Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимоотношения в малых социальных группах




Классификация социальных групп.

 

Для изучения социально-психологических явлений и процессов в малых группах важное значение имеет их классификация, поскольку она отражает специфику отношений между людьми.

В социальной психологии существует большое количество классификаций социальных групп. Мы познакомимся лишь с одной, составленной доктором психологических наук, профессором А.В. Петровским.

 

1. По размеру: большие (более 40 чел.) и малые (менее 40 чел.).

2. По организации: организованные и неорганизованные.

3. По способу объединения: естественные и лабораторные.

4. По общественному статусу: формальные и неформальные.

5. По значимости: референтные и нереферентные.

6. По уровню развития: слаборазвитые и высокоразвитые.

7. По способу общения: реальные и условные, первичные и вторичные.

Таким образом, основываясь на данной классификации, мы может проанализировать любую из социальных групп. Именно такое самостоятельное задание мы выполним в конце нашего учебного занятия.

 

 

В каждой малой группе люди общаются между совой, т.е. вступают в определенные взаимоотношения – это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями.

Взаимоотношения между членами группы бывают трех видов:

1. Служебные (деловые) – это взаимоотношения, складывающиеся в совместной деятельности, взаимозависящие отношения «начальник-подчиненный».

2. Общественно-политические – это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общих мероприятий (собрание, митинг, сбор и т.п.).

3. Внеслужебные (личностные) – это отношения, складывающиеся между членами группы в часы досуга, в процессе совместного отдыха и строятся на основе симпатии и антипатии.

Взаимоотношения в группе должны отвечать определенным требованиям и строиться на принципах:

- принцип уважения и субординации, который предполагает создание таких взаимоотношений, которые соответствуют общественным нормам морали, установленными в интересах общения и взаимодействия людей. Данный принцип предусматривает учет индивидуальных особенностей всех членов группы, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует соблюдения субординации, личного достоинства, профессионализма и социального статуса каждого члена группы.

- принцип сплоченности членов группы предполагает формирование у всех ее членов взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и т.д.

- принцип гуманизма, предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человечность во взаимоотношениях, которые должны строится на доверии, искренности и доступности.

Таким образом, малая группа может стать высокоразвитой группой лишь тогда, если межличностные отношения между членами группы строятся на основе данных принципов.

В психологической науке имеется ряд диагностических методов и методик изучения межличностных отношений в группе. Мы с вами познакомимся с одной из них, разработанной Д. Морено.

В 1934 г. вышла в свет книга известного американского психолога Д. Морено «Кто выживет?». В ней он описал метод социометрии, основанный на том, что человек выбирает себе партнера по общению исходя из симпатии, антипатии или равнодушия.

Социометрический метод широко применяется в школьной практике для того, что бы определить социометрический статус ученика в классной группе, т.е. то положение, которое он занимает в структуре взаимоотношений со сверстниками.

Д.Морено выделил следующие социометрические статусы:

1. Лидер (звезда) – ученик, получивший максимальное количество положительных выборов и не получивший ни одного или один – два отрицательных выборов.

2. Предпочитаемый – ученик, получивший большое количество положительных выборов и минимальное количество отрицательных выборов.

3. Принимаемый – ученик, получивший примерно одинаковое количество как положительных, так и отрицательных выборов.

4. Отверженный – ученик, получивший максимальное количество отрицательных выборов и минимальное количество положительных выборов.

5. Изолированный – ученик, не получивший никаких выборов.

 

Метод социометрии проводится с группой учащихся, которые проучились вместе более 6 месяцев. Для проведения метода социометрии требуются опросные листы – листы, на которых дети будут отвечать на поставленные перед ними вопросы.

Перед проведением опроса детям дается инструкция. «Вам будут предложены четыре вопроса, назовите не менее трех и не более пяти своих одноклассников. При ответе обязательно напишите имя и фамилию ваших одноклассников. Свои листочки подпишите.»

Затем детям раздаются опросные листы и задаются вопросы:

1. В вашей школе организуется новый класс, кого бы из своих одноклассников вы взяли с собой в этот класс?

2. Кто бы из одноклассников остался в старом классе?

3. Вам задали составить доклад, кто из одноклассников согласился работать вместе с вами?

4. Кто бы из одноклассников отказался работать с вами?

После того как дети ответят на вопросы, опросные листы собираются для проведения анализа. Результаты социометрического опроса заносятся в социометрическую матрицу, подсчитывается общее количество положительных и отрицательных выборов, которые получил каждый ученик класса. Определяется социометрический статус учеников и строится социограмма, для наглядного изображения структуры взаимоотношений на основе статусного положения в ученической группе каждого школьника.

Результаты опроса анализируются и делаются выводы о наличии референтной группы учащихся, в которую входят лидеры и предпочитаемые, определяется количественный состав принимаемых, отверженных и изолированных учеников. Если в группе большое количество отверженных и изолированных детей, то группа является слаборазвитой. Небольшое количество отверженных и изолированных учеников или их отсутствие говорит о том, что группа высокоразвитая.

Результаты приведенного социометрического опросы не разглашаются! Они используются психологом или классным руководителем для коррекции структуры взаимоотношений между учащимися класса. Для этого классный руководитель планирует воспитательные мероприятия, направленные на улучшение межличностных отношений в классе. Такими мероприятиями могут быть: классные часы, внеурочная деятельность, развлечения, праздники, спортивные мероприятия и др., в которые вовлекаются все ученики класса.

ТЕМА 10(а). «Изучение межличностных отношений в малой социальной группе» (2 часа).

Тип урока: лабораторная работа (практическое применение знаний).

 

Цель: способствовать формированию умения проверять и подтверждать теоретические знания в практической исследовательской деятельности.

 

Задачи:

1. Закрепит, обобщить и систематизировать знания учащихся о межличностных отношениях в малой социальной группе.

2. Развивать умение проводить микро-исследование; обрабатывать полученные результаты; делать количественный и качественный анализ; обобщать полученные данные.

3. Воспитывать познавательный интерес к опытно – экспериментальной деятельности.

 

 

Литература к теме: Социометрическая методика в школьной практике (подборка из газеты Школьный психолог).

В.Г. Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах, Стр.207-208.

 

Структура урока:

I часть: постановка цели и задач лабораторной работы; вводная беседа по вопросу:

 

- Какие трудности возникли при проведении экспериментальной части работы?

 

II часть: практическая часть лабораторной работы:

 

· Заполнение социометрической матрицы.

· Определение социометрического статуса учащихся.

· Построение социограммы классной группы.

· Обобщение полученных результатов социометрического исследования.

 

III часть: рефлексия (Решил(а) ли я задачи, которые были поставлены при выполнении лабораторной работы?).

 

Д./з.: подготовить к сдаче лабораторную работу.

ТЕМА 11. «Деятельностное бытие человека. Структура деятельности; знания, умения и навыки» (4 часа).

Тип урока: лекционный (усвоение новых знаний).

 

Цель: способствовать пониманию студентами, что человек, прежде всего, выступает как субъект деятельности и лишь в активной деятельности идет его развитие.

 

Задачи:

1. Познакомить учащихся с общим понятием деятельности, ее особенностями и характерными отличиями от активности животных.

2. Развивать умение логично и последовательно конспектировать материал лекционного занятия.

3. Воспитывать познавательный интерес к самопознанию.

 

 

Литература к теме: В.Г. Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах, Стр.177-188.

 

Оборудование: наглядно – раздаточный материал по психологии.

 

Структура урока:

I часть: постановка цели и задач лекционного занятия; вводная беседа по вопросу:

 

-Факторы, влияющие на психическое развитие человеческой психики

 

II часть: лекция по плану:

 

1. Общее понятие о деятельности, ее особенности и виды.

2. Характерные отличия деятельности от активности животных.

3. Структура деятельности. Понятие об интериоризации и экстериоризации.

III часть: самостоятельная работа по учебнику:

 

-Знания, умения и навыки.

Д:/з.: лекционный материал.

 

ТЕМА 11. «Деятельностное бытие человека. Структура деятельности; знания, умения и навыки» (4 часа).

 

Вопросы:

1. Общее понятие о деятельности, ее особенности и виды.

2. Характерные отличия деятельности от активности животных.

3. Структура деятельности. Понятие об интериоризации и экстериоризации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.