КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и свойства восприятия
Восприятие, как и все психические процессы, бывает нескольких видов, в психологии выделяют три группы восприятия: 1) Виды восприятия различают в зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль: · зрительное; · слуховое; · вкусовое; · осязательное; · кинетическое; · обонятельное и т.д. 2) В зависимости от цели восприятие бывает: · преднамеренное – сознательное поставленная цель, волевое усилие человека; · непреднамеренное – нет сознательной постоянной цели и отсутствует волевое усилие. 3) В зависимости от степени организованности восприятие бывает: · организованное – наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предмета; · неорганизованное – непреднамеренное, бесплановое восприятие предметов. 4) В зависимости от форм отражения материи восприятие бывает: · пространства – это восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаления друг от друга и направления, в котором они находятся; · времени (чувство времени 1 минута) – это отражение времнной длительности, скорости протекания и последовательности явление действительности; · движения (характер деятельности, скорость деятельности, форма деятельности, ускорение, амплитуда, направление деятельности) – это изменение положения объекта в пространстве и во времени, т.е. направления и скорости. Таким образом, виды восприятия делятся на простые и сложные. К простым видам восприятия относятся: слуховые, зрительные, …, преднамеренное, непреднамеренное, организованное, неорганизованное; а к сложным – восприятие пространства, времени, и движения.
В качестве ведущих свойств восприятия выделяют: · целостность – свойства, позволяющие целостный образ окружающего мира; · предметность – выражается в отнесённости наглядного образа к определённым предметам внешнего мира; · осмысленность – обеспечивает осознание того, что воспринимает человек в конкретный момент. · обобщённость – отражение единичных объектов как особого проявления общего; · константность – это относительная характеристика формы, величины, увеличение предмета при изменяющихся условиях; · избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими; · апперцепция – это направленность восприятия, зависящая от прошлого опыта человека; · объём – количество объектов, которое может воспринять человека в единицу времени; · точность – соответствие возникновению образа действительности; · полнота – степень этого соответствия; · быстрота – это скорость восприятия, время необходимое для адекватного восприятия предмета; · надёжность – длительность восприятия с требуемой точностью в течение заданного времени. Кроме того, большое значение в функционировании восприятия и проявления свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизиологические закономерности их проявления в ходе собственного субъективного восприятия человека: пространство, форма, объёмность, величина, глубина, удалённость, линейная и воздушная перспектива должны правильно ораться органами чувств. Восприятие как психический процесс имеет свои особенности: · предмет и фон восприятия: выделению конкретного объекта из общего окружающего мира способствует: контур, цвет, величина, место расположения, динамика. Выделяемый объект восприятия называется – предметом восприятия, а всё остальное – фоном; · роль прошлого опыта: в процессе восприятия очень важно узнавание, без него фактически нет восприятия. Всякое явление или предмет уже в процессе восприятия мы понимаем с точки зрения уже имеющихся знаний и опыта, и это даёт возможность включить новое знание в уже имеющуюся систему наших знаний о мире; · активный процесс восприятия: восприятие всегда активный процесс, так как в процессе восприятия мы сравниваем, обобщаем, анализируем воспринимаемые объекты, т.е. идёт аналитико-синтетическая деятельность в коре головного мозга; · иллюзии восприятия: искажённое, неверное восприятие объекта. Чаще всего мы сталкиваемся с другими иллюзиями, но существуют и другие: слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые; · по характеру приёма информации: целостный тип (синтетический, без деталей), детализирующий тип (аналитический) – ориентирован на детали, подробности; · по характеру отражения получаемой информации: описательный тип (рассказ своими словами: что вижу, что слышу, что чувствую), объяснительный тип (общий смысл информации); · по характеру особенности самой личности: объективный тип (точность, непредвзятость), субъективный тип (субъективное отношение).
ТЕМА 18(а). «Целостность восприятия мира» (2 часа). Тип урока: видео – семинар (обобщение, систематизация и применение знаний).
Цель: способствовать осознанию студентами – будущими учителями, что целостность восприятия окружающей действительности напрямую зависит от сохранности всех видов ощущений.
Задачи: 1. Закрепить и обобщить знания учащихся о психических процессах: ощущениях и восприятия, их свойствах и видах. 2. Развивать умение анализировать и рецензировать просмотренный видеофильм. 3. Воспитывать личностные качества будущего педагога: самостоятельность, наблюдательность, заинтересованность и др..
Оборудование: художественный видеофильм «С первого взгляда»; видеоаппаратура, карточки с алгоритмом рецензии видеофильма (по количеству учащихся).
Структура урока: I часть: постановка цели и задач видео – семинара. Просмотр художественного видеофильма «С первого взгляда».
II часть: рецензирование просмотренного фильма.
III часть: подведение итогов видео – семинара. Д:/з.: подготовиться к тестированию.
ТЕМА 19. «Общее понятие о внимании. Его виды и свойства. Диагностика внимания» (2 часа). Тип урока: комбинированный(усвоение, закрепление, обобщение и применение знаний).
Цель: раскрыть основные закономерности протекания психического процесса внимания.
Задачи: 1. Закрепить и обобщить теоретические знания по пройденным темам «Ощущение и восприятие». 2. Раскрыть общие закономерности внимания, его свойства и виды. 3. Научить использовать диагностические методики с целью самопознания.
Литература к теме: И.В.Дубровина. Психология. С.143-148. Л.Д.Столяренко. Психология. С.193-196. В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах. С.99-102. В.А.Сонин. Психологический практикум. С.61-75.
Оборудование: DV-проектор, компьютер, экран, презентация, бланки для ответов (по количеству студентов), психологические задачи по теме «Внимание», иллюстративный материал для упражнений на развитие свойств внимания.
Структура урока:
ТЕМА 19. «Общее понятие о внимании. Его виды и свойства. Диагностика внимания» (2 часа). Вопросы: 1. Общее понятие о внимании. 2. Виды и свойства внимания.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |