Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я начинаю трудиться вместе с мамой и папой




 

В силу своей активности, интереса к действиям взрослых (они для малыша имеют неодолимую притягательную силу) ваш кроха лезет во все, что делают мама, папа, бабушка. От того, как вы от­несетесь к этому явлению, зависит его будущее отношение к вам, к вашим делам, к своим обязанностям, которые появятся у него в дошкольном, а затем и в школьном возрасте.

Можно, конечно, сделать все домашние дела, пока он спит или гуляет с кем-либо из других членов семьи. Можно поддаться пер­вому желанию и отстранить ребенка: «Не мешай... Иди играй!» То и другое говорит только об одном: взрослые недооценивают уча­стие ребенка (пусть элементарное, неумелое) в домашних делах и заведомо исключают одно из сильнейших средств положительного воздействия на малыша. В результате через какое-то время (уже в три года самое раннее, а в 5 лет наверняка) на вашу просьбу что-то сделать ребенок ответит: «Не хочу! Не буду!» А сейчас он все хочет! И надо воспользоваться этим благоприятным периодом.

Какие же «дела» может выполнять ребенок второго-третьего года жизни?

Уже в 1 год 6 месяцев ребенок может принести ложку на стол. Давайте их по одной: «Папе ложку, маме ложку, бабушке ложку», пусть он многократно ходит к столу: вам не мешает, и за это вре­мя вы спокойно сделаете все остальное. Вы моете посуду, а ребе­нок может сполоснуть вымытые ложки. Или можно предложить ему «мыть» кукольную посуду. Пусть наблюдает за вашими дей­ствиями. Называйте их: «Вымоем чашку, чашка будет чистая. Ма­ша из нее опять молоко будет пить» и т. д. Вы стираете? Покажите ребенку, как вы закладываете в машину вещи («Для Маши мама выстирает...»). Если стираете что-то вручную, налейте ребенку в маленький тазик теплой воды, дайте маленькую вещичку, пусть «стирает». Только не давайте стирального порошка — он может вызвать аллергию, предложите мыло.

Постепенно диапазон действий ребенка становится значитель­но шире: он может не только смотреть, как, например, вы поливае­те комнатные растения, но и полить их сам, если вы подадите ему лейку с нужным количеством воды; класть на стол не только лож­ки, но и другие предметы сервировки и т. п.

Вы делаете уборку в квартире, и ребенку хочется что-то сде­лать. Дайте ему возможность в этом участвовать: протереть стул, кукольную мебель. Или вместе с вами пусть «протирает» стол, стулья. Мешает? Терпите, отнеситесь с юмором к его действиям, только не отстраняйте.

У вас есть огород, где вы выращиваете овощи, цветы. Малыш может поливать растения из маленькой леечки, носить маленьки­ми ведерками воду. Ребенок 2—3 лет может нести соответственно 0,5—0,8 кг в каждой руке. Проследите, чтобы ваш малыш нес воду (песок, землю) не в одной руке, а в обеих, во избежание искривле­ния позвоночника.

Ребенок может достаточно успешно сгребать снег с дорожки, ступенек крыльца маленькой лопаткой.

Проанализируйте все ваши дела с позиции возможного участия в них ребенка, и вы обнаружите, что в каждом из них есть место вашему малышу.

Исследования показывают, что мамы больше, чем папы, при­влекают малыша к своей, «женской», домашней работе (приготов­ление пищи, уборка, стирка). Общаясь с крохой на «деловой» основе, мама оказывает сильное влияние на его отношение к себе и повседневным трудовым процессам, без которых невозможна жизнь человека. Но в семье всегда найдется поле для совместной деятельности с ребенком и для папы: закапал водопроводный кран, заскрипела дверь, расшатался стул, потребовалась полочка для кухни и т. д. Весьма относительна будет помощь малыша в этих делах (подержал баночку с клеем, с гвоздиками; принес или подержал дощечку; подстелил газету и т. п.), но важнее всего то, что увеличивается длительность и нравственно-эмоциональная на­сыщенность его общения с папой. Посмотрите на личико своего крохи, когда он вам «помогает». Сколько в нем в это время значи­тельности: «Я большой! Я помогаю!»

Если малыш постоянно видит помощь папы маме, воспитатель­ный эффект возрастает.

Привлекая малыша к участию в «женской» работе, поощряя его «рыцарство» в маленьких семейных заботах и ситуациях, («Пойдем поможем маме накрыть на стол», «Давай пропылесосим ковер, помоем посуду» и т. п.), папа поднимает свой авторитет в глазах ребенка, способствует улучшению микроклимата в семье, что обязательно положительно скажется на результатах воспита­ния.

Очень важно, чтобы ребенок как можно раньше увидел, что предметы создаются руками людей. В этом большую роль сыграют поделки, изготовленные вами для малыша и вместе с ним.

Появление игрушки почти нз ничего <из бумаги, шнура, про­бок, пенопласта, баночек, косточек от фруктов, желудей, скорлупы грецкого ореха и т. п.) воспринимается ребенком как необыкно­венное превращение, вызывает восторг, будит фантазию. Наблю­дая, как вы делаете игрушку, он, конечно же, будет задавать во­просы, высказывать свои догадки о том, что бы это могло быть. Даже если он молча будет следить за вашими действиями, подер­жит какую-то деталь, а затем получит подарок, все равно это по­лезно для его развития.

Дети любят получать подарки, и подарок, сделанный специаль­но для ребенка, несказанно дорог ему. Малыш испытывает к нему (а значит, и к вам)' особые чувства и особенно бережет.

Что же могут делать для ребенка и вместе с ним мама и папа?

Девочки любят украшать себя. Сделайте вашей дочке простые украшения: бусы, сережки, кольца, браслеты, нанизав на толстую нить или мягкую проволоку в цветной пластиковой изоляции один или несколько <в зависимости от поделки) рядов желудей или ягод рябины (осенью), крупных пуговиц (зимой). Эти же украшения можно сделать из цветной бумаги, использованных открыток, фан­тиков от конфет, оберток от печенья, вафель, шоколада и т. п. На­режьте их высокими остроугольными треугольниками, скатайте треугольники (начиная с короткой стороны к острому углу) в тру­бочки и нанижите на нитку или проволоку. В таких украшениях ваша дочка будет с удовольствием красоваться сама, надевать их на своих кукол.

Малышам нужны плавающие игрушки. И мальчики и девочки любят пускать кораблики, лодочки. Сделать их можно из половин­ки скорлупы грецкого ореха, а мачту с парусом — из палочки и бумаги, соединив их кусочком пластилина или склеив клеем. Ло­дочки можно сделать и из кусочков пенопласта, пробки. Из пено­пласта вырезать корпус соответствующей формы, а пробку разре­зать вдоль, на плоскость прикрепить любую мелкую фигурку, и кораблик готов. Налейте 8 таз воды, пусть ребенок пускает лодоч­ки. Играя, он познает свойства воды. Дайте ему еще несколько предметов: допустим, маленький резиновый или пластмассовый мяч, пластмассовых рыбок, уточек, а вместе с ними и бумажный ко­раблик (лодочку), а также какие-нибудь тонущие предметы (каме­шек, металлическую ложку и т. п.). Играя в воде с этими предме­тами, ребенок обнаружит их разные свойства: одни из них тонут, другие нет, бумага размокает.

А бумажные самолетики, стрелы, вертушки можно сделать пря­мо на прогулке. Играя с ними, ребенок двигается, наблюдает, как они летают в воздухе, крутятся от ветра.

Дети любят гремящие игрушки. Их очень просто сделать. Возь­мите пластмассовый пузырек из-под шампуня, лосьона или метал­лическую банку из-под пива, чая и т. п. (только не стеклянную!), насыпьте туда фасоли, горошин, желудей, мелких камешков (что у вас под рукой), в горлышке хорошо закрепите палочку, за кото­рую ребенок будет держать «шумелку». Игрушка готова! Кстати ее можно использовать и как барабанчик, бубен, зовущий к сборам на прогулку, к уборке игрушек. Если сделать несколько таких по­гремушек из разных материалов, то можно будет заметить, что они издают разные звуки. Побуждая ребенка прислушиваться к ним, вы будете развивать у него остроту слуха.

Богатые возможности для пробуждения детской фантазии пре­доставляет различный природный материал: еловые и сосновые шишки, желуди, семена деревьев. Соединив их с другими материа­лами, например с пластилином, палочками, бумагой, можно полу­чить забавные игрушки, которые ребенок будет с удовольствием использовать в своей игре наряду с готовыми игрушками из мага­зина.

Дети любят рвать, мять, разрезать бумагу. Можно удовлет­ворить это желание, направив действие в полезное русло, и сде­лать весьма привлекательные картинки. Для этого разорванную или разрезанную на мелкие кусочки бумагу приклеивают в конту­ре нарисованного предмета (мозаичная аппликация), а затем под­клеивают выразительные детали. Если поместить картину в ра­мочку, получится оригинальный эстамп. Разорванную бумагу мож­но смять в комочки (для этого лучше взять гофрированную или салфеточную цветную бумагу) и тоже приклеить на плоскость на­рисованного предмета. На глазах ребенка рождается картина. Для нега это чудо. И он связывает его с вами: мама (папа) все умеет, все может!

Ребенок рвет бумагу, сминает ее в комочки, и это очень полез­но для развития мелкой моторики пальцев рук. В свою очередь развитие этих движений способствует (это доказано учеными-фи­зиологами) развитию речи, а также готовит руку ребенка к ору­дийным действиям.

Мы уже говорили, что овладение специфическими действиями с предметами, материалом, инструментами, орудиями труда в ран­нем детстве происходит через общение со взрослым. Только он мо­жет передать ребенку сведения о функциях предметов, показать приемы их использования. Поэтому, привлекая малыша к различ­ным действиям в совместных делах, уже с двух, двух с половиной лет активно влияйте на формирование у него некоторых простых навыков.

Простые, по мнению взрослых, действия с бумагой, например, представляют для малыша 2—3 лет значительные трудности, ведь движения его рук еще очень нескоордннированны. Обратите вни­мание: чтобы смять комочек, ребенок держит бумагу в пальцах од­ной руки, а другой сдавливает ее, то есть работает одна рука. Зна­чительно продуктивнее это действие (сминание) выполнять паль­цами обеих рук, поворачивая и сдавливая бумагу с разных сторон. Вот именно на это и обратите внимание малыша, пусть действует пальчиками обеих рук.

Многие мамы боятся доверить малышу ножницы. Из предосто­рожности дайте ему маленькие ножницы с тупыми концами. Пусть он под вашим непосредственным контролем отрезает от полоски бумаги (одним движением ножниц) маленькие кусочки. Вы на гла­зах у малыша используете их, создавая картинку (аппликацию). Ребенок понимает, что он делает что-то нужное (кусочек бумажки пригодился), и одновременно упражняется в определенном ору­дийном действии, что существенно расширяет возможности детей в дальнейшем.

Учите малыша владеть рукой с орудием, пусть это будет на первых порах всего лишь тряпка; движение руки должно стать по­следовательным и плавным, а не хаотичным и импульсивным, ка­ким вы его увидите поначалу. Например, при вытирании различ­ных поверхностей учите ребенка планомерному движению рукой с расправленной тряпочкой сначала по периметру вытираемой по­верхности, а потом слева направо и обратно поступательными дви­жениями по оставшейся поверхности; протирая кукольные блюдца в чашки, малыш учится делать рукой круговые движения; поливая растения — ставить носик лейки на край горшка, постепенно на­клоняя лейку и,т. д.

Используйте совместное действие, то есть возьмите руку ребен­ка в свою и проделывайте нужные движения: пусть ребенок почув­ствует «рисунок» движения, чтобы потом более успешно повторить его самому. Обозначьте движение руки каким-нибудь образным выражением. Например, вытирая круглое блюдце круговыми дви­жениями, приговаривайте: «Закружилась, закружилась Машеньки-на ручка...» Движению тем самым придается игровой характер, что делает его привлекательным для малыша, и он стремится его повторить.

Скажите ребенку, что он похож на своего папу — такой же сильный: взял снег на лопатку и отбросил в сторону, чтобы дорож­ка была чистая. И вы увидите, как преображаются ребенок и его действия: он уже не просто ковыряет снег, а действительно ста­рается взять его на лопатку и отбросить в сторону («как папа»). Результат невелик, но ценность его в том, что ребенок, подражая взрослому, приспосабливает руку к орудию, учитывает его особен­ности: у лопатки есть совок, на который нужно взять снег, я для этого следует определенным образом держать лопатку.

Не забывайте похвалить малыша за выполненное действие, подчеркнув значимость его для вас, для конечного результата. На­пример: «Вот какой Вовочка молодец, папе коробочку с гвоздика­ми принес. Котик не принес, нет у него ручек, а Вовочка принес. Сейчас вешалку прибьем».

Итак, приобщая малыша к разным трудовым процессам, вы­полняемым взрослыми, вы активно влияете на становление его действий с предметами, орудиями труда. Это будет необходимо ре­бенку в будущей продуктивной деятельности. Вы также способству­ете активному познанию свойств различных предметов быта, орудий труда. Например, помогая при сервировке стола, ребенок уз­нает, что для еды нужны разные виды посуды и что все они имеют разные свойства: тарелка, например, бывает большая и маленькая глубокая и мелкая и т. п. Или, действуя с бумагой, ребенок обна­руживает, что она мнется, рвется, разрезается. А если вы предло­жите малышу разную бумагу, то обратите его внимание, что она бывает гладкая и шероховатая, разного цвета, разной толщины и т. д.

Обогащение сенсорного опыта (восприятие разных свойств и качеств) поможет в дальнейшем ребенку ориентироваться в ис­пользовании предметов соответственно заданному условию. На­пример, ложек нужно столько, сколько человек сядет за стол; глу­бокая тарелка — для первого блюда, мелкая — для второго; книж­ку с красной обложкой лучше подклеить красной бумагой и т. д.

Итак, приобщая ребенка к совместной деятельности, вы уже готовите его к будущему систематическому участию в доступном для него труде:

– малыш овладевает некоторыми орудийными действиями (ис­пользует орудия в соответствии с их функциональным назначени­ем) и относительно самостоятельно выполняет эти действия;

– проявляет ярко выраженную готовность соучаствовать в тру­довых процессах взрослого;

– на наглядно-эмоциональном уровне воспринимает и пони­мает полезность своих действий.

Но не только этим исчерпывается значимость совместных с ре­бенком дел.

Каждый, наверное, помнит такие общие дела, как предпразд­ничная уборка квартиры или весенние работы в саду, когда все дружно, с шутками помогают друг другу, охваченные общим радо­стным возбуждением. И работа спорится, и наглядно проявляется тот самый принцип взаимодополнения, который каждому помогает осознать свое место. Так вот, элементарное участие в делах взрос­лых вызывает у ребенка подобные чувства. Доказано, что благода­ря совместной деятельности со взрослым уже в два года ребенок начинает осознавать себя членом семейного коллектива и свой «вклад» в общие дела семьи. Участие в делах взрослых формирует у малыша чувство связанности с мамой и папой, позицию «Я их помощник». В дальнейшем это станет одним из мотивов его актив­ного участия, содействия в делах взрослых и не позволит избегать или оставаться сторонним наблюдателем их деятельности, так как это будет вызывать у него эмоциональный, психологический дис­комфорт. Таким образом вы закладываете основы дальнейшего становления трудовой деятельности ребенка и его развития в ней.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.