Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии работы с текстом после чтения




Основной задачей работы с текстом после чтения является систематизация полученных сведений. Поэтому после того, как текст прочитан, целесообразно использовать такие приемы как самостоятельно, так и под руководством преподавателя:

· составление заданий для викторины, теста (с.40);

· создание рекламы, листовки по содержанию текста, шпаргалки;

· создание и решение кроссвордов;

· выделение признаков термина (прием «Разбор слова по буквам»);

· построение кластеров используемых понятий;

· сравнение понятий текста, подбор пар одного поля;

· обобщение понятий (например, подбор термина-синонима или обобщающего слова);

· поиск или исключение недостающего понятия.

 

Рассмотрим указанные приемы более детально.

 

Составление заданий для викторины, теста

 

Этот прием работы эффективен как для обобщения полученной информации, так и для подготовки к федеральному тестированию по дисциплине, поскольку в данном случае автору теста, викторины приходится изучать пройденный материал более вдумчиво.

При составлении заданий в тестовой форме важно учитывать, что согласно утвердившейся в нашей стране теории тестирования В.Н.Аванесова, существует 4 формы заданий:

- открытая форма (в тексте или предложении имеется пропуск, который необходимо заполнить подходящим по смыслу словом. Аналогично используется прием «Заполни пропуски» на этапе прогнозирования. См. стр.22 настоящего пособия);

- задание с выбором одного или нескольких правильных ответов (предложено незаконченное предложение и несколько (обычно 4-5) вариантов ответов, один или несколько из которых являются верными);

- задание на установление соответствия (задание предполагает установить соответствие между фразами или словами левого и правого столбиков таблицы);

- задание на установление правильной последовательности (задание, в котором дана последовательность предложений, при их расстановке по порядку получится последовательность этапов, фаз, стадий какого-либо процесса или алгоритм выполнения действия).

Например, студенты читали текст про индивидуальный стиль деятельности и ими были составлены предложения с пропусками – открытые вопросы. Наиболее подготовленные группы заметили важные условия составления таких предложений: 1) не пропускать больше одного слова подряд, 2) в качестве пропусков брать только главные слова, отражающие смысл текста.

 

 

В данном предложении с пропусками второе пропущенное слово вполне может быть заменено синонимом (дальновидность). Возможно, также использовать слово «интуиция», если понимать интуицию не как сверхъестественный дар свыше, а как особую форму мышления людей, которая позволяет в условиях сжатого времени, минуя логические рассуждения и используя бессознательные и образные механизмы для обработки имеющегося у субъекта опыта, выбрать максимально эффективный способ действия.

Работу по поиску синонимов очень удобно проводить на младших курсах, когда студенты слабо владеют научной лексикой, у некоторых мало развита устная речь. Используя прием «Составление предложений с пропусками», преподаватель провоцирует студентов искать разные варианты заполнения пробелов думать, подходит ли предложенное слово в качестве синонима или нет.

Применение заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов помогает студентам встать на точку зрения разработчиков тестов при федеральном тестировании, аттестации, текущем контроле знаний. Кроме того, составление таких заданий максимально дает возможность студентам включиться в учебную деятельность, основной смысл которой – проникнуть в суть явления, установить связи между явлениями, понять. Это становится возможным, поскольку одним из условий грамотного составления подобных заданий является правильный подбор вариантов неправильных ответов, а они обычно отражают типичные ошибки.

 

 

Данное задание в тестовой форме сравнительно несложно, так обычно студенты «путают» лишь фрустрацию и аффекты (видимо, это мало употребляемые в обыденной речи слова, имеющие букву «ф»). Отличие чувств от настроения многие представляют на основе житейского опыта, поэтому выбор вариантов сводится к двум: В или Г.

 

 

Данное задание является более сложным, так как все предлагаемые варианты ответа так или иначе отражают тему, по которой задан вопрос «Измерение ощущений». На непсихологических факультетах эта тема обычно изучается кратко, без демонстрационных экспериментов, которые позволяют наглядно развести понятия – верхний и нижний абсолютный порог чувствительности, относительный порог чувствительности, а также свойства ощущений.

Поэтому для составления задания в тестовой форме студенту придется осмыслить ряд смежных понятий.

 

Создание рекламы, листовки по содержанию текста, шпаргалки

 

Данный прием целесообразно начинать с того, что научить студентов составлять шпаргалки. В век сотовой связи и Интернета некоторые из студентов затрудняются составить шпаргалку – краткую, самому себе понятную запись трудного для запоминания материала. При создании шпаргалки важно обговорить ее размер: все грани карандаша, листок бумаги 1,5х4 см и т.д. Создавая шпаргалку на ограниченном пространстве, студенту приходится выделять главную мысль, существенное, создавать свою систему кодирования.

Создание рекламного проспекта или листовки позволяет усилить положительное отношение к пониманию текста или термина.

 

Создание и решение кроссвордов

 

Этот вид работы очень увлекателен, так как помимо всех прочих привлекающих моментов позволяет совершенствовать владение информационными технологиями: использовать доступную бесплатную компьютерную программу Hot Potatoes. Программа дает возможность быстро составлять простейшие кроссворды и тесты. При наличии ноутбука или компьютера данный вид работы можно использовать на занятии, что повышает активность, заинтересованность студентов, вовлекает большое количество и значительно экономит время. Программа весьма проста, так как от составителя требуется только ввести подряд в соответствующее поле термины или любые слова для кроссворда (см. рис. 12).

 

Рис. 12. Вид окна программы после ввода слов для кроссворда по экспериментальной психологии

Программа сама предлагает сетку кроссворда. Если слов достаточно много, то может быть создано несколько вариантов сетки. В нашем случае предложен один вариант (рис. 13). При этом сохраняется возможность вручную вносить изменения.

 

 

Рис. 13. Вариант сетки для кроссворда по экспериментальной психологии

 

Далее для каждого из слов необходимо ввести определения, чтобы получилось все как в настоящем кроссворде – задания для слов по горизонтали и вертикали (рис.14).

 

Рис.14. Вид окна после ввода заданий для кроссворда

 

После 5-7 минут работы кроссворд готов к проверке на однокурсниках (рис. 15).

 

Рис.15. Готовый вариант кроссворда

 

Примечательно, что программа создает Интернет-страничку, которая не требует подключения к Интернету, html-страница открывается из сохраненного на диске или флешки файла.

Имеется возможность подсказки для отвечающего, но чем больше подсказок использовано, тем меньше итоговый балл.

Студент, который составляет кроссворд, вынужден с одой стороны грамотно задавать вопросы-определения, чтобы не ощутить на себе гнев однокурсника, отгадывающего кроссворд, с другой стороны – показать свои знания и вспомнить все существенные признаки данного термина БЕЗ опоры на конспект, словарь, Интерент.

 

Полезным приемом для запоминания нового термина, осмысления его содержательных характеристик, его связи с другими понятиями, является «Разбери слово по буквам». Данный прием эффективнее использовать именно после чтения, потому что основной смысл прочитанного усвоен, логические связи выделены, ассоциации установлены.

Ниже представлен вариант побуквенного представления студентами одного из ключевых понятий педагогической психологии «викарное (научение)».

Основной задачей читателя становится подобрать к каждой букве слова, понятие, выражающие суть объекта. С одной стороны, такой прием позволяет еще раз выделить существенное, с другой стороны проявить фантазию и использовать образное мышление.

 

Сравнение понятий текста

Данный прием позволяет обобщать и систематизировать понятия, поскольку сравнение предполагает выделение существенных признаков и сопоставление по этим признакам.

Для интереса задания на сравнение предлагаются как соревновательные, но не контролирующие, так как результаты выполнения задания необходимо проверить совместно, обсудить. Например, студентам по одиночке или в парах, или в группах предлагаются слова на карточках:

 

 

Задача играющих записать в 2 столбца признаки сходства и отличия предложенных пар.

Похожим приемом является подбор пар одного поля, например, дан набор слов: переключение, распределение, синкретизм, самостоятельность, аккомодация. Из них необходимо выбрать те, которые относятся к одному полю. В данном случае к группе свойств одного познавательного процесса – внимания, поэтому правильной парой можно считать: переключение, распределение (свойства внимания).

 

Использование представленных выше приемов работы с текстом облегчает их понимание, не сложно как при самостоятельной работе, так и под руководством преподавателя. Следует подчеркнуть, что отнесение указанных приемов и стратегий работы с текстом к разным этапам – до чтения, во время чтения, после чтения – весьма условно. Возможна их модификация, использование на «чужом» этапе, и это зависит от мастерства, поставленных преподавателем задач, сложности текста, подготовленности к самостоятельной читательской деятельности студентов.

Итак, для освоения приемов работы с научными текстами предлагаем несколько заданий разного уровня сложности и вопросы для закрепления прочитанного.

Список основной литературы:

1. Бахтин М.М. Проблема текста//Собр. соч. в 7 т.; том 5. М., 1997 - с. 306-328

2. Иванова В.П. Психолого-педагогические условия формирования стратегий понимания научных текстов // Психология обучения. 2011. №6. С. 105-119

3. Загашев И. О. Учим детей мыслить критически. СПб., 2003

4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997

Список дополнительной литературы:

1. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества//Вопросы психологии, 1999, №2 с. 35-41

2. Усманова А.Р. Умберто Эко: парадоксы интерпретации. Мн., 2000

3. Фуко М. Герменевтика субъекта. М., 1992. Вып. 1.- с. 12-27

 

Задания для самостоятельной работы

ù Задание 1. Вам предложено окончание текста из приложения 2 с пропусками некоторых слов. Попробуйте вставить нужные слова.

 

 

ì Задание 2. Выпишите ключевые слова текста, данного в приложении 2.

ì Задание 3. Прочитайте заголовок текста, данного в приложении 2. Составьте вопросы к заголовку или преобразуйте заголовка в вопрос.

ì Задание 4. Прочитайте текст, сделайте его конспект по форме:

Тезис текста Собственные размышления, вопросы, комментарии
   

ñ Задание 5. Составьте терминокарты для слов: пралогическое мышление, логическое мышление, «чистое» представление, коллективное представление.

ñ Задание 6. Упростите текст до 1 предложения, состоящего не больше, чем из 14 слов:

 

 

ù Задание 7. «Расшифруйте» по буквам слово ПРАЛОГИЧЕСКОЕ.

ñ Задание 8. Составьте «толстый» и «тонкий» вопросы по тексту приложения 2.

ì Задание 9. Постройте таблицу по тексту приложения 2.

ñ Задание 10. Сделайте шпаргалку на бумаге размером 3х5 по вопросу: Различия в мышлении современного и первобытного человека

ù Задание 11. Сделайте 2 листовки – одна воспевает пралогическое мышление, другая – логическое.

ñ Задание 12. Составьте синквейны для терминов: пралогическое мышление, логическое мышление, «чистое» представление, коллективное представление.

ù Задание 13. Прочитайте задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации, которые предлагаются ученикам начальной школы, обучающимся по образовательной программе «Школа 2100». Каким технологиям анализа текста обучают учеников с помощью данных заданий?

 

Вопросы для самопроверки:

1. Докажите, что студенту и школьнику важно сформировать читательскую деятельность. В чем отличие читательской деятельности от простого чтения?

2. Через знакомство с чем может происходить постижение читателем мира научных текстов?

3. Какие стратегии предполагает овладение приемами понимания научных текстов студентами вуза?

4. Зачем читателю самому пробовать свои силы в составлении текстов разных жанров?

5. Какие этапы предполагает методика формирования читательской деятельности в нашей стране?

6. Что такое дерево предикаций?

7. Зачем необходимы технологии работы с текстом до чтения?

8. Какие задачи решает прием «преобразование заголовка в вопрос»?

9. Что такое «тщательное» чтение с выделением «точек предпонимания» и как это выглядит в деятельности читателя?

10. Зачем использовать текст с пропусками? На каком этапе работы с текстом можно использовать этот прием?

11. Каков смысл приемов работы с текстом во время чтения?

12. Зачем нужен прием «толстый и тонкий вопрос»? Приведите примеры «тонких» и «толстых» вопросов.

13. Какие виды вопросов встречаются при использовании приема «ромашка Блума»?

14. Что такое терминокарта?

15. Что такое синквейн? Зачем составлять синквейны? Какие приемы работы с текстом можно отнести к той же группе, что и составление синквейнов?

16. Какие задачи решает использование приема «с русского на русский»? В чем его суть?

17. Чем отличаются прием «с русского на русский» и упражнение «Редактор»?

18. Каковы признаки хорошего конспекта?

19. Зачем преобразовывать текст или его части в схему, таблицу?

 


Глава III. Специфика поиска электронных документов в Интернет и работы с ними

 

«Интернет – крупнейшая в мире библиотека,

только все книги здесь разбросаны по полу».

(Неизвестный автор)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.