Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я продолжаю учиться действовать с предметами




 

Действия с предметами... так ли уж это важно? Когда мы вме­сте с вами рассуждали о личности, условиях ее развития, мы говорили, что развитие человека вообще и вашего малыша в частности идет по мере освоения того социального опыта, который накопило человечество. Это и есть процесс его социализации. Человек по­степенно осваивает знания, способы деятельности, нормы отноше­ний в человеческом обществе и т. п. Предметный миродна из сфер, которую так же осваивает человек, начиная от пустыш­ки, погремушки, ложки и заканчивая сложнейшими машинами, космическими аппаратами и т. п. Без их освоения он не сможет нормально жить и развиваться. Именно в возрасте от года до 3 лет ребенок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. Вначале он приучается ис­пользовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку, совок, лопатку, карандаш и т. п.

Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет раз­ные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприя­тие. Он запоминает предметы, их признаки, названия — развива­ется память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интел­лекта.

Таким образом, психическое и физическое развитие человека происходит и в предметной деятельности. Ее содержаниеэто и есть усвоение ребенком общественно выработанных (создан­ных обществом) способов употребления предметов. Овладение ею влияет на освоение других видов деятельности. Ведь предмет­ная деятельность — основа, родничок, из которого берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др. У более старшего ребенка да и у взрослого из рук все валится, если действия с пред­метами уже в раннем возрасте не стали заботой родителей. Пошел ваш малыш в школу, старательно выводит первые буковки, циф­ры— усилий много, а результат не радует. Или призываете вы свое чадо к порядку, например аккуратно одеться. Он, кажется, и старается, а все на нем наперекосяк сидит. В общем, «неумеха». Причин тому может быть несколько, но одна из них кроется и в раннем детстве, в слабом развитии предметной деятельности и да­же в еще более раннем возрасте, когда крохе не было еще и года.

Помните, когда ваш малыш еще лежал в кроватке, как важно было вовремя подвесить ему игрушку? И не просто подвесить, а знать, какой она формы, цвета, величины, на какой высоте должна быть и т. п. (Мы подробно писали об этом в главе «Гуленька».) Ведь тогда малыш учился сосредоточивать взгляд на игрушке, следить за ней, хватать ручками, ощупывать, обследовать ее и т. д. Это и было начало, истоки предметных действий. Тогда шло ин­тенсивное развитие всех сенсорных процессов (ощущение, воспри­ятие), элементарных движений.

Как затем развиваются предметные действия? Сначала это манипулятивные действия (ощупывает, похлопывает, тянет в рот, бросает, стучит и т. д.). Затем результативные (переложил игрушку с места на место, передвинул). Потом появляются собст­венно предметные действия, которые малыш выполняет в соответ­ствии с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает и т. п.). Позднее появляются орудийные действия, то есть ребенок использует предметы как орудия, с их помощью воздей­ствует на другие предметы (ложкой берет пищу, расческой приче­сывает куклу и т. п.). Таким образом, уже в пределах раннего воз­раста действия постепенно усложняются.

Все это можно увидеть на примере вашего ребенка. Понаблю­дайте или вспомните, как ваш малыш учился есть ложкой. Снача­ла он стучал ею, так как удобно ухватил за ручку; засовывал в от­верстие между спинкой кровати и стеной и т. п.; а потом, пытаясь есть ложкой, он зажимал в ладошке самую емкую часть и нес ко рту вместе с пищей. Позднее, уже более уверенно ухватившись за ручку ложки всей кистью, с трудом доносил ее до рта, разливая почти все содержимое, и т. д.

Почему малышу так трудно осваивать всякое новое дейст­вие? Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре. Кроме его цели (представления результата), в нем есть ориентировочные операции, само движение, контроль за ним. Чтобы выполнить действие, ребенку приходится ориентироваться в пространстве, в пространственных свойствах предметов: соотно­сить движение руки, положение кисти со своеобразием того или иного орудия, то есть как бы примеряться к нему (соотносить глу­бину ложки и тарелки (чашки), глубину ложки и характер пищи; расстояние от тарелки до рта), представлять движение и т. п. Вспомните, как вы, будучи уже взрослым, учились забивать гвозди молотком, рубить дрова топором и т. п. Вам приходилось делать то же самое: замечать, сравнивать, соотносить внешние признаки предметов, влияющие на процедуру действия, «приме­ряться» к ним, представлять движение.

Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия, иначе результат не будет получен. У ребенка сенсорные процессы находятся в на­чальной стадии развития, поэтому ему трудно осваивать дей­ствие. (Ниже мы предлагаем специальные игры на развитие сен­сорных умений.)

По мере упражнения предметные действия становятся более смелыми, уверенными, точными, самостоятельными. Что происхо­дит, когда ребенок научился выполнять эти действия более уве­ренно и самостоятельно? Это значит, что малыш, во-первых, хоро­шо представляет себе конечный результат, то есть то, что должно получиться в итоге. (В пирамидке, например, кольца должны быть расположены по мере уменьшения их величины.) Во-вторых, он ориентируется в свойствах предметов, соотносит их между собой (величину колец в пирамидке, расположение стержня и отверстия в кольце). В-третьих, малыш владеет движением (умеет удобно взять кольцо, примерить расстояние от коробки с кольцами до стержня и произвести точное движение — с первой попытки нани­зать кольцо). И, наконец, ребенок на основе сенсорных ориентиро­вок контролирует свои действия. Таким образом, действие офор­милось структурно, выработался своего рода алгоритм его выполнения.

Теперь малыш уже гораздо легче осваивает другие, особенно подобные, действия. Научился есть ложкой — легче, сноровистее совком насыпает песочек в форму-игрушку; научился застегивать пуговки крупные — осваивает более мелкие и т. п. То есть дейст­вия становятся более разнообразными. В итоге ребенок становится все более самостоятельным, все менее зависимым от вас. Он начи­нает ощущать свою умелость (конечно, умелость относительная), проявляет все больше инициативы: «Хочу сам делать». И в этих заявлениях, как мы уже отмечали, проявляется формирующаяся личность малыша. Уважительно к этому относитесь, берегите, ле­лейте эти проявления.

Итак, мы рассказали вам более подробно о том, что такое пред­метная деятельность, зачем она нужна и как постепенно развива­ется. Но без вашей помощи малыш не освоит ее. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался нормально, помогите ему.

Что же вы можете сделать? Как помочь вашему ребенку осво­ить предметную деятельность?

Во-первых, создайте условия для ее появления и полноценного развития. Это значит, что уже на первом году жизни малыша и сейчас, то есть на втором и третьем, надо побеспокоиться о свое­временном и последовательном развитии его сенсорики, органов чувств, первых элементарных действий так, как мы предлагаем вам в главе «Гуленька» и в данном параграфе (ниже). Не забудь­те, что уже после шести месяцев жизни малыша общение с ним строится преимущественно через предметы, совместные игры с ними.

Второе условие (после года жизни): расширяйте круг предме­тов, осваиваемых ребенком. Это и специальные игрушки, дидак­тические материалы, и предметы быта. О них мы рассказываем в данном и в последующих параграфах. Имеются в виду не только занятия с различными матрешками, пирамидками, вкладышами, коробочками, мозаикой и пр., но и освоение предметов ближайше­го окружения во время бытовых процессов (кормление, одевание и раздевание детей, привлечение к элементарным трудовым дей­ствиям, рисованию и лепке и т. п.— см. соответствующие главы).

Дело в том, что предметная деятельность, как и общение, не исчезает, а органически включается в другие виды деятельности, превращается в них в отдельные действия; в труде — действия с предметами труда (малыш учится надевать колготки, туфли, платье и т. п., лепит с мамой пельмени, стирает свой плато­чек и т. д.), в изодеятельностн — учится действовать с каран­дашом, кистью, глиной, бумагой и т. п. Таким образом, вы расши­ряете круг предметов, которые может освоить ребенок. Заметьте: не ограничиваете, не прячете от него все подряд, не отталкивае­те: «Не мешай», а предоставляете их малышу и даете возмож­ность действовать с ними. Более того, надо все сделать, чтобы ребенок сам захотел познакомиться с новым предметом и осво­ить его. Поддержите природное любопытство ребенка, его актив­ность, стремление понять все новое. Ведь инициативность — цен­нейшее качество личности. Его первые проявления мы отмечали с вами очень рано, уже на первом году.

Итак, малыш живет в обстановке, где действуют взрослые, в мире разнообразных вещей, предметов. Большинство из них не вредны для ребенка, многие из них он может осваивать. Он любо­пытен, ему все интересно, и вы поддерживаете эту инициативу в удовлетворении любопытства. При этом вы готовы помочь малы­шу, вы готовы научить его. Это и есть третье условие освоения им предметной деятельности — обучение со стороны взрослых. Од­нако обучениеэто не дрессировка. Для начала порадуйтесь то­му, что малыш чем-то заинтересовался, проявляет любопытство, и наберитесь терпения. Не спешите помогать, тем более дейст­вовать за него. Понаблюдайте за ним: как он пытается действо­вать с новым для него предметом, определите, в какой мере и ка­кая помощь ему нужна. Позволяйте малышу самому учиться и по­могайте только в той мере, в какой это необходимо. Для этого и надо наблюдать за ним. Дайте малышу возможность «поэкспе­риментировать», попробовать разные варианты действия. Это не означает, что вы предоставляете ему возможность двигаться впе­ред только путем проб и ошибок. Это путь длинный и не всегда эффективный, тем более что мир очень богат и время освоения его должно быть экономно. Такое экономное освоение мира возмож­но именно в процессе целенаправленного обучения, при котором учитывается опыт малыша. Учить следует тому, чего ребенок не знает, не умеет, и в той мере, в какой он в этом нуждается. То есть активность познания, поиск, находки надо поддерживать и с их учетом строить обучение. Это касается не только освоения пред­метной, но и всех других видов деятельности и обучения вообще.

Итак, наблюдая за малышом, нужно определить, какого ха­рактера затруднения он испытывает, в чем и какова может быть ваша помощь.

Для этого полезно знать этапы развития предметного действия. Их определил известный психолог Д. Б. Эльконин. Сначала дей­ствие выполняется ребенком совместно со взрослым ‒ это первый этап. Например, вложили ложку в ручку ребенка, вместе с ним зачерпнули кашу (суп и т. п.) и донесли до рта. Конечно, нужно повторить это совместное действие. Когда малыш почувствовал ру­кой характер движения, его траекторию, ритм, результат и выпол­няет его совместно без усилий, возможно совместно-раздельное действие. То есть начинается действие совместно, а заканчивает его ребенок самостоятельно — это второй этап его освоения. На­пример, вместе с малышом взяли ложку, зачерпнули пищу, а остальное он делает сам.

Затем ребенок выполняет действие только на основе вашего показа — это третий этап освоения. Так, малышу, севшему за стол вместе с вами, вы показываете, как надо взять ложку, набрать ею супу и т. д. И последний этап — когда ваш ребенок выполняет действие сам, но на основе вашей подсказки: возьми ложку правильно, за ручку, набери супу неполную ложку... Молодец... не пролил суп, все в рот попало... (Примеры могут быть различные.)

На каждом этапе освоения ребенком действия необхо­димы ваша поддержка, поощрение за успехи и побуждение к упражнению.

При этом степень самостоятельности ребенка постоянно повы-' шается и меняется характер и мера помощи взрослого. Наблюдая за вашим малышом, вы увидите, что, возможно, он уже готов вы­полнить действие только с вашей частичной помощью (в том зве­не, которое не получается: не набирает пищу в ложку из чашки). Если вы занимались с вашим ребенком с рождения и у него доста­точно хорошо развита рука, зрительно-двигательная координация, возможно, что он легко освоит действие только на основе показа. Может быть, ваш малыш нуждается в однократном показе или од­нократном совместном действии. Наблюдайте за ребенком, не упрощайте, не облегчайте ему задачу слишком, он должен прила­гать собственные усилия. Но не ставьте и непосильных задач-

Помните: все предлагаемые рекомендации научно доказаны, но они ориентировочные, так как каждый ребенок уникален и непо­вторим. Ведь даже сиюминутное настроение малыша вносит суще­ственные коррективы в успешность его деятельности. И, конечно, огромное влияние на нее оказывают более сложные индивидуаль­ные черты и особенности ребенка (тип нервной системы, темпера­мент, не только организованный, но и стихийный опыт и пр.).

Следующее (четвертое) условие успешного развития предмет­ной деятельности малыша — характер общения с ним. Доброжела­тельность, вера в ребенка, поддержка и поощрение, не только за успехи, но уже за одно желание и старание самому действовать, крайне необходимы. И еще... проявляйте терпение. Это трудно, но постарайтесь. Не делайте за малыша все сами — когда-то ему на­до учиться. Но в случае когда быстрый результат бывает необхо­дим (например, вы одеваетесь в поликлинику, опаздываете), про­являйте разумную твердость. Зато в более спокойной ситуации поз­вольте малышу тратить на действия столько времени, сколько ему нужно. Дайте ему возможность упражняться в них. (Напри­мер, ребенок обнаружил коробки для круп и с интересом вклады­вает одну в другую, выкладывает и опять повторяет все с начала.) Предоставьте ему эту возможность. Малышу нравится открывать и закрывать двери в столе — пусть упражняется, проследите толь­ко, чтобы не зажал пальчики, хотя не столь сильное чувство боли корректирует его действия.

Ребенок сам определит, когда ему нужно закончить упраж­нение. Дайте ему такую возможность, похвалите кроху, полюбуйтесь результатом и только потом переключайте его вни­мание на другое действие. Предоставляйте детям возможность выбора (предметов, способов действия, его длительности). Как ви­дите, взрослому надо содействовать освоению малышом предмет­ного мира, больше сотрудничать с ним, сорадоваться его удачам, поддерживать и помогать тогда, когда он сам с чем-то справить­ся не может, дозируя такую помощь. Го есть обучать, не подав­ляя стремления ребенка к самостоятельному познанию.

Ваш малыш познает, осваивает мир своими темпами, а ино­гда и способами. Он не похож на других во многом. Постарайтесь идти за ним, помогая, поддерживая, раскрывая его способности к развитию. Для вас главное — видеть своего ребенка, а не сравни­вать его успехи с чужими.

Итак, мы обсудили с вами сущность, значение, особенности и условия развития предметной деятельности малышей. Ниже мы рекомендуем вам специальные игры и занятия, в процессе которых будут развиваться восприятие, память, мышление и ручные уме­ния малыша, необходимые для овладения предметной деятель­ностью.

Ребенку можно предложить однородные предметы, например, палочки, колечки, окрашенные в один из шести цветов: красный, синий, оранжевый, желтый, зеленый, фиолетовый, а также белый и черный. Попросите малыша найти палочки (колечки) такого же цвета. Покажите, как перекладывать шарики в коробку, в вед­ро, скатывать их по желобу, нанизывать на стержень 3—5 одина­ковых колец. Дайте несколько фигур, разных по размеру (кубов, конусов), покажите, как спрятать малый куб или конус под боль­шим, как из них сделать башенки (ставить на большой куб или ко­нус меньшие по размеру). Для таких занятий можно использовать и предметы быта: кастрюли, коробки и др.

В возрасте от 1 года 3 месяцев до полутора лет ребенок может выполнять задания такого типа: из нескольких предметов разной величины (больших и маленьких) положить в одну сторону все большие, а в другую — маленькие; или разные фигуры, резко раз­личающиеся по форме (треугольник, круг, квадрат), поместить в соответствующие им отверстия на доске.

После полутора лет дети могут уже группировать предметы, не так резко различающиеся между собой, выделяя их по одному из признаков: по цвету, форме или величине. Взрослый должен четко называть основные признаки предметов: «Это большая коробка, эта поменьше, а эта маленькая».

Очень хороши для детей народные игрушки типа вкладышей. Можно предложить ребенку конструктор, рекомендуемый для са­мых маленьких. Дети любят и мелкие игрушки типа бирюлек. Их нужно особенно широко использовать, потому что в действиях с такими игрушками развивается мелкая моторика кисти.

Чрезвычайно важны для развития маленького ребенка игры-занятия с предметами-орудиями. Дайте малышу ленточку, проденьте ее в колечко, положите на некотором расстоянии и помоги­те достать кольцо, взяв ленту за оба конца. Покажите, как легко притянуть к себе за веревочку воздушный шар. Можно толкать па­лочкой каталку впереди себя, везти за веревочку автомобиль, те­лежку. Покажите, как вытолкнуть палочкой мягкие предметы из трубки, ребенок это будет делать с большим удовольствием.

Хорошо, если малыш будет пользоваться предметами-орудия­ми: лопаткой, совком при копании песка, снега и др.

К двум годам ребенок может:

– находить нужный цвет при выборе из четырех предложен­ных ему;,

– раскладывать однородные предметы на две группы по цве­ту, форме и величине;

– собирать трехместную матрешку, пирамидку из пяти колец, коробки-вкладыши и т. п.

На третьем году жизни познание мира предметов продолжа­ется. Дети могут более целенаправленно «изучать» их внешние свойства и назначение. Однако в этот период, воспринимая пред­мет, ребенок, как правило, выделяет только отдельные признаки, те, которые сразу бросаются в глаза. Но не всегда эти признаки говорят о сущности вещи и не всегда помогают составить о ней правильное представление. Поэтому важно помочь ребенку выде­лить в предметах и те свойства, которые могут остаться не­замеченными им.

Наблюдательные родители придумают немало интересных за­даний для ребенка, позволяющих ему заметить как можно больше свойств предметов. К примеру, перенести предмет в другое место, передать какую-либо вещь сестренке, помочь ей построить дом из кубиков, одеть куклу и т. д. Выполняя эти действия, ребенок ощу­тит вес предмета — легкий он или тяжелый; почувствует характер его поверхности — гладкая, твердая, мягкая, упругая.

Встретившись с предметом или явлением несколько раз, ребе­нок лучше рассмотрит его, глубже «исследует», заметит проис­шедшие изменения. Систематические занятия с предметами разви­вают у малышей наблюдательность.

Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия и с разнообразными предметами. Это могут быть предметы повседневного обихода, природные объекты (песок, вода, растения), а также специальные игровые материалы. Ребенок на­учится замечать физические свойства и качества предметов, разби­рая и собирая кубы-вкладыши, пирамиды, матрешки, проталкивая малые предметы в соответствующие отверстия коробок, подбирая крышки к коробкам разной формы и величины, группируя одно­родные предметы по одному из признаков (величина, форма, цвет). Можно использовать мозаику, палочки, геометрические формы различной величины, цвета.

Желательно иметь предметы восьми цветов: красного, оранже­вого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого.

Приведем игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая различные свойства предметов.

«Найди кукле ее игрушки» — ребенок находят для куклы в платье определенного цвета игрушки (разные по форме) такого же цвета.

«Найди такую же палочку» -— ребенок находит сначала из че­тырех, затем из пяти, шести и т. д. палочек разного цвета одну, обозначенную вами.

«Найди такой же квадрат (круг, треугольник, овал)» — ребе­нок выбирает сначала из двух, затем из трех, четырех различаю­щихся по форме фигур нужную.

«Сделаем кукле бусы» — ребенок выкладывает ряд, чередуя предметы по цвету (например, красный — синий — красный), по форме (круг — квадрат — круг), по величине (большой — малень­кий — большой).

«Привяжем к шарику ниточку» — ребенок к кругу (овалу) определенного цвета находит палочку такого же цвета.

Все действия с предметами дети усваивают играя, это увле­кает их, создает хорошее настроение. При этом важно соблюдать основной педагогический принцип: от простого к сложному. Зна­ния у детей еще очень малы, и они не могут ими гибко пользовать­ся, поэтому даже небольшое усложнение вызывает у них затрудне­ния. Очень важно назвать предметы н признаки, показать и корот­ко объяснить детям, как действовать, какие правила выполнять. Необходимо, чтобы ребенок много раз сам повторял, варьировал действия, тем более что он любит повторять их много раз. Не ме­шайте ему в этом, а в случае неуверенности подбодрите его.

Итак, на третьем году жизни у ребенка углубляется познание физических свойств предметов, дети узнают, группируют, со­относят предметы по цвету, форме, размеру, различают по ве­су, фактуре и т. д. Они начинают правильно называть их свойст­ва. При этом у малыша совершенствуются все органы чувств. В быту он хорошо овладевает многими простейшими предметами, орудиями (ложкой, лопаткой и др.) и пользуется ими в повседнев­ной жизни.

Подробнее об этом читайте в параграфах 4, 5, 6, 7.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.