Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Риски и базисные условия поставки в экспортно-импортных операциях




Основные вопросы:

1. Риски во ВЭД

2. Базисные условия поставки

3. ИНКОТЕРМС 2000

4. Группы ИНКОТЕРМС

5. Особенности условий поставки в разных странах

В связи с актуальностью проведения экспортно-импортных операций следует особое внимание обращать на возможные риски, часть которых можно устранить при выборе условий поставки и платежа.

Экспортер и импортер в равной степени подвергаются определенным рискам при экспорте и импорте, однако, существуют общие и частные риски для участвующих сторон. Общими для них можно считать следующие группы рисков, политический (страновой) риск; экономический риск; валютный риск; транс­портный риск.

Для экспортера данные виды рисков могут быть следующие:

1. Экономический риск: неплатежеспособность импортера; задержка платежей со стороны покупателя или банка покупателя; риск непринятия товара; риск возврата товара в ненадлежащем виде: нежелание покупателя производить оплату.

2. Политический риск, т.е. политико-экономическое вмешательство государства: запрет на ввоз и вывоз; конфискация или уничтожение при несоблюдении предписаний (например, алкогольных товаров в мусульманских странах, порнографии и т.д.); страновые риски: менталитет, особые обычаи и законы, автаркия, диктатура, экономическая ситуация в стране импортера; военные и политические конфликты;

3. Валютные ограничения;

4. Валютный риск: курсовой риск; трансфертный риск; неконвертируемость валюты;

5. Транспортный риск: форс-мажорные обстоятельства, вызвавшие потопление судна, аварию другого вида транспорта; повреждение или порча груза при перевозке; доставка в другой регион.

Для импортера риски те же, но с добавлением особых рисков: Экономический риск: несоблюдение экспортером сроков поставки; неудовлетворительное качество поставленного товара, некомплектность товара; утеря или сокрытие экспортером (банками импортера и экспортера) авансовых платежей за товар; отсутствие отдельных сопроводительных документов о качестве товара, отсутствии заражений (сертификатов качества, консульских фактур, экологических и эпидемиологических справок), требуемых в стране импортера при реализации товара.

Политические риски: эмбарго на ввоз в страну определенных групп товаров; мораторий на проведение операций с отдельными странами или регионами со стороны государственных органов стран-партнеров; запрет импорта и осуществления валютных операций и платежей со стороны государства и т.д.

Валютные и транспортные риски одинаковы для экспортеров и импортеров.

Уменьшения последствий действия рисков можно достигнуть страхованием от них, которыми занимаются страховые компании, предоставлением гарантий и поручительств со стороны государственных органов, финансовых институтов и международных организаций.

Банки оказывают содействие фирмам, осуществляющим внешнеторговую деятельность, предоставляя им гарантии, например: гарантия возврата авансовых платежей; гарантия предложения при тендерных заказах; гарантия исполнения обязательств по выполнению договоров поставки или производства; гарантия коносаментов, то есть возмещения ущерба при несвоевременном предоставлении коносамента на груз и другие виды гарантий.

Данные гарантии и страхование при внешней торговле предоставляются в случае поддержки экспорта и импорта со стороны, прежде всего, государства и соответствующих государственных органов и коммерческих структур.

Экспортерам и импортерам важно уяснить момент перехода рисков и затрат от продавца к покупателю, которые регламентируются базисными условиями поставки ИНКОТЕРМС и помогут уменьшить воздействие транспортных и экономических рисков, однако ими не регулируется нарушение различных обя­зательств, платежные и валютные условия, решение спорных вопросов и другие моменты, возникающие при совершении сделок.

При совершении внешнеторговых операций предприятия фирмы и объединения оговаривают базисные условия поставки, так как от этого зависит не только цена товара, но и момент перехода риска от поставщика-экспортера (продавца) к получателю-импортеру (покупателю) товара. Несмотря на уже имеющийся в республике опыт проведения экспортно-импортных сделок, небезынтересно еще раз остановиться на расшифровке ИНКОТЕРМС как ключевом пункте внешнеторгового договора.

Базисные условия поставки определяют обязанности и права сторон, а также момент перехода риска и стоимости от продавца к покупателю. В 1936 году Международная Торговая палата впервые опубликовала в Париже ИНКОТЕРМС, который сейчас является интернациональным при установлении условий ком­мерческих операций. В настоящее время в договоре достаточно сделать ссылку на них аббревиатурой (EXW, FOB, DAF, CIP и т.д.). Установление конкретного ИНКОТЕРМС определяет цену товара брутто, так как в зависимости от условия поставки расходы по доставке включаются в цену либо не включаются.

Группы ИНКОТЕРМС различаются по начальной букве, определяющей способ отправки груза, цену товара и переход риска:

I группа «Е» - EXW - с завода (франко-предприятие), при котором товар предоставляется на заводе продавца и с этого момента риск переходит от продавца к покупателю, в цену-брутто не включаются расходы по транспортировке.

II группа «F» - до пункта отправки (франко-борт FOB, вдоль борта FAS, транспортной фирмы-FCA), при этом товар доставляется до судна или места дальнейшей транспортировки. Расходы по основному транспорту продавец не оплачивает и не включает в цену товара.

III группа «С» - на транспорт основной перевозки (франко-борт плюс фрахт - CFR; франко-борт плюс фрахт и страховка -CIF; франко-фрахт - СРТ, франко-фрахт и страховка - CIP); в данном случае основной вид транспортировки продавцом не оплачивается, риск от продавца к покупателю переходит, когда товар реально погружен на борт судна или при передаче первой транспортной фирме, при этом стоимость переходит после прибытия товара на место назначения. Таким образом, поставщик отвечает за перевозку груза, но не его гибель и не несет ответственность по дополнительным расходам.

IV группа «D» - до страны назначения (поставка от судна -DES; от причала с уплатой таможенной пошлины - DEQ; от причала без уплаты таможенной пошлины - DDU; поставка до границы - DAF; поставка и таможня - DDP). Продавец при такой поставке несет ответственность и принимает расходы и риски до страны назначения. Таким образом, определяются условия страхования транспортных рисков.

Первая группа ИНКОТЕРМС, в редакции 2000 года, EXW (ех works) - с завода, дает больше преимуществ поставщику, так как в этом случае покупатель, по условиям контракта, должен забрать готовый, упакованный товар непосредственно на заводе поставщика. Переход риска и стоимости товара производится на конкретном заводе.

При этом стоимость товара также минимизирована, так как не включает в себя расходы по транспортировке, погрузочно-разгрузочные затраты и страховые взносы. Покупатель не обеспечивается транспортом, все затраты по перевозке он несет самостоятельно, включая страхование груза, таможенные расходы, погрузочно-разгрузочные и оплату за складирование на перевалочных пунктах.

Принятие таких условий продавцом может быть вызвано рядом обстоятельств:

- если продавец не имеет собственного транспорта для доставки до порта, до границы, до покупателя при небольшом расстоянии между странами партнеров;

- в случае недостаточного знания ситуации, обычаев и законов страны покупателя, особенно таможенных правил;

- при отдаленности границ между странами контрагентов и наличием нескольких границ с большой степенью риска при транспортировке, например, между западноевропейскими странами и Казахстаном (республиками Средней Азии) и т.д.

Покупателю данное условие поставки может быть выгодно в случаях:

- когда он дислоцируется в соседней стране со схожими внешнеторговыми законами и таможенными пошлинами;

- если он имеет собственный транспорт для близких перевозок;

- если его устраивает минимальная стоимость товара и дополнительных затрат он может избежать;

- партия товара малого и среднего объема, расходы на перевозку и страхование которой он может минимизировать;

- риск порчи и гибели товара минимальный при собственной транспортировке.

Если конкретизировать примеры к Республике Казахстан, такое условие взаимовыгодно при экспорте-импорте в сопредельные страны: Россию, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и северо-западные районы Китая. В этих случаях в приграничные области перевозка осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом.

В государства Западной Европы, на американский континент, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, африканские государства и ближневосточный регион перевозки осуществляются, как правило, авиационным транспортом, что ведет к дополнительным расходам. Судоходный транспорт, при наличии крупной партии груза, дешевле, чем авиационный, однако авиационный выгоден при транспортировке скоропортящихся товаров, так как он выигрывает в скорости доставки.

Таким образом, в зависимости от целей экспортера и импортера, они могут в ряде вышеуказанных случаев избрать условием поставки первую группу ИНКОТЕРМС.

Следующая группа ИНКОТЕРМС включает в себя условия «франко» - «F»:

- FAS - free alongside ship - свободно вдоль борта судна (...с указанием порта отгрузки). В данном случае товар готов к передаче и лежит вдоль борта судна в порту отправления;

- FOB - free on board - свободно на борту (...с указанием порта отгрузки). При этом товар реально погружен на борт судна в порту отправления;

- FCA - free carrier - франко-транспортная фирма (перевозчик) (... с указанием пункта). Передача товара транспортному предприятию производится в определенном контрактом месте.

В вышеуказанных случаях переход риска и расходов от продавца к покупателю происходит при передаче товара перевозчику возле борта судна, на борту судна или в указанном месте, согласно договоренности с покупателем (импортером). Покупатель самостоятельно договаривается с основным перевозчиком и оплачивает транспортировку уже непосредственно до своего склада или предприятия, то есть до места назначения, и производит страхование груза при основной перевозке.

Транспортные расходы и оплату риска случайной гибели или порчи до места погрузки осуществляет поставщик, который при необходимости осуществляет (и оплачивает) затраты на: проверку, складирование, перевалку (погрузочно-разгрузочные работы) на пристань (FAS), на борт судна (FOB) или на склад пе­ревозчика (FCA).

Условия FAS и FOB стороны по контракту оговаривают в случаях нахождения отправителя вблизи крупного порта, покупатель при этом может дислоцироваться на другом континенте.

При транспортировке по условию FCA партнеры, как правило, находятся на одном континенте, транспортирование грузов возможно сухопутным путем.

Экспортер видит преимущество использования указанных условий:

- при дальности расстояния до покупателя (особенно при пересечении морей и океанов), что требует дополнительных расходов по страхованию груза;

- при транспортировке товаров в регионы повышенного риска (в случаях военных действий, особо криминогенных районов, некачественных путях транспортирования и других случаях);

- при близости расположения портовых городов или надежных транспортно-экспедиционных фирм;

- а также для снижения дополнительных расходов, связанных с оплатой основного транспорта и страхования груза.

Покупатель соглашается на условия группы «F» в случаях:

- если он может минимизировать оплату за доставку основным транспортом, используя, например, более дешевый транспорт. Или оплата услуг транспортной фирме его больше устраивает, нежели предложенная цена экспортера за доставку и страхование груза;

- в случаях оплаты всей суммы за товар в обмен на документы (например, при аккредитивной или инкассовой форме оплаты), что дает гарантию полноценной доставки груза, хотя не гарантирует качества товара. В этом случае, однако, покупатель (импортер) или транспортная фирма (по его поручению) могут до погрузки и отправки товара проверить его комплектность в пункте отправления в соответствии с передаточными документами.

Третья группа ИНКОТЕРМС – «С» - включает следующие условия:

- CFR - cost and freight - стоимость и фрахт (...с указанием порта назначения). Товар реально погружен на борт судна в порту отправления. После перехода товаром борта судна происходит переход риска утраты или повреждения товара от продавца к покупателю. Переход стоимости от продавца к покупателю происходит после прибытия судна в порт назначения (франко-борт плюс фрахт);

- CIF - cost, insurance, freight - стоимость, страхование, фрахт (...с указанием порта назначения). Переход риска утраты или повреждения товара происходит, когда товар реально погружен на борт судна в порту отправления; переход стоимости от продавца к покупателю происходит по прибытии судна в порт на­значения (франко-борт плюс фрахт и страхование);

- СРТ - carriage paid to - перевозка оплачена до (... с указанием места назначения). Переход риска гибели или повреждения товара от продавца к покупателю происходит при передаче товара первой транспортной фирме на месте отправления; переход стоимости происходит по прибытии товара на место назначения.

- CIP - carriage and insurance paid to - перевозка и страхование оплачены до (... с указанием места назначения). Переход риска и стоимости от продавца к покупателю происходит как при условии СРТ, но с добавлением оплаты транспортной страховки.

Условия этой группы ИНКОТЕРМС предполагают договор отправления (как и в группе "F"), то есть продавец отправляет груз и оплачивает расходы на перевозку основным транспортом (CFR, СРТ) и страхование груза (CIF, CIP) до порта назначения, но не до пункта назначения, то есть не до складов импортера.

Как уже было сказано, по условиям CFR и СРТ продавцом производится оплата только за транспортировку до порта назначения и передача коносамента покупателю (для получения груза в пункте прибытия судна). Так как риск гибели или по­вреждения груза переходит к покупателю, он должен самостоятельно произвести страхование груза и оплату страхового полиса. В случаях CIF и CIP страхование и отправку груза производит экспортер, который передает покупателю коносамент и страховой полис, выписанный на имя покупателя-получателя груза.

Условия группы «С» дают возможность импортеру, не неся бремени хлопот по доставке, ожидать товар в порту прибытия судна, однако это ведет к удорожанию товаров, что могут себе позволить импортеры богатых стран, на рынках которых дорогие товары найдут своих покупателей. Это может касаться также крупной партии товара, когда затраты на единицу товара не будут столь ощутимы, или небольшой партии дорогостоящих товаров, которые не занимают много места, но их страхование может быть довольно значительным.

Таким образом, существуют различные вариации применения условий поставки группы "С", которые индивидуальны в зависимости от пожеланий продавца и покупателя, от их возможностей по доставке и оплате всех расходов.

Последняя группа ИНКОТЕРМС - условия «D» - условия прибытия:

- DAT - delivered at Terminal - поставка на терминале (название терминала). Переход риска от продавца к покупателю производится, когда товар находится на месте своей доставки - на терминале, переход стоимости также;

- DAP - delivered at Piont - поставка в пункте (... название пункта). Переход риска и стоимости происходит, когда судно готово к разгрузке в порту назначения;

- DDP - Delivered Duty Paid (... named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)

Таблица – Термины Инкотермс 2010

Категория Аббреватура Вид транспорта Комментарии
Категория E Отгрузка EXW любые виды транспорта EX Works (... named place) Франко завод (...название места)
Категория F Основная перевозка не оплачена продавцом FCA морские и внутренние водные перевозки Free Carrier (...named place) Франко перевозчик (...название места)
FAS морские и внутренние водные перевозки Free Alongside Ship (... named port of shipment) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)
FOB морские и внутренние водные перевозки Free On Board (... named port of shipment) Франко борт (... название порта отгрузки)
Категория C Основная перевозка оплачена продавцом CFR любые виды транспорта Cost and Freight (... named port of destination) Стоимость и фрахт (... название порта назначения)
CIF любые виды транспорта Cost, Insurance and Freight (... named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения)
CIP любые виды транспорта Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения)
CPT любые виды транспорта Carriage Paid To (... named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения)
Категория D Доставка DAT любые виды транспорта new!!! Delivered At Terminal (... named terminal of destination) Поставка на терминале (... название терминала)
DAP любые виды транспорта new!!! Delivered At Piont (... named point of destination) Поставка в пункте (... название пункта)
DDP любые виды транспорта Delivered Duty Paid (... named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)
DDU любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010 Delivered Duty Unpaid (... named place of destination) Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)
DAF любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010 Delivered At Frontier (... named place) Поставка до границы (... название места поставки)
DEQ любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010 Delivered Ex Quay (... named port of destination) Поставка с пристани (... название порта назначения)
DES любые виды транспорта Исключен из Инкотермс 2010 Delivered Ex Ship (... named port of destination) Поставка с судна (... название порта назначения)
Источник: Международное законодательство // www.таможня.ру [24]

 

Условия FCA, FAS, FOB, CFR, CIF предусматривают межконтинентальную доставку морским и речным транспортом. Остальные условия поставки допускают использование автомобильного, железнодорожного, авиационного и других возможных видов транспорта международной торговли, т.е. любых видов транспорта.

Условия ИНКОТЕРМС признаются и используются во всех странах и предполагают определение стороны, готовой принять на себя расходы, указывают момент перехода рисков от экспортера к импортеру и переход обязательств от продавца к покупателю. Однако ими не регламентируются вопросы нарушения условий, сроков, качества, предъявления рекламаций и исков, условия платежа, залоговые обязательства и другие вопросы, возникающие в процессе экспортно-импортных операций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.