Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Плавание




Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальности 022300 «Физическая культура и спорт»


УДК797(075.8) ББК 75.717.5я73 В43


ПРЕДИСЛОВИЕ


 


Рецензенты:

кафедра спортивных дисциплин

Шуйского государственного педагогического университета

им. Д.А. Фурманова;

А.Н.Дундуков,

заслуженный работник

физической культуры РСФСР, доцент

Викулов А.Д. В43 Плавание: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве­дений / А.Д. Викулов.— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. —367 с.

ISBN 5-305-00022-Х.

Учебное пособие написано в соответствии с новой программой по дисциплине «Плавание». Большое внимание уделено методике обу­чения и преподавания плавания, современно представлена теория обучения двигательным действиям. За основу приняты новые пра­вила соревнований, утвержденные ФИНА, программа для ДЮСШ. Адресовано студентам факультетов физической культуры вузов, будет полезно учителям, тренерам, спортсменам.

УДК 797(075.8) ББК75.717.5я73

© Викулов А.Д., 2003

© ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

© Серия «Учебное пособие для вузов» и серийное оформление. ООО «Изда­тельство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003

© Макет. ООО «Издательство ВЛАДОС-
ISBN 5-305-00022-Х ПРЕСС», 2003


Известно, что физическое развитие человека в онтогенезе подчиняется определенным закономерностям. Главная цель физического воспитания — с помощью его специфических средств (физических упражнений) помочь организму реализо­вать в процессе индивидуальной жизни свой наследственный двигательный потенциал, способствовать всестороннему разви­тию личности. Именно с этой точки зрения и нужно, на наш взгляд, изучать плавание.

В основе физического воспитания лежит спортивная трени­ровка, концепция которой на сегодняшний день, по сути, един­ственная научно обоснованная концепция управления есте­ственным двигательным потенциалом человека. Не случайно обучение и тренировка — единый педагогический процесс. С учетом этого за основу нами взято спортивное плавание.

Плавание как учебный предмет представляет собой область знаний, изучающую законы взаимодействия организма плов­ца с водой — средой, в которой организуются его двигательные действия. Изучение такого взаимодействия обусловлено необ­ходимостью формирования двигательных навыков — тех, ко­торые позволили бы передвигаться в водной среде наиболее эф­фективными способами без специальных приспособлений и под­держивающих средств.

Цель и задачи, стоящие перед студентом, приступающим к изучению данной Дисциплины, предусмотрены программой «Плавание» Министерства образования Российской Федерации. Ею определено содержание дисциплины, которое включает в себя: общие закономерности движений в водной среде, техни­ку спортивных способов плавания, прикладное плавание, ме­тодику обучения плаванию, методику преподавания плавания и многое другое.

Отдавая должное значению педагогических воздействий, следует признать, что в основе физического воспитания и спортивной тренировки все-таки лежат глубокие биологичес­кие закономерности. Именно поэтому становится важным ос-



новательное изучение морфологических и функциональных особенностей организма пловца, что, в свою очередь, поможет эффективнее использовать средства физического воспитания. С учетом этого в настоящем учебном пособии автор обращается к современным научным данным морфологии, физиологии, те­ории и методики физического воспитания и спортивной трени­ровки.

В России по-прежнему существует проблема несчастных слу­чаев на воде и в связи с ней — проблема массового обучения детей плаванию. Без сомнения, эти проблемы носят государ­ственный характер и должны решаться по-государственному, поэтому значительная часть подготовки будущего специалис­та по физической культуре и спорту ориентирована на совре­менную материально-техническую базу, на условия оборудо­ванного плавательного бассейна — так, как это сегодня принято во всем мире. Разумеется, не исключается работа и в других условиях.

Поскольку система условий, в которых выполняются двига­тельные действия пловца, строго специфична, специфичны и сами плавательные движения. В этой связи перед студентом стоит важнейшая задача познать специфику плавания, устано­вить наиболее общие закономерности плавательных движений. Представляется, что в этом отношении самым важным может стать изучение особенностей водной среды, механизма создания силы тяги и механизма активного гидродинамического сопро­тивления поступательному движению тела пловца, основной из которых — механизм создания отрицательного градиента давления на поверхности тела пловца. Он реализуется в движе­ниях, которые носят колебательный характер.

Поскольку подготовку специалиста по специальности 03.03. — «Физическая культура и спорт» осуществляют и классические университеты, и педагогические университеты, и педагогичес­кие институты и даже технические вузы, в учебном пособии предпринята попытка соединения знания фундаментального и знания технологического, поиска наиболее общих основ пла­вания.

Учебное пособие существенно поможет студенту в его само­стоятельной подготовке.

Объем и содержание курса плавания полностью соответству­ют современным требованиям, предъявляемым к подготовке спе­циалиста по физической культуре и спорту в новых условиях.


Глава I

ПЛАВАНИЕ —

ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ НАВЫК

Плавание — жизненно важный навык. Почему? Вероятно, прежде всего потому, что большую часть поверхности Земли (71 %) занимает водная среда, и человек вольно или невольно вынужден с ней контактировать.

С древних времен плавание применялось в быту и в труде че­ловека (например, во время рыбной ловли и охоты за водопла­вающей дичью, при нырянии за жемчугом и ценными ракови­нами). Многие профессии древних народов, селившихся возле морей, рек и озер, требовали отличного владения плаванием. Например, в финикийских городах Тир, Скион, Амрита (Сре­диземноморское побережье) во втором тысячелетии до нашей эры был широко развит подводный промысел по добыче с морс­кого дна моллюсков и особых ракушек, из которых финикий­ские кустари изготавливали известные в то время яркие пур­пурные краски.

Подводный промысел был широко развит на побережье Сре­диземного, Красного и других южных морей, в Индийском и Тихом океанах.

Славились своими пловцами — ныряльщиками за жемчугом, раковинами, губками и различными кораллами Япония, Цей­лон, Филиппины.

Искусными пловцами были аборигены Австралии.

Археологические,находки (вазы, статуэтки, амфоры, баре­льефы, папирусы, гробницы, наскальная живопись, фрески) свидетельствуют о том, что за несколько тысячелетий до нашей эры народы Египта, Ассирии, Финикии и некоторых других стран умели хорошо плавать, и им были известны способы пла­вания, напоминающие современный кроль и брасс. Сегодня об этом можно подробно узнать по целому ряду исторических до­кументов, изданных книг и сохраненных музейных ценностей.

В Древней Греции еще до нашей эры плавание являлось од­ним из основных средств физического воспитания, причем не только юношей, но и девушек. «Хромым» (т.е. калекой) счи­тался тот, кто не умел читать, писать, а также плавать. Здоро-


 




вье, физические качества и красота человеческого тела дости­гались физическими упражнениями. Идеальным считалось об­наженное мускулистое тело безупречного телосложения с пра­вильными пропорциями.

Долгие годы во многих государствах плавание занимало важ­ное место в военном деле. Умение преодолевать водные прегра­ды в одежде, в воинских доспехах, с вещами и грузом, развед­ка, специальные задания диверсионного характера требовали отличной плавательной подготовленности.

Редчайшими памятниками архитектурного искусства, сохранившимися до наших дней, являются бассейны при рим­ских термах Нерона (38 х 26 м), Каракаллы (55 х 20 м) и Диок­летиана (100 х 50 м).

Большое значение умению плавать придавали и славянские народы. Об этом говорят различные летописи, предания, легенды, былины и другие источники. Известный советский спе­циалист в области гигиены и физического воспитания И.М. Сар-кизов-Серазини утверждал: «Славяне при всех своих заболева­ниях и немощах обращались к водным процедурам. Вода употреблялась не только для лечебного воздействия, но как единственное средство, поддерживающее чистоту тела»'.

Спортивное плавание зародилось на рубеже XV—XVI вв. Одно из первых соревнований по плаванию проведено в Вене­ции в 1515 г. Оно способствовало прогрессивному развитию тех­ники способов плавания, росту скоростей плавания.

Первые школы плавания появились во второй половине XVIII в. в Германии, Австро-Венгрии, Франции.

К концу XIX в. плавание приобрело большую популярность как вид спорта.

Первые официально зарегистрированные спортивные состя­зания пловцов по первым в истории «Правилам проведения со­стязаний пловцов на специальные призы» были организованы в Инженерном корпусе русской армии в начале 30-х годов XIX в. В те годы в Первой и Второй саперных бригадах этого корпуса были созданы специальные плавательные команды.

В 1869 г. возникла первая в мире спортивная организация пловцов — «Ассоциация любителей спортивного плавания Англии».

Вслед за Россией и Великобританией соревнования по пла­ванию стали проводиться и в других европейских странах. Так, на протяжении двух последних десятилетий XIX в. появились спортивные организации по плаванию в Швеции (1882 г.), Гер­мании и Венгрии (1886 г.), Франции (1887 г.), Голландии и США


(1888 г.), Новой Зеландии (1890 г.), Италии и Австрии (1899 г.) и в других странах.

В 1889 г. в Будапеште состоялась первая крупная междуна­родная встреча по плаванию с участием спортсменов несколь­ких европейских стран. После этого международные соревно­вания пловцов стали проводиться ежегодно — поочередно в различных странах Европы. Большинство из них проходило в специально сооруженных плавательных бассейнах самых раз­личных размеров, поэтому программа соревнований включала тогда разные дистанции — от 50 до 2000 м, выбираемые каж­дой страной, исходя из местных условий. Единых «междуна­родных» дистанций не было.

В конце XIX столетия спортивное плавание включено в про­грамму Олимпийских игр. На первых Олимпийских играх современности (1896 г.) программа полностью состояла из за­плывов «вольным стилем».

В 1900 г., на II Олимпиаде, в программу соревнований вклю­чено плавание на спине. В этот период плавали в основном пе­ревернутым брассом.

В 1904 г. в самостоятельный способ выделен способ плава­ния брасс.

Международные соревнования до 1908 г. проводились без унифицированных правил. Постоянной регистрации мировых рекордов не было. Программа Олимпийских игр изменялась по желанию страны-организатора. Летом 1908 г. по инициати­ве старейшей в мире национальной «Ассоциации любителей спортивного плавания Англии» и ее президента адвоката Геор­га Херна в Лондоне собрались представители национальных плавательных организаций восьми европейских стран (Вели­кобритании, Бельгии, Венгрии, Германии, Дании, Ирландии, Франции и Швеции). Ими было принято решение о создании Всемирной спортивной организации по плаванию (ФИНА), ко­торая разработала единые правила проведения соревнований, стала заниматься проведением крупных соревнований, вклю­чая Олимпийские игры. Регулярное проведение соревнований способствовало совершенствованию техники спортивного пла­вания, поиску новых, более рациональных и быстроходных его способов. Сегодня ФИНА — одна из самых многочисленных международных организаций, насчитывающих более 100 стран-участниц. Проводятся Олимпийские игры, чемпионаты мира, чемпионаты континентов, национальные первенства. Офици­ально признаны в качестве спортивных способов кроль на гру­ди, кроль на спине, брасс, баттерфляй.


 




В нашей стране разработана, функционирует и периодичес­ки обновляется Единая спортивная классификация, определя­ющая нормативы и требования к присвоению спортивных разрядов и спортивных званий.

Плавание — один из наиболее массовых видов спорта.

Плавание в дореволюционной России

Появление и развитие плавания в России относится к древ­нейшим временам. Возникшее как навык, необходимый чело­веку в трудовой деятельности, плавание использовалось в быту и в военном деле.

Организованное обучение плаванию стало применяться зна­чительно позднее: в середине XVII в. Петр I, создав регулярную армию и флот, включает его в программу подготовки офицеров армии и флота, в боевую подготовку солдат и матросов. Под его руководством проводились учения — «потехи» с форсировани­ем водных преград и сражениями на воде. Плавание было вклю­чено в число учебных дисциплин Морской академии, открытой в 1719 г.

Во второй половине XVIII в. в России отмечается значитель­ный расцвет науки, культуры и искусства. Педагогические идеи о соединении умственного образования с физическим воспита­нием начинали претворяться в жизнь. В программы учебных заведений того времени включались как самостоятельный пред­мет различные физические упражнения, в том числе и плава­ние. В печати публиковались статьи, в которых говорилось о необходимости обучения искусству плавания, давались сове­ты по технике плавания и методике обучения. Особенно боль­шое внимание уделялось умению плавать и переправляться вплавь в военном деле.

Плавание вводится как предмет, обязательный для изучения, в Морском кадетском корпусе, основанном в 1752 г.

Уже в 1782 г. имелись платные преподаватели плавания.

Плавание стало изучаться в сухопутном кадетском корпусе.

В XVIII в. плавание как прикладной вид физической подго­товки получило распространение в войсках великого русского полководца А.В. Суворова. Еще будучи командиром полка, он широко применял обучение солдат плаванию и переправам вплавь, заставляя их переплывать реки и широкие рвы, запол­ненные водой. Часто солдаты и офицеры его полка организо­ванно переплывали р. Волхов, причем А.В. Суворов сам пока-


зывал пример, бросаясь в воду первым. Все это помогло его вой­скам бесстрашно преодолевать преграды во время сражений.

Применявшийся в тот период метод обучения плаванию опи­сан в «Экономическом месяцеслове» за 1776 г. Здесь подробно разбирается вопрос о том, какое свойство приобретает тело человека, если его легкие наполнены воздухом. Этот воздух, по мнению автора, «должен держать тело поверх воды и не до­пускать его тонуть». Важнейшее открытие неизвестного авто­ра было положено в основу обучения плаванию и получило название метода естественного изучения плавательных движе­ний: человека сначала учили спокойно лежать на груди и на спине на поверхности воды и только после освоения этого навы­ка обучали правильным приемам плавания, которые предусмат­ривали освоение способа в целом.

Техника того времени была представлена следующим образом. Человек на воде принимает горизонтальное положение, которое создает большую площадь опоры; далее выполняются одновре­менные движения ногами, которые рекомендуется умеренно сгибать, а затем раскидывать вместе с вытягиванием обеих рук вперед; после этого обе руки должны одновременно производить движения, «загребая оными под себя воду». «Проворство» в пла­вании (координация движений) зависит от согласования движений руками и ногами. Голову рекомендуется держать по­выше «для свободного поверх воды дыхания». Движения необ­ходимо выполнять так, чтобы они были «подпорою и помощью».

С введением очередного устава армии (XVIII в.) прогрессив­ный естественный метод изучения плавательных движений ут­ратил свою силу.

Во второй половине XVIII в. в России сложилось два метода обучения плаванию: целостного и раздельного обучения. Обу­чение по первому методу сводилось к тому, что занимающиеся после выполнения ряда подготовительных упражнений и озна­комления со свойствами воды воспроизводили в целом показан­ный преподавателем способ плавания. Обучение по второму методу предусматривало тщательное разучивание каждого дви­жения (под счет) сначала на суше, затем в воде. При выполне­нии упражнений широко использовались поддерживающие средства. На водоемах строились специальные плоты с перила­ми и применялись шесты с лямками и «удочки», на которых подвешивались обучаемые. Каждый из методов существовал совершенно самостоятельно. Метод целостного обучения при­менялся главным образом среди гражданского населения, а раз­дельного обучения — в армии.


 




В 1829 г. вышла «Инструкция предписаний от Его Импера­торского Высочества Цесаревича и Великого Князя Константи­на Павловича», в которой были определены правила состяза­ний по плаванию, состав судейской комиссии, порядок награждения победителей, медицинское обеспечение и меры страховки в воде.

По этой «Инструкции» в 1829 г. на реке Березовке было орга­низовано состязание по плаванию. Оно явилось первым сорев­нованием в России, проведенным по утвержденным правилам. Любопытно, что к участию в состязаниях допускались лишь лучшие пловцы, принадлежащие к разряду отличных. Пловец мог быть назван отличным:

«1. Если он, плывя на животе, держит плечи высоко над во­дой и разводит притом руками и ногами плавно и сильно; плы­вя на спине, держит грудь над водой.

2. Если он плавает стоя, держась над водой по грудные
соски.

3. Если он бросается в воду как головой, так и ногами, и.при том в определенный пункт (ивовый обруч диаметром 1 аршин) и может из него высвободиться.

4. Если он ныряет и может найти на дне потонувшую вещь (железную гирю весом от 2 до 3 фунтов с привязанным к ней деревянным валиком, длиною 1 фут и 1,5 дюйма в диаметре).

5. Если он, бросаясь в воду в сапогах, без портянок, в испод-нях брюках и понтонной рубашке, застегнутой у ворота, и плы­вя по течению, может снять с себя всю одежду, бросая все снимаемое на берег, проплывая при этом 5 сажень.

6. Если затем на следующих 5 саженях, плывя по течению, он приведет к берегу плывущее тело весом до 4 пудов (вес чело­века)».

К началу XIX в. предпринимаются первые попытки созда­ния школ плавания. Так, в 1803 г. такая школа открывается в Санкт-Петербурге на р. Неве французом Вольсею. В 1834 г. близ Летнего сада открывается общедоступная школа плавания, которой руководит прибывший из Швеции магистр искусства плавания Густав Муар де Паули. В 1837 г. там же, на р. Неве открывает школу плавания г-н Лидией. В 1838 г. М. Паули издает свою книгу — фактически учебник (Густав Муар де Пау­ли. Руководство к плаванию с показанием пользы этого искус­ства в войне. С-Пб.). По прибытии в Петербург Паули был пора­жен, что здесь нет школ плавания и даже хороших купален, тогда как город со всех сторон прорезается и пресекается водой, которая часто разливается и грозит ужасной гибелью. Говоря


о пользе обучения плаванию среди гражданского населения и военнослужащих, он описывает технику плавания брассом, на боку, «по-собачьи», русскими саженками, ныряния, прыж­ков в воду, оказания помощи утопающим. Паули считал, что после каждого курса обучения необходимо проводить состяза­ние, чтобы быть «Признанным магистром искусства плавания». Всех состязающихся предлагалось разделить на три класса (А, В, С). Чтобы стать магистром плавания или кандидатом, не­обходимо было выполнить следующие нормативы:

А — достигнуть меры во всех предметах;

В — три четверти сказанной меры;

С — специальной меры (для кандидатов).

Меры были следующими: 1.Проплыть дальние расстояния «лягушкой на брюхе»:

А — 600—800 саженей; В — от 300 до 500 саженей; С — 100

саженей. 2.Проплыть на спине:

А — 100—200 саженей; В — 80—90 саженей; С — 15—25

саженей.

3. Ходить по воде без помощи рук, кисти — наружу:

А — 40—50 саженей; В — 25—30 саженей; С — 8—10 са­женей.

4. Пронести что-нибудь в руке над водой, не замочив предмет и
не меняя руки:

А — 120—150 саженей; В — 60—90 саженей; С — 15—30 саженей.

5. Плыть в одежде и нести ружье, не замочив его:

А — 50—80 саженей; В — без ружья 60—75 саженей.

6. Плыть с доской на вытянутых руках:

А — 30—40 саженей; В — 15—25 саженей.
7.Нырнуть в глубину и принести песку или чего-нибудь дру­
гого: *
А — 5—6 саженей; В — 3—4 сажени; С — 1—1,5 сажени.

8. Нырнуть вдоль берега:

А — 10—15 саженей; В — 6—8 саженей; С — 2—3 сажени.

9. Нырнуть и принести несколько вещей, разбросанных на глу­
бине 2 саженей (можно монеты):

А — 8—10 штук; В — 3—4 штуки.

10. Проплыть с человеком, помещенным впереди (спасение уто­пающего): А — 15—20 саженей; В — 9—10 саженей.

11 • А — должен совершенно раздеться в воде; В — скинуть часть одежды.


 




12. А, В — должны исправно сделать скачки головой в воду и другие прыжки, отличающие смелого и искусного пловца.

13. Борьба в воде.

14. Надлежит знать еще несколько приемов в плавании.
Победители увенчиваются дубовыми венками и награждают­
ся дипломами.

Петербургская школа плавания работала несколько летних сезонов, однако спортивные состязания в ней не практикова­лись. Регулярно проводимые в 30-е гг. XIX в. в инженерных войсках русской армии военно-прикладные состязания пловцов не нашли распространения среди гражданской молодежи.

Первой попыткой организации спортивной работы по пла­ванию была деятельность кружка любителей плавания, создан­ного в 90-х гг. под Петербургом, в г. Павловске. Члены кружка обучались там известным в то время спортивным способам. Лишь в самом конце XIX в. в Петербурге и в Риге были органи­зованы первые спортивные соревнования пловцов. Так, летом 1894 г. петербургский «Кружок любителей спорта» организо­вал близ Петербурга, в дачном местечке Тярлево, на р. Славян­ка соревнования по плаванию.

В 1903 г. в Риге создано «Рижское общество пловцов», а че­рез 2—3 года — «Первое Балтийское общество плавания» и «Второе Балтийское общество плавания». Они стали регуляр­но проводить в Риге спортивные соревнования. Особой популяр­ностью пользовался традиционно разыгрываемый чемпионат на звание «Лучший пловец Балтийского моря». Он проводился на дистанцию 1 км. Пароход с участниками соревнований от­ходил от берега Рижского залива примерно на один километр, потом спортсмены по команде судьи стартовали с борта в воду и плыли к берегу.

Соревнования проводились на открытой воде. Плавательных бассейнов в те годы не было.

Первые учебные крытые плавательные бассейны были соору­жены в конце прошлого века в Петербурге: 4 небольших (12,5 х 5,4 м) бассейна при кадетских корпусах и военных училищах. В самом начале XX века на Николаевской набережной Санкт-Петербурга сооружен первоклассный для того времени кры­тый плавательный бассейн размером 17,5 х 8 м. С 1906 г. в этом бассейне стали регулярно проводиться учебные занятия и спортивные состязания по плаванию для воспитанников мор­ских и кадетских корпусов. В Москве, при Центральных ба­нях, в 1891 г. открылся первый бассейн круглой формы диамет­ром около 9 м, а в 1895 г. при Сандуновских банях — бассейн


длиною 12,5 м, однако они были доступны немногим; никакого обучения плаванию и тем более никаких спортивных состяза­ний не проводилось.

В 1902 г. небольшой крытый бассейн (10 х 5 м) вступил в строй при Киевском кадетском корпусе.

В 1897 г. опубликован труд А. Ганике «Самообучение плава­нию». В книге было дано описание основных подготовительных упражнений и впервые рекомендовался способ «скольжение» как один из приемов приучения занимающихся к уверенным движениям в воде. Он стал с успехом применяться во всех шко­лах плавания.

Система обучения детей и подростков, предложенная А. Га­нике, состояла из двух основных групп упражнений. В первую группу были включены упражнения на освоение с водной сре­дой. Во вторую — упражнения для изучения способа плавания брасс. Система, предложенная А. Ганике, в целом явилась про­образом современной целостно-раздельной системы обучения плаванию.

Огромную роль в развитии плавания в России сыграла Шу-валовская школа, созданная в 1908 г. по инициативе доктора В.Н. Пескова на Суздальском (Шуваловском) озере близ Петер­бурга. Здесь была сооружена на сваях большая водно-спортив­ная база, включавшая 32-метровую подковообразную купаль­ню, 50-метровый плавательный бассейн для тренировочных занятий и соревнований, деревянный бассейн для обучения пла­ванию, вышки и трамплины для прыжков в воду, крытые три­буны на 200 мест и ряд подсобных помещений. На этой базе была организована работа по четырем главным направлениям:

— обучение новичков спортивным способам плавания (заплату);

— подготовка спортсменов-пловцов;

— подготовка инструкторов плавания для армии и флота;

— проведение еженедельных водно-спортивных праздников с приглашением иногородних и зарубежных участников.

Работу в школе возглавляли три платных «главных инструк­тора» (известные в то время пловцы В. Финников, Ф. Горшу-ков, А. Хямеляйнен) и 14 инструкторов плавания -«обществен­ников». Во главе школы стояло общественное правление. Чтобы стать членом Шуваловской школы, нужно было запла­тить большой вступительный взнос, тем не менее каждое лето школа собирала 400—500 активных членов. Она вскоре стала лучшим плавательным центром России. Когда в 1912 г. царское правительство решило послать на Олимпиаду в Стокгольм нацио-


нальную команду в составе двух десятков пловцов, она была полнос­тью укомплектована воспитанниками Шуваловской школы.

Работа этой школы оказала благотворное влияние на разви­тие спортивного плавания в других городах России. Начиная с 1910 г. спортивная работа по плаванию проводится в летние месяцы в Москве, Харькове, Чернигове, Севастополе, Батуми, Таганроге, Ростове-на-Дону, Самаре и других городах. Во мно­гих из них работой руководили профессиональные инструкто­ры, подготовленные в Шуваловской школе.

С целью обмена опытом и проверки спортивной подготовлен­ности по предложению Шуваловской школы 7 июля 1913 г. состоялись первые в России междугородние соревнования по плаванию. В каждом номере программы участвовали по два пловца — от Москвы и Петербурга. Во всех номерах победу одер­жали шуваловцы.

Летом 1913 г. в Киеве была проведена первая Русская Олим­пиада, в программе которой было и плавание. И вновь победу во всех номерах программы одержали шуваловские пловцы.

Приведенные примеры показывают, что в дореволюционной России спортивное плавание только стало зарождаться. Спортивные организации по плаванию были созданы лишь в нескольких городах. На всю Россию насчитывалось чуть боль­ше тысячи пловцов. Не получило должного развития массовое обучение плаванию. Правительство России, по сути, не оказы­вало этому виду спорта никакой поддержки. Может быть, это стало одной из причин того, что тысячи русских воинов во вре­мя Первой мировой войны погибли, утонув во время боевых дей­ствий при преодолении водных преград.

Развитие отечественного плавания после 1917 года

В первые годы советской власти развитие плавания было свя­зано с деятельностью Всеобуча, в программу которого оно вош­ло как важнейшая часть военной подготовки.

Плавание становится неразрывной частью системы физичес­кого воспитания. Коммунистическая партия и советское пра­вительство принимают целый ряд специальных постановлений о физическом совершенстве советских людей, их подготовке к жизни, к труду, к защите социалистического отечества. Вво­дятся в строй летние плавательные бассейны, открываются школы плавания. Значительно возрастает число спортсменов-пловцов. Увеличивается количество соревнований по плаванию.


В 1926 г. советские пловцы выезжают в Германию, Францию, Норвегию для участия в соревнованиях с пловцами рабочих спортивных организаций.

В 1924 г. в Ленинграде открыты два зимних бассейна. В на­чале 30-х гг. сооружаются еще два зимних плавательных бас­сейна в Москве.

Дальнейшее развитие плавание получает в рамках вновь со­зданного Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне СССР». Нормативы в плавании становятся обязательными.

В 1928 г. в Москве была проведена Всесоюзная спартакиада по всем основным видам спорта, в том числе и по плаванию. Помимо советских спортсменов, в спартакиаде приняли учас­тие представители рабочих организаций Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Швейцарии, Австрии.

В стране начинают издаваться учебные пособия: «Теория и практика спортивного плавания» (Л. Геркан, 1925); «Водный спорт» (А. Жемчужников, 1927); «Плавание, прыжки в воду и водное поло» (под ред. Н. Бутовича, 1928) и др.

Работа по плаванию не прекращалась даже во время Вели­кой Отечественной войны. В августе 1941 г. на Москве-реке был проведен массовый заплыв на призы газеты «Красный спорт», в апреле 1942 г. состоялось первенство Москвы по плаванию, в апреле 1943 г. проводятся учебно-тренировочные сборы силь­нейших пловцов и личное первенство СССР.

В 1948 г. издается постановление ЦК ВКП(б), в котором ука­зывается на необходимость развития массового физкультурного движения и повышения мастерства советских спортсменов. Ко­личество зимних плавательных бассейнов достигает двадцати.

Огромную роль в развитии плавания сыграли Всесоюзные спартакиады, которые с 1956 г. стали проводиться регулярно. Это позволило расширить географию плавания. Помимо Моск­вы и Ленинграда в лидеры спортивного плавания начинают выходить республики РСФСР, Украина, Казахстан, Литва и др.

В 1969 г. Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР анализируется вопрос развития спортивного плавания в стране, причины отставания от дости­жений пловцов США, разрабатываются конкретные меры по устранению недостатков. Намечено улучшение работы во всех плавательных бассейнах, открытие в бассейнах отделе­ний плавания ДЮСШ, создание специализированных ДЮСШ, оснащение бассейнов современным оборудованием, повышение квалификации тренеров, обеспечение круглогодичной работы по массовому обучению плаванию детей в возрасте до 10 лет.


 




Предпринятые меры дали свои положительные результаты: эф­фективнее стали работать ДЮСШ и в целом система спортивно­го плавания. Это позволило в середине 70-х гг. организовать по всей стране крупные плавательные центры, в которых ока­зались сконцентрированными сильнейшие отечественные плов­цы и тренеры, созданы все необходимые условия для успешно­го проведения учебно-тренировочного процесса.

Министерством просвещения СССР и Комитетом по физичес­кой культуре и спорту при Совете Министров СССР утверждены программы по обязательному массовому обучению детей плава­нию в общеобразовательных школах и пионерских лагерях.

К 1977 г. число плавательных бассейнов достигло в стране одной тысячи; в них занимались свыше 1 млн человек, работа­ли около 5 тыс. квалифицированных тренеров-преподавателей. Число ДЮСШ и специализированных ДЮСШ достигает 500.

Квалифицированных тренеров-преподавателей готовят ка­федры плавания институтов физической культуры, факульте­ты физического воспитания педагогических институтов и университетов.

В научно-исследовательских институтах и лабораториях, в вузах ведется углубленная исследовательская работа по совер­шенствованию техники плавания, методики обучения, принци­пов спортивной тренировки и отбора пловцов.

Существенное влияние на систему подготовки оказала сло­жившаяся система детских и юношеских спортивных соревно­ваний («Веселый дельфин»; на призы газеты «Комсомольская правда»; Спартакиады школьников; Первенства среди девушек и юношей; Первенства среди ДЮСШ и т.д.).

Вся эта работа привела к тому, что достижения советских спортсменов-пловцов к началу 80-х оказались на уровне миро­вых результатов. Это ярко подтверждается выдающимися по­бедами А. Крылова, С. Коплякова, Ю. Богдановой, М. Коше­вой, Д. Волкова, М. Юрчени, С. Заболотного, И. Полянского, а также В. Сальникова, который на Олимпийских играх в Мос­кве завоевал три золотые олимпийские медали, а через восемь лет на Олимпиаде в Сеуле вновь стал олимпийским чемпионом.

Сложившаяся система подготовки высококвалифицирован­ного спортсмена-пловца дает свои положительные результаты и сегодня. Об этом свидетельствуют выдающиеся спортивные достижения Е. Садового, А. Попова, Д. Панкратова, Н. Жива-невской и многих других.

Вместе с тем противостояние двух политических систем, Во­стока и Запада, ориентация на высокие спортивные достиже-


ния, подсчет завоеванных очков и медалей, гипертрофирован­ная забота о престиже страны дали существенный «перекос»: плавание не стало массовым. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается свыше 2 тыс. плавательных бассей­нов, однако уровень обеспеченности ими в целом по стране — всего 5—6 %, в то время как по плоскостным сооружениям данный показатель составляет около 60 %. Для сравнения: в России один плавательный бассейн приходится на 60 тыс. жителей, в Чехословакии — на 40 тыс.; в Венгрии — на 26 тыс.; в Германии — на 14 тыс.; Японии — на 4 тыс.; в США — на 0,5 тыс. жителей (не считая частных бассейнов). Кроме того, даже имеющееся «зеркало» не используется в должной мере. Недостатки в организации, межведомственная разобщен­ность, недостатки физического воспитания и спортивной тре­нировки, вероятно, и обусловили тот факт, что в стране по-пре­жнему велико число несчастных случаев на воде, в том числе со смертельным исходом, а уровень плавательной подготовленно­сти населения крайне низок.

Плавание имеет оздоровительное значение.

Даже простое нахождение в воде без движений вызывает по­вышение обмена энергии вследствие теплоотдачи. Благодаря высокому сопротивлению, на один метр пути при плавании рас­ходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с разной ско­ростью.

, У лиц, систематически занимающихся плаванием, увеличе­ны размеры сердца, при этом известно, что показатели объема полостей сердца являются мерой его функционального резерва.

Плавание естественно создает условия пониженной гравита­ции. Водная среда позволяет свести до минимума активность мышц, обеспечивающих позу; при этом уменьшается нагрузка на позвоночник, появляется возможность расслабить связочно-суставной аппарат.

У пловцов обычно хорошая осанка: они стройны, гибки и не сутулятся.

Частичная имитация невесомости, горизонтальное положение тела приводят к значительным перераспределениям крови внут­ри сосудистого русла. При переходе человека из вертикального положения в горизонтальное почти полностью исчезает фактор гидростатического давления. В этих условиях уменьшается кро­венаполнение ног, существенно снижается давление на сосуды нижней половины тела, увеличивается кровоснабжение мозга.

Плавание способствует развитию функции дыхания. На груд­ную клетку пловца действует большое гидростатическое давле-


 




ние. Это затрудняет вдох и выдох; в результате существенно улучшается вентиляция легких, что, в свою очередь, имеет боль­шое профилактическое значение. Особенность положения тела при плавании (больше — при нырянии) способствует задержке дыхания — нарастающей кислородной недостаточности (гипок­сии) и избытку углекислого газа (гиперкапнии), стимулирую­щим функцию дыхания. Известно, что небольшое и недлитель­ное кислородное голодание не только не наносит здоровью вреда, но и дает ощутимый тренировочный эффект.

При плавании работают практически все мышцы скелетной мускулатуры. Известно, что оздоровительный эффект физичес­ких упражнений зависит главным образом от размера актив­ной мышечной массы. В условиях дефицита двигательной активности плавание может стать отличным средством ее опти­мизации.

Нагрузки при плавании чаще всего носят выраженный ди­намический характер. Механизм мышечного «переключения» (напряжение — расслабление) удачно оптимизирует нагрузку. О лечебном и оздоровительном влиянии воды на организм человека люди узнали очень давно. Так, уже у Плиния Старше­го, известного римского историка и писателя, читаем: «Римля­не в течение десяти веков не знали врачей и лечились от всех болезней водой».

Любое нахождение в воде — это всегда охлаждение. Даже в условиях крытого плавательного бассейна вода обычно на 10— 12° С ниже температуры человеческого тела. В условиях высокой теплоотдачи плавание дает прекрасный закаливающий эффект. Совершенствование процессов терморегуляции неразрывно свя­зано с центральной нервной системой. Улучшение качествен­ных характеристик нервных процессов способствует улучше­нию координации в функционировании всех физиологических систем организма. Таким образом закаливающий эффект распро­страняется на жизнедеятельность всего организма человека.

Средства для закаливания разнообразны, среди них вода имеет особое значение. Эффект ее холодового воздействия, к примеру, более выражен, нежели воздуха. Более того, водные процедуры можно отлично организовать в порядке нарастаю­щей силы воздействия: обтирание, обливание, ванны, душ, ку­пание в закрытых водоемах, купание в открытых водоемах. В сочетании с другими факторами закаливающего воздействия, а также с занятиями физическими упражнениями плавание становится незаменимым средством укрепления здоровья, по­вышения жизнестойкости организма.


Мы живем в неспокойное время: землетрясения, катастро­фы — экологические, морские, авиационные, железнодорож­ные... Все это требует от каждого из нас постоянной собраннос­ти, хладнокровия, умения помочь себе и другим в любой опасной для жизни ситуации. Вспомним трагедию на Черном море с пассажирским судном «Адмирал Нахимов» или в Нор­вежском море — с атомной подводной лодкой «Комсомолец»: в том и в другом случае спаслись немногие. У этих трагедий есть одна общая черта: ни военные моряки, ни гражданские пасса­жиры не были готовы к противоборству с морем. Сколько сотен пассажиров «Нахимова» расстались с жизнью лишь потому, что не умели плавать! Известно, что многие из подводников «Ком­сомольца» камнем пошли на дно, едва оказавшись за бортом. Им — подводникам — сама мысль о том, что они могут вдруг очутиться в ледяной воде, казалась дикой. Все они знали: кор­пус их наисовременнейшей атомной субмарины — самый проч­ный в мире. Еще меньше думали об опасности пассажиры «Нахимова», не ведавшие, что комфорт круизного лайнера ис­чезнет в мгновение, и все они вместо роскошных кают и баров окажутся в волнах ночного моря. Но все это произошло.

Многие из нас совершают увлекательные путешествия, пользуются маломерными судами, катерами, яхтами, лодками, отдыхают на берегу. Порой появляется реальная угроза для сво­ей или чьей-либо жизни. Вдвойне трагедия, когда под угрозой оказывается жизнь ребенка. Умение оказать помощь уставше­му, пострадавшему, тонущему — один из наиболее важных ас­пектов прикладного плавания. Здесь необходимо знание техни­ки спасения, владение приемами освобождения от захватов тонущего, способов транспортировки, умение оказать первую медицинскую помощь.

Часто случается так, что необходимо достать какой-то пред­мет, находящийся на глубине, или просто преодолеть водную преграду (скажем, в туристическом походе).

В мире существуют десятки профессий, где умение плавать является необходимостью (летчики, речники, моряки, рыбаки, спасатели, космонавты, полярные исследователи и т.д.).

Приходится согласиться с мнением о том, что на уроках фи­зической культуры порой важнее научить не тонкостям прыж­ка в высоту перекатом или толканию ядра, а элементам физи­ческого выживания: выносливости в беге и в плавании, умению разжигать костры, укрываться от зноя и холода, распознавать лекарственные растения, оказывать первую медицинскую помощь.


 




За последние 20 лет в Российской Федерации погибли на воде около 350 тыс. человек. По сравнению со многими другими стра­нами количество несчастных случаев на воде остается очень высоким. Если во Франции, Италии, США, Японии, Велико­британии, странах Скандинавии коэффициент погибших из рас­чета на 100 тыс. населения составляет в среднем 1—2, то у нас в стране его величина колеблется в пределах 7—13 и даже выше.

Судебно-медицинская экспертиза свидетельствует, что на воде гибнут преимущественно мужчины в возрасте 25—30 лет и дети. Каждый пятый погибший на воде — ребенок.

Число потерпевших значительно больше: ведь многие из них оказываются спасенными. От этого проблема становится еще значительнее.

Причины несчастных случаев на воде многочисленны, но одна из самых главных — неумение плавать. Последнее ста­новится особенно значимым в отношении детей. Вместе с тем многочисленные современные данные свидетельствуют о том, что к 7-летнему возрасту более 90 % городских школьников не умеют держаться на воде. Около 50 % учащихся общеобра­зовательных школ не умеют плавать, а из тех, кто умее* пла­вать, немногих можно назвать хорошими пловцами. В редких случаях дети в совершенстве владеют спортивными способами плавания, а ведь в спортивной технике сосредоточены, по сути, оптимальные способы передвижения в воде.

Есть еще один не менее важный аспект этой проблемы.

Физический потенциал человека определяется множеством факторов биологического и социального характера. Долгие годы считалось, что природа человека — «делаемая», все в нем вос-питуемо. Сегодня же хорошо известно, что двигательная сфера человека жестко наследственно предопределена на весь период его индивидуальной жизни. Такое понимание принципиально меняет сущность целевых установок физического воспитания и спортивной тренировки. Одной из главных задач при этом ста­новится помочь организму реализовать свой наследственный двигательный потенциал. Методологической основой познания сущности феномена физической активности человека может стать предлагаемый в литературе эволюционный подход (В.К. Бальсевич). Его центральной гносеологической задачей является формирование научного знания о естественных зако­нах развития физического потенциала человека и разработка на этой основе стратегии социального стимулирования.

История развития движений богата. По сути, с начала жиз­ни на Земле способность к активному передвижению в простран-


стве стала одним из фундаментальных механизмов приспособле­ния к окружающей внешней среде. По мере усложнения форм жизни усложнялись и двигательные задачи, совершенствовались двигательные аппараты. Потребовался аппарат управления движениями. Такую роль в эволюции взяла на себя центральная нервная система. Таким образом, усложнение и совершенствование двигательных задач миллионы лет шло па­раллельно с усложнением и совершенствованием нервной сис­темы. Все лучшее наследовалось из поколения в поколение. В настоящем известна многоуровневая система управления движениями, работающая, как правило, по «вертикальному» принципу. Она представляет собой «многоэтажную постройку», где низлежащие уровни управления движениями не только обес­печивают решение определенного круга двигательных задач, но и служат фоновыми при построении более сложных движений.

В биологии известен так называемый закон (точнее, правило) Геккеля, сущность которого гласит: каждый появляющийся на свет организм в своем индивидуальном развитии, особенно на начальных этапах, кратко, конспективно повторяет историю развития своих предков, то есть онтогенез во многом повторяет филогенез. Правило еще более справедливо в отношении двига­тельных аппаратов, где оно, по меткому выражению Н.А. Бер-нштейна, крупнейшего исследователя XX столетия, «чаще вы­полняется, нежели не выполняется». Вероятно, чтобы человеку реализовать свой наследственный двигательный потенциал, свои двигательные способности, нужно также последовательно и не­противоречиво «извлечь» информацию из генотипа, создав со­ответствующие подкрепления во внешней среде.

Водные локомоции* — филогенетически наиболее древние формы движений. Информация о них заложена у человека в генотипе, что подтверждается наличием врожденного плава­тельного рефлекса, а уровни построения плавательных движе­ний находятся в «низлежащих этажах» центральной нервной системы.

Факт, что большая часть первоклассников не умеет плавать, свидетельствует о том, что к началу школьного периода обуче­ния имеются серьезные отклонения в физическом развитии де­тей и, возможно, в их психическом развитии.

Как же организовать массовое обучение плаванию?

Многолетний опыт показывает, что обучать можно:

а) в условиях крытого плавательного бассейна;

* Локомоции — крупные переместительные движения всего тела.


 




б) в условиях летних спортивно-оздоровительных лагерей
(открытая вода, наливные конструкции);

в) на пляжах рек, морей, озер (организованно и самостоятельно);

г) в домашних условиях.

Известно, что качество водоемов оценивается по физическим, химическим и гидробиологическим показателям. Последние определяют класс качества и степень загрязненности: «очень чистые» (1-й класс), «чистые» (2-й класс), «умеренно загряз­ненные» (3-й класс), «загрязненные» (4-й класс), «грязные» (5-й класс), «очень грязные» (6-й класс).

Выборочные исследования показывают, что санитарное со­стояние водных объектов Российской Федерации, особенно в местах отдыха населения, неблагополучное. Более 30 % проб не отвечают гигиеническим требованиям по санитарно-хими-ческим показателям и более 20 % — по микробиологическим. Происходит интенсивное загрязнение водных источников лив­невыми и хозяйственно-бытовыми стоками промышленности. Очистительные сооружения предприятий имеют старое обору­дование, не справляются с возрастающей нагрузкой, а многие из них вообще не имеют очистных сооружений. Интенсивное судоходство на крупных реках и озерах сочетается с нарушени­ями технологической дисциплины (слив масел, отходов горю­чего, сланевых вод, засорение бытовыми отходами и мусором). Самоочищение водоемов происходит очень медленно. Даже ма­лые реки и водоемы, раньше собиравшие относительно чистые талые и дождевые воды, теперь также подвержены интенсив­ному сбросу загрязняющих веществ.

Низкое качество воды открытых водоемов, метеорологические условия многих регионов России, другие причины не позволя­ют успешно решать проблему массового обучения плаванию на открытой воде. Невелики и возможности обучения в домаш­них условиях. Здесь речь идет, как правило, о грудных детях. Следует признать, что единственный путь принципиального ре­шения проблемы — обучение плаванию в условиях крытого пла­вательного бассейна.

Настала пора сделать обучение плаванию таким же обяза­тельным, как и среднее образование, и сделать это можно в рам­ках обычных школьных уроков физической культуры.

Опыт показывает, что во всех странах, где плавание являет­ся обязательным школьным предметом (Австралия, Австрия, Германия, США, Вьетнам, Швеция, Япония, Польша, Чехия и Словакия, Болгария, Норвегия, Эстония и другие), число несчастных случаев на воде значительно ниже.


В США начальным обучением плаванию охвачены все уче­ники младших классов. Обязательная программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся два раза в неделю. Обучают двум способам плавания — кролю на груди и на спине одновре­менно. После курса обучения ученики обязаны проплыть 50 мет­ров. Те, кто не овладел программным материалом, посещают дополнительные занятия. Есть 36-часовая программа факуль­тативных занятий. Она не повторяет обязательных уроков: мальчики на внеклассных занятиях играют в водное поло, де­вочки осваивают элементы синхронного плавания. Обучение платное.

В Норвегии половина часов школьной программы, выделен­ных на физкультуру, отводится плаванию.

В Швеции урок по плаванию проводится один раз в две неде­ли на протяжении всего периода школьного обучения. Ежегод­но ученики сдают экзамен по плаванию. Требования к учащим­ся растут из года в год. Те школьники, которые не осваивают программный материал за год, проходят курс дополнительных занятий в летнее время в школах плавания.

Во Франции обучению младших школьников плаванию уде­ляется огромное внимание. К окончанию школы дети должны уметь плавать. Обучение не ограничивается лишь тем, что ре­бенок может благополучно выбраться из воды при опасной си­туации или суметь проплыть небольшое расстояние. Умение плавать необходимо рассматривать как нечто большее и зна­чительное.

В школьной программе республики Вьетнам обязательные занятия по плаванию проводятся с пятого класса. Цель обуче­ния — не только приобретение жизненно важного навыка, но и воспитание выносливости и прикладных умений.

В Чехии и Словакии начало занятий плаванием предусмот­рено программой с первого класса. Задача первых двух лет обу­чения — прочно освоить подготовительные упражнения и пры­жок вниз ногами. В третьем классе все ученики обязаны овладеть техникой одного спортивного способа плавания. Кон­трольный норматив, определяющий умение плавать, — проплы-вание 25 метров спортивным способом. Основная направлен­ность обучения в школе — овладение техникой спортивных способов и приобретение прикладных навыков. Занятия прово­дятся 2 раза в неделю. Продолжительность урока — 45 минут. Урок состоит из двух частей (на суше и в воде). Обучение спортивной технике начинается с обучения кролю на спине. Широко используются подручные средства (штанги, доски,


кольца, мячи, предметы и т.д.). Большой объем упражнений направлен на овладение техникой движений ногами. Началь­ный курс обучения рассчитан на 40 уроков, затем ученики сда­ют экзамен по плаванию, где обязаны продемонстрировать умение проплыть 50 метров двумя спортивными способами. На плавание в целом в начальной школе отводится до 250 часов.

В бывшей ГДР плавание являлось обязательным предметом. Обучение начиналось с третьего класса. К моменту окончания средней школы все учащиеся должны были уметь плавать. За­чет получали школьники, овладевшие двумя способами плава­ния, одним из которых обязательно должен быть брасс.

Таким образом, можно с уверенностью заключить, что про­блеме обучения детей плаванию во многих странах мира уделя­ется серьезное внимание. Наиболее отличительными являются следующие признаки системы обучения: уроки плавания вклю­чены в школьное учебное расписание; ежегодный экзамен с выставлением оценки; один—три урока в неделю; количество занимающихся в одной группе — не более 15 человек; учебный материал изучается на суше и в воде; изучаются не только эле­менты начального плавания, но и спортивные способы плава­ния, — ' главным образом, кроль на груди и брасс.

Несмотря на недостаточную обеспеченность крытыми пла­вательными бассейнами, проблему массового обучения детей (школьников) уже сегодня можно успешно решать. Наши тео­ретические расчеты показывают, что при умелой организации дела на имеющейся площади так называемого «зеркала поверх­ности» со всеми третьеклассниками можно организовать 36-часовой курс начального обучения, предусмотренный про­граммой, рекомендуемой Национальной федерацией плавания для обязательного обучения. В ряде городов Российской Феде­рации есть положительный опыт такой работы.

Вода — колыбель нашей жизни. По сути, она — сама жизнь. Такое понимание позволяет квалифицировать движения в пла­вании как естественные, а существующие сегодня спортивные способы плавания считать тем лучшим, что отобрано человеком в процессе его эволюции и взаимоотношений с водной средой. Это дает возможность рассмотреть, проанализировать, описать плавательные движения с помощью всех известных в природе и обществе законов. Это могут быть законы физики, химии, философии, биологии, медицины и многих других дисциплин.

Обратимся к анализу движений пловца.


Глава II ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЛАВАНИЯ

Основные термины и понятия

Для описания движений в плавании, характеристики техни­ки плавания, анализа ошибок, необходимости их исправления и для решения многих других задач педагогу и самому занима­ющемуся необходимо знание специальных терминов и понятий, наиболее часто употребляемых в плавании.

Некоторые из них имеют следующие условные обозначения:

Направления выполняемых движений:

Вперед — направление, совпадающее с направлением движе­ния пловца.

Назад — направление, противоположное направлению дви­жения пловца.

Влево и вправо — направления влево и вправо от направле­ния продвижения пловца.

Вниз — направление, совпадающее с направлением действия сил тяжести.

Вверх — направление, противоположное направлению вниз.

Оси тела пловца

(рис. 1):

«Продольная» — ли­ния, проходящая через средние точки сечений в грудной и тазовой час­тях.

«Поперечная» — ли­ния, проходящая гори­зонтально и поперек про­дольной оси через тело пловца, слева направо.

 

«Вертикальная» — линия, проходящая че­рез тело пловца сверху вниз.


Плоскости тела (см. рис. 1):

«Фронтальная» — вертикально расположенная плоскость, проходящая через тело пловца слева направо (та, которая рас­положена «во фронт»).

«Горизонтальная» — плоскость, параллельная плоскости воды.

«Сагиттальная» — вертикальная плоскость, проходящая через тело пловца спереди назад.

• Термины

Угол атаки туловища — угол, образованный двумя состав­ляющими: продольной осью тела пловца и линией, параллель­ной поверхности воды, — направлением движения пловца.

Угол атаки кисти — угол, образованный линией, характе­ризующей направление встречного потока воды и продольной осью кисти.

Центр тяжести (ЦТ) — точка приложения равнодейству­ющей сил тяжести тела пловца.

Центр давления (ЦД) — точка приложения равнодейству­ющей сил давления, действующих на покоящееся или движу­щееся в жидкости тело.

Траектория — линия, которую описывает условная точка тела при своем движении.

Угол атаки плоскости — угол между плоскостью и траек­торией ее движения.

Плоскость — поверхность, имеющая два измерения.

Движитель — совокупность биозвеньев, взаимодействую­щая с водой с целью создания движущей силы.

Движущие силы. — силы, способствующие продвижению пловца в заданном направлении.

Силы, сопротивления — силы, препятствующие продвиже­нию пловца в заданном направлении.

Силы тяги — силы, создающие тяговые усилия за счет ак­тивных мышечных сокращений.

Опора — место для прочного контакта; сам контакт; актив­ное воздействие; предмет, служащий для поддержки.

Реакцияопоры — отражение опоры, контакта; результат пос­ледействия; последействие опоры.

Рабочая поверхность движителя — та поверхность, на ко­торой происходит контакт движителя с опорой.

«Миделево сечение» — проекция контуров тела пловца на фронтальную плоскость.


Цикл — система повторяющихся движений, при которых исходное положение и конечное положение совпадают; они ана­логичны.

Темп — количество движений в единицу времени.

Ритм — упорядоченность кинематических и динамических элементов структуры движений.

Шаг — расстояние, на которое пловец перемещается в задан­ном направлении за один цикл движений.

Паттерн дыхания — соотношение объемно-временных па­раметров дыхательного цикла.

Движения пловца определяются: а) особенностями среды, в которой происходят двигательные действия пловца; б) особен­ностями организма пловца; в) особенностями взаимоотношений организма пловца и среды, в которой происходят его движения.

Свойства воды

Особенности среды (воды) можно охарактеризовать рядом ее свойств.

Они описываются с помощью физических величин.

Под термином «физическая величина» понимают измеряе­мые характеристики (свойства) физических объектов (предме­тов, состояний, процессов). Математические соотношения меж­ду физическими величинами выражают физические законы.

В физике применяются основные и производные величины. Известны 7 основных величин: длина, время, масса, темпера­тура, сила тока, количество вещества, сила света. Остальные величины — производные.

Плотность воды. Вода обладает плотностью. Это — величи­на, производная массы. Тела, имеющие одинаковые объемы, но состоящие из разных веществ, обладают различной массой. Отношение массы тела к его объему называется плотностью (р):

где: т — масса; V — объем.

Плотность дистиллированной воды при температуре 4°С рав­на 999,973 кг/м3, т. е. практически единице. Много это или мало? Если обратиться к аналогичному показателю — плотнос­ти воздуха, то его величина при такой же температуре (и нормаль-


 




ном атмосферном давлении — 101,ЗкПа) равна 0,001274 кг/ дм3. Становится ясно, что плотность воды выше плотности воздуха примерно в 760 раз. На этом основании можно заключить, что вода обладает высокой плотностью.

Известно, что плотность зависит от температуры материала. Молекулы жидкости обладают подвижностью, вследствие это­го изменяется не только плотность, но и объем. Такая динами­ка становится явно заметной при сравнении данной зависимос­ти с аналогичными, свойственными другим средам. Вместе с тем надо отметить, что плотность воды при изменении температу­ры меняется очень мало. Так, в диапазоне температур от 4° до 90С изменение составляет лишь 3,5 % и несущественно с прак­тической точки зрения. Если же вспомнить, что в условиях пла­вательного бассейна температура воды колеблется в пределах всего нескольких градусов (24—26°С), то данная зависимость представляет скорее теоретический интерес.

На плотность воды оказывают влияние растворенные в ней соли. Так, например, соленая морская вода имеет показатель плотности 1010—1030 кг/м3, т. е. на 2—3 % больше, чем пре­сная.

Плотность воды несколько понижает хлор, используемый в наших плавательных бассейнах с профилактической целью.

Плотность слабо зависит от давления жидкости. Вода мало-сжимаема (но сжимаема). При погружении на глубину 1000 м давление увеличивается с 1 атм. у поверхности до 100 атм., плот­ность же воды повышается лишь на 0,5 %.

Вследствие высокой плотности передвижение в воде значи­тельно затруднено. Так, если бегун международного класса пре­одолевает дистанцию 100 м за 10,00 и его соревновательная скорость равна 10 м/с, то пловец, показывая примерно анало­гичный результат международного класса на дистанции 100 м/с 50.00, имеет соревновательную скорость лишь 2 м/с. Ясно, сколь огромна разница. Отсюда одна из главных задач, стоящих перед пловцом, — как можно значительнее снизить сопротив­ление поступательному движению в заданном направлении. Го­ризонтальное положение — первое, важнейшее решение дан­ной проблемы.

Более того, организм современного человека не готов к пере­движению в воде с более высокими скоростями. Буксировка пловца со скоростью 3 м/с вызывает у него неприятные ощуще­ния, а 10 м/с — предельная скорость, которую выдерживает пловец; при этом отмечаются множественные подкожные кро­воизлияния, растяжение связок, травмирование суставов (при


недостаточно фиксированных конечностях) и даже случаи по­тери сознания.

Вес воды. Известно, что любые два тела притягиваются друг к другу. Это обусловлено их массой. Сила тяготения называет­ся гравитационной силой.

Самое известное проявление притяжения масс — это суще­ствование силы тяжести, с которой Земля действует на все тела. Величина этой силы определяется законом всемирного тяготе­ния, сформулированным И. Ньютоном:

где: F — гравитационная сила, с которой два тела притягиваются друг к другу; т1 — масса первого тела; т2 — масса второго тела; R — расстояние между центрами масс; у — гравитационная постоянная,

равная 6,67 10—8 см3/г с2 (в системе СГС).

Все тела в данной точке Земли падают с одинаковыми уско­рениями относительно ее поверхности. Вследствие суточного вращения Земли ускорение свободного падения будет обуслов­лено векторной суммой двух сил: силой притяжения Земли и центростремительной силой. Равнодействующая этих сил на­зывается силой тяжести. Сила тяжести есть не что иное, как вес тела. Она определяется следующим выражением:

F = mg,

*

где: т — масса тела;

g — ускорение свободного падения.

На практике же чаще оперируют понятием «удельный вес»; оно используется в большом количестве специальной литературы по плаванию, то есть отношением веса тела к его объему. В слу­чаях, когда удельный вес измеряется в кг-с/дм3, численные зна­чения удельного веса и плотности вещества совпадают.

Сжимаемость воды. Несмотря на большую подвижность мо­лекул жидкости, в частности воды, взаимодействия между от­дельными молекулами жидкости остаются очень стабильными.


 




 


                   
   
 
 
 
   
 
 
   
     
 
 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.26 сек.