Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды и свойства восприятия




 

Восприятие, как и все психические процессы, бывает нескольких видов, в психологии выделяют три группы восприятия:

1) Виды восприятия различают в зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль:

· зрительное;

· слуховое;

· вкусовое;

· осязательное;

· кинетическое;

· обонятельное и т.д.

2) В зависимости от цели восприятие бывает:

· преднамеренное – сознательное поставленная цель, волевое усилие человека;

· непреднамеренное – нет сознательной постоянной цели и отсутствует волевое усилие.

3) В зависимости от степени организованности восприятие бывает:

· организованное – наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предмета;

· неорганизованное – непреднамеренное, бесплановое восприятие предметов.

4) В зависимости от форм отражения материи восприятие бывает:

· пространства – это восприятие формы, величины, объёма объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаления друг от друга и направления, в котором они находятся;

· времени (чувство времени 1 минута) – это отражение времнной длительности, скорости протекания и последовательности явление действительности;

· движения (характер деятельности, скорость деятельности, форма деятельности, ускорение, амплитуда, направление деятельности) – это изменение положения объекта в пространстве и во времени, т.е. направления и скорости.

Таким образом, виды восприятия делятся на простые и сложные. К простым видам восприятия относятся: слуховые, зрительные, …, преднамеренное, непреднамеренное, организованное, неорганизованное; а к сложным – восприятие пространства, времени, и движения.

 

В качестве ведущих свойств восприятия выделяют:

· целостность – свойства, позволяющие целостный образ окружающего мира;

· предметность – выражается в отнесённости наглядного образа к определённым предметам внешнего мира;

· осмысленность – обеспечивает осознание того, что воспринимает человек в конкретный момент.

· обобщённость – отражение единичных объектов как особого проявления общего;

· константность – это относительная характеристика формы, величины, увеличение предмета при изменяющихся условиях;

· избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими;

· апперцепция – это направленность восприятия, зависящая от прошлого опыта человека;

· объём – количество объектов, которое может воспринять человека в единицу времени;

· точность – соответствие возникновению образа действительности;

· полнота – степень этого соответствия;

· быстрота – это скорость восприятия, время необходимое для адекватного восприятия предмета;

· надёжность – длительность восприятия с требуемой точностью в течение заданного времени.

Кроме того, большое значение в функционировании восприятия и проявления свойств играют физические характеристики самих предметов и психофизиологические закономерности их проявления в ходе собственного субъективного восприятия человека: пространство, форма, объёмность, величина, глубина, удалённость, линейная и воздушная перспектива должны правильно ораться органами чувств.

Восприятие как психический процесс имеет свои особенности:

· предмет и фон восприятия: выделению конкретного объекта из общего окружающего мира способствует: контур, цвет, величина, место расположения, динамика. Выделяемый объект восприятия называется – предметом восприятия, а всё остальное – фоном;

· роль прошлого опыта: в процессе восприятия очень важно узнавание, без него фактически нет восприятия. Всякое явление или предмет уже в процессе восприятия мы понимаем с точки зрения уже имеющихся знаний и опыта, и это даёт возможность включить новое знание в уже имеющуюся систему наших знаний о мире;

· активный процесс восприятия: восприятие всегда активный процесс, так как в процессе восприятия мы сравниваем, обобщаем, анализируем воспринимаемые объекты, т.е. идёт аналитико-синтетическая деятельность в коре головного мозга;

· иллюзии восприятия: искажённое, неверное восприятие объекта. Чаще всего мы сталкиваемся с другими иллюзиями, но существуют и другие: слуховые, двигательные, осязательные, вкусовые;

· по характеру приёма информации: целостный тип (синтетический, без деталей), детализирующий тип (аналитический) – ориентирован на детали, подробности;

· по характеру отражения получаемой информации: описательный тип (рассказ своими словами: что вижу, что слышу, что чувствую), объяснительный тип (общий смысл информации);

· по характеру особенности самой личности: объективный тип (точность, непредвзятость), субъективный тип (субъективное отношение).

 

ТЕМА 18(а). «Целостность восприятия мира» (2 часа).

Тип урока: видео – семинар (обобщение, систематизация и применение знаний).

 

Цель: способствовать осознанию студентами – будущими учителями, что целостность восприятия окружающей действительности напрямую зависит от сохранности всех видов ощущений.

 

Задачи:

1. Закрепить и обобщить знания учащихся о психических процессах: ощущениях и восприятия, их свойствах и видах.

2. Развивать умение анализировать и рецензировать просмотренный видеофильм.

3. Воспитывать личностные качества будущего педагога: самостоятельность, наблюдательность, заинтересованность и др..

 

 

Оборудование: художественный видеофильм «С первого взгляда»; видеоаппаратура, карточки с алгоритмом рецензии видеофильма (по количеству учащихся).

 

Структура урока:

I часть: постановка цели и задач видео – семинара.

Просмотр художественного видеофильма «С первого взгляда».

 

II часть: рецензирование просмотренного фильма.

 

III часть: подведение итогов видео – семинара.

Д:/з.: подготовиться к тестированию.

 

 

ТЕМА 19. «Общее понятие о внимании. Его виды и свойства. Диагностика внимания» (2 часа).

Тип урока: комбинированный(усвоение, закрепление, обобщение и применение знаний).

 

Цель: раскрыть основные закономерности протекания психического процесса внимания.

 

Задачи:

1. Закрепить и обобщить теоретические знания по пройденным темам «Ощущение и восприятие».

2. Раскрыть общие закономерности внимания, его свойства и виды.

3. Научить использовать диагностические методики с целью самопознания.

 

Литература к теме: И.В.Дубровина. Психология. С.143-148.

Л.Д.Столяренко. Психология. С.193-196.

В.Г.Крысько. Психология и педагогика в схемах и таблицах. С.99-102.

В.А.Сонин. Психологический практикум. С.61-75.

 

Оборудование: DV-проектор, компьютер, экран, презентация, бланки для ответов (по количеству студентов), психологические задачи по теме «Внимание», иллюстративный материал для упражнений на развитие свойств внимания.

 

 

Структура урока:

Этапы урока Текущее время урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов
I часть: 0-3 мин.   3-13 мин.   13-18 мин.     18-20 мин. 1.Водная беседа по ранее изученным темам «Ощущение и восприятие».   2.Проверка домашнего задания.   3. Фронтальный тестовый опрос с использованием DV- проектора по темам «Ощущение и восприятие».   4. Взаимопроверка результатов тестирования.   1.Ответы на вопросы.   2.Выступление студентов с рецензиями просмотренного художественного фильма «С первого взгляда» (2-3 человека).   3.Выполнение тестового задания в бланках ответов.     4.Взаимооценивание результатов тестирования по предложенным критериям.
II часть: 20-23 мин. 23-53 мин. 1.Постановка проблемы.   2.Сообщение темы, цели и плана урока.   3.Лекция по плану с использованием презентации: · Общее понятие о внимании. · Виды и свойства внимания. 1.Ответы студентов.   2.Запись в тетрадь.     3.Конспектирование лекционного материала.
III часть: 53-65 мин. Практическая работа по диагностике уровня развития основных свойств внимания студентов с использованием: · Объем внимания. · Распределение внимания. · Переключение внимания. Практическая работа с записью в рабочей тетради.
IV часть: 65-75 мин. 75-85 мин. 85-90 мин. 1. Решение психологических задач. Выполнение упражнений на развитие свойств внимания.   2. Обобщение нового материала по вопросам.     3.Домашнее задание: подготовиться к экспресс – опросу по пройденной теме; подобрать иллюстративный материал на то свойство внимание, которое развито меньше всего. 1. Работа в парах.   2. Устные ответы студентов на вопросы по пройденной теме.     3.Запись в тетрадь.

ТЕМА 19. «Общее понятие о внимании. Его виды и свойства. Диагностика внимания» (2 часа).

Вопросы:

1. Общее понятие о внимании.

2. Виды и свойства внимания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 2894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.