании выступили: фрезеровщик Фёдоров, инже­нер Кубарев и директор завода Кузьмин.

2. Перед предложением, обозначающим причину, дока­зательство или раскрывающим содержание предыдущего и присоединяемым к нему без союзов: 1) Сержусь-то я на са­мого себя: сам кругом виноват. (П.); 2) Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, кото­рой крыша опиралась на два закопчёных столба, была полна народа. (Л.); 3) Я знаю: в вашем сердце есть и гор­дость и прямая честь. (П.)

3. Перед чужими словами или мыслями, изречениями, цитатами и т. п., когда они следуют за словами автора без подчинительных союзов и союзных слов: 1) Швейцар по­разил его словами: «Не приказано принимать». (Г.);

2) В марте 1820 года поэт Жуковский подарил А. С. Пуш­
кину портрет с надписью: «Победителю-ученику от по­
беждённого учителя».

Тире ставится:

1. Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое
выражено именем существительным, числительным, неоп­
ределённой формой глагола и связка отсутствует (нулевая):
1) Книгаисточник знания; 2) Трижды тридевять;

3) Учитьум точить. (Поел.); 4) Наша задача
учиться.

Примечания: 1. Если между подлежащим и сказуемым (су­ществительным без связки, числительным или неопределённой формой) вставлено слово это или вот, тире ставится перед ним: 1) Поэзияэто огненный взор юноши, кипящего избытком сил. (Бел.); 2) Романтизмвот первое слово, огласившее пуш­кинский период. (Бел.)

2. Если перед сказуемым, выраженным существительным в
именительном падеже, стоит отрицание не или сравнительный
союз (как, как будто, словно и т. д.), то тире обычно не ставится,


например: 1) Бедность не порок; 2) Наш сад как проходной двор. (Ч.); 3) Небо точно саван. (Т.)

2. После однородных членов предложения перед обоб­щающим словом: 1) Надежду и пловцавсё море погло­тило. (Кр.); 2) В поле, в роще, в воздухевсюду царство­вало безмолвие.

3. Для выделения вводных слов и предложений, а так­же вставных конструкций, вставляемых в середину пред­ложения с целью пояснения или дополнения его: 1) Как вдруго чудо, о позор!заговорил оракул вздор. (Кр.);

 

2) Тутделать нечегодрузья поцеловались. (Кр.);

3) Я слышалправда ль?будто встарь судей таких видали. (Кр.)

 

4. Перед сказуемым, между сказуемыми или между предложениями (в бессоюзном сложном предложении) для выражения быстроты действия или перед неожиданной мыслью: 1) Левей, левей и с возомбух в канаву. (Кр.); 2) Шагнули царство покорил. (Держ.); 3) Проснул­сяпять станций убежало назад. (Г.)

5. Для выражения резкого противопоставления: 1) Я царья раб, я червья Бог. (Держ.); 2) Ввысь взле­тает Соколжмётся Уж к земле. (М. Г.)

6. В бессоюзном сложном предложении:

а) если первое предложение обозначает условие или
время: Много снегумного хлеба. (Поел.);

б) если то, о чём говорится в одном предложении, срав­
нивается с содержанием второго: 1) Молвит словосоло­
вей поёт;
2) Посмотритрублём подарит;

в) если второе предложение заключает в себе результат
того или вывод из того, о чём говорится в первом: Хвалы
приманчивы
как их не пожелать? (Кр.)

7. Для выделения слов автора, когда они включены в прямую речь или когда они следуют за прямой речью: 1) «Выслушайте меня,сказала Надя,когда-нибудь до конца». (Ч.); 2) «Что вы тут делаете?»промолвил Базаров, садясь около Фенечки. (Т.)

8. Между репликами диалога: «Но ведать я желаю: вы сколько пользы принесли?»«Да наши предки Рим спас­ли».«Всё так, да вы что сделали такое?»«Мы? Ни­чего!»«Так что ж и доброго в вас есть?» (Кр.)


9. Между двумя словами, обозначающими место, вре­мя, количество. Здесь тире обозначает «от... до»: На ли­нии Нижний НовгородМосква ходят комфортабель­ные теплоходы.

9. Скобки

В скобки заключаются вводные слова и предложе­ния, а также вставные конструкции, приводимые в качест­ве добавочного замечания, и вообще различные поясне­ния или дополнения высказываемой мысли: 1) В жар­кое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрицей ранее обыкновенного. (Акс); 2) Печаль­но (как говорится, машинально) Татьяна молча опер­лась, головкой томною склонясь. (П.); 3) Калиныч (как я узнал после) каждый день ходил с барином на охо­ту. (Т.)

Кавычки ставятся:

1. Для выделения прямой речи: Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?» (П.)

2. Для выделения слов, употребляемых в необычном или ироническом значении; впервые предлагаемых или, наоборот, устаревших: Как человек опытный, дельный, г. Зверков начал наставлять меня на «путь истины». (Т.) Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсы­хать «ветошь», т.е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары. (Акс.)

497. Спишите, ставя вместо || точку, многоточие, вопроситель­ный или восклицательный знак. Устно объясните постановку этих знаков (см. свод правил, разделы 1—4).

1) «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран||» (П.) 2) Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо|| Пре-лесть|| Точно изваяние, — но из какого чудесного материа­ла!» (Ф-) 3) «Здорово, парнище||» — «Ступай себе ми-мо||» — «Уж больно ты грозен, как я погляжу|| Откуда дро-вишки||» — «Из лесу, вестимо|| Отец, слышишь, рубит, а я отвожу»|| (Н.) 4) Гроза прошла|| Как небо ясно|| Как воздух звучен и душист|| Как отдыхает сладострастно на каждой ветке каждый лист|| (Т.) 5) Тогда она спросит: «Так ты не


забыл меня|| Это правда||» (Кав.) 6) Как ветви сладостно шептали|| (Од.) 7) «Эй, ямщик|| — закричал я. — Смотри: что там такое чернеется||» (П.)

498. Спишите, расставляя недостающие запятые. Объясните по­становку знаков препинания.

I. 1) По тропинкам по гористым по болотам и кустам пробираются туристы к неизведанным местам. (Л.-К.) 2) Тёмная грозная туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (Ч.) 3) На опушке молодого дубового леса вырос красивый серый дом. (Мак.) 4) Я хочу пойти позвонить по телефону товарищу. 5) Не по словам судят а по де­лам. (Поел.) 6) Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора. (Тютч.) 7) Мал язык да всем телом вла­деет. (Поел.) 8) Нет пускай послужит он в армии да по­тянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не ша­матон. (П.) 9) Не всё же гулять пешком по невскому гра­ниту иль на балу лощить паркет или скакать верхом в степи киргизской. (П.) 10) Либо ткать либо прясть ли­бо песенки петь. (Пог.) 11) В знакомой сакле огонёк то трепетал то снова гас. (Л.) 12) Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи не то тихие ласково зовущие кри­ки. (М. Г.) 13) Собака лев да волк с лисой в соседстве как-то жили. (Кр.) 14) Этот ветер принесёт нам дождь либо снег.

П. 1) На земном шаре есть не только леса но и степи и пустыни и горы и тундры и моря и озёра. (Ильин) 2) Рас­ступись о старец-море дай приют моей волне! (Л.) 3) Ста­рик стоял ни жив ни мёртв. 4) С другими я так и сяк с то­бою говорю несмело. (Гр.) 5) Профессор мне тут же пока­зал все нужные инструменты как для ловли бабочек так и для раскладывания их. (Акс.) 6) Отколе умная бредёшь ты голова? (Кр.) 7) К прискорбью моему я не мог участвовать в уженье. (Акс.) 8) Мальчик всматривается в гремящее не­бо и по-видимому не замечает своей беды. (Ч.) 9) Дениска перегнал Егорушку и должно быть этим был доволен. (Ч.) 10) К счастью Печорин был погружён в задумчивость и ка­жется вовсе не торопился в дорогу. (Л.) 11) С Швабриным разумеется виделся я каждый день. (П.) 12) Вы верно не­давно на Кавказе? (Л.) 13) Но может быть вы хотите знать


окончание истории Бэлы? (Л.) 14) Тьфу Господи про­сти. Пять тысяч раз твердит одно и то же! (Гр.) 15) Да пол-ноте-с. (Гр.) 16) Да дурен сон как погляжу. (Гр.) 17) Ах нет надеждами я мало избалован. (Гр.) 18) Нет нынче свет уж не таков. (Гр.) 19) Ах ты утешеньишко моё милое! (М. Г.)

499. Спишите, расставляя, где нужно, запятые. Объясните по­становку знаков препинания.

I. 1) Солнце великолепное и яркое поднималось над мо­
рем. (М. Г.) 2) Окружённое лёгкой мутью показалось гро­
мадное багровое солнце. (Ч.) 3) Ярко зеленели озимь и яро­
вые охваченные утренним солнцем. (Ч.) 4) В стороне звон­
ко куковала кукушка. Осторожная и пугливая она не
сидела на месте то и дело шныряла с ветки на ветку и в
такт кивала головой подымая хвост кверху. (Аре.) 5) Изо­
дранные и окровавленные мы добрались до лесистого бугра
и упали на тёплую землю в заросли ландышей. (Пауст.)
6) Прилетел белый лунь большой любитель птичьих яиц.
(Пришв.) 7) Эта картина нарисована акварелью то есть во­
дяными красками. 8) Кучер молодой краснощёкий парень
остриженный в скобу в синеватом армяке и низкой барань­
ей шапке подпоясанный ремнём почтительно сидел с ним
рядом. (Т.)

II. 1) Поравнявшись с нами юноша улыбнулся кивнул
головой капитану. (Л. Т.) 2) Туманы клубясь и извиваясь
сползали по морщинам соседних скал. (Л.) 3) Давыдов сто­
ял не шевелясь то хмурясь то удивлённо подымая выгорев­
шие брови. (Шол.) 4) Голос глухо отдавался в подземелье и
дробясь стихал где-то в дальних, невидимых углах. (Рыб.)
5) В школе несмотря на вечернюю прохладу было нестер­
пимо душно. (Шол.) 6) В чайной кроме меня пили за сто­
ликом чай две женщины. (Пауст.) 7) На другой день в
восемь часов утра Пьер с Несвицким приехали в Соколь-
ницкий лес. (Л. Т.) 8) Словом невзирая ни на какие труд­
ности нужно было суметь унаследовать квартиру племян­
ника. (Булг.) 9) Тайны умирают как ночные бабочки
обожжённые огнём дуговых фонарей. (Пауст.) 10) Будто
весной с утра до самой темноты орали в старых вязах сует­
ливые галки. (Пауст.)


500. Спишите, расставляя знаки препинания (см. свод правил,
раздел 5, п. 9, 10). Составьте схемы 1, 4, 6, 10, 11-го предло­
жений.

1) Приближалась осень и в старом саду было тихо гру­стно и на аллеях лежали тёмные тени. (Ч.) 2) Последние тени сливались да мгла глядела слепая необъятная да за курганом тускнело мёртвое зарево. (Сераф.) 3) К концу дня дождь перестал и ветер стал заметно стихать. (Ч.) 4) Совсем свечерело и бледная луна осветила голубую ве­ликолепную ночь. (Леек.) 5) Быт этого тёмного царства уж так сложился что вечная вражда господствует между его обитателями. (Добр.) 6) Там где глаз не мог уже отличить в потёмках поле от неба ярко мерцал огонёк. (Ч.) 7) Где река глубже там она меньше шумит. (Поел.) 8) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало короче становился день... (П.) 9) Она [Наташа] расхохоталась так громко и звонко что все даже чопорная графиня против воли засмея­лись. (Л. Т.) 10) Лодка уплыла на ту сторону но не может вернуться так как дует сильный ветер и по реке ходят вы­сокие валы. (Ч.) 11) Парило невыносимо и через час мы были так мокры от пота что хоть выжимай, (Купр.) 12) Но улыбка не украсила лица Веры как это обыкновенно быва­ет напротив лицо её стало неестественно и оттого неприят­но. Старшая, Вера, была хороша была неглупа училась пре­красно была хорошо воспитана голос у неё был приятный то что она сказала было справедливо и уместно но странное дело все, и гостья и графиня, оглянулись на неё как будто удивились зачем она это сказала и почувствовали нелов­кость. (Л. Т.)

501. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания (ти­
ре, двоеточие, запятую, кавычки). Объясните (устно) употребле­
ние каждого поставленного знака (см. свод правил, разделы 5, 7,
8, 10).

I. 1) Приятные думы пёстро одетые воспоминания ве­дут в памяти тихий хоровод; этот хоровод в душе как белые гребни волн на море. (М. Г.) 2) В степи за рекой по дорогам везде было пусто. (Л. Т.) 3) Подъехали тачанки небольшие тележки на железном ходу. (А. Н. Т.) 4) Хотел рисовать кисти выпадали из рук. Пробовал читать взоры его сколь­зили над строками. (Л.) 5) Любишь кататься люби и саноч-


ки возить. (Поел.) 6) Лишь один раз да и то в самом начале произошёл неприятный и резкий разговор. (Фурм.) 7) Ото­всюду поднялись казаки от Чигирина от Переслава от Бату­рина от Глухова от низовий стороны днепровской и от всех его верховий и островов. (Г.) 8) Оглянулся Андрий перед ним Тарас! (Г.) 9) Не нагнать тебе бешеной тройки кони сыты и крепки и бойки. (Н.) 10) Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз. (Л.) 11) Минуты две они молчали но к ней Онегин подошёл и молвил Вы ко мне писали не отпи­райтесь. (П.)

П. 1) Мой собеседник офицер. (М. Г.) 2) На всём ещё лежат тени полусвета и нигде ни внутри домов ни на пло­щадях и улицах не заметно никаких признаков пробужде­ния. (Леек.) 3) В бледном свете зари стояла в кадке ма­ленькая берёза и я вдруг заметил почти вся она за ночь по­желтела. (Пауст.) 4) Долго я не мог заснуть и всё прислушивался к ночным звукам коровы и лошади где-то сильно и тяжело вздыхали перепела кричали в росистых овсах скрипел своим деревянным скрипом неутомимый дергач. (Купр.) 5) Выйдешь на лыжах такая засверкает во­круг нестерпимая белизна! (С.-М.) 6) Берег всё ближе и ближе гребцы работают веселее мало-помалу с души спада­ет тяжесть и когда до берега остаётся не больше трёх сажен становится вдруг легко весело. (Ч.)

502. Прочитайте. Объясните смысл заглавия текста. В каких значениях выступает в нём слово огоньки? Найдите в тексте тро­пы, определите их роль в произведении. Спишите, расставляя не­достающие знаки препинания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.