Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я учусь смотреть и видеть, слушать и слышать




(Воспитание и развитие ребенка от 1 до 3 месяцев)

 

В этот период остается ведущим эмоционально-личностное об­щение с ребенком. Однако содержание его становится несколько иным. Оно связано с развитием зрительных, слуховых и эмоцио­нальных реакций на окружающее. Этим и наполнено бодрствова­ние ребенка.

Общение, направленное на развитие его зрительных и слухо­вых реакций, расширяет ориентировку в окружающем, способствует развитию движений рук, а в дальнейшем общих движений и речи. Ребенок не только следит за движущейся игрушкой и со­средоточивается на неподвижной, но и устанавливает связь между зрительными и слуховыми впечатлениями.

Малыш может дольше, чем на первом месяце, сосредоточивать свой взгляд на лице взрослого, предмете и игрушке. При этом он как бы замирает, прекращает все движения ручками и ножками. То же самое происходит и при слуховом сосредоточении. Ребенок прислушивается к вашему голосу, звуку погремушки, мелодичной музыке. К 2—2,5 месяца малыш часто улыбается при виде улыба­ющегося лица взрослого, при звуках его ласкового голоса, при ви­де ярких игрушек, которые показывают ему. Улыбка ребенка со­провождается движением рук, ног, голосовыми реакциями в форме гуления. Возникает ярко выраженное радостное настроение (комп­лекс оживления). Комплекс оживления (улыбка, активные движе­ния руками и ногами, гуление) — первое средство общения.

Так малыш воздействует на вас, выражает свою потребность в вас, в вашей любви и заботе. В этот период закладываются от­ношения привязанности ребенка и матери. От эмоциональной на­сыщенности отношений привязанности во многом будет зависеть развитие личности малыша, его «Я».

Малыш еще не знает, «кто я?». А вот «какой я?» — любимый или отвергнутый,— он уже ощущает, чувствует, эти ощущения и возникают в отношениях привязанности. Это важно для его бу­дущей самооценки, уверенности в себе, самостоятельности, незави­симости и формирования доверительного отношения к другим.

Если малыш не будет иметь таких эмоциональных контактов с мамой, то он будет испытывать тревожность, трудности в уста­новлении контактов с другими людьми.

В процессе эмоционального общения у ребенка развивается зрительное и слуховое сосредоточение. Особое внимание в этот период нужно обратить на развитие рук малыша. Пока они еще сжаты в кулачки и в локтевом суставе. Лишь изредка он разжи­мает их и начинает ощупывать простынку, свои ноги и руки, го­лову. Надо создать условия для того, чтобы ребенок разжал ку­лачок и выпрямил ручку в локтевом суставе, соединил, согласо­вал движения руки и глаза. Нужны новые игры с игрушками, способствующие развитию этих движений. Какое значение имеют эти, казалось бы, элементарные действия? Они лежат в основе овладения ребенком разными способами действий с разными пред­метами, в процессе чего у детей раннего возраста развивается мышление. Поэтому постарайтесь уяснить по нашей книге, как идет развитие действий с предметами (предметной деятельности) от одного возраста к другому.

Итак, вы начинаете с малышом новые игры.

Подвесьте игрушки по-новому — в два «этажа». На высоте 60—70 см над грудью ребенка закрепите для него погремушку на высоте 7—10 см от груди за­крепите знакомую игрушку. Обе лески соедините лентой, конец ее пусть свободно свисает над ребенком. Внимание ребенка должно быть привлечено к новой игруш­ке. Однако играйте с малышом по-другому, нежели на первом месяце. Таи действо­вали с игрушкой вы, а сейчас помогите ему заметить новую игрушку самому. Кое это сделать? Взрослый покачивает новую, высоко подвешенную погремушку, при­влекая к ней внимание малыша. Заметив ее, он радостно вскидывает руки вверх, «случайно» задевая низко подвешенную погремушку или ленту. Верхняя погремуш­ка при этом опять начинает покачиваться, амалыш снова замирает к пристально рассматривает ее. Потом наступает новый всплеск двигательной активности, и ре­бенок снова задевает ручками за низко подвешенную погремушку, привода в дви­жение верхнюю.

Таким образом ребенок занимается сам. Игру проводите два раза в день в тече­ние одной-двух недель, меняя верхнюю погремушку каждые 2—3 дня. Это очень важно: интерес ребенка не иссякнет из-за новизны игрушек.

Затем усложните игру. Подвесьте на леску еще и колокольчик. В этой игре главное — заставить разжаться кулачок ребенка. Для этого есть способ. Улыбни­тесь малышу, ласково заговорите с ним и погладьте его ручки с тыльной стороны. И вот? ладошки раскрылись! Это произошло непроизвольно (рефлекторно) от ваше­го прикосновения. Не мешкайте, подведите конец ленты к ладошкам малыша. Они непроизвольно сжимаются в кулечки, а конец ленты оказывается зажатым. Ребенок радостно двигает руками, приводя в движение погремушки и колокольчик. Это удо­вольствие для крохи: все движется, звенит, а в результате развивается его слух и зрение.

Эту игру можно проводить до 3-месячного возраста, меняя пе­риодически верхнюю игрушку.

С двух месяцев начинайте играть в такую игру:

Положите ребенка на животик, а прямо перед ним из расстоянии 1 м поместите яркую большую игрушку. Пусть это будет собачка (кошка, медвежонок…). Сконцентрируйте внимание ребенка на игрушке, отодвигайте ее в сторону на 80—100 см, приговаривая: «Идет собачка, топ-топ». Малыш повернул голову, а затем и весь кор­пус в том же направлении. Затем начинайте передвигать игрушку в другую сторо­ну, вызывая у малыша активные движения головы, туловища, игру можно повто­рить два-три раза подряд и два-три раза в день с использованием разных игрушек.

Научившись следить за предметами, малыш уже может занять себя в течение некоторого времени: рассматривать близко находя­щиеся предметы и игрушки, следить за входящими и выходящими из комнаты людьми, прислушиваться к различным звукам.

Слуховое и зрительное сосредоточение, которое развивается в этих играх, очень важно и потому, что является основой раз­вития речи ребенка. Как же идет развитие речи в этот период? Оно начинается буквально со дня рождения малыша. Возможно, это удивит родителей, но это так. Мама радостно сообщает всем; «Он улыбнулся мне.,.» Это «событие» случается уже на втором ме­сяце жизни ребенка. Если бы мог, ребенок сказал бы: «Я улыба­юсь — значит, говорю». Так можно условно назвать первый пери­од развития речи детей, имеющий громадное значение для овладе­ния родным языком.

Главная задача этого периода — установление контакта с ре­бенком с помощью эмоциональной (экспрессивной) речи. Мы уже говорили, что ведущим видом деятельности малыша первых трех месяцев жизни является эмоциональное общение с близким взрос­лым. При общении происходит развитие потребности в использо­вании врожденного механизма — звукопроизношения. Первые зву­ки ребенка, как бы направленные к нам, делают нас счастливыми. Произносимые, на первый взгляд, бессмысленно, эти звуки на­правлены на установление контакта со взрослыми. Что же пред­ставляют собой первые звуки ребенка?

Эти первые звуки принято называть гулением. Чтобы оно по­явилось и развивалось, нужно всей душой стремиться установить контакт со своим малышом. Ребенок весь светится, сияет, если ма­ма наклоняется над его кроваткой, заговаривает с ним. Значение радости в жизни грудного ребенка очень велико. Это н основа раз­вития речи. Никакая игрушка в этом возрасте не может так легко вызвать радостное состояние, как улыбка и ласковый голос родно­го человека. Отсюда следует очень важный совет родителям; боль­ше разговаривайте с ребенком, улыбайтесь ему — это важное условие развития его ответных голосовых реакций, слухового со­средоточения. Когда это надо делать? Прежде всего, конечно, во время ухода за ребенком. Мама поглаживает малышу ручки, нож­ки, спинку, согревает, заменяя мокрую одежду сухой, и ведет с ним «разговоры». Основная их задача — успокоить ребенка, выразить ему свой чувства; «Мой хороший, мой маленький, не плачь, сейчас я покормлю тебя, покачаю, песенку спою...» Да кто, как не мама, найдет самые лучшие, самые ласковые слова своему ребенку! Ин­тонации голоса тоже будут разные. Они помогают ребенку прислу­шиваться к звукам, сосредоточиваться на лице взрослого, а это очень существенно. Уже к концу второго месяца можно заметить реакцию ребенка на голос мамы (может иногда появиться громкий смех с взвизгиванием, иногда малыш замолкает, прислушиваясь к голосу мамы). Это свидетельствует о том, что ребенок все более активен в общении со взрослым. «Разговоры» взрослого с малы­шом становятся все более содержательными: «Доброе утро, Са­шенька, как спал, мой сыночек?» Мама задает вопросы и сама от­вечает на них. Очень важно, что ребенок слышит разговорную речь» а в ответ появляются голосовые реакции. Они становятся разнообразнее, ребенок как бы экспериментирует со звуками. Во время бодрствования он сначала произносит отдельные отрыви­стые звуки типа «кх», «гх», а затем в его «речи» появляются глас­ные звуки, которые малыш произносит протяжно, мелодично: «a-a-o-о-о» и т. п. Итак, уже в 3 месяца малыш начинает гулить. Этим ребенок как бы выражает потребность в общении со взрослым.

Происходят изменения в развитии движений. Прежде всего на­до создать условия для развития у ребенка умения удерживать го­лову в вертикальном положении. Начиная с 4—6 недель берите малыша на руки в вертикальном положении, поддерживая одной рукой за грудь, а другой за ягодицы. Вначале держите его в таком положении буквально несколько секунд, а затем постепенно уве­личивайте время, отведенное для этого. Вы почувствуете, как мышцы шеи малыша становятся крепче и он уже может некоторое время держать голову.

Формированию умения удерживать голову вертикально способ­ствует и выкладывание ребенка на живот. Каждый раз перед корм­лением или через 30—40 минут после него нужно положить ре­бенка на животик на твердую поверхность стола. Ласково разгова­ривайте с ним, при этом поглаживайте ему спинку снизу вверх и обратно. Кстати, положение на животе очень полезно для разви­тия дыхательной системы, кровообращения, а также для подготов­ки к ползанию. Только не давайте ребенку утомляться, ведь он сам еще не может изменить позу. Ни в коем случае не оставляйте его без присмотра. Постепенно в результате многократных упраж­нений малыш научится держать голову свободно и длительное время как в вертикальном положении на руках взрослого, так и лежа на животе, опираясь на предплечья. Как только малыш на­чал держать голову, развивайте упор его ног. Берите его под мышки в вертикальном положении так, чтобы нога касались твер­дой поверхности, но не ставьте его. Едва ребенок оттолкнется от поверхности, тут же поднимите его, повторяя это упражнение не­сколько раз. Первое время ножки малыша будут беспомощно под­гибаться в коленях и тазобедренных суставах. Однако если проде­лывать эти движения с ребенком каждый раз, когда берете его для пеленания, переодевания, туалета, вы почувствуете, как он начи­нает отталкиваться от твердой поверхности, а затем и выпрямлять ножки в коленях. Эти движения очень полезны для формирования более сложных движений, вставания и ходьбы.

В этот период возрастает способность и для музыкального развития вашего малыша.

С самого рождения кроха, попадая в мир, полный музыкальных звуков, вслушивается в них.

Первые и очень важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением мамы, бабушки. Веками они пели у детской ко­лыбели нежные, задушевные, ласкающие его слух колыбельные песни.

Много есть замечательных колыбельных песен, но, если вы еще не освоили их, пойте своему малышу приятные мелодии.

Можно спеть ему разные песни. Вы сами почувствуете, какая мелодия ему больше нравится. На ней и остановитесь.

С первых месяцев в период бодрствования малыша включайте время от времени приятную для его слуха инструментальную му­зыку. Понаблюдайте за малышом, когда будете включать ему раз­личные вокальные или инструментальные произведения, и вы за­метите, что при слушании одних он явно испытывает удовольст­вие, а при восприятии других — дискомфорт. Это значит, что у ребенка начинает появляться «музыкальная избирательность».

Итак, к концу 3-го месяца у ребенка проявляются следующие способности:

· подолгу сосредоточиваться на предметах и звуках; следить взглядом за дви­жущимся, звучащим предметом, поворачивать за ним голову;

· улыбаться, оживленно двигаться, гулить при появлении взрослого (комплекс

· оживления); это первые социальные проявления малыша, первое активное выра­жение отношения к взрослому; первые попытки кроки побудить взрослого к кон­такту с ним;

· хорошо поднимать и удерживать головку вертикально в положении на животе и на руках у взрослого, отталкиваться ножками от твердой поверхности, выпрямляя их в коленях;

· реагировать на пение взрослого и затем на звучание музыки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.