Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие экономики и предприятия




Термин экономика древнегреческого происхождения. Автором принято считать Ксенофонта. В некоторых источниках авторство отдают Аристотелю (3-4 век до н.э.). Происходит термин от греческих слов «экос» и «логос», что означает хозяйство и норма, т.е. хозяйствовать по правилам. Т.к. хозяйство в др. Греции было натуральным, т.е. домашним, то первое значение слова – ведение домашнего хозяйства.

В мировой экономической науке термин экономика означает практику, а экономикс – экономическую теорию. Слово экономика в русском понимании означает и практику и теорию.

Экономика это процесс преобразования ограниченных природных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей человека.

Основным звеном экономики считается предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Средства производства делятся по назначению на средства труда (производственные здания, машины, оборудование, приборы и т.п.) и на предметы труда (сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, тара и т.д.).

Под самостоятельным промышленным предприятием понимается производственная единица, обладающая производственным техническим единством, оргинизационно-административной и хозяйственной самостоятельностью.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

На процесс деятельности предприятия определенное влияние оказывает внешняя среда. При наиболее полном анализе, с учетом зарубежного опыта, ее принято делить на две части:

Ø среда прямого воздействия – центральные и местные органы власти, потребители продукции, поставщики материальных ресурсов, трудовые ресурсы, конкуренты;

Ø среда косвенного воздействия – общее состояние экономики, политические факторы (например, выборы), научно-технический прогресс, социальные, культурные и экологические факторы, международные отношения.

Предприятия являются юридическими лицами.

Появление института юридического лица обусловлено теми же причинами, что и возникновение эволюции права, т.е. усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с учетом одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота. Так уже во втором веке до нашей эры юристами римской республики обсуждалась идея существования организаций (союзов), обладающих нераздельным обособленным имуществом (частные корпорации, коллегии), выступающих в гражданском обороте от собственного имени, существование которых не зависит от изменений в составе их учредителей.

Само понятие юридическое лицо было неизвестно римским юристам, но идея расширить круг субъектов частного права за счет организаций и союзов граждан принадлежит именно римскому праву.

Бурное развитие экономики середины 19 века дало мощный импульс развитию учения о юридических лицах. В 20 веке значение института юридического лица все более возрастает вследствие усложнения инфраструктуры и интернационализации предпринимательской деятельности, расширения государственного вмешательства в экономику. Поэтому резко увеличивается объем законодательства о юридических лицах.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс и смету. Юридическое лицо подлежит обязательной государственной регистрации и действует либо на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В уставе отражаются организационная и правовая формы, фирменное наименование, юридический адрес, предмет и цель деятельности, уставный фонд, порядок распределения прибыли, органы контроля, перечень местонахождения структурных единиц, условия реорганизации и ликвидации.

Рассмотрим схему деятельности предприятия в условиях рынка (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Деятельность предприятия в условиях рынка

 

В этой схеме акцент делается на самых исходных и существенных элементах деятельности предприятия в условиях рынка. В приведенной схеме показана обратная связь от потребителей к основным функциональным подразделениям предприятия, что типично для рыночных условий. Предприятие в условиях рынка должно производить ту продукцию, которая будет востребована потребителями.

Мировая хозяйственная практика свидетельствует, что прежде чем производить продукцию, надо исследовать рынок, выявить спрос на эти товары. В этом случае, когда предприятие выходит на рынок с новым товаром, следует заранее знакомить потребителей со своим товаром, используя рекламу, различные выставки и т.п. Только такая хозяйственная политика может обеспечить и сбыт продукции, и прибыль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.