Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о внимании




Лекция.

На человека постоянно воздействует масса самых разных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной точностью все объекты и явления окружающей действительности. Что – то находиться в поле ясного сознания, что – то осознается не в полнее отчетливо, что – то весьма мутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов человек выделяет те, которые для него представляют в конкретный момент времени наибольший интерес.

Для восприятия любого явления или объекта необходимо, чтобы это явление или объект вызвали ориентировочную реакцию, которая и позволит нам «настроить» на него наши органы чувств. Подобная произвольная или непроизвольная направленности и сосредоточенность психической деятельности на каком – либо объекте восприятия и называется вниманием. Без него восприятие невозможно.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах, явлениях или деятельности при отвлечении от всего остального.

Характеризуя внимание как сложный психический процесс, выделяют ряд его важнейших функций:

· Отбор значимых (релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности воздействий) и игнорирование (торможение, устранение) других – несущественных, побочных воздействий для выполнения той или иной деятельности.

· Удержание, т.е. сохранение в сознании образов восприятия до тех пор, пока не будет достигнута цель.

· Регуляция и контроль протекания той или иной деятельности.

 

В отечественной и зарубежной психологической науке есть разные подходы к объяснению происхождения и сущности внимания. Основные из них такие:

1. Внимание – это результат двигательного приспособления человека, это его мускульные движения.

2. Внимание – результат ограниченности человеческого сознания. Более сильные раздражители вытесняют более слабые.

3. Внимание – результат проявления эмоций человека и зависят от интересов и склонностей личности.

4. Внимание – есть жизненный опыт человека.

5. Внимание – это особая активность сознания, происхождение которой необъяснимо.

Известный отечественный психолог П.Я.Гальперин дал свою оригинальную трактовку внимания. Главная идея его теории заключается в том, что внимание – это элемент ориентировочно-исследовательской деятельности человека, т.к. оно направлено на содержание образа или мысли. Главной функцией внимания П.Я. Гальперин выделяет контроль за содержанием деятельности, которую выполняет человек.

Таким образом, познавательный процесс внимание имеет огромную роль в жизни и деятельности человека. Если бы человек не обладал данным психическим процессом, то он никогда бы не достиг поставленной цели, не смог бы сосредоточится при выполнении определенных действий. Вся бы поступающая информация из окружающего мира не усваивалась бы человеком осознанно. Человек бы не смог овладеть теми знаниями, которое накопило человечество за огромный период своего исторического развития. Не овладел бы необходимыми умениями и навыками, при помощи которых он совершенствует и преобразует окружающую действительность, включая самого себя и условия своего существования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.