Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология педагогической поддержки. Основные принципы и задачи педагогической деятельности




Понимая образовательный процесс как целостную взаимосвязь воспитания, обучения, социализации и самоопределения личности, педагог должен признать за ребенком право на построение собственного, индивидуального социального опыта. В педагогическом процессе для этого требуется особая технология, получившая название "педагогическая поддержка". Ее автором является замечательный педагог-новатор Олег Семенович Газман (1936-1996).

Рассмотрение теоретической концепции этой технологии стоит начать с характеристики главного понятия. Понятие "педагогическая поддержка" очень многозначно, и вместе с тем оно точно выражает технологический механизм этого явления. В "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля поддерживать - значит "служить подпорой, подставкой, укрепой, подпирать, не давать рушиться и пасть, держать в прежнем виде". Экстраполяция этой характеристики в область педагогики позволяет заметить, что педагогическая поддержка предполагает не радикальное официальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, своеобразного, чем он наделен от природы и что сложилось в его индивидуальном опыте.

Толкование Словаря В. Даля также указывает, что поддерживать можно лишь то, что уже сложилось и дает положительные результаты. Отсюда - вторая теоретическая идея технологии педагогической поддержки: в процессе воспитания и обучения нужно поддерживать социальность ребенка, его детскую социальную жизнь. Содержательно технология педагогической поддержки направлена на:

- поддержку здоровья и физических сил ребенка: организацию здоровье-сберегающего режима жизни детей, приобщение их к индивидуально подобранным формам двигательной активности, к занятиям, укрепляющим здоровье; поддержку их стремления избавиться от вредных привычек, разрушающих здоровье;

- поддержку интеллектуального развития детей: выявление и развитие познавательных интересов каждого ребенка, создание ему условий для успешной учебной деятельности, помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута, в том числе выходящего в область будущей профессии;
- поддержку ребенка в области общения: создание условий для гуманистического взаимодействия детей, помощь в сознательном выборе поведения, поддержку проявления индивидуальных способностей детей в досуговой деятельности;
- поддержку семьи ребенка: изучение семейных отношений, взаимодействие с наиболее авторитетными для ребенка членами семьи.
Педагогическая поддержка организует особую творческую атмосферу и постоянно культивирует в жизни детей ситуации выбора. Такие ситуации требуют от воспитанников не только применения знаний, умений, но и опыта рефлексии, самостоятельного принятия решений, проявления воли и характера. Как точно заметил О. С. Газман, если педагогика не умеет работать с естественной жизненной ситуацией ребенка, с его инициативой, самоопределением, она всегда будет испытывать кризис в технологии воспитания.
Технология педагогической поддержки радикально меняет саму организацию педагогического процесса. Воспитание начинает планироваться не от задач общества, социального заказа, а "от ребенка", причем не столько от его интересов, досуговых устремлений, сколько, и прежде всего, от его жизненных проблем. Воспитатель, реализующий технологию педагогической поддержки, действует на основе гуманистических максим, которые сформулировал О. С. Газман:

- ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

- самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;

- всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

- все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

- не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

- дети - носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;

- не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

- доверяй - не проверяй!

- признавай право на ошибку и не суди за нее;

- умей признать свою ошибку;

- защищай ребенка, учи его защищаться.

Технология педагогической поддержки существенным образом преобразует роль и функции традиционных организаторов педагогического процесса - школьных учителей, классных руководителей. Педагог, осуществляющий эту технологию, именуется "фасилитатор" (от англ. to facilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Термин заимствован из педагогической концепции К. Роджерса. В его системе учитель-фасилитатор выступает как инициатор и стимулятор осмысленного и самостоятельного учения детей.
В практике нашего образования технология педагогической поддержки оказалась более востребована в области внеучебной деятельности и общения школьников, и главным ее организатором стал освобожденный классный руководитель (его иногда именуют на английский манер - "тьютор", но это понятие не совсем точно выражает природу педагогической поддержки).
Технологический алгоритм педагогической поддержки выстраивается вокруг конкретных проблем ребенка или детского сообщества (может быть, еще не ставшего коллективом) и включает пять этапов.

Диагностический этап

Педагогическая поддержка осуществляется только на основе знания индивидуальных особенностей воспитанников. Начальный этап этой технологии - распознание и диагностирование конфликтов, трудных жизненных проблем детей, выявление их эмоциональных состояний. У каждого ребенка есть свой индивидуальный спектр возможностей, они должны открыться не только воспитателю, но и самому ребенку, которого педагог включает в самоисследование своей личности.
2. Поисковый этап

Совместно с ребенком определяются пути преодоления проблемы. Первый самостоятельный выбор ребенок должен сделать в той области, где у него уже есть опыт и некоторый прошлый успех. На этом этапе воспитатель создает ситуации, в которых дети просто не могут не сделать собственного выбора.
3. Договорный этап

Организуется помощь ребенку в сознательном совершении выбора своего поведения и деятельности:

- "ты свободен в своем выборе, но делай это не импульсивно, а осознанно, серьезно обдумай ситуацию и прими решение";

- "свободный выбор - это твоя готовность отвечать за свои поступки";

- "не бойся совершить ошибку: мы все учимся на ошибках, кроме того, каждая из них сигнализирует о ближайшей проблеме, которую предстоит решать".

4. Деятельностный этап

На этом этапе организуется индивидуальное и групповое консультирование, доверительное общение "в кругу": активное "слушание другого", проявление способности вставать на позицию другого, открытого самовыражения.
Здесь нужна также организация социальной практики детей, "инициативных событий", увлекательных совместных дел в досуговой сфере. Не помешают индивидуальные собеседования с родителями школьников, которые должны стать союзниками воспитателя.

5. Рефлексивный этап

Педагог в технологии педагогической поддержки работает (по выражению О. С. Газмана) "с вопросом ребенка к самому себе". Когда у детей появляются осмысленные, рефлексивные вопросы "про себя", это означает, что воспитатель достиг цели.

Центром, в котором сходятся все технологические усилия воспитателя, осуществляющего педагогическую поддержку, является рефлексивная деятельность ребенка. Она строится как система "семи шагов" и работает на всех технологических этапах:

- "шаг первый": ребенок с помощью педагога должен проявить свое эмоциональное состояние, которое покажет, что у него возникла проблема;

- "шаг второй": в беседе, через систему вопросов педагог помогает ребенку успокоиться и осознать свою проблему;

- "шаг третий": в дальнейшей беседе ребенок определяет свое отношение к проблеме: боится он ее или готов взяться за ее решение;

- "шаг четвертый": ребенок размышляет над тем, что конкретно, когда и с кем он будет делать для разрешения обнаруженной проблемы;
- "шаг пятый": ребенок совместно с педагогом рассматривает несколько путей решения проблемы, осуществляется выбор наиболее приемлемого;
- "шаг шестой": разрабатывается и обсуждается с педагогом план-проект своей деятельности;

- "шаг седьмой": во время реализации проекта ребенок и педагог постоянно обсуждают: что получилось, а что нет, стоит ли это дальше делать или отказаться от задуманного.

Выращивать, поддерживать индивидуальность - это значит учить ребенка понимать мир и себя, то, что с ним происходит. Технология педагогической поддержки вызывает естественные действия ребенка, аналогичные взаимодействию людей в реальной социальной практике.

 

Литература для самообразования

7. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.

8. Амонашвили Ш. А. Школа жизни. М., 1998.

9. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 2001.

10. Валявский А. С. Как понять ребенка. СПб., 2004.

11. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы / Ред.-сост. А. Н. Тубельский, А. О. Зверев. М., 2002.

12. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб., 2004.

13. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. М., 2004.

14. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

15. Мид М. Культура и мир детства/ Пер. с англ. М., 1988.

16. Мудрик А. В. Социализация человека. М., 2004.

17. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.

18. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.

19. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир. М., 1991.

20. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с нем. СПб., 2001.

21. Фромм Э. Искусство любить / Пер. с англ. СПб., 2004.

22. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе. М., 2004.

23. Шмаков С. А. Игры, развивающие психические качества личности школьников. М., 2003.

24. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. СПб., 2000.

25. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. М., 2004.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 6947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.