Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фабричное законодательство




Фабричное законодательство, это первое сознательное и планомерное воздействие общества на стихийно сложившийся строй процесса производства, есть необходимый продукт крупной промышленности.

Прежде чем говорить о всеобщем распространении фабричного законодательства необходимо коротко упомянуть о некоторых его постановлениях, не относящихся к числу часов рабочего дня.

Санитарные правила, не говоря уже об их редакции, облегчающей для капиталиста их обход, до чрезвычайности скудны и фактически ограничиваются предписаниями относительно беления стен и некоторыми правилами о мерах поддержания чистоты, о вентиляции и о защите от опасных машин[364].

 

В третьей книге мы возвратимся к фанатичной борьбе фабрикантов против постановления, которыми на них возложены небольшие расходы с целью защитить члены их «рук».

Что еще могло бы лучше характеризовать капиталистический способ производства, чем эта необходимость навязывать ему принудительным законом государства соблюдение элементарных правил гигиены и охраны здоровья?

Применение фабричного акта ярко показывает, что капиталистический способ производства по самому своему существу исключает всякое рациональное улучшение, если его к этому не вынуждают.

 

Фабрика уродует рабочего, искусственно культивируя в нем только одну одностороннюю сноровку, подавляя мир его производственных наклонностей и дарований, подобно тому как убивают животное для того, чтобы получить его шкуру.

Если первоначально рабочий продает свою рабочую силу капиталу потому, что у него нет материальных средств для производства товара, то теперь сама его индивидуальная рабочая сила не может быть использована до тех пор, пока она не запродана капиталу.

Ставший неспособным делать что-либо самостоятельное, рабочий становиться принадлежностью мастерской капиталиста. Как на чело избранного народа было начертано, что он – собственность Иеговы, точно так же на рабочего разделение труда накладывает печать собственности капитала.

Изучая жизнь рабочих даже буржуазные экономисты вынуждены были признать:

«Невежество есть мать промышленности, как и суеверий. Сила размышления и воображения подвержена ошибкам; но привычка двигать рукой или ногой не зависит ни от того, ни от другого. Поэтому мануфактуры лучше всего процветают там, где наиболее подавлена духовная жизнь, так что мастерская может рассматриваться как машина, части которой составляют люди[365]».

«... Умственные способности и развитие людей», – говорит А. Смит, – «необходимо складываются в соответствии с их обычными занятиями. Человек, вся жизнь которого проходит в выполнении немногих простых операций не имеет случая и необходимости изощрять свои умственные способности или упражнять свою сообразительность, он становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо[366].

Однообразие неподвижной жизни рабочего естественно подрывает мужество характера... Оно ослабляет даже деятельность тела и делает его неспособным напрягать свои силы сколько-нибудь продолжительное время для какого-либо иного занятия, кроме того, к которому он приучен. Его ловкость и умение в его специальной профессии приобретены за счет его умственных, социальных и военных качеств. Но в каждом развитом цивилизованном общество в такое именно состояние должны неизбежно впадать трудящиеся бедняки (the labouring poor), т.е. основная масса народа».

Чтобы предотвратить полное захирение основной массы народа, проистекающее из разделения труда, А. Смит рекомендует государственную организацию народного образования, впрочем, в самых осторожных, гомеопатических дозах.

Вполне последовательно выступает против этого его французский переводчик и комментатор Гарнье, который при Первой империи естественно превратился в сенатора. Народное образование противоречит, по его мнению, основным законам разделения труда; организацией народного образования мы:

«обрекли бы на уничтожение всю нашу общественную систему. Отделение физического труда от умственного, как и всякое иное разделение труда, становится все более глубоким и решительным по мере того, как богатеет общество» (он правильно употребляет это выражение для обозначения капитала, земельной собственности и их государства). «Это разделение труда, как и всякое другое, является результатом предшествующего и причиной грядущего прогресса...

Неужели же правительство должно противодействовать этому разделению труда и задерживать его естественный ход? Неужели оно должно затрачивать часть государственных доходов на эксперимент, имеющий целью смешать и спутать вместе два класса труда, стремящиеся к разделению и обособлению?»

 

Как ни жалки постановления фабричного акта относительно воспитания, они объявляют начальное обучение обязательным условием труда[367].

Как мы увидим под нравственным воспитанием буржуа разумеет вдалбливание буржуазных принципов и что, наконец, у класса буржуазии нет средств, а если бы даже эти средства имелись, он не стал бы тратить их на то, чтобы дать народу настоящее образование[368].

Тем не менее успех школ для фабричных детей доказал возможность соединения обучения и гимнастики с физическим трудом, а следовательно и физического труда с обучением и гимнастикой. Фабричные инспектора, выслушав показания учителей, скоро открыли, что фабричные дети, хотя их обучают в два раза меньше чем школьников, успевают пройти столько же а часто и больше.

«Дело объясняется просто, те, кто проводит в школе только половину дня, постоянно свежи и готовы учиться. Система труда, чередующаяся со школой, превращает каждое из двух занятий в отдых от другого, и следовательно намного более пригодна для ребенка, чем непрерывность одного из них» («Reports of Insp. of Fact. for 31st October 1865»).

Из фабричной системы, что хорошо показано у Роберта Оуэна, вырос зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с преподаванием и гимнастикой не только как одно из средств увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей[369].

Одним из моментов этого процесса являются политехнические и сельские школы, в которых дети рабочих получают некоторое знакомство с технологией и практическим применением различных орудий производства.

Если фабричное законодательство, как первая скудная уступка, вырванная у капитала, соединяет с фабричным трудом только элементарное обучение, то не подлежит никакому сомнению, что неизбежное завоевание политической власти рабочим классом завоюет надлежащее место в школах рабочих для технологического обучения, как практического так и теоретического.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.