Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к результатам освоения дисциплины




МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Калининград

Теория вероятностей: Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения / Авт.- сост. к.т.н. Тристанов А.Б. – г. Калининград: МФЮА, 2014. – 32 с.
 
 
Рассмотрена и одобрена Кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, протокол от «_29__» _ января _ 2014 г. № 6
 
 
 
 
 
 
Автор: к.т.н. Тристанов А.Б.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  © Тристанов А.Б., 2014 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2014 © Калининградский филиал МФЮА, 2014

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения дисциплины «Теория вероятностей» является формирование студентом естественнонаучной культуры, ориентированной на знания в области естественных наук на основе целостного научного представления о математике; развитие умения применять полученные знания в профессиональной деятельности в условиях современного экономического пространства, навыков математического описания, анализа и оценки проблем, событий и процессов в области экономики.

Задачами дисциплины «Теория вероятностей» являются:

- развитие математической культуры, изучение основ теории вероятностей;

- развитие умений самостоятельно решать задачи по курсу теории вероятностей, анализировать результаты решения, проводить экономическую интерпретацию математических моделей, построенных с помощью аппарата теории вероятностей;

- формирование установок вероятностного подхода к анализу современных экономических явлений.

 

Дисциплина «Теория вероятностей» является базовой дисциплиной математического и естественнонаучного цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению «Менеджмент» (бакалавриат) и адресована студентам второго курса.

В методическом плане «Теория вероятностей» базируется на результатах освоения дисциплин «Математический анализ» и «Линейная алгебра» первого и второго курсов обучения. Вместе с дисциплинами «Линейная алгебра», «Математический анализ», «Теория вероятностей» составляет основу математического образования студента. Курс рассчитан на студентов, имеющих подготовку по математике в объеме программы средней школы или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования.

 

В совокупности с другими дисциплинами базовой части математического блока ФГОС ВПО дисциплина «Теория вероятностей» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных компетенций бакалавра по направлению «Менеджмент»:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

Процесс изучения дисциплины «Теория вероятностей» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций бакалавра по направлению «Менеджмент»:

- способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчёта экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способность на основе типовых методик и действующей нормативно правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

- способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчётов и обосновывать полученные выводы (ПК-5);

- способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

- способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

В результате освоения дисциплины «Теория вероятностей» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования.

Знать:

- основные теоретические положения теории вероятностей,

- правила и формулы для расчетов вероятностных характеристик экономических систем.

Уметь:

- вычислять вероятностные характеристики случайных величин,

- применять вероятностные законы к анализу реальных экономических систем.

Владеть:

- методами расчета вероятностных характеристик случайных величин,

- всем арсеналом методов применения вероятностных моделей экономических систем для решения практических задач.

Полученные в процессе обучения знания могут быть использованы при изучении таких дисциплин как «Эконометрика», «Статистика», «Методы анализа данных».

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы (72 часа).

Вид промежуточной аттестации – экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Основные понятия теории вероятностей

 

Случайное событие. Опыт с конечным числом исходов. Классическое определение вероятности. Непосредственный подсчет вероятностей. Схема выбора с возвращением и без возвращения элементов. Частота или статистическая вероятность события. Правила сложения вероятностей. Следствия правила сложения вероятностей. Условная вероятность события. Независимость событий. Рекомендации и примеры использования основных правил теории вероятностей. Формула полной вероятности. Теорема гипотез (формула Байеса).

 

Тема 2. Аксиоматическое построение теории вероятностей

 

Элементарные сведения из теории множеств. Аксиомы теории вероятностей и их следствия. Правила сложения вероятностей. Следствия правила сложения вероятностей.

 

Тема 3. Последовательность независимых испытаний

 

Независимые испытания. Формула Бернулли. Наивероятнейшее число успехов в схеме Бернулли. Локальная и интегральная предельные теоремы. Теорема Пуассона.

 

Тема 4. Случайные величины

 

Закон распределения. Ряд распределения дискретной случайной величины. Функция распределения. Функция распределения дискретной случайной величины. Непрерывная случайная величина. Плотность распределения. Числовые характеристики положения. Моменты. Дисперсия и среднее квадратичное отклонение. Производящая функция. Биноминальное распределение. Распределение Пуассона. Простейший поток событий. Геометрическое распределение. Гипергеометрическое распределение. Равномерное распределение. Показательное распределение. Нормальное распределение. Гамма- распределение и распределение Эрланга.

 

Тема 5. Системы случайных величин

 

Понятие о системе случайных величин. Функция распределения системы двух случайных величин. Система двух дискретных случайных величин. Матрица распределения. Система двух непрерывных случайных величин. Совместная плотность распределения. Зависимые и независимые случайные величины. Условные законы распределения. Начальные и центральные моменты. Ковариация. Регрессия. Двумерное нормальное распределение. Закон распределения и числовые характеристики n -мерного случайного вектора. Многомерное нормальное распределение.

 

Тема 6. Предельные теоремы теории вероятностей

 

Неравенство Чебышева. Закон больших чисел. Следствия закона больших чисел. Центральная предельная теорема.

Рекомендации студенту

 

Теория вероятностей – математическая наука, изучающая закономерности в случайных явлениях.

Под опытом понимается некоторая воспроизводимая совокупность условий, в которой наблюдается то или иное явление. Опыт может представлять как одно испытание, так и серию испытаний.

Случайное явление – это такое явление, которое при неоднократном воспроизведении одного и того же опыта протекает каждый раз несколько по-иному.

Примеры случайных явлений: взвешивание тела на аналитических весах, подбрасывание монеты или игрального кубика.

В данных примерах условия опыта неизменны, но результаты опыта варьируются. Эти вариации связаны с воздействием второстепенных факторов, влияющих на исход опыта, но не оговоренных в числе основных условий. На практике существует большой класс задач, в которых интересующий исход опыта зависит от столь большого числа факторов, что учесть их в полном объеме невозможно.

При наблюдении совокупности однородных случайных явлений часто обнаруживается закономерность, получившая название устойчивости частот (бросание монеты при многократном повторении дает число выпадения герба, равное 1/2, бросание игрального кубика дает число выпадений грани с цифрой 6, равное 1/6; процент брака в отлаженном технологическом процессе). Проявление такого рода закономерности при массовом воспроизведении опыта позволяет сделать вывод о том, что отдельные индивидуальности случайных явлений тонут в суммарном результате опытов.

Таким образом, базой для применения вероятностных (статистических) методов является свойство устойчивости частот в массовых случайных явлениях. Методы теории вероятностей не позволяют предсказать исход отдельного опыта, но дают возможность предсказать суммарный результат (в среднем) большого числа опытов. К примеру, случайным является движение молекул газа в сосуде, и не представляется возможным предсказать траекторию движения и скорость отдельной молекулы, однако давление газа на стенки сосуда (при большом числе молекул) является неслучайной величиной.

Зарождение теории вероятностей связано с исследованиями Паскаля (1623–1662), Ферма (1601–1665), Гюйгенса (1629–1695) в области теории азартных игр, когда было сформулировано понятие вероятности, математического ожидания. Классическое определение вероятности события было введено Якобом Бернулли (1654–1705), им же был сформулирован закон больших чисел. В дальнейшем основы теории вероятностей закладывались работами таких математиков, как Муавр (1667–1754), Лаплас(1749–1827), Гаусс (1777–1855), Пуассон (1781–1840). Большой вклад в развитие теории вероятностей внесла русская школа математики в лице П. Л. Чебышева (1821–1894), А. А. Маркова (1856–1922), А. М. Ляпунова (1857–1918), А. Н. Колмогорова(1903–1987).

Правила выполнения контрольной работы

В процессе подготовки к зачету студенты выполняют индивидуальное задание по курсу «Теория вероятностей» и сдают зачет.

Индивидуальное задание необходимо выполнять в тетради синими чернилами, оставляя поля для замечаний преподавателя. На обложке тетради должны быть четко написаны фамилия, имя, отчество студента, название дисциплины и группы.

Индивидуальное задание должно содержать решение всех задач, указанных в задании, строго по своему варианту. Индивидуальное задание, содержащее решение не всех задач, а так же решение задач не своего варианта, не засчитываются.

Решения задач следует располагать в порядке номеров, указанных в заданиях, сохраняя номера задач.

Перед решением каждой задачи необходимо написать полностью ее условие. Решение задач следует излагать подробно и аккуратно, объясняя и мотивируя все действия по ходу решения.

Индивидуальное задание состоит из 11 задач. Каждая задача содержит 10 вариантов. Номер варианта индивидуального задания выбирается по последней цифре номера зачётной книжки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.